Научная статья на тему 'Перспективы развития крымского туризма после воссоединения с Россией'

Перспективы развития крымского туризма после воссоединения с Россией Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
129
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СЕРВИС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТУРИЗМ В КРЫМУ / ВОССОЕДИНЕНИЕ КРЫМА С РОССИЕЙ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Понамарев А.Б.

В статье автор затрагивает возможные перспективы развития сферы туризма в Республике Крым после ее воссоединения с Россией. Так, рассматривается изменение основ ведения туристского бизнеса, отношение потребителей к этим изменениям, а также делается попытка спрогнозировать их результаты. Автор также формулирует рекомендации по оптимизации туристской отрасли на территории Крымского полуострова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития крымского туризма после воссоединения с Россией»

УДК: 316

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЫМСКОГО ТУРИЗМА ПОСЛЕ ВОССОЕДИНЕНИЯ С РОССИЕЙ

Понамарев А.Б.,

магистрант, Южный федеральный университет, Институт социологии и регионоведения, г. Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация. В статье автор затрагивает возможные перспективы развития сферы туризма в Республике Крым после ее воссоединения с Россией. Так, рассматривается изменение основ ведения туристского бизнеса, отношение потребителей к этим изменениям, а также делается попытка спрогнозировать их результаты. Автор также формулирует рекомендации по оптимизации туристской отрасли на территории Крымского полуострова.

Ключевые слова: туризм, сервис, конкурентоспособность, туризм в Крыму, воссоединение Крыма с Россией.

Воссоединение Республики Крым с Россией неизбежно влечет за собой изменение основ ведения туристического бизнеса. Смена государства и законов о туризме приводит Крымский полуостров к состоянию метаморфозы, в рамках которого туристская отрасль должна измениться и адаптироваться к новым реалиям, определяющим новые векторы развития туристской отрасли на двух уровнях: уровне регионального управления и стратегического планирования развития экономики и на уровне принятия управленческих решений представителям частного бизнеса, предоставляющим туристские услуги.

В рамках этой статьи будут проанализированы основные перспективы и проблемы развития туристской отрасли Республики Крым, пропущенные через призму социологической науки. В частности, будут рассмотрены изменения основ ведения туристского бизнеса, отношения потребителей туристских продуктов к этим изменениям и будут спрогнозированы последствия всего вышеописанного. Итогом этой работы будут сформулированные стратегические рекомендации по оптимизации туристской отрасли Крымского полуострова на уровне стратегического планирования развития туристской отрасли, направленные на увеличение эффективности работы сферы туризма и рекреации.

Для более глубокого понимания нынешнего состояния туристской отрасли Крыма, которую можно охарактеризовать как находящуюся в

143

состоянии реинтеграции, предлагаем проанализировать основные изменения принципов ведения туристского бизнеса.

Одной из основных особенностей туристского бизнеса Республики Крым, в то время пока она находилась в составе Украины, являлась ориентация на так называемых «туристов-дикарей», то есть туристов, не пользующихся услугами турагентов и туроператоров и планирующих свой отдых самостоятельно и таким же образом находивших себе места проживания. Эти туристы заботились о собственном пропитании сами и путешествовали по туристкой дестинации самостоятельно. Местами размещения этих туристов являлись частные дома и квартиры жителей республики, которые сдавали туристам-дикарям свои места жительства в аренду. В абсолютном большинстве случаев арендодатели не платили налоги за свою деятельность по предоставлению мест проживания для туристов и таким образом индустрия гостеприимства, если ее можно было так назвать, характеризовалась высочайшей степенью «тенизации» [1]. Эта тенденция привела к тому, что отели и санатории оставались не у дел и находились на грани поддержки рентабельности. Статистика говорит о том, что 75% российских и украинских туристов, посещавших полуостров, останавливались именно у частных арендодателей, находящихся «в тени». В настоящий же момент эта ситуация радикальнейшим образом изменилась. После воссоединения Крыма с Россией институализированные места размещения туристов, такие как отели, гостиницы и санатории обрели вторую жизнь, и благодаря инвестициям федерального центра смогли перебороть теневой сектор и в настоящий момент являются доминирующими местами размещения для туристов.

Однако, подобная смена тренда туристских размещений привела к тому, что современный российский турист, который заинтересовался размещением в гостиницах и санаториях, которые находились в упадке несколько десятков лет столкнулся с проблемой несоответствия вышеописанных мест размещения ожиданиям современных туристов и мировым стандартам сервиса. Все вышеописанное приводит к значительному оттоку туристских потоков от крымского полуострова и объясняется это тем, что более состоятельный российский турист, который привык к турецким и египетским курортам в стиле «все включено» не согласен платить практически те же деньги за размещение в Крыму при более низком уровне сервиса.

Для того, чтобы лучше понять такое радикальное изменение тренда, предлагаем рассмотреть целевые аудитории туристского рынка крымского полуострова. До воссоединения Крыма с Россией основную аудиторию туристских аттракторов республики составляли туристы из Украины, которые

144

и были основой бывшей «теневой» экономики. Российские же туристы тоже посещали Крым, но их доля была не столь значительной, чтобы перевернуть тренд в сторону «белой» экономики индустрии гостеприимства [2]. Иностранные же туристы практически всегда обделяли туристские дестинации Республики Крым своим вниманием и поэтому в рамках этой работы их влияние на экономику рассматриваться не будет.

В настоящий момент аудитория украинских туристов отрезана от республики из-за сложной и неоднозначной политической ситуации, а международные санкции и отказ признавать Республику Крым как один из субъектов РФ приводит к невозможности даже рассчитывать на интерес иностранных туристов в ближайшей перспективе. Из этого следует, что основной и практически единственной целевой аудиторией туристских дестинаций Крыма являются туристы из России. Однако среднестатистический российский турист, несмотря на значительные денежные вливания федерального центра в Крым, до сих пор продолжает обходить ее своим вниманием. Объяснить это можно тем, что не только цена и качество мест размещения туристских дестинаций Крыма не соответствует ожиданиям российского туриста, но также имеют место важнейшие инфраструктурные проблемы.

Одной из основных, если не самой важной, является проблема транспортной системы. В настоящий момент в Крым можно добраться либо путем водного сообщения, характеризующееся высокой непопулярностью у туристов или путем авиаперелетов [3]. Стоит упомянуть, что в настоящий момент ведется работа над мостом, который может соединить полуостров с той частью России, из которой будет проще до него добраться, но отсутствие железнодорожного сообщения, которое было потеряно из-за обострившихся отношений с Украиной значительно подкосило объемы потенциальных туристских потоков на полуостров.

Из всего вышеописанного следует, что для ревитализации туристского рынка Крыма и реализации туристского потенциала региона требуется решить основные проблемы крымских дестинаций, то есть мест размещения и сервиса, а также доставки туристов на эти места размещения.

Одним из основных препятствий в повышении конкурентоспособности крымских туристских дестинаций является низкая инвестиционная привлекательность, обусловленная неоднозначной международной ситуацией вокруг полуострова, и конкуренция с дестинациями Краснодарского края и иностранных дестинаций Турции и Египта. Решение этой проблемы невозможно без нормализации международной ситуации, в частности признания Республики Крым, как части РФ другими государствами. Также

145

стоит отметить, что полная потеря украинской аудитории также оказывает отрицательное влияние на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность Крыма на общероссийском туристском рынке. В современных условиях эту проблему можно решить путем повышения гарантий защиты инвестиционных интересов современных инвесторов путем определенных компенсаций и субсидий со стороны федерального центра [4].

Проблема транспортной системы может быть решена расширением средств воздушного сообщения с РФ и снижением цен на перелеты. Завершение строительства соединяющего РФ и Республику Крым моста также может потенциально повысить объемы туристских потоков.

Если проблема конкурентоспособности отелей, санаториев и гостиниц Крыма будет каким-то образом решена, то не стоит забывать и о соответствии предоставляемых услуг современным международным стандартам сервиса, к которым привыкли российские туристы, отдыхающие в Турции и подобных курортах. Потенциально эту проблему можно решить в краткосрочной перспективе путем широкого набора опытных специалистов в индустрии гостеприимства и сервиса из центральной части РФ. В долгосрочной же перспективе требуется переквалификация кадров, которые работают в этой индустрии в Крыму уже сейчас, а также набор в профессиональные учебные заведения по направлениям «туризм и сфера обслуживания», которое рекомендуется широко развернуть в ближайшее время.

Резюмируя все вышесказанное, в настоящий момент туристский рынок Республики Крым находится в состоянии реинтеграции и обновления. Основными его проблемами является отсутствие оптимизации туристских аттракторов под нужды современных российских туристов, а дополняя это транспортными проблемами, неразвитой инфраструктурой и неоднозначной международной ситуацией можно сказать, что при отсутствии целенаправленных попыток ревитализации туристского рынка со стороны федерального центра, администрации региона и представителей частного бизнеса регион будет терять прибыль и сильнее опираться на дотации со стороны федерального центра. Для решения этой проблемы требуется комплексное изменение принципа работы туристского рынка, которое должно привести к повышению интереса со стороны российских туристов. Так как в краткосрочной и среднесрочной перспективе ориентироваться на аудитории зарубежных туристов не является рациональным решением, следует сосредоточиться на повышении конкурентоспособности туристского рынка с его основным конкурентом - зарубежными турецкими курортами. Для реализации этого плана следует повысить инвестиционную привлекательность региона путем повышения инвестиционной защиты

146

инвесторов, переобучения современных кадров, работающих в индустрии гостеприимства и широком наборе более квалифицированных и опытных кадров. Привлечение управленческих кадров из других регионов России вкупе с решением инфраструктурных проблем может привести к повышению привлекательности крымских туристских дестинаций для российских туристов.

Литература:

1. Туризм в Крыму. Есть ли перспективы развития [Электронный ресурс] // https://politexpert.net/5278-turizm-v-krymu-est-li-perspektivy-razvitiya.html

2. Хорошо ли Крыму в России [Электронный ресурс] // https://www.rbc.ru/newspaper/2017/03/17/58c952339a7947f9655d0281

3. Крым. Перспективы туризма [Электронный ресурс] // http://rustur.ru/krym-perspektivy-turizma

4. Экспресс-оценка инвестиционной привлекательности Республики Крым: рискованный актив [Электронный ресурс] // https://raexpert.ru/researches/regions/krim_2014

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.