Научная статья на тему 'Перспективы развития конкурентных форм торговли топливно-энергетическими ресурсами'

Перспективы развития конкурентных форм торговли топливно-энергетическими ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
БИРЖЕВЫЕ ТОРГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / КОНКУРЕНТНАЯ ТОРГОВЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЗЕРВ / СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

При реализации многих видов продукции минерально-сырьевого комплекса (уголь, нефть, газ и т.п.) традиционно используется система долгосрочных контрактов, обладающая своими положительными сторонами. Для заключения долгосрочного контракта обычно используется механизм проведения переговоров с выбранным субъектом. Однако наряду с обычными переговорами для заключения контракта используются также конкурентные механизмы, такие как запрос предложений, тендерные торги, аукцион, биржевые торги. В последние годы для торговли продукцией минерально-сырьевого комплекса развиваются рынки краткосрочных сделок, в частности спотовые рынки газа, металлов и т.п. Рассмотрены направления реализации топливно-энергетических ресурсов, обусловливающие участие предприятия-продавца в различных процедурах конкурентной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития конкурентных форм торговли топливно-энергетическими ресурсами»

УДК 339.172

Ю.Н.ВАСИЛЬЕВ, канд. экон. наук, доцент, yur_vas@mail.ru Санкт-Петербургский государственный горный университет

Y.N.VASILYUEV, PhD in econ. sc., associate professor, yur_vas@mail.ru Saint Petersburg State Mining University

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ФОРМ ТОРГОВЛИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

При реализации многих видов продукции минерально-сырьевого комплекса (уголь, нефть, газ и т.п.) традиционно используется система долгосрочных контрактов, обладающая своими положительными сторонами. Для заключения долгосрочного контракта обычно используется механизм проведения переговоров с выбранным субъектом. Однако наряду с обычными переговорами для заключения контракта используются также конкурентные механизмы, такие как запрос предложений, тендерные торги, аукцион, биржевые торги. В последние годы для торговли продукцией минерально-сырьевого комплекса развиваются рынки краткосрочных сделок, в частности спотовые рынки газа, металлов и т.п. Рассмотрены направления реализации топливно-энергетических ресурсов, обусловливающие участие предприятия-продавца в различных процедурах конкурентной торговли.

Ключевые слова: биржевые торги, государственный заказ, конкурентная торговля, государственный резерв, северный завоз.

THE PERSPECTIVES OF COMPETITIVE TRADE FORMS DEVELOPMENT OF FUEL-ENERGY RESOURCES

The system of long-term contracts having some advantages is traditionally used for selling most types of mineral resources such as coal, oil, gas, etc. The negotiation mechanism with a chosen subject is usually applied to make a long-term contract. But also there are some other competitive ways to make a contract such as making enquiries, tenders, auctions, exchange auctions. Lately the markets of short-term contracts have been developing for selling mineral production, e.g. so called spot gas or metal markets. The article is devoted to considering some trends of fuel-energy resources selling with Seller-manufacturer participating in different procedures of competitive trade.

Key words: stock exchange auctions; state order; competitive trade; state reserves; nord delivery.

Топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) в настоящее время превалируют в стоимостной структуре добываемого на планете минерального сырья. Энергетический комплекс России является неотъемлемой частью мирового энергетического рынка и активно участвует в формировании международной торговли энергетическими ресурсами. Формирование новых рынков топлива и энергии является необходимым условием

реализации концепции устойчивого развития в энергетике.

Одним из принципиально новых ориентиров государственной энергетической политики является формирование в отраслях топливно-энергетического комплекса (ТЭК) организованной и открытой системы торговли энергоресурсами. Основной целью государственной энергетической политики на долгосрочную перспективу должно стать

_ 223

Санкт-Петербург. 2011

формирование международных правовых, экономических, финансовых, торговых стандартов и систем [8, с.27]. Поэтому актуальным является исследование направлений реализации продукции ТЭК, основанных на применении конкурентных форм торговли, т.е. тех направлений, реализуя продукцию по которым предприятие минерально-сырьевого комплекса участвует в процедурах, отличных от обычных процедур переговоров, используемых для заключения долгосрочных контрактов.

В современных условиях целесообразно ориентироваться на государственные стратегические планы развития экономики как в отраслевом, так и в региональном разрезе, причем весьма важным является согласование отраслевых и региональных программ. Стратегия развития отрасли и региона может предусматривать разработку специального инструментария ее реализации в виде целевых программ, системы государственных заказов, экономических стимулов и т.д. [8, с.70]. В этой связи предприятиям минерально-сырьевого комплекса необходимо увязывать свои стратегические цели в сфере переработки и сбыта продукции с конкретными мероприятиями стратегии развития отрасли и региона. На практике это может означать планирование деятельности предприятия с учетом отраслевой или региональной государственной целевой программы, а также с учетом поставок продукции в рамках государственного заказа.

Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р установлен перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых для федеральных государственных нужд осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме. В этом перечне упомянута и продукция минерально-сырьевого комплекса: уголь каменный и лигнит, торф; нефть сырая и газ природный; руды металлические; камень, глина, песок и прочие виды минерального сырья. С 01.01.2011 такая форма размещения заказа является обязательной также для муниципальных заказчиков.

Процедура организации закупок для нужд государства в виде открытого аукцио-

224 _

на в электронной форме регулируется Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

В настоящее время внедрение закупок с применением конкурентных форм торговли по инициативе государства сменяется организацией систем таких закупок предприятиями по собственной инициативе. Данное утверждение справедливо, в частности, для организации закупок естественными монополиями. Нормы и правила, регламентирующие закупки продукции для государственных и муниципальных нужд и нужд естественных монополий, во многом сходны, а иногда и тождественны [9, с.50].

Первой из естественных монополий, осуществивших применение принципов прокьюремента к закупкам для собственных нужд, стало РАО «ЕЭС России» (после 2008 г. реорганизовано). Развитию таких инноваций в области закупочной деятельности способствовала стратегия улучшения финансово-экономических показателей за счет снижения издержек. Основные финансовые затраты РАО «ЕЭС России» приходились в 2005 г. на следующие направления закупок: топливо для электростанций; строительство, реконструкция и техническое перевооружение энергообъектов; энергоремонтное производство.

На эти направления пришлась основная часть стоимости договоров, заключенных по результатам конкурсов (табл.1).

Как показывает табл.1, наибольшие объемы закупок РАО «ЕЭС России» приходились на топливо для электростанций. В настоящее время РАО «ЕЭС России» ликвидировано, но возникшие на ее месте государственные естественно-монопольные, генерирующие и сбытовые компании представляют собой значительный сегмент поставок таких видов топлива для электростанций, как газ, уголь, топочный мазут.

Продукция ТЭК (в частности, нефть и нефтепродукты) традиционно является объектом биржевой торговли. В 2009 г. наибольшие доли среди продукции, реализуемой путем проведения биржевых торгов в

Таблица 1

Стоимость договоров, заключенных в 2005 г. РАО «ЕЭС России» по результатам конкурсов [9]

Направление закупок Стоимость заключенных договоров, тыс.руб. Доля в общем объеме закупок, % Стоимость договоров, заключенных по результатам конкурса, тыс.руб. Доля в общей стоимости закупок по направлению, %

Топливо для электростанций 129 114 171 45 38 087 784 29

Энергоремонтное производство 52 078 256 18 24 232 098 47

Строительство, реконструкция и техническое перевоору- 81 680 366 29 46 837 154 57

жение энергообъектов

Продукция административно-хозяйственного назначения 3 028 939 0,9 247 694 8

НИОКР и консультационные услуги 1 145 119 0,4 334 752 29

Услуги в сфере управления собственностью 1 713234 0,6 672 324 39

Услуги консультантов в области реструктуризации 68 247 0,1 944 1

Прочие закупки 16 212 779 6 2 800 839 17

Всего 285 041 111 100 113 213 589 40

Таблица 2

Продажа отдельных видов продукции ТЭК на товарных биржах РФ, тыс.т [6]

Продукция 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2008, % к 2007

Уголь каменный 42,5 0,1 0,5 1,4 52,5 127 241,9

Нефть, включая газовый конденсат 130 1,9 0,4 0,1 0,02 2,8 1400

Бензины автомобильные 1,1 4,2 19,7 44,4 25,0 82,5 330

Топливо дизельное 3,9 66,6 6,7 10,7 13,1 93,9 720

Мазут 5,0 8,8 0,4 0,1 28,0 100 360

Российской Федерации, занимали топливо, нефть и нефтепродукты (30,2 % биржевого оборота); продукция агрокомплекса (24,2 %); продукция химического производства (5,4 %) [3, с.369].

На биржевых торгах в 2008 г. преобладала реализация продукции агрокомплекса (45,3 % биржевого оборота). На долю продукции химической промышленности приходилось 22,5 % биржевого оборота; электрического и электронного оборудования - 8,0 %; топлива, нефти и нефтепродуктов - 6,2 % [6, с.162]. Объемы продаж некоторых видов продукции ТЭК представлены в табл.2.

В настоящее время в РФ функционируют три товарно-сырьевых биржи для закупок и поставок нефти, газа и нефтепродуктов, а также ряд торговых площадок. Торги осуществляются на Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса (регулярные торги с 5 августа 2008 г.), Санкт-

Петербургской международной товарно-сырьевой бирже и бирже «Санкт-Петербург». По объемам реализации нефтепродуктов в настоящее время лидирует первая: объем продаж за 2010 г. более 3,2 млн т. Становится устойчивой тенденция увеличения объемов сбыта ТЭР через систему биржевых торгов. Так, Правительство РФ предлагает увеличить объемы биржевой торговли нефтепродуктами до уровня не ниже 15 % от объемов нефтепродуктов, производимых каждым нефтеперерабатывающим заводом, работающим в стране, в том числе не входящим в систему вертикально-интегрированных компаний. По имеющимся данным, требование о реализации на бирже 15 % нефтепродуктов выполняли ТНК-ВР Холдинг (19,7 %) и «Роснефть» (16 %). Соответствующие показатели некоторых других предприятий нефтегазового сектора следующие, %: «Сургутнефтегаз» 14,5; «Газпромнефть» 12,7; «Лукойл» 6,7 [4].

_ 225

Санкт-Петербург. 2011

Планируется привлечь на биржу бюджетные организации, установив обязательный для них объем государственных закупок в размере не менее 50 %. Предполагается, что торги будут проходить на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже [1].

Среди проблем системного характера, свойственных нефтегазовому комплексу РФ, выделяют низкий уровень организации рынков углеводородов и развития конкуренции и отсутствие (недостаточный объем) резервов, способных компенсировать резкий рост цен на энергоносители. Одной из основных целей государственной энергетической политики на долгосрочную перспективу является создание и оптимальное территориальное размещение стратегических резервов углеводородного сырья и (или) стратегического фонда недр с учетом стратегических приоритетов долгосрочного развития государства и посредством нахождения оптимального баланса экономических интересов государства и недропользователей [8, с.89].

Исторически сложившаяся в РФ система формирования государственных резервов стратегических видов сырья ориентирована на создание их стратегических запасов исходя из потребности внутреннего спроса в период чрезвычайных ситуаций. Ежегодный объем накопления материальных ценностей в государственном резерве планируется в составе государственного оборонного заказа в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на текущий финансовый год. В составе государственного резерва образуется не-снижаемый объем материальных ценностей (постоянно поддерживаемый объем их хранения), номенклатура, объем и порядок использования которого устанавливаются Правительством РФ.

Согласно Федеральному закону «О государственном материальном резерве» от 29.12.1994 № 79-ФЗ, поставки материальных ценностей в государственный резерв являются поставками продукции для федеральных государственных нужд и проводятся по процедурам, предусмотренным законодательством РФ для размещения заказов

226 _

на поставки продукции, работ, услуг для государственных нужд.

Из продукции ТЭК в государственный резерв закладываются только нефтепродукты. К их поставке в государственный резерв допускаются только нефтяные компании, являющиеся производителями топлива, гарантирующие качество закладываемой продукции в течение 5 лет. Контроль качества продукции осуществляется при его приемке на хранение и регулярно в течение всего периода хранения. В случае выявления несоответствия ГОСТу поставщик обязан заменить всю партию и уплатить штраф в размере стоимости партии. Столь жесткие требования приводят к снижению количества поставщиков нефтепродуктов в государственный резерв: в 2001 г. их количество было близко к 90, в настоящее время таких поставщиков менее 10 [2].

Поставки материальных ценностей, в том числе нефтепродуктов, в государственный резерв осуществляются путем проведения закрытых конкурсов и аукционов, так как сведения о нормах накопления, поставке, выпуске, закладке, освежении, дислокации и фактических запасах государственного резерва являются государственной тайной.

Последствия мирового финансового кризиса, оказавшего сильнейшее влияние на состояние товарно-сырьевого рынка РФ, свидетельствуют о необходимости пересмотра традиционных взглядов на резервирование топлива. Чрезвычайно важной задачей для РФ, занимающей ведущие позиции по объемам добычи и экспорта нефти среди нефтедобывающих стран, с учетом огромного влияния нефтяной отрасли на развитие национальной экономики, является формирование государственных резервов нефти [7, с.196].

Активный резервный фонд понимается как резерв сырой нефти и нефтепродуктов, требующий создания резервуарного парка для хранения добытой нефти и продуктов ее переработки с особым механизмом управления [9, с.90]. Предполагается, что активный резерв повысит энергетическую безопасность страны: он предназначен не только для обеспечения мобилизационных нужд и

нормального функционирования нефтеперерабатывающей промышленности в период чрезвычайных ситуаций, но и может служить механизмом влияния на внутренний и внешний рынки нефти [7, 8].

Среди стран нетто-импортеров нефти значительными резервами обладают США (более 90 млн т), Япония (около 50 млн т), Франция (до 13 млн т), Южная Корея (более 10 млн т) и другие страны, формирующие запасы нефти исходя из необходимости им-портозамещения внутренних потребностей на период 14-30 дней. Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв РФ) имеет опыт подземного резервуаро-строения для резервирования нефти. Предлагается создание подземных хранилищ для жидких углеводородов суммарным объемом 16 млн т в течение 4-5 лет [7, с.198].

При внедрении в практику резервирования нефти и нефтепродуктов предприятия нефтегазовой отрасли получают возможность дополнительных поставок своей продукции в указанные резервы.

В качестве комплекса ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и европейской части России основными жизненно важными товарами (прежде всего продовольствием и нефтепродуктами) в преддверии зимнего сезона выступает северный завоз. Ассортимент продукции северного завоза основан на перечне товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований. В перечень включены ТЭР, продовольственные товары и продукция производственно-технического назначения, а также услуги, связанные с их поставками. Включение в

перечень иных товаров и услуг не допускается. Указанные перечни устанавливаются субъектами РФ самостоятельно. В субъектах РФ группа топливно-энергетических ресурсов включает в себя разные виды продукции (каменный уголь, сырую нефть, газовый конденсат, продукты нефтепереработки, в том числе газ), что отражает различия в потребностях и обеспеченности субъектов РФ видами топливно-энергетических ресурсов.

Поставщики продукции северного завоза отбираются в соответствии с нормами Федерального закона № 94-ФЗ. Поставки продукции (товаров) могут быть централизованными или децентрализованными. При централизованной поставке продукции (товаров) администрация субъекта РФ на основании заявок от органов местного самоуправления муниципальных образований формирует и размещает государственный заказ, органы местного самоуправления муниципальных образований заключают с поставщиком договоры поставки в рамках заключенных администрацией субъекта РФ государственных контрактов. При децентрализованной поставке продукции (товаров) размещение заказа осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований субъекта РФ и хозяйствующими субъектами, связанными с обеспечением жизнедеятельности населения, самостоятельно.

Объемы северного завоза по отдельным видам ТЭР представлены в табл.3.

Поставки продукции в рамках северного завоза являются для предприятий средством обеспечения бесперебойной работы. Так, участие ОАО СУЭК в конкурсе на поставку энергетических углей марки Д на территории Иркутской области, приравнен-

Таблица 3

Поступление ТЭР в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности [6]

Продукция 2000 2005 2006 2007 2008 2008, % к 2007

Нефтепродукты, тыс.т 10822 6687 7219 7062 5512 78,0

Мазут, млн т 5,7 3,4 3,8 3,7 2,5 67,1

Уголь, млн т 5,4 3,1 3,6 3,5 2,2 63,2

_ 227

Санкт-Петербург. 2011

Таблица 4

Обеспечение пайковым углем для бытовых нужд бывших работников угольной отрасли

Год Объем выдачи пайкового угля Затраты бюджета на закупку и выдачу пайкового угля

тыс.т % к уровню предыдущего года млн руб. % к уровню предыдущего года

1998 613,4 - 162,4 -

1999 585,6 95,47 171,5 105,60

2000 782,7 133,66 307,6 179,36

2001 805,7 102,94 614,6 199,81

2002 539,4 66,95 533,9 86,87

2003 451,3 83,67 472,7 88,54

2004 481,9 106,78 565,7 119,67

2005 343,5 71,28 515,6 91,14

2006 332,7 96,86 527,3 102,27

2007 302,3 90,86 660,3 125,22

2008 388,0 128,35 852,7 129,14

2009 343,4 88,51 786,5 92,24

Итого: 5969,9 - 6170,8 -

Поставки для государственных и муниципальных нужд Поставки для нужд естественных монополий Биржевые торги Поставки в государственный резерв Северный завоз Обеспечение бесплатным (пайковым) углем

П е р с п е к т и в ы

Увеличение объемов государственного заказа, привлечение на биржу госзаказчиков

У

Организация

закупок аналогично государственным и муниципальным закупкам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У

Увеличение объемов биржевой торговли, установление обязательных биржевых закупок

У

Создание активного резервного фонда углеводородного сырья

У

Рост объемов северного завоза

у

Рост затрат бюджета на закупку и выдачу бесплатного (пайкового) угля

У

Перспективы развития направлений реализации продукции ТЭК

ные к местностям Крайнего Севера, позволило обеспечить бесперебойную работу разреза «Сафроновский» и центральной обогатительной фабрики «Касьяновская» (г.Черем-хово) в летние месяцы, а также увеличить налоговые доходы области примерно на 50 млн руб.

Важнейшим направлением государственных услуг, оказываемых в сфере социальной защиты, является обеспечение бесплатным (пайковым) углем для бытовых нужд бывших работников отрасли в соответствии с действующим законодательством. Нормы выдачи бесплатного пайкового

228 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.194

угля утверждены распоряжением Правительства РФ от 04.11.2006 № 1516-р. Бюджетное финансирование обеспечения пайковым углем, включая его закупку, доставку до потребителей, хранение на угольных складах и выдачу льготникам, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с федеральным законом № 94-ФЗ. В настоящее время государственные услуги по обеспечению пайковым углем осуществляются специализированными отраслевыми государственными учреждениями, одним из которых является «Соцуголь», находящийся в ведении Минэнерго России и имеющий в своем составе пять филиалов: Дальневосточный, Кузбасский, Ростовский, Тульский, Уральский. Данное учреждение может реализовывать функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения вышеуказанных видов деятельности.

В 2009 г. было организовано и проведено 129 конкурсов (аукционов) на поставку пайкового угля для льготных категорий его получателей. Пайковым углем обеспечено около 62 тыс. человек при объеме поставки 348,3 тыс.т. Затраты федерального бюджета на эти цели составили 786,2 млн руб. За 1998-2009 гг. объем пайкового угля достиг 5970 тыс.т, а общие затраты федерального бюджета на эти цели выросли до 6170,8 млн руб. (табл.4) [5, с.13].

Как показывает табл.4, затраты бюджета на закупку и выдачу пайкового угля в последние годы, за исключением 2009 г., постоянно увеличивались. Это свидетельствует о том, что политика РФ в сфере социальной защиты бывших работников угольной отрасли обеспечивает крупный рынок сбыта для предприятий данной отрасли, при этом продавцы угля участвуют в конкурентных процедурах для получения права доступа к данному рынку.

Таким образом, можно выделить ряд направлений реализации продукции ТЭК с использованием конкурентных форм тор-

говли, каждое из которых обладает на сегодняшний день определенными перспективами развития (см. рисунок)

ЛИТЕРАТУРА

1. Отаринская Г. Бюджетные организации будут закупаться на бирже / Г.Отаринская, А.Политаев // РБК-daily. 18.02.2011.

2. Ребров А. Что нужно стране на «черный день» // Российская газета. 2008. 27 июля.

3. Россия в цифрах. 2010: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2010. 558 с.

4. Старинская Г. Нефтяники ограничивают биржевую торговлю топливом // РБК-daily. 04.02.2011.

5. Старчевский С.И. Государственное учреждение «Соцуголь» на завершающем этапе реструктуризации угольной промышленности / С.И. Старчевский, А.Ю.Тушев // Уголь. 2010. № 3. С.12-14.

6. Торговля в России. 2009: Стат. сб. / Росстат. M.,

2009. 629 с.

7. Харисова М.Т. Потенциал Федерального агентства по государственным резервам в формировании системы резервирования нефти и нефтепродуктов // Записки Горного института. СПб, 2009. Т.184. С.195-198.

8. Череповицын А.Е. Концептуальные подходы к разработке инновационно-ориентированной стратегии развития нефтегазового комплекса / Санкт-Петербургский горный ин-т. СПб, 2008. 198 с.

9. Эффективное управление корпоративными закупками. Опыт РАО «ЕЭС России» / Под общ. ред. Г.А.Сухадольского. М., 2007. 376 с.

REFERENCES

1. Otarinskaya G, Politaev A. Budget organisation will be bought at a stock exchange // RBC-daily. 18.02.2011.

2. RebrovA. What does the country need for «rainy day» //The Russian newspaper. 2008. July, 27th.

3. Russia in figures. 2010: Articles reveiw / Rosstat. Moscow, 2010. 558 p.

4. Starinskay G. Oil-producers limit exchange trade of fuel // RBC-daily. 04.02.2011.

5. Starchevsky SI, Tushev A. J. State enterprise «Sotsugol» at the final stage of the coal industry reconstruction // Coal.

2010. N 3. P.12-14.

6. Trade in Russia. 2009: Article / Rosstat. Moscow, 2009. 629 p.

7. Kharisova M.T. The potential of the Federal Agency of the state reserves for formation system of oil and petroleum products reservation // Proceedings of the Mining Institute. Saint Petersburg, 2009. V.184. P.195-198.

8. Cherepovitsyn A.E. The conceptual approaches of working out innovative-focused strategy of oil and gas complex development. Saint Petersburg, 2008. 198 p.

9. Efficient control of corporate purchases. Russian Open Society «United Power Systems» experience / Ed. by A.Sukhadolsky. Moscow, 2007. 376 p.

Санкт-Петербург. 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.