Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ АРКТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ РФ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ АРКТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ РФ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / АРКТИКА / АРКТИЧЕСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / САНКЦИИ / ШЕЛЬФ / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ОСВОЕНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котов Александр Владимирович

В последние 10-15 лет в российской Арктике под влиянием приоритетов федеральной политики значительно активизировалась хозяйственная деятельность на обширной территории. Возникла целая система арктических инвестиционных проектов, связанных с освоением ресурсов на суше и на шельфе. До начала экономического противостояния с Западом она опиралась на заимствование зарубежного производственного потенциала и - в меньшей степени - на разработку собственных технологических решений. В нынешних условиях для экономики России крайне важно сохранить планы освоения Арктики без иностранных партнёров. Это предполагает государственную поддержку чётко обозначенных проектов (горнорудных, шельфовых, нефтегазовых), развитие государственно-частного партнёрства при реализации арктических инфраструктурных инициатив (Северный широтный ход, Северный морской путь). В статье подчёркивается, что, несмотря на все экономические сложности в 2022 г., реализация крупнейших арктических инвестиционных проектов продолжается в запланированных объёмах. Вместе с тем темпы их реализации могут быть ниже ранее планировавшихся. Автор отмечает необходимость уделить особое внимание развитию собственных производственных мощностей, создать «арктический раздел» в Плане первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, объединять усилия государства и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE KEY ARCTIC PROJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS

The Russian federal policy in the Arctic has stimulated a significant intensification of economic activity over a vast territory. We identified the system of Arctic investment projects: projects on the Arctic land and on the continental shelf, infrastructure initiatives. This problem is particularly relevant because it relied on borrowing foreign production potential before the start of the economic confrontation with the West. Simultaneously little attention was paid to the development of their own technological solutions. It is determined that in the current conditions for the Russian economy, the issue of maintaining the realistic plans for the development of the Arctic without foreign partners is extremely important. The paper examines the support for designated projects (mining, offshore, oil and gas), public-private partnerships in the implementation of Arctic infrastructure initiatives (the Northern Latitudinal Railway, the Northern Sea Route). It is emphasized that despite all the economic difficulties in 2022, the implementation of the largest Arctic investment projects continues as planned. The author concludes that the pace of their implementation may be lower than previously planned. The research results have show that special attention to the development of own production capacities is needed, the creation of an «Arctic section» in the Plan of Priority Actions to ensure the development of the Russian economy in the face of external sanctions pressure, and to combine the efforts of the state and business.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ АРКТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ РФ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №5

УДК 338.14, 338.268 EDN: QJNBZQ

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52022113123

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ АРКТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ РФ

В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Александр Владимирович Котов

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2990-3097

Ссылка для цитирования: Котов А.В. Перспективы развития ключевых арктических проектов РФ в условиях санкций // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. №5. С. 113123. DOI: 10.15211/vestnikieran52022113123

Аннотация. В последние 10-15 лет в российской Арктике под влиянием приоритетов федеральной политики значительно активизировалась хозяйственная деятельность на обширной территории. Возникла целая система арктических инвестиционных проектов, связанных с освоением ресурсов на суше и на шельфе. До начала экономического противостояния с Западом она опиралась на заимствование зарубежного производственного потенциала и - в меньшей степени - на разработку собственных технологических решений. В нынешних условиях для экономики России крайне важно сохранить планы освоения Арктики без иностранных партнёров. Это предполагает государственную поддержку чётко обозначенных проектов (горнорудных, шельфовых, нефтегазовых), развитие государственно-частного партнёрства при реализации арктических инфраструктурных инициатив (Северный широтный ход, Северный морской путь). В статье подчёркивается, что, несмотря на все экономические сложности в 2022 г., реализация крупнейших арктических инвестиционных проектов продолжается в запланированных объёмах. Вместе с тем темпы их реализации могут быть ниже ранее планировавшихся. Автор отмечает необходимость уделить особое внимание развитию собственных производственных мощностей, создать «арктический раздел» в Плане первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, объединять усилия государства и бизнеса.

Ключевые слова: Россия, Арктика, арктический инвестиционный проект, санкции, шельф, инфраструктурное развитие, освоение, импортозамещение, технологический потенциал.

Статья поступила в редакцию: 26.10.2022.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE KEY ARCTIC PROJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS

Alexander V. Kotov

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], 0000-0003-2990-3097

© Котов А.В. - к.э.н, с.н.с. Центра германских исследований Отдела страновых исследований ИЕ РАН.

For citing: Kotov, A.V. (2022). Prospects for the development of the key Arctic projects of the Russian Federation under the conditions of sanctions. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 29(5): 113-123. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran52022113123

Abstract. The Russian federal policy in the Arctic has stimulated a significant intensification of economic activity over a vast territory. We identified the system of Arctic investment projects: projects on the Arctic land and on the continental shelf, infrastructure initiatives. This problem is particularly relevant because it relied on borrowing foreign production potential before the start of the economic confrontation with the West. Simultaneously little attention was paid to the development of their own technological solutions. It is determined that in the current conditions for the Russian economy, the issue of maintaining the realistic plans for the development of the Arctic without foreign partners is extremely important. The paper examines the support for designated projects (mining, offshore, oil and gas), public-private partnerships in the implementation of Arctic infrastructure initiatives (the Northern Latitudinal Railway, the Northern Sea Route). It is emphasized that despite all the economic difficulties in 2022, the implementation of the largest Arctic investment projects continues as planned. The author concludes that the pace of their implementation may be lower than previously planned. The research results have show that special attention to the development of own production capacities is needed, the creation of an «Arctic section» in the Plan of Priority Actions to ensure the development of the Russian economy in the face of external sanctions pressure, and to combine the efforts of the state and business.

Key words: Russia, Arctic, Arctic investment project, sanctions, shelf, infrastructure development, development, import substitution, technological potential.

Article received: 26.10.2022.

Проблемы реализации арктических проектов в условиях санкций

На сегодняшний день в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) воплощается в жизнь более 460 проектов, связанных с развитием производственной, транспортной и общественной инфраструктуры. Объём государственных инвестиций в эти проекты превышает 1,3 трлн рублей, а их результатом станет создание более 30 тыс. рабочих мест. При этом к 2030 г. количество проектов с государственной поддержкой должно составить не менее 1 300, объём фактически осуществлённых частных инвестиций - не менее 730 млрд руб., а объём планируемых инвестиций по соглашениям - почти 5 трлн руб. (В Арктике реализуются.. .2022).

Важность экономических аспектов арктических проектов на суше и на шельфе обуславливается их народнохозяйственными эффектами: импортозамещением в производстве оборудования и материалов, разработкой собственных технологий, международной востребованностью арктических проектов в условиях нестабильной мировой конъюнктуры (Крюков В., Крюков Я. 2017; Минакир 2015; Пилясов 2022). В Арктике развитие инвестиционных проектов невозможно без развития транспортной инфраструктуры. Она становится важным фактором при решении производственных задач, позволяющих в том числе повысить качество жизни местного населения и связанность территорий (Григорьев 2021). Ключевую роль играет обеспечение хозяйственной деятельности крупных энергетических компаний в ходе освоения новых месторождений углеводородного сырья, его вывоза и обслуживания сопутствующих перевозок с помощью Северного морского пути (Биев 2018; Liu, Fan, Dang, Zhang 2021;

Jahn, Weigell, Levina, Iliashenko 2022).

В сложившихся условиях под влиянием санкционного давления сроки осуществления арктических проектов в разной степени испытывают проверку на прочность. Многие из них ориентированы на морскую логистику и обеспечивают загрузку Северного морского пути, грузопоток на котором в 2024 г. должен составить до 80 млн т (В 2024 году по Севморпути... 2022). Основная его часть приходится на нефть, сжиженный природный газ и уголь. Из-за санкций у экспортоориентированных предприятий в Арктике появились проблемы с поставками продукции за рубеж. Есть трудности и с приобретением импортных запчастей и компонентов. Ряд поставщиков объявил о приостановке поставок или изготовления оборудования до разрешения текущей ситуации. В региональном измерении обычно это означает всплеск интереса к темам, связанным с дальнейшими перспективами реализации сухопутных и морских проектов, многоуровневое согласование интересов федерации, регионов и муниципалитетов, коренных малочисленных народов Севера, ресурсных корпораций, настройку мер налоговой и лицензионной политики (Лунден 2014; Тарасова 2018).

На самом высшем уровне неоднократно подчёркивалось, что всем проектам и планам, связанным с Арктикой, необходимо продолжать уделять особое внимание и, несмотря на внешние ограничения разного рода, максимально наращивать темпы работы как по текущим, так и по перспективным задачам. Дополнительные сложности возникли вследствие нарушения транспортных, логистических цепочек и сложившейся географии сбыта. Преимущественно европейское направление оказалось закрытым, что вызывает необходимость актуализировать модели освоения начатых проектов (Путин потребовал. 2022).

В данном материале представлен обзор актуальных хозяйственных решений субъектов арктической экономики по наиболее крупным инвестиционным проектам, которые предполагается реализовать в следующие 15 лет. Приоритетные инвестиции в Арктической зоне связаны с освоением нефтегазовых месторождений на суше и в акватории, разработкой месторождений твёрдых полезных ископаемых, добычей драгоценных металлов, обеспечением пространственной связности.

Проекты освоения твёрдых полезных ископаемых

Освоение Павловского месторождения. В районе месторождения свинцово-цинковых руд на архипелаге Новая Земля продолжаются геологоразведочные работы. По-прежнему остаются планы построить морской порт в Архангельской области для его освоения. Проектная документация после проведения необходимых инженерных изысканий уже рассмотрена и выдано положительное заключение. Будущая стройплощадка находится на острове Южном архипелага Новая Земля. Согласно проекту Ведущего проектно-изыскательского и научно-исследовательского института промышленной технологии, территория портового комплекса горно-обогатительного комбината будет разделена на морскую составляющую (акваторию, гидротехнические сооружения) и комплекс объектов береговой инфраструктуры. Расчётный грузооборот составляет чуть менее 0,36 млн т в год (На побережье. 2022).

Освоение Баимского месторождения. Федеральная антимонопольная служба России предлагает вывести из-под госрегулирования энерготарифов проект «Росатома» по строительству плавучих АЭС на 140 млрд руб. для снабжения Баимского ГОКа в Чукотском автономном округе. Таким образом, под плавучие АЭС для Баимского месторождения планируется создать изолированную энергосистему. Данная поправка позволит «Росатому» и ГОКу заключить договор энергоснабжения на условиях «бери или плати». Отметим, что против поправки выступает Минэнерго России, что может стать серьёзным препятствием для проекта. Одна-

ко, по оценкам экспертов, альтернатив у Баимского ГОКа, вероятно, уже нет. Его запуск запланирован на 2026 г. «Росатом» обещает запустить плавучие энергоблоки (ПЭБы) на мысе Наглёйнгын к январю 2027 г. Стоимость строительства ПЭБов составляет более 140 млрд руб. (без НДС в ценах 2020 г.). Срок свободного двустороннего договора - 40 лет, полный тариф - 6,45 руб. за 1 кВт-ч (в ценах 2020 г.). Ежегодно тариф будет индексироваться на уровень инфляции. Для того чтобы успеть поставить блоки к 2027 г., «Росатому» из-за высокой загрузки Балтийского завода придётся строить первые два корпуса на зарубежных верфях в Китае или Южной Корее (ГОК замкнулся... 2022).

Томтор. Развитие данного проекта связано с ожидаемым энергопереходом, конкретные сроки которого пока не определены. В этом случае, очевидно, снизится востребованность ископаемых энергетических ресурсов и возрастёт роль твёрдых полезных ископаемых Арктической зоны. По оценке консалтинговой компании ЕУ, низкоуглеродные технологии потребуют больше меди, кобальта, никеля, лития, хрома, цинка, алюминия, платиноидов и редкоземельных металлов (РЗМ). Однако увеличение танзита руд, их концентратов и товарных металлов (Норильск, Баимская, Томтор и другие проекты на побережье Севморпути и возможная отгрузка из порта Мурманск) при его высокой удельной стоимости не сможет компенсировать снижение перевозок углеводородов, поскольку объёмы несопоставимы (Инфраструктуре прописали форсаж. 2022).

Тайбасс и освоение Сырадасайского месторождения. Работы по освоению Сырадасай-ского месторождения угля «Северной звездой» идут по графику. По заявлениям руководства компании, в текущих экономических условиях она не отказывается от планов по развитию проекта, который входит в комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь». Ресурсы месторождения оцениваются в 5 млрд т угля. До 2025 г. инвестиции в его реализацию превысят 45 млрд руб. На горизонте до 2028 г. проект принесёт свыше 6 млрд руб. налоговых поступлений. Ожидается, что промышленная добыча угля на новом месторождении в Красноярском крае начнётся уже в 2022 г. Компания успела закупить специализированную иностранную технику. В настоящее время прорабатываются вопросы поставки и сервиса техники российских и китайских производителей. В случае невозможности поставки того или иного оборудования будут искаться альтернативные источники. До 100% добытой продукции могут реализовать на российском рынке из-за дефицита марки внутри страны и конкурентной стоимости. Ведутся переговоры по экспорту продукции в Китай в 2023 г., с потенциальными покупателями из Турции, Индии, Вьетнама и Бразилии (Промышленная добыча угля. 2022). Обогатительная фабрика Сырадасайского месторождения появится в 52 км от будущего морского порта Енисей в западной части Таймырского полуострова, а также в непосредственной близости к угольному разрезу - расстояние между ними составляет 8,5 км (Северная звезда. 2022).

Нежданинское месторождение. На обогатительной фабрике «Полиметалла» в Якутии получена первая тонна золота: тысяча килограммов драгоценного металла содержится совокупно во всех трёх видах выпускаемого концентрата - гравитационном, серебряном и золото-сульфидном. В данное время фабрика стабильно работает на 100% от проектной часовой производительности. «Полиметалл» ввёл в эксплуатацию обогатительную фабрику на Нежданин-ском месторождении в Томпонском районе осенью 2021 г. Планируется, что средний годовой выпуск в 2022-2024 гг. составит 180 тыс. унций в золотом эквиваленте. Дальнейший прирост производства будет обеспечен переработкой богатой руды с серебряного месторождения Прогноз, расположенного в Верхоянском районе Якутии (На Нежданинском месторождении. 2022).

Южный кластер Норильского промышленного района. Проект «Южный кластер» предполагает развитие горнодобывающих мощностей и строительство новой Норильский обогатительной фабрики (НОФ-2). Добыча руды в результате проведённых работ увеличится до 9 млн т в год, из которых 2 млн т будет добываться в шахте «Заполярная» и 7 млн - в карьере «Медвежий ручей». В настоящее время закончены работы по вскрытию карьера с выходом на рудное тело. Строительство новой обогатительной фабрики (НОФ) начнётся в 2023 г. Предполагается, что первый пусковой комплекс производительностью 9 млн т заработает к 2027 г. и возьмёт на себя всю руду карьера «Медвежий ручей». В 2028 г., после запуска второго комплекса производительностью также 9 т, НОФ начнёт перерабатывать руду Талнах-ского рудного узла (Норникель рассказал. 2022). В активную фазу входит реновация Норильска, рассчитанная до 2035 г. Общий объём её финансирования составит более 120 млрд руб. Помимо этого, ускоряется развитие портовой инфраструктуры: ведётся строительство четырёх терминалов в акватории Северного морского пути с общим объёмом инвестиций более 300 млрд руб. до 2030 г.

Освоение рудника «Купол». Канадская золотодобывающая компания Kinross Gold приостанавливает деятельность на руднике «Купол» в ЧАО и все работы по проекту развития месторождения «Удинск» в Хабаровском крае. В компании работают порядка 1,8 тыс. сотрудников из Магаданской области. Она намерена соблюдать все санкции и юридические ограничения, которые были или будут объявлены соответствующими правительствами. Ранее Кинросс сообщала, что продолжает работу на рудниках «Купол» и «Двойной» в Чукотском АО в соответствии с планом, несмотря на сложную геополитическую ситуацию. Впоследствии стало известно, что Kinross Gold продаёт свои российские активы компании Highland Gold. Сумма сделки составляет 680 млн долл. и предполагает существенный дисконт, вызванный спешным выходом из российских активов. Сделка охватывает рудники «Купол» и «Двойное», проект развития Чульбаткан, ряд геологоразведочных площадей, объекты производственной инфраструктуры. Сама компания Highland Gold работает на четырёх основных производственных центрах в Хабаровском, Забайкальском и Камчатском краях, а также Чукотском АО. Highland Gold также управляет строительством Озерного ГОКа в Бурятии (Владислав Свиб-лов приобрел. 2022).

Нефтегазовые проекты на суше

Арктик СПГ-2. Данный инвестиционный проект «Новатэка» по добыче природного газа и по производству сжиженного природного газа является одним из ключевых в развитии отечественной Арктики. Он реализуется на Гыданском полуострове, по другую от Ямала сторону Обской губы Карского моря. Предполагается разработка на полуострове месторождения Утреннее и строительство завода по сжижению природного газа на терминале Утренний в Обской губе. Строительство заводов по производству сжиженного природного газа в России находится под вопросом после введения ЕС пятого пакета санкций. Согласно документу Евросоюза, европейские компании не смогут поставлять в Россию установки для сепарации углеводородов при производстве СП1 , криогенные теплообменники и насосы, а также технологические установки для охлаждения и сжижения газа в процессе производства СПГ. Брюссель обязал компании завершить поставки по контрактам, заключенным до 26 февраля, не позднее 27 мая.

Отметим, что по меньшей мере пять китайских компаний сообщили, что могут прекратить участие в проекте «Арктик СПГ - 2» из-за санкций Евросоюза. В компании Bomesc Offshore Engineering, которая строит 10 модулей для «Арктик СПГ - 2», окончательное решение

о выходе из проекта «Новатэка» пока не принято, компания находится «в тесном контакте с вовлечёнными сторонами», поскольку ситуация меняется каждый день. Помимо Bomesc Offshore Engineering в строительстве модулей для «Арктик СПГ - 2» задействованы китайские компании Cosco Shipping Heavy Industry, Penglai Jutal Offshore Engineering, Wison Offshore Engineering и Qingdao McDermott Wuchuan. Пока запуски первой очереди «Арктик СПГ - 2» запланированы на 2023 г., второй - в 2024 г., третьей - в 2026 г. (Пять китайских компаний. 2022).

Эксперты полагают, что «Новатэк» сможет выдержать плановые сроки проекта даже в условиях жёстких ограничений на поставку оборудования из Европы и США. Но оценки по локализации оборудования с 50% до 70-80% в ближайшие два-три года считают завышенными. Сложнее всего локализовать производство газовых турбин, компрессоров и криогенных теплообменников. Работы по созданию российских образцов такого оборудования ведутся в рамках «Северных технологий» - совместного предприятия «Русхимальянса» (принадлежит на паритетных началах «Газпрому» и «Русгаздобыче») и немецкой Linde («Новатэк» завершает. 2022). На начало мая 2022 г. степень реализации «Арктик СПГ - 2» в целом составляет 65%, 1-й очереди - 85%. Все 14 модулей для первой линии изготовлены и доставлены в Мурманск. Сама линия, монтаж которой на основание гравитационного типа (ОГТ) ведётся в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в Мурманске, к концу марта 2022 г. была готова на 98% (Всё по плану. 2022).

Ямал СПГ. Первый реализованный завод СПГ представляет собой совместное предприятие «Новатэка» (50,1%), французской Total (20%) и китайских CNPC (20%) и SRF (9,9%). СП построило СПГ-завод производством 16,5 млн т в год (каждая линия по 5,5 млн т/г) на базе Южно-Тамбейского месторождения. В 2015 г. Yamal Trade и Gazprom Marketing & Trading Singapore подписали долгосрочный контракт на поставку 2,9 млн т СПГ ежегодно на срок свыше 20 лет (Россия разрешила. 2022). В настоящее время Правительство РФ на три месяца продлило поставки газа с завода «Ямал СПГ» в адрес группы Gazprom Germania, в которой власти ФРГ ввели внешнее управление. В апреле Министерство экономики и защиты климата ФРГ распорядилось передать холдинг Gazprom Germania под управление Федерального сетевого агентства. В ответ на это правительство России 11 мая ввело блокирующие санкции в отношении всей группы Gazprom Germania - запрещены любые сделки, заход в российские порты, платежи и операции с ценными бумагами. Под санкции попали и компании Gazprom Global LNG и Gazprom Marketing & Trading Singapore PTE. Ltd. Они относятся к глобальным трейдерам СПГ, оперирующим портфелем СПГ «Газпрома», в том числе объёмами с заводов «Сахалин 2» и «Ямал СПГ». Запрет на сделки, а также заход в российские порты судов, действующих в их интересах, отрезает эти компании от поставок российского СПГ. Новое распоряжение разрешает поставки СПГ от компаний ОАО «Ямал СПГ» и Yamal Trade Pte. Ltd. в адрес компании Gazprom Marketing & Trading Singapore PTE. Ltd. с 25 мая на срок 90 календарных дней. На «Ямале СПГ» три крупнотоннажные линии производства СПГ импортные, одна среднетоннажная - отечественная, по технологии «Арктический каскад». Пока оценки работы отечественного оборудования показывают, что необходима их серьёзная доводка.

Освоение Новопортовского месторождения. Ключевым сюжетом по данному инвест-проекту является запрос «Газпром нефть» на увеличение ресурсной базы для заполнения недавно построенного газопровода с Новопортовского месторождения. Речь идёт о выставлении на аукцион со специальными условиями трёх месторождений Нурминской группы на Ямале. Сложность заключается в том, что для этих участков на территории заказника «Ямальский», где запрещена промышленная деятельность, нефтяники предлагают изменить его границы. В

обращении компании поясняется, что ей нужно расширить ресурсную базу Новопортовского кластера «для гарантии долгосрочной загрузки созданной нефтяной и газовой инфраструктуры», а близлежащие месторождения Нурминской группы - «наиболее перспективные для ввода до 2030 г.» (Газ как по заказнику. 2022).

Освоение Ванкорского месторождения. Перспективы данного проекта связаны с соглашением, которое в конце 2021 г. заключили «Роснефть» и Indian Oil Corporation Limited о поставке российской нефти в Индию через порт Новороссийск до 2 млн т до конца 2022 г. (Индия нашла способ. 2022). Предполагается, что сырьё Индия закупит по сниженной стоимости. Поставка может быть осуществлена на условиях модели CIF (cost, insurance andfreight), в соответствии с которой продавец оплачивает доставку товара в порт, страхование, погрузку и фрахт судна. Реализация сделки оценивается как свидетельство того, что Индия не закрывает двери для торгово-экономического взаимодействия с Россией.

Восток Ойл. Напомним, что «Роснефть» в 2020 г. приступила к масштабному освоению месторождений на Таймыре, куда входят активы нефтяной компании на севере Красноярского края - 52 лицензионных участка, в том числе Ванкорское, Сузунское, Тагульское, Лодочное месторождения, а также новые - Пайяхское (с запасами более 1 млрд т нефти) и Западно-Иркинское (0,5 млрд т нефти). Потенциал добычи жидких углеводородов там может составить 115 млн т в год. «Роснефть» прогнозировала уже в 2024 г. отгрузить с «Восток Ойл» 30 млн т нефти по Северному морскому пути. Вследствие санкций компания-участник Trafigu-ra прекратила всю торговлю нефтью с российскими организациями, находящимися под санкциями, до вступления в силу решений Европейского союза и Швейцарии 15 мая 2022 г. В заявлении компании отмечается, что объёмы поставок нефтепродуктов от российских организаций, находящихся под санкциями, были существенно ограничены лишь теми основными видами топлива, которые необходимы европейским клиентам. Кроме того, группа заморозила свои инвестиции в России и объявила о намерении выйти из проекта «Восток Ойл», в котором владеет 10% (Trafigura намерена выйти. 2022).

Нефтегазовые проекты на море

Освоение Приразломного месторождения. Морские отгрузки нефти в ЕС уже были ограничены вступившими 15 мая 2022 г. адресными санкциями ЕС против «Роснефти» и «Газпром нефти», но теперь они распространились на весь сектор, что сильнее всего заденет «Лукойл». В прошлом году страны ЕС завезли морем сырой нефти примерно на 32,7 млрд евро, или 68% всего импорта нефти из России. Ещё на 21,2 млрд евро морским путём Европа ввезла российские нефтепродукты. По оценкам экспертов, нефтяники будут сокращать производство на проектах, чья логистика была изначально ориентирована на экспорт в Европу, куда входят Приразломное, а также Новопортовское месторождения «Газпром нефти», месторождения Требса и Титова (совместное предприятие компаний «Роснефть» и «Лукойл Баш-нефть-полюс») (Эксперты оценили перспективы. 2022).

Инфраструктурные проекты

Северный широтный ход. Активные строительные работы на объектах Северного широтного хода предполагается начать уже в 2022 г., хотя также обсуждалась возможность отложить реализацию проекта на Ямале на год. Изучается вариант поэтапной реализации проекта. Предполагается, что на первом этапе, к 2028 г., ежегодную провозную мощность дороги доведут до 14 млн т. Позднее в условиях необходимости и при наличии грузовой базы планируется обеспечить проектные 23,9 млн т грузов в год. Отмечается, что строительство неко-

торых объектов подорожало на 25-30% (Объекты Северного широтного хода. 2022).

Развитие Северного морского пути (СМП). Пятый пакет санкций ЕС включил эмбарго на импорт угля из России, а также запрещение заходить в порты стран Евросоюза судам из РФ или с российскими операторами. Кроме того, введён запрет на работу в ЕС российских и белорусских автогрузоперевозчиков. На этом фоне растёт значимость СМП. Грузопоток по нему в последние годы стабильно растёт, это связано с развитием углеводородных проектов в акватории Обской губы и Енисейском заливе. В настоящий момент можно отметить, что санкции не повлияли существенно на перевозки по транспортной артерии. В 2022 г. по нему планируется перевезти 32 млн т грузов. Важно, что санкции практически не скажутся на строительстве атомного ледокольного флота РФ - суда обеспечены финансированием и более чем на 90% производятся из российских комплектующих. В настоящее время в Санкт-Петербурге на площадке АО «Балтийский завод» продолжается строительство трёх универсальных атомных ледоколов проекта 22220 со сроком ввода в эксплуатацию: «Урал» в 2022 г., «Якутия» в 2024 г., «Чукотка» в 2026 г. (Севморпуть домой. 2022). Развитие грузопотока углеводородного сырья в акватории Севморпути (при эмбарго на поставки нефти на европейский рынок и заявленном снижении импорта российского газа) будет обеспечиваться вывозом в восточном направлении на азиатский рынок. Северный морской путь может частично взять

на себя возросшую транспортную нагрузку от Байкало-Амурской магистрали и Транссиба.

* * *

Санкции в определённой степени стали стимулом развития арктических проектов. Они заставили хозяйствующие субъекты переориентироваться и активизировать поиск производственно-технологического снабжения на внутреннем рынке. В настоящий момент можно сказать, что санкции, введённые в отношении России западными странами, не оказали критического влияния на проекты, реализуемые в Арктической зоне. Вместе с тем стало очевидно, что их воплощение не должно зависеть от геополитической ситуации. Меры по их поддержке целесообразно направлять на удлинение собственных внутрироссийских цепочек создания стоимости. При этом речь идёт не о закрытой экономике, но в высокой степени самодостаточной, где текущее развитие создаёт предпосылки для следующего этапа, в частности развития газо-и нефтехимии. Например, гораздо целесообразнее перерабатывать газ в другие, более маржинальные продукты (метанол, этанол), перевозить их на экспорт по Севморпути, а также использовать их для дальнейшей химической переработки. Практически все крупные хозяйствующие субъекты имеют свои программы импортозамещения, инновационного развития. В эти программы для стабилизации развития арктических проектов должен быть вовлечён местный региональный бизнес. Санкционное давление актуализирует необходимость технологического развития не только крупных проектов, но и малых, которые могут гибче адаптировать передовые технологии: экономики замкнутого цикла, природоподобные, зелёную энергетику, развитие биотехнологий, ориентированной на высокие экологические стандарты промышленности.

В пакеты мер противодействия внешнему санкционному давлению целесообразно включить «арктический раздел», который был бы направлен на дополнительную поддержку арктических проектов, расширял применение нестандартных мер, ориентированных на их финансирование с учётом специфических условий реализации, увеличивал пространство межрегионального взаимодействия в разработке и снабжении технологиями, материалами, строительной техникой, углублении переработки первичного сырья.

Список литературы / References

Jahn, C., Weigell, J., Levina, A., Iliashenko, V. (2022). The Northern Sea Route as a Factor of Sustainable Development of the Arctic Zone. In: Ilin, I., Devezas, T., Jahn, C. (eds.) (2022). Arctic Maritime Logistics. The Potentials and Challenges of the Northern Sea Rout. Springer: 261-282.

Liu, C.-Y., Fan, H.-M., Dang, X.-J., Zhang, X. (2021). The Arctic policy and port development along the Northern Sea Route: Evidence from Russia's Arctic strategy. Ocean & Coastal Management (201). DOI: 10.1016/j.ocecoaman.2020.105422

Trafigura намерена выйти из проекта «Восток Ойл». Swissinfo.ch. 10.06.2022. [Trafigura intends to withdraw from the Vostok Oil project. Swissinfo.ch. 10.06.2022. (in Russian).] Available at: https://www.swissinfo.ch/rus/trafigura-%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5 %D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D1%8B%D0%B9%D1%82%D0%B8-%D00/oB8%D0%B7-%D0 %BF%D 1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D 1%82%D0%B0--%D0%B2%D0%BE%D 1%81% D1%82%D0%BE%D0%BA-%D0%BE%D0%B9%D0%BB-/47663094 (accessed 10.10.2022).

Биев, А.А. (2018). Региональные инвестиционные проекты в Арктической зоне России: формирование территориальной инфраструктуры // Север и рынок: формирование экономического порядка 3(59): 61-69. [Biev, A.A. (2018). Regional investment projects in the Arctic zone of Russia: the formation of territorial infrastructure. The North and the market: the formation of an economic order 3(59): 61-69. (In Russian).]. DOI 10.25702/KSC.2220-802X.3.2018.59.61-69

В 2024 году по Севморпути планируется перевезти 80 млн тонн грузов. ТАСС. 02.09. 2021. [In 2024, it is planned to transport 80 million tons of cargo along the Northern Sea Route. TASS. 02.09.2021. (in Russian).] Available at: https://tass.ru/ekonomika/12282957?ysclid=l57688 tj9s212092549&utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_r eferrer=yandex.ru (accessed 10.10.2022).

В Арктике реализуются более 460 проектов с господдержкой. РИА Новости. 13.04.2022. [More than 460 state-supported projects are being implemented in the Arctic. RIA Novosti. 13.04.2022. (in Russian).] Available at: https://ria.ru/20220413/arktika-1783298818.html?ysclid=l5766udl1f39652075 (accessed 10.10.2022).

Владислав Свиблов приобрёл активы Kinross Gold. Коммерсант. 05.04.2022. [Vladislav Sviblov acquired the assets of Kinross Gold. Kommersant. 05.04.2022. (in Russian).] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5294192 (accessed 10.10.2022).

Всё по плану. Л. Михельсон заявил, что оборудование для Арктик СПГ 2 локализуют. Neftegas.ru. 19.05.2022. [All according to plan. L. Mikhelson said that the equipment for the Arctic LNG 2 is being localized. Neftegas.ru. 19.05.2022. (in Russian).] Available at: https://neftegaz.ru/news/spg-szhizhennyy-prirodnyy-gaz/737903-vse-po-planu-l-mikhelson-zayavil-chto-oborudovanie-dlya-arktik-spg-2-lokalizuyut/ (accessed 10.10.2022).

Газ как по заказнику. Коммерсант. 08.12.2021. [Gas as per the reserve. Kommersant. 08.12. 2021. (in Russian).] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5118595 (accessed 10.10.2022).

ГОК замкнулся. Коммерсант. 05.08.2021. [GOC closed. Kommersant. 05.08.2021. (in Russian).] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4928872 (accessed 10.10.2022).

Григорьев, М.Н. (2021). Инвестиционные проекты и транспортная инфраструктура Арктической зоны Российской Федерации // Научные труды Вольного экономического общества России 228(2): 265-282. [Grigoriev, M.N. (2021). Investment projects and transport infrastructure of the Arctic zone of the Russian Federation. Scientific works of the Free Economic Society of Russia 228(2): 265-282. (in Russian).]. DOI 10.38197/2072-2060-2021-228-2-265-282

Индия нашла способ получать нефть из РФ вне санкций. Техноблог. 17.03.2022. [India has found a way to get oil from the Russian Federation without sanctions. Technoblog. 17.03.2022. (in

Russian).] Available at: https://teknoblog.ru/2022/03/17/116408 (accessed 10.10.2022).

Инфраструктуре прописали форсаж. PortNews. 25.05.2022. [The afterburner was prescribed for the infrastructure. PortNews. 25.05.2022. (in Russian).] Available at: https://portnews.ru/comments/3181/ (accessed 10.10.2022).

Крюков, В.А., Крюков, Я.В. (2017). Как раздвинуть рамки арктических проектов // ЭКО (8): 5-32. [Kryukov, V.A., Kryukov, Y.V. (2017) How to expand the scope of Arctic projects. ECO (8): 5-32. (in Russian).].

Лунден, Л. (2014). Российская налоговая и лицензионная политика в отношении шельфо-вых проектов // ЭКО (3): 224-247. [Lunden, L. (2014). Russian tax and licensing policy for offshore projects // EKO (3): 224-247. (in Russian).].

Минакир, П.А. (2015). Арктический проект: экономическое измерение // Северный морской путь: развитие арктических коммуникаций в глобальной экономике «Арктика-2015»: материалы конференции. Мурманск: Мурманский государственный технический университет. С. 25-29. [Minakir, P.A. (2015). Arctic project: economic dimension . Northern Sea Route: development of Arctic communications in the global economy «Arctic-2015»: conference proceedings. Murmansk: Murmansk State Technical University: 25-29. (in Russian).].

На Нежданинском месторождении добыта первая тонна золота. Якутия.инфо. 22.02.2022. [The first ton of gold was mined at the Nezhda deposit. Yakutia.info. 22.02.2022. (in Russian).] Available at: https://yakutia.info/article/203449 (accessed 10.10.2022).

На побережье Безымянной губы построят морской порт для освоения месторождения Павловское. РЖД-Партнер.ру. 15.03.2022. [A sea port will be built on the coast of the Bezymy-annaya Bay to develop the Pavlovskoye deposit. RZD-Partner.ru. 15.03.2022. (in Russian).] Available at: https://www.rzd-partner.ru/wate-transport/news/na-poberezhe-bezymyannoy-guby-postroyat-morskoy-port-dlya-osvoeniya-mestorozhdeniya-pavlovskoe/ (accessed 10.10.2022).

«Новатэк» завершает строительство первой линии «Арктик СПГ - 2». Ведомости. 20.05. 2022. [Novatek is completing the construction of the first line of the Arctic LNG - 2. Vedomosti. 20.05.2022. (in Russian).] Available at: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/05/19/ 922808-novatek-stroitelstvo-arktik-spg (accessed 10.10.2022).

Норникель рассказал о реализации проекта «Южный кластер». МеталИнфо. 04.03.2022. [Norilsk Nickel spoke about the implementation of the Southern Cluster project. Metallnfo. 04.03. 2022. (in Russian).] Available at: https://www.metalinfo.ru/ru/news/134731 (accessed 10.2022).

Объекты Северного широтного хода на Ямале подорожали на треть. Octagon. 17.06.2022. [Objects of the Northern Latitudinal Railway in Yamal have risen in price by a third. Octagon. 17.06.2022. (in Russian).] Available at: https://ekaterinburg.octagon.media/novosti/obekty_sever nogo_shirotnogo_xoda_na_yamale_podorozhali_na_tret.html (accessed 10.10.2022).

Пилясов, А.Н. (ред.) (2022). Освоение Арктики 2.0: Продолжение традиций советских исследований. М.: Красанд. [Pilyasov, A.N. (ed.) (2022). Exploration of the Arctic 2.0: Continuation of the traditions of Soviet research. Moscow: Krasand. (in Russian).].

Промышленная добыча угля на новом месторождении в Красноярском крае начнётся в 2022 году. Gornovosti. 02.04.2022. [Commercial coal mining at a new deposit in the Krasnoyarsk Territory will begin in 2022. Gornovosti. 02.04.2022. (in Russian).] Available at: https://www.gor novosti.ru/news/biznes/item/439844d4-b1d3-4701-a038-3237e3b2e7fd/(accessed 10.10.2022).

Путин потребовал не откладывать реализацию проектов в Арктике, несмотря на санкции. ТАСС. 13.04.2022. [Putin demanded not to postpone the implementation of projects in the Arctic, despite the sanctions. TASS. 13.04.2022. (in Russian).] Available at: https://tass.ru/ekonomika/14364675 (accessed 10.10.2022).

Пять китайских компаний могут выйти из проекта «Арктик СПГ - 2». Ведомости. 22.05. 2022. [Five Chinese companies may withdraw from the Arctic LNG - 2 project. Vedomosti. 22.05. 2022. (in Russian).] Available at: https://www.vedomosti.ru/business/news/2022/05/22/923069-arktik-spg-2 (accessed 10.10.2022).

Россия разрешила продолжить поставки «Ямала СПГ» в адрес GM&T Singapore на 90 дней. Интерфакс. 25.05.2022. [Russia allowed to continue deliveries of Yamal LNG to GM&T Singapore for 90 days. Interfax. 25.05.2022. (in Russian).] Available at: https://www.interfax.ru/business/842931 (accessed 10.10.2022).

Северная звезда может переориентировать поставки угля на внутренний рынок. Nefte-gaz.ru. 01.04.2022. [The North Star can reorient coal supplies to the domestic market. Neftegas.ru. 01.04.2022. (in Russian).] Available at: https://neftegaz.ru/news/coal/732205-severnaya-zvezda-mozhet-pereorientirovat-postavki-uglya-na-vnutrenniy-rynok/ (accessed 10.10.2022).

Севморпуть домой: объём перевозок по СМП собрались увеличить в 2,5 раза. Виртуальная таможня. 04.05.2022. [Northern Sea Route home: the volume of traffic along the NSR is going to be increased by 2.5 times. Virtual customs. 04.05.2022. (in Russian).] Available at: http://vch.ru/event/view.html?alias=sevmorput_domoi_obem_perevozok_po_smp_sobralis_uvelich it_v_25_raza (accessed 10.10.2022).

Тарасова, О.В. (2018). Оценка перспектив государственно-частного партнёрства в Арктических инфраструктурных проектах // Государственно-частное партнёрство в сфере транспорта: модели и опыт - 2018. СПб: СПбГУ. С. 59-64. [Tarasova, O.V. (2018). Assessment of the prospects for public-private partnership in the Arctic infrastructure projects. Public-private partnership in the field of transport: models and experience - 2018. St. Petersburg: St. Petersburg State University: 59-64. (in Russian).].

Эксперты оценили перспективы российского флота и, связанными с ними, трудности развития арктических проектов. Neftegas.ru. 01.06.2022. [Experts assessed the prospects for the Russian fleet and the associated difficulties in the development of Arctic projects. Neftegas.ru. 01.06.2022. (in Russian).] Available at: https://neftegaz.ru/news/Suda-i-sudostroenie/739309-eksperty-otsenili-perspektivy-rossiyskogo-flota-i-svyazannymi-s-nimi-trudnosti-razvitiya-arkticheski/ (accessed 10.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.