ЛОМОВА Анастасия Александровна — аспирант Дипломатической академии МИД России (119021, Россия, г. Москва, ул. Остоженка 53/2, стр. 1; [email protected])
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ (по материалам Шестого форума сотрудничества «Китай-Африка»)
Аннотация. В статье рассматриваются итоги прошедшего 4-5 декабря 2015 г. в Йоханнесбурге Шестого форума сотрудничества «Китай-Африка». Через призму анализа повестки дня Форума выявлены ключевые аспекты и проблемы взаимодействия Китая и Африки, а также перспективы развития китайско-африканских отношений.
Ключевые слова: Китай, Африка, Форум сотрудничества «Китай-Африка»
Сегодня КНР, становящаяся мировой державой, имеет свои стратегические интересы в различных уголках земного шара. Фокус нашего исследования -место и значение Африки во внешнеполитической доктрине Китая. «Понятно, что у Китая есть масштабная стратегия по развитию Африки, и там местные лидеры все чаще воспринимают именно Китай как своего рода панацею от всех бед западного неоколониализма. Но здесь по крайней мере пока есть понятные ограничители для развития именно в Африке высших звеньев новых цепочек глобальной добавленной стоимости»1.
КНР и Африку связывает длительная история взаимоотношений, которую сопровождали взлеты и падения, однако наращивание их взаимодействия началось после окончания «холодной войны».
Их взаимодействие определяется рядом установок.
Во-первых, это политические и идеологические установки, основанные на принципах политики невмешательства. Китай настаивает на уважении независимого выбора Африкой собственного пути развития, не критикует политический режим, не поднимает вопрос легитимности действующей власти. Умелая манипуляция данными тезисами позволяет Китаю заручиться поддержкой африканских стран, которая необходима ему в т.ч. из-за продолжающихся политических трений с Тайванем.
Во-вторых, это установки экономического толка. Одной из целей КНР является получение доступа к сырьевым и энергетическим ресурсам Африки. Это необходимо как для диверсификации поставщиков энергоресурсов в Китай, так и для сокращения затрат на их приобретение. Кроме того, китайские предприниматели нуждаются в новых африканских рынках сбыта.
В-третьих, это установка на институционализацию отношений, что зафиксировано в принятой в 2006 г.2 и обновленной в 2015 г.3 Белой книге «Политика Китая в отношении Африки». В документе концептуально изложены цели, задачи и приоритеты внешнеполитического курса КНР в Африке.
1 Барабанов О. Саммит «Большой двадцатки»: Китайское лидерство и большая Евразия. -Международный дискуссионный клуб «Валдай». 04.09.2016. Доступ: http://ru.valdaiclub.cOm/a/highlights/ sammit-bolshoy-dvadtsatki-kitayskoe-liderstvo/ (проверено 10.09.2016).
2 Белая книга «Политика КНР в отношении Африки». 12.01.2006. Доступ: http://www.fmprc.gov.cn/ е^/2хххД230615.^т (проверено 10.03.2016).
3 Белая книга «Политика КНР в отношении Африки». 04.12.2015. Доступ: http://news.xinhuanet.com/ english/2015-12/04/c_134886545.htm (проверено 10.03.2016).
Мы остановимся на исследовании особенностей третьей установки. Именно в ней, на наш взгляд, особенно ярко выражены все детали и нюансы политического курса КНР в отношении Африканского континента. И это в полной мере отражено в итогах Шестого форума сотрудничества «Китай-Африка».
Впервые учрежденный в 2000 г. форум был задуман как площадка для сотрудничества по линии «Юг-Юг» (между развивающимися странами) на равноправной основе. Однако магнетизм экономического гиганта - Китая, являющегося лидером и меценатом форума, сместило равновесие сторон.
С самого своего создания форум стал свидетельством расширяющихся отношений между Китаем и Африкой. Все важнейшие инвестиционные вложения в африканский континент КНР сделала под эгидой и в рамках форума, отразив это его в итоговых документах - планах действия и декларациях. Примечательно, что к работе в рамках Форума приглашены представители различных международных организаций, в т.ч. ООН и Африканского союза. Это позволяет африканским странам использовать форум для реализации ведущих политических, социальных, экономических программ Африки, таких как «Программа Нового партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД)», «Повестка дня 2063» и «Первый десятилетний план Повестки дня 2063».
С момента своего создания в 2000 г. в рамках форума было проведено 6 министерских конференций и 2 саммита на уровне глав государств и правительств1. Все эти встречи отличались друг от друга, но были сходны оперативностью реакции на изменение международной обстановки. Однако форум, состоявшийся 4-5 декабря 2015 г. в Йоханнесбурге, стал особенным.
В случае успешного выполнения Китаем заявленных на Форуме обещаний их отношения с Африкой выйдут на новый, беспрецедентный уровень. Особого внимания заслуживают три инициативы КНР: инвестиционная (Китай объявил о повышении объема инвестиций в Африку до 60 млрд долл.); экологическая (КНР запускает экологические проекты в Африке) и культурная (Китай заявил о строительстве новых университетов и образовательных центров).
Рассмотрим их подробнее.
Инвестиции. Китай объявил о намерении увеличить поток инвестиций в Африку в 3 раза по сравнению с предыдущим периодом (2012-2015 гг.). Ранее Китай последовательно удваивал свои финансовые обязательства в рамках конференций Форума: с 5 млрд долл. в 2006 г. до 10 млрд долл. в 2009 г. и до 20 млрд долл. в 2012 г.2 Общий объем инвестиций на 2016-2018 гг. составит 60 млрд долл.3
Кроме того, новые финансовые обязательства КНР отличаются от предыдущих по своему составу. В 2007 г. финансовые вложения Китая в Африку представляли целевые и потребительские кредиты4, в 2010 и 2012 гг. - только целевые5.
1 2000 г. - I Форум, Пекин, Китай; 2003 г. - II Форум, Аддис-Абеба, Эфиопия; 2006 г. - III Форум, Пекин, Китай и 1-й саммит глав государств; 2009 г. - IV Форум, Шарм-Эль-Шейх, Египет; 2012 г. - V Форум, Пекин, Китай; 2015 г. - VI Форум и 2-й саммит глав государств, Йоханнесбург, Южная Африка.
2 Miria Pigato, Wenxia Tang. China and Africa: Expanding Economic Ties in an Evolving Global Context. Investing in Africa forum. March 2015. URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/Event/ Africa/Investing%20in%20Mrica%20Forum/2015/investing-in-africa-fomm-china-and-africa-expanding-economic-ties-in-an-evolving-global-context.pdf (accessed 10.03.2016).
3 Xi announces 10 major China-Africa cooperation plans for coming 3 years. - FOCAC official web-site. December 12, 2015. URL: http://www.focac.org/eng/ltda/dwjbzjjhys_1/t1322068.htm (accessed 10.03.2016).
4 Forum on China-Africa Cooperation Beijing Action Plan (2007-2009) [Пекинский план действий Форума сотрудничества «Китай-Африка»]. URL: http://www.focac.org/eng/ltda/dscbzjhy/D0C32009/ t280369.htm (accessed 10.03.2016).
5 Forum on China-Africa Cooperation Sharm El Sheikh Action Plan (2010-2012) [Шарм-Эль-Шейхский план действий Форума сотрудничества «Китай-Африка»]. URL: http://www.focac.org/eng/ltda/dsjbzjhy/ hywj/t626387.htm (accessed 10.03.2016).
На этот раз 60 млрд долл. диверсифицировании 5 млрд дол. - займы и беспроцентные кредиты, 35 млрд долл. - льготные и потребительские кредиты, а все остальное - торговое финансирование.
Диверсификация инвестиций говорит о том, что, во-первых, Китай оптимистично смотрит на перспективы Африканского континента; во-вторых, становится все более агрессивным в финансовом присутствии в Африке; в-третьих, чем больше финансирование, тем больше китайских активов будет в Африке1. Это доказывает стратегическую важность Африканского континента для КНР. Китайская политика всегда отличалась прагматизмом. Правительство Китая ожидает получить дивиденды от своих вложений в Африку - как экономические, так и политические: от обеспечения своей страны дешевым сырьем и рынками сбыта до появления целого ряда благодарных африканских стран, готовых поддержать КНР на международной арене.
КНР желает стать неотъемлемой частью будущего Африки и управлять им в своих собственных интересах, еще глубже погружаясь в ее экономику. И хотя пока не ясно, как именно эти значительные финансовые обязательства отразятся на собственном благосостоянии Китая, учитывая продолжающийся спад его экономики, финансовое присутствие КНР на Африканском континенте скорее всего будет продолжать расти.
Экологическая инициатива. Пункт 4.6.3 Йоханнесбургской декларации гласит: «Китай будет поддерживать Африку в укреплении своего потенциала для экологичного... и устойчивого развития и поддержит Африку в запуске 100 проектов по разработке чистой энергии, защиты дикой природы, будет способствовать экологически чистому сельскому хозяйству и строительству по технологии интеллектуальных городов»2.
База для таких заявлений была заложена еще в 2009 г. на саммите в Египте3. Там было предложено установить партнерские отношения между Китаем и Африкой в решении проблемы изменения климата, расширить сотрудничество в спутниковом метеорологическом мониторинге, развитии и использовании новых источников энергии, профилактике и борьбе с опустыниванием и неблагоприятным состоянием городской окружающей среды.
Борьба с загрязнением окружающей среды - один из краеугольных камней политики Китая в Африке. Будучи одним из лидеров по выбросу углекислого газа в атмосферу, Китай не спешит связывать себя обязательствами и ограничениями. Однако экологические инициативы в Африке - это придание китайско-африканским отношениям равноправного и цивилизованного характера. Африка - больше не тот континент, где можно безнаказанно вырубать леса и закрывать глаза на экологические стандарты производства. Будучи «легкими планеты», она становится равноправным участником поддержания биосферы.
Экологическая инициатива Китая - это ответ на политику западных стран, которые перенесли большую часть производства на Черный континент и нередко использовали его территорию для захоронения промышленных отхо-
1 t^AR^BitsHP: А^ЩМ^ШШШШ* //2015#-03Л 16 0. [Zhonghua renmin gongheguo shangwu bu: Renminbi lian shichang zai feizhou diqu de qianjing; Министерство коммерции КНР: Перспективы китайского юаня на оффшорных рынках Африки 16.03.2015 г.] URL: http://www.mofcom. govcn/article/i/dxfw/gzzd/201503/20150300910506.shtml (accessed 10.03.2016).
2 Forum on China-Africa Cooperation Johannesburg Action Plan (2016-2018) [Йоханнесбургский план действий Форума сотрудничества «Китай-Африка»]. URL: http://www.focac.org/eng/ltda/dwjbzjjhys_1/ hywj/t1327961.htm (accessed 10.03.2016).
3 Forum on China-Africa Cooperation Sharm El Sheikh Action Plan (2010-2012) [Шарм-Эль-Шейхский план действий Форума сотрудничества «Китай-Африка»]. URL: http://www.focac.org/eng/ltda/dsjbzjhy/ hywj/t626387.htm (accessed 10.03.2016).
дов. Несомненно, такая политика Китая вызывает большую симпатию в глазах африканцев, что только укрепляет отношения КНР и Африки.
Культурное сотрудничество. Культурное сотрудничество Китая и Африки последовательно растет, особенно когда дело доходит до средств массовой информации и сферы образования. Заинтересованность Китая в этих областях выявляет их важность для Пекина, чья задача - поддержание своего позитивного имиджа в Африке.
Число китайских СМИ на континенте, традиционных и новых, растет в разы год от года. Контент транслируется не только на официальных языках африканских стран, но и на китайском - многие африканцы теперь учат или уже знают язык Поднебесной.
«Мягкая сила» - один из инструментов внешней политики Китая в Африке южнее Сахары и ее важнейшая особенность. Наибольшая сфера ее применения - это образование. Появляющиеся, как грибы после дождя, институты Конфуция помогают африканцам «лучше понять Китай», обучение и подготовка кадров означает появление лагеря сочувствующих и вовлеченных в жизнь КНР африканцев. Не случайно Си Цзиньпин в ходе работы Форума сотрудничества «Китай-Африка» 2015 г. заявил о строительстве пяти новых культурных центров в Африке, а также о предоставлении 500 грантов на обучение в Китае и 30 000 стипендий для обучения в африканских университетах1. Учитывая тот факт, что высшее образование на Африканском континенте, как правило, доступно либо состоятельным гражданам, либо по грантам (особенно китайским), есть все основания полагать, что будущая интеллигенция стран Африки также будет поддерживать активное участие КНР в жизни своего континента.
Китай планирует создать в Африке центры профессиональной подготовки, в которых смогут пройти обучение более 200 000 местных рабочих. Временные рамки этого проекта указаны не были, однако можно ожидать, что эта работа будет развернута в течение ближайших нескольких лет2. Китай также поддержал инициативу создания в Африке 5 университетов. Если университеты по качеству образования будут на уровне аналогичного в Шанхае, то высокообразованных специалистов в технических областях, инженерии, науке в Африке станет больше. Как заявила Фэй Чунг, специалист по китайско-зимбабвийским отношениям и министр при президенте Зимбабве Роберте Мугабе, «это поможет Африке освободиться от колониального прошлого... превратиться из чистого экспортера сырья в производителя готовой продукции и услуг» 3. Участие Китая в жизни континента, несомненно, отразится на производственном потенциале Африки.
Столь активная вовлеченность Китая в жизнь Африканского континента вызвала недовольство и опасения стран Запада и прозападных сил в странах Африки.
Западные страны обычно изображают Китай как жестокого колонизатора, единственной целью которого выступает удовлетворение ненасытной жажды природных ресурсов и экспорта дешевых промышленных товаров. Нередко политику Китая называют «колониализмом XXI века», а председателя КНР
1 Xi announces 10 major China-Africa cooperation plans for coming 3 years. - FOCAC official web-site. December 12, 2015. URL: http://www.focac.org/eng/ltda/dwjbzjjhys_1/t1322068.htm (accessed 10.03.2016).
2 Ibid.
3 Xu Lingui Interview: Chinese-Zimbabwean scholar urges Arica to «look East» for ideas than investment alone. - Xinhua. November 27, 2015. URL: http://news.xinhuanet.com/english/2015-11/27/c_134862903.htm (accessed 10.03.2016).
Си Цзиньпиня - «Санта-Клаусом»1. Президент корпоративного совета в Африке Стивен Хэйес сравнил китайцев с армией амазонских муравьев, которые поглощают и завоевывают все на своем пути2. А в Замбии политики умело манипулируют голосами избирателей, обещая в предвыборных посланиях уменьшить вовлеченность китайцев в бизнес-структуры страны.
Китай умело борется с критикой Запада - не словами, а действиями. Китай соединил в себе две важных составляющих - экономику (в чем пока отстает Индия) и политику (в чем значительно уступают США и ЕС, которые по-прежнему навязывают Африке свой путь развития). В битве за Африку КНР пока выигрывает, но ее конкуренты - Индия, США, ЕС наступают Поднебесной на пятки.
Итоги. Шестой форум сотрудничества «Китай-Африка» 2015 г. четко показал, что политическое и экономическое взаимодействие Китая и Африки достигло критической величины, за которой неизбежно последуют глубинные перемены.
Произошло это главным образом, во-первых, за счет выдвижения экономических интересов на приоритетное место. Сотрудничество КНР и Африки - это взаимодействие по линии «Юг-Юг», которое выгодно для обоих партнеров. Страны Африки снабжают Китай сырьем и минеральными ресурсами. КНР, в свою очередь, - союзник, способный финансово поддерживать развитие континента и отстаивать его права в международных организациях. В Африке стали популярными совместные китайско-африканские предприятия, которым правительство КНР предоставляет кредиты на льготных условиях. Кроме того, КНР сейчас - одна из немногих стран, способная ослабить зависимость стран Африки от Европы и США. Во-вторых, за счет стремления руководства КНР создать позитивный образ своей страны как мире, так и в странах Африки южнее Сахары, в т.ч. благодаря сотрудничеству в культурной сфере и экологическим инициативам. За счет крупных инвестиций Китай помогает Африке в решении не только экономических, но и гуманитарных проблем.
Поэтому есть все основания полагать, что битву за Африку Китай у Запада выиграет. Однако и у России на Африканском континенте есть свои интересы.
В контексте интересов Российской Федерации политика КНР в Африке весьма показательна. Положение России в системе современных международных отношений и ее влияние на международные процессы поднимает вопрос активизации отношений с африканскими партнерами. Особенно актуально это стало в условиях санкций, ввиду которых наша страна меняет приоритеты своей внешней политики. Кроме переориентации на Восток (прежде всего, Китай), уместно предположить, что Россия может по-новому взглянуть на Африку.
Африканский континент играет важную роль в решении ключевых проблем современной повестки дня. Развитие дружественных отношений и взаимовыгодного партнерства со странами Африки южнее Сахары позволит задействовать африканский фактор для продвижения национальных интересов России на международной арене и решения нашей страной собственных задач.
И хотя Россия отстает от Китая по вовлеченности в экономическую и политическую жизнь Африки, в африканском регионе еще сильна память о помощи СССР, и это поддерживает позитивный образ нашей страны в глазах африканского народа.
1 Deborah Brautigam. 5 Myths About Chinese Investment in Africa. - Foreign Policy. December 4, 2015. URL: http://foreignpohcy.com/2015/12/04/5-myths-about-cMnese-investment-in-africa/ (accessed 10.03.2016).
2 6th Forum on China-Africa cooperation: Xi's pledge raises mixed reactions. - Galileo Weekly Observer. December 12, 2015. URL: http://ggii.cqu.edu.cn/6th-forum-on-china-africa-cooperation-xis-pledge-raises-mixed-reactions/ (accessed 10.03.2016).
Изучение опыта Китая позволит России выработать свою политику применительно к Африке, избежав тех проблем, с которым столкнулась КНР.
LOMOVA Anastasia Aleksandrovna, postgraduate student at Diplomatic Academy of Russian Ministry for Foreign Affairs (bld. 1, 53/2, Ostozhenka St, Moscow, Russia, 119021; [email protected])
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CHINA-AFRICA RELATIONS
(in the context of submissions of the Sixth Forum on China-Africa cooperation)
Abstract. The article considers the results of the Sixth Forum on China-Africa Cooperation, which was held in Johannesburg on 4-5 December 2015. Through the prism of analysis of the agenda of the Forum, the author identifies key aspects and problems of China-Africa cooperation, as well as prospects for the development of Sino-African relations. Keywords: China, Africa, Forum on China-Africa Cooperation