ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
АРТЕМЕНКО Г.А.,
аспирантка,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
e-mail: [email protected]
Развитие в Российской Федерации института налогового консультирования является важной и необходимой задачей. Возможность получать независимые и ответственные консультации способствует повышению налоговой грамотности и правосознания налогоплательщиков, а следовательно, приводит к улучшению взаимоотношений с налоговыми органами и повышению собираемости налогов.
Ключевые слова: налогообложение; налоговое консультирование; налоговый консалтинг; налоговое законодательство.
Development of the Russian Federation tax counseling institution is an important and necessary task. Opportunity to receive independent and responsible advice promotes literacy and legal awareness of the tax taxpayers, and, consequently, leads to better relationships with tax authorities and improve tax collection.
Keywords: taxation, tax consulting, tax consulting, tax law.
Коды классификатора JEL: H21, H71.
В России в 90-е гг. ХХ в. стал появляться новый вид рынка услуг — консультационные услуги в области налогообложения. Это обусловлено такими экономическими факторами, как:
♦ возникновение новых экономико-правовых отношений между государством и его гражданами, вызванных развитием рыночной экономики в стране;
♦ становление новой налоговой системы, неоднозначность толкования принятых норм;
♦ активное вовлечение граждан и юридических лиц в налоговые отношения и отсутствие у них знаний в области налогообложения и т.д.
Эти и другие факторы обусловили появление потребности в получении необходимого рода консультаций по правильному применению налогового законодательства, а также снижения налоговых платежей в соответствии с законодательством по налогам и сборам РФ, что в итоге послужило основанием для возникновения в России новой профессии — консультант по налогам и сборам.
Налоговое консультирование — вид профессиональной деятельности по оказанию консультируемому лицу на платной основе услуг, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах [1].
В настоящее время вопросы правильности исчисления и уплаты налогов не могут оставаться уделом только главных бухгалтеров организаций — нужны грамотные специалисты в области налогообложения. Поэтому организации идут либо по пути создания специальных служб, занятых налоговым планированием, исчислением налогов и другими вопросами, связанными с налогообложением, либо прибегают к услугам специализированных — аудиторских или консалтинговых — фирм, занимающихся налоговым консультированием.
Налоговое консультирование — одна из наиболее сложных и интересных областей юридической практики. Кроме комплексного владения принципами налогообложения и бухгалтерского учёта, досконального знания действующего законодательства и, что немаловажно, судебной практики, профессиональный налоговый консультант должен постоянно отслеживать все изменения (как уже вступившие в силу, так и готовящиеся) и иметь регулярную судебную практику по налоговым спорам [1].
В настоящее время широко используется налоговый консалтинг.
© Г.А. Артеменко, 2011
Налоговый консалтинг — это деятельность фирм по оказанию консультационных услуг предприятиям, организациям и физическим лицам в области налогообложения. К ним можно отнести:
♦ консультационное сопровождение после внедрения схемы оптимизации налогообложения;
♦ консультации по проблемным вопросам налогообложения; рекомендации по выбору системы налогообложения с целью сокращения налоговых платежей в бюджет;
♦ разработку учетной политики с целью выбора оптимального варианта учета, эффективного с точки зрения режима налогообложения;
♦ сопровождение в период проведения налоговой проверки;
♦ экономико-правовую экспертизу материалов проверок налоговых органов;
♦ экспертизу действующих договоров с предоставлением письменных рекомендаций и составление договоров с учетом правовых и налоговых последствий.
Существует также мнение, что предоставляемые услуги налогового консультанта входят в обязанности аудитора. Однако налоговый консультант принципиально отличается от аудитора, который выполняет особую публичную функцию, подчиняясь строгим стандартам и правилам аудиторской деятельности. Аудитор констатирует только причины болезни и ее последствия, что чаще всего известно и самому клиенту, и в отличие от налогового консультанта не решает налоговых головоломок, ибо это запрещают стандарты аудита, нарушение которых строго карается [5].
Специальность налогового консультанта в России с каждым днем приобретает огромную популярность и востребованность в различных отраслях экономики, т.к. существуют следующие виды услуг, оказываемые налоговым консультантом:
❖ оказание консультационных услуг организациям независимо от форм собственности и организационноправовых форм и физическим лицам по применению налогового законодательства;
❖ подготовка рекомендаций по формированию налоговой базы по видам налогов и сборов, составу затрат, относимых на себестоимость для целей налогообложения, использованию льгот, предоставляемых налоговым законодательством различным категориям налогоплательщиков, плательщиков сборов, соблюдению установленного порядка исчисления и уплаты налогов и сборов и источникам их выплаты;
❖ консультирование по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, по вопросам прав и обязанностей налогоплательщиков, а также по порядку обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц;
❖ разработка вариантов оптимизации налогообложения применительно к специфике деятельности организаций и физических лиц, информирование их о налоговом законодательстве;
❖ осуществление мониторинга изменений и дополнений, вносимых в законы и иные нормативно-правовые акты, касающиеся налогообложения, содействие правильному исчислению и полноте уплаты налогов и сборов.
❖ расчет величины налоговых рисков в целях принятия решения о выборе наиболее целесообразного варианта воздействия на параметры налогообложения.
Но такое перспективное развитие затрудняет ряд проблем, преодолеть которые необходимо для дальнейшего успешного и эффективного функционирования.
Основная проблема на современном этапе — отсутствие самостоятельного законодательного регулирования налогового консультирования.
Деятельность налогового консультанта необходимо узаконить. Федеральный закон от 07 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» содержит положение о налоговом консультировании, которым аудиторы могут заниматься в качестве сопутствующих услуг, но не раскрывает понятие деятельности по налоговому консультированию, специальных нормативных актов по этому вопросу вовсе не имеется. Закон «О налоговом консультировании» должен содержать определение налогового консультирования как вида предпринимательской деятельности или как частной практики, круг консультирующих и консультируемых лиц, какой государственный орган власти должен осуществлять контроль или патронаж профессионального налогового консультирования, права и обязанности налоговых консультантов и консультируемых лиц, виды ответственности налогового консультанта, возможные санкции, профессиональные стандарты,регулирование цен, а также подготовка, повышение квалификации и аттестация налогового консультанта и многое другое.
В настоящее время рассматривается проект Федерального закона «О налоговом консультировании», который подготовлен с целью определения правового статуса налогового консультанта и консультируемых лиц, регулирования деятельности по налоговому консультированию (подготовка и аттестация специалистов, ответственность за результаты консультирования).
Следует обеспечить связь и взаимодействие государственных органов в налоговой и правоохранительной сферах.
Налоговое консультирование должно быть построено в соответствии с принятыми по этому вопросу законами и подзаконными актами, а также со стандартами налогового консультирования.
Необходимо создавать широкомасштабную систему налогового консультирования, во главу которой поставить подготовку и расстановку повсеместно такого важного специалиста, как консультант по налогам и сборам.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
94
ГА. АРТЕМЕНКО
Официальное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования, удостоверенного государственным документом. В свою очередь, незаконная деятельность по налоговому консультированию должна караться.
Взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым консультантом должны быть основаны на доверенности.
Следующая проблема — это недостаток профессиональных высококвалифицированных кадров.
В 2002 г. была создана Палата налоговых консультантов, которая взяла на себя функции по обеспечению аттестации налоговых консультантов и разработала специальные учебные программы, которые сейчас реализуются через аккредитованные образовательные организации.
Есть проблемы образовательного плана. Наблюдается недостаток преподавателей для обучения налоговых консультантов, нет достаточного количества учебно-методической литературы. Налоговое консультирование в России находится на стадии развития, когда отсутствие обобщения опыта этой сферы деятельности в учебниках и пособиях становится тормозом для развития профессии в целом.
На данном этапе развития налоговое консультирование является ещё не окончательно сформировавшимся видом предпринимательской деятельности, главная цель которого — оказание услуг по вопросам правильного применения норм действующего законодательства по налогам и сборам. При этом основная задача консультанта заключается в уменьшении на законном основании налоговых обязательств клиента перед государством, что является объективной реальностью при любой налоговой системе.
Потребность в услугах налоговых консультантов в России постоянно возрастает, что обусловило возникновение новой профессии — консультант по налогам и сборам (налоговый консультант).
В настоящее время российский рынок услуг налогового консультирования функционирует в двух главных направлениях:
♦ оказание услуг налогоплательщику по определению оптимального баланса между расходами организации на выплату налогов и налоговыми рисками, главной целью которого является снижение сумм уплачиваемых налоговых платежей (оптимизация налоговых платежей);
♦ осуществление деятельности в рамках принятых нормативных актов, жестко регламентирующих процедуру исчисления и уплаты налогов; целью такого консультирования являются оказание помощи индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в правильном и законном начислении и уплате налогов, выполнении своих налоговых обязательств в соответствии с НК РФ, оказание квалифицированной профессиональной помощи и представительство в судах, правоохранительных, налоговых органах [5].
Закрепление статуса независимого налогового консультанта как участника налоговых отношений, по мнению автора, позволит снизить неопределенность законодательства и правоприменительной практики и минимизировать общее восприятие налогоплательщиками налоговой системы как несправедливой.
Необходимость включения в российскую практику налогообложения процедур урегулирования конфликта интересов и перспектив трансформации налогового администрирования на основе принципа партнерства позволяет сформулировать методологические подходы к формированию инструментов институционализации налогового консультирования, направленные на упорядочение отношений участников налоговых отношений и дальнейшее развитие налоговых отношений. Состав институциональных инструментов представлен в виде матрицы в таблице 1.
Вовлечение налоговых консультантов в процесс взаимодействия налоговых органов и плательщиков позволит повысить эффективность налогового администрирования за счет соблюдения баланса прав и обязанностей, при этом — избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия и сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.
Это положение полностью согласуется с «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», рассмотренных Правительством РФ 20.05.2010 г. В указанном документе подчеркивается, что «совершенствование налогового администрирования не исчерпывается изменениями законодательства, но и требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, появлении реальной ответственности налоговых органов за принимаемые решения.
Даже при самом передовом законодательстве налоговое администрирование будет далеко от эффективного, если основной задачей налогового органа будет пополнение бюджета любой ценой, при том что ответственность за окончательное решение вопросов о правомерности доначисления налогов по результатам проверок перекладывается на судебную систему, а издержки налогоплательщиков, связанные с таким администрированием, не принимаются во внимание».
Учитывая сложность и противоречивость действующего законодательства о налогах и сборах, можно с уверенностью предположить, что данная профессия будет востребованной, а услуги консультантов в области налогообложения приобретут более стабильное положение в условиях рынка.
Таблица 1
Матрица формирования институциональных инструментов налогового консультирования
Компонент методологии обоснования выбора Значение для методологии развития
Налоговых органов Налогоплательщиков
1 2 3
Развитие сотрудничества между участниками налоговых правоотношений Формируется профессиональное отношение компетентных органов к решению проблем налогоплательщика, основанное на понимании бизнеса и беспристрастности, что позволяет реализовать следующие принципы налогового администрирования: 1. Пропорциональность (концентрация внимания на наиболее значительных вопросах во время налоговых проверок) 2. Открытость (раскрытие подходов к налоговым проверкам, в т.ч. информация о том, какие сделки считаются «рискованными» и как компетентные органы будут на них реагировать) 3. Оперативность (согласованность решений и разъяснений) Возможность на ранней стадии получить уверенность в отсутствии претензий со стороны компетентных органов; Обоснованный учет при расчете налоговых обязательств объективных факторов: • структуры и механизмов корпоративного управления; • требования о раскрытии финансовой и иной публичной информации; • бухгалтерские и налоговые прогнозы деятельности; • необходимости соблюдения бухгалтерских и налоговых стандартов.
Участие в налоговых отношениях налоговых консультантов Снижение издержек на процедуры администрирования; Эффективное ранжирование налогоплательщиков по группам риска; Сбор сведений, позволяющий реагировать на выявленные налоговые риски: выделение дополнительных ресурсов для работы, законодательные изменения и т.д. Привлечение консультанта позволит: • избежать ошибок; • ограничить участие налогоплательщиков в незаконной или очень агрессивной деятельности; • провести профессиональный анализ налоговых рисков деятельности; • осуществить эффективное налоговое планирование.
Предварительное налоговое заключение компетентных органов Изучать на ранней стадии различные варианты налогового планирования в отношении определенных норм налогового законодательства и их влияние на уровень доходов бюджетной системы Возможность заранее получить уверенность в налоговых последствиях определенных сделок или операций.
Добровольное раскрытие информации Более точное стратегическое планирование, в т.ч. при распределении ресурсов; Выявление систематических рисков налоговой системы. Управление налоговыми рисками ведения деятельности; Снижение тщательности налогового контроля.
Взаимодействие налоговых органов и плательщиков налогов Понимание сути бизнес-процессов налогоплательщика обеспечит более эффективный контроль, возможность своевременного реагирования на нарушения и управления рисками, рациональное распределение ограниченных ресурсов и иных расходов, связанных с обеспечением соблюдения требований налогового законодательства. Проявление последовательности в действиях и решениях налогового органа, повышение предсказуемости принимаемых решений обеспечит сокращение возможных расходов на судебные споры; Оперативность получения разъяснений при возникновении вопросов и затруднений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артеменко Д,А., Артеменко Г.А., Белокрылова О.С., Поролло Е.В., Хашева З.М. Налоговое администрирование и налоговый контроль: теория и практика: монография. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2006.
2. Васильев Ю.В., Кузнецов Н.Г., Поролло Е.В. Политика реформирования налоговой системы России: монография. Ростов-н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2008. С. 24.
3. ГрачевА.В. Налоговые риски и риски недобросовестного ведения бизнеса // Финансы. 2009. № 3.
4. Иванян А.Г. Налоговые риски: актуальность растет // Налоги и налогообложение. 2009. № 2.
5. ЛабынцевН.Т.,КосоваН.С. Налоговый аудит: стандартизация и методика: монография. Ростов-н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2003.
6. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2010-2012 гг. (Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации, протокол от 29 мая 2009 г.) // http://www. government.ru.
7. Приказ Федеральной налоговой службы России от 16 ноября 2005 г. N САЭ-3-12/588@ "О порядке проведения тематических аудиторских проверок внутреннего аудита налоговых органов и рассмотрения материалов по их результатам" // http://www. nalog.ru.
8. Федеральная целевая программа "Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)" Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 888 // http://www. nalog.ru.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2