Научная статья на тему 'Перспективы развития инклюзивного туризма в России'

Перспективы развития инклюзивного туризма в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1264
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
INCLUSIVE TOURISM / PEOPLE WITH DISABILITIES / PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INCLUSIVE TOURISM / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL TOURISM / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТУРИЗМ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ТУРИЗМА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Джавадова Светлана Александровна

В статье дан анализ ситуации, сложившейся на рынке инклюзивного туризма. Растущий год от года процент лиц, относящихся к лицам с ограниченными возможностями, помимо самих инвалидов, заставляет задуматься о перспективах роста данной отрасли. Анализ мирового опыта в области продвижения инклюзивного туризма должен послужить отправной точкой для аналогичных действий в России. Особая роль в этом должна отводиться социальному предпринимательству, при серьёзной государственной поддержке.This article provides an analysis of the situation on the market of inclusive tourism. The growing percentage of people with disabilities, in addition to the disabled themselves, makes us think about the growth prospects of this industry. The analysis of world experience in promoting inclusive tourism should serve as a starting point for similar actions in Russia. A special role in this should be given to social entrepreneurship, with serious state support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Джавадова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития инклюзивного туризма в России»

УДК 316

Социологические науки

Джавадова Светлана Александровна, к.э.н., доц.

ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

Россия, г. Москва

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Аннотация: В статье дан анализ ситуации, сложившейся на рынке инклюзивного туризма. Растущий год от года процент лиц, относящихся к лицам с ограниченными возможностями, помимо самих инвалидов, заставляет задуматься о перспективах роста данной отрасли. Анализ мирового опыта в области продвижения инклюзивного туризма должен послужить отправной точкой для аналогичных действий в России. Особая роль в этом должна отводиться социальному предпринимательству, при серьёзной государственной поддержке.

Ключевые слова: инклюзивный туризм, люди с ограниченными возможностями здоровья, проблемы развития инклюзивного туризма, социальное предпринимательство, социальный туризм.

Annotation: This article provides an analysis of the situation on the market of inclusive tourism. The growing percentage of people with disabilities, in addition to the disabled themselves, makes us think about the growth prospects of this industry. The analysis of world experience in promoting inclusive tourism should serve as a starting point for similar actions in Russia. A special role in this should be given to social entrepreneurship, with serious state support.

Keywords: inclusive tourism, people with disabilities, problems of development of inclusive tourism, social entrepreneurship, social tourism.

Итак, что же такое «инклюзия» или «инклюзивность»? Это такой принцип организации жизни общества, который позволяет всем людям, вне зависимости от их внешности, происхождения или состояния здоровья участвовать в её разных аспектах.

Согласно закону «О защите прав потребителей», потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [5].

Потребителями услуг инклюзивного туризма в свою очередь являются, люди с ограниченными возможностями здоровья, которые намерены заказать или приобрести туристские услуги, и по состоянию здоровья могут потреблять их [1, с. 150].

Пользоваться же туристическими услугами без ограничений, без помощи посторонних, на равных со всех условий, сохраняя при этом чувство собственного достоинства, позволяет инклюзивный туризм. Для начала, необходимо назвать все те категории лиц, кого мы можем отнести к лицам с ограниченными возможностями: путешественников с большим багажом, людей с временными проблемами здоровья, людей больших или маленьких размеров и роста, пожилых людей, родителей с маленькими детьми, беременных женщин, людей, не знающих иностранного языка, категории лиц, имеющие неустойчивый эмоциональный фон, психические заболевания, находящиеся на постоянном медицинском аппаратном обеспечении, непосредственно люди с ограниченными возможностями (инвалидностью), а также их семьи, опекуны и специально обученные сопровождающие.

Для понимания общей ситуации в мире в области численности людей с инвалидностью можно обратиться к докладу, представленному Всемирной организацией здравоохранения [2], в котором указывается, что около 15,6% человек в возрасте от 15 лет и старше живут с инвалидностью, использую другую оценку в «Докладе о глобальном бремени болезней» речь уже идёт о

19,4%. При этом отмечается тенденция к увеличению этой цифры, в связи с ростом численности населения в мире, а также ростом продолжительности жизни в развитых странах.

Из этого следует простой вывод - инвалидность - это социальный феномен, которого не может избежать ни одно общество, и приоритетной задачей каждого государства должно стать формирование социальной и экономической политики с учётом интересов инвалидов.

В Российской Федерации 2012 год ознаменовался тем, что впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивное образование [3]. Это обеспечило равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивному туризму в нашей стране пока не уделяется достаточного внимания, в то время как в первый документ упомянувший данный аспект жизни был принят в 1991 году Генеральной ассамблеей ЮНВТО и назывался он «Создание возможностей для туризма людям с ограниченными возможностями в девяностые годы». Данный текст был обновлен в 2005 году и назван «Туризм, доступный для всех» [4]. Данный документ призывает государства-члены создать на своих туристических объектах и учреждениях инфраструктуру, соответствующую условиям доступной среды. Это может быть доступность в передвижении, визуальная и слуховая доступность. Главное, чтобы был равный доступ к инфраструктуре, транспорту, информации и связи. Причём основной акцент делается на создании универсального дизайна, учитывающего особые потребности всех категорий людей, перечисленных в начале данной статьи.

Говоря о мировой практике в рамках рассматриваемой проблемы, следует отметить, что в ряде развитых стран, инфраструктура для инклюзивного туризма создана практически на 100%. Наиболее прогрессивные в этом плане: Испания, Финляндия, Франция, Германия, Великобритания, Австралия и США. Использую столь значительный опыт в достижении поставленных целей можно выделить три основных вида барьеров, с которыми сталкиваются люди с ОВЗ:

внутренние, внешние и барьеры в общении. Внутренние барьеры на прямую связаны с индивидуальными особенностями самого человека, для которого создаётся доступная среда. Внешние барьеры включают в себя архитектурную доступность, экологические условия, экономические элементы, а также различные правила и инструкции. Барьеры общения - это результат взаимодействия между людьми и их социальной средой. Вне всякого сомнения, самым эффективным будет подход, сочетающий в себе устранение всех этих барьеров.

Туризм является уникальным явлением в области реабилитации инвалидов и людей с ОВЗ и позволяет решить следующие проблемы: 1. добавляет двигательной активности, которая способствует повышению психологической и физической устойчивости организма; 2. осуществляет терапию и профилактику психосоматических заболеваний; 3. устанавливает социальные контакты и имеет возможность выполнять различные социальные роли; 4. выполняет интегративные функции, возвращая людей с ОВЗ в общество; 5. выполняет научно-познавательные функции и расширяет геокультурное пространство; 6. обладает экологичностью, что способствует положительному психоэмоциональному настрою; 7. обладает интеллектуально-воспитательным воздействием на личность. По прогнозам, через несколько лет инклюзивный туризм может составить 20% от всех туристических потоков в мире.

Таким образом, инклюзивный туризм в России, его теоретические и методологические основы находятся на стадии разработки. Первая публикация появилась в конце 20 века. В начале 21 века в статьях рассматриваются некоторые прикладные вопросы инклюзивного туризма и обосновываются проблемы его развития в России, характеризуется опыт зарубежных стран.

Особую роль вразвитии инклюзивного туризма играет социальное предпринимательство. Это обусловлено тем, что на данный момент уровень дохода людей с ОВЗ во многих странах, в том числе и вРоссии, остается на достаточно низком уровне. С его помощью полностью, или частично

покрываются затраты на предоставление инклюзивных туров. Мировой опыт и тенденции развития туризма показывают, насколько большое внимание уделяется не только извлечению прибыли в результате ведения деятельности, но и решению сложившейся проблематики.

Социальное предпринимательство представляет собой баланс между социальными целями и коммерческим подходом к их решению. К главным критериям социального предпринимательства относится: 1. социальная нацеленность; 2. предпринимательский подход; 3. инновационность предлагаемых методов в решении проблем.

Социальному предпринимательству в России на данный момент уделяется большое внимание, так как своей целью оно ставит решение конкретных проблем города, региона, области. Предприниматель в таком виде деятельности в первую очередь человек, заботящийся о благосостоянии своих сограждан. Он отличается тем, что готов делать финансовые вложения в социально значимые направления развития бизнеса, и подвергать свое предприятие рискам до тех пор, пока позволяет его рвение и желание решить насущную проблему.

Социально предпринимательство в туризме на территории Российской Федерациизанимает значимое положение. Обилие природных и культурных достопримечательностейв удаленных регионах привлекают огромное количество туристов и любителей активногоотдыха. Данное направление социального предпринимательства имеет название социальный туризм.

Под социальным туризмом понимается - любые виды отдыха, затраты на которые полностью, или частично покрываются за счет социальных средств. Федеральный закон об основах туристской деятельности к социальному туризму относит туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.

Социальный туризм может быть познавательным, рекреационным, сельским, экологическим и др. Наибольшее распространение на данный момент получил сельскохозяйственный, или агротуризм - кода жители городов получают возможность побывать в сельской местности, ознакомиться и прочувствовать на себе особенности быта. Как правило, в агротуризме задействованы виды активности, позволяющие правильно изложить и преподнести традиции и обычаи региона.

Социальное предпринимательство в туризме работает над тем, чтобы туризм становился доступным для людей с ограниченными финансовыми возможностями, студентов, но и для членов многодетных семей, выпускников детских домов. Так же социальное предпринимательство заботится о людях с ограниченными возможностями, нуждающихся в особых условиях для проезда, проживания, питания и осмотра объектов показа.

Для людей с ОВЗ, деятельность предпринимателей в социальном туризме играет большую роль не только в связи с покрытием расходов на отдых, но также в связи с предоставлением качественных услуг, отвечающим потребностям туристов. Это в наибольшей степени касается туристов, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата. Государственными органами выделяются путевки для санаторно-курортного лечения и отдыха в пансионатах, которые не оборудованы под использование инвалидами -колясочниками. Таким образом, часть людей с ОВЗ остается лишена возможности отдыха. В таком случае, единственным поставщиком качественных услуг становятся социальные предприниматели. Для ограждения себя от несения финансовых рисков, в социальном туризме предприниматели идут путем создания объектов социального туризма на базе уже имеющегося хозяйства, например, гостевой дом. Такой вид деятельности зачастую ведется несколькими поколениями. При постоянном, ежегодном спросе предприятие развивается, увеличивает площади и нанимает дополнительные кадры. Работая по такой схеме, предприятие избегает высокой налоговой нагрузки, создает себе возможности для реинвестирования полученных средств в развитие

проекта. Таким образом, социальное предпринимательство представляет собой способ формирования положительного имиджа туристского предприятия для сотрудничества и финансирования государственными органами власти и благотворительными организациями, получения грантов для осуществления деятельности. Кроме этого, предоставление инклюзивных туров маломобильным группам населения, позволяет привлечь новых клиентов, которыми могут являться родственники и друзья людей с ограниченными возможностями.

Отрасль безбарьерного туризма во всем мире требует серьезного вмешательства государства. Это и создание соответствующей инфраструктуры, и подготовка необходимого персонала. Программы по продвижению доступного туризма необходимо создавать на основе государственно-частного партнерства: бизнес должен учитывать интересы инвалидов при создании объектов, а государство - следить за тем, чтобы для принятия людей с ограниченными возможностями адаптировались уже существующие туристические объекты.

Библиографический список:

1. Бухалис Д. Лучшая практика в доступном туризме: Инклюзия, инвалидность, старение населения и туризм. /И. Амброуз, С. Дарси, Бристоль: Channel View Publications, 2012. - 408 с.

2. [Электронный ресурс] URL:https ://www. who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/ (дата обращения 08.01.2020).

3. [Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 08.01.2020).

4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ga

/documents/gares.shtml (дата обращения 08.01.2020).

5. [Электронный ресурс] URL:http ://www.

consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 08.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.