Научная статья на тему 'Перспективы развития инфраструктуры городa Самары: путь 2018'

Перспективы развития инфраструктуры городa Самары: путь 2018 Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1306
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ГОРОДА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шептухина Любовь Ивановна, Масько Дмитрий Евгеньевич

Рассмотрены проблемы развития инфраструктуры г. Самары и пути их решения. Особое внимание уделено крупным событиям мирового масштаба как катализаторам инфраструктурного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шептухина Любовь Ивановна, Масько Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF INFRASTRUCTURAL DEVELOPMENT OF THE CITY OF SAMARA: THE WAY 2018

Problems of infrastructural development in the city of Samara and their solutions are considered. Special attention is given to major world-scale events as catalysts in infrastructure development.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития инфраструктуры городa Самары: путь 2018»

УДК 332.14

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДA САМАРЫ: ПУТЬ 2018

© 2014 Шептухина Любовь Ивановна кандидат технических наук, доцент

© 2014 Масько Дмитрий Евгеньевич студент

Самарский государственный экономический университет Е-mail: [email protected]; [email protected]

Ключевые слова: инфраструктура города, модернизация инфраструктуры, проекты развития инфраструктуры.

Рассмотрены проблемы развития инфраструктуры г. Самары и пути их решения. Особое внимание уделено крупным событиям мирового масштаба как катализаторам инфраструктурного развития.

PROSPECTS OF INFRASTRUCTURAL DEVELOPMENT OF THE CITY OF SAMARA: THE WAY 2018

© 2014 Lyubov Ivanovna Sheptukhina Candidate of Technical Sciences, associate professor

© 2014 Dmitry Evgenyevich Masko Student

Samara State University of Economics Е-mail: [email protected]; [email protected]

Keywords: city infrastructure, infrastructure modernization, projects of infrastructural development.

Problems of infrastructural development in the city of Samara and their solutions are considered. Special attention is given to major world-scale events as catalysts in infrastructure development.

Город в сегодняшнем мире становится важнейшим субъектом рыночных отношений. Место города в экономическом пространстве определяется его конкурентоспособностью, для которой важнейшим фактором является состояние его инфраструктуры. Под инфраструктурой понимают предприятия, обслуживающие основное производство и население, выполняющие важнейшие социальные функции на территории города по созданию условий для эффективного функционирования всех его сфер.

Главным направлением влияния инфраструктуры является ее воздействие на долговре-

менный экономический рост. Это происходит за счет прямого влияния на факторы производства, их аккумуляции, стимулирования совокупного спроса и использования в качестве инструмента промышленной политики. Другой стороной влияния инфраструктуры является превращение страны, города в территорию комфортной среды. Это происходит путем развития транспортной доступности, общественных пространств, всех необходимых сервисов и услуг. На этом воздействие инфраструктуры на территорию не ограничивается. В рамках отдельных видов инфраструктуры можно найти различные специфические роли ее объектов (институциональная, экологическая инфраструктура и т.д.).

Региональное развитие • № 1 • 2014

Под модернизацией инфраструктуры понимается не только ее обновление, но и создание абсолютно нового типа, ускоряющего множественные процессы на территории. Для России при участии в этих процессах в последнее время наиболее актуальным становится проведение на территории страны значимых мероприятий мирового масштаба: саммита О 8 в Санкт-Петербурге в 2006 г., саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 г., Универсиады в Казани в 2013 г., зимних Олимпийских и Параолимпийских игр в Сочи в 2014 г., чемпионата мира по футболу в 2018 г. Они имеют огромное значение для всей страны, особенно для тех территорий, на которых они проводятся. Одной из них является г. Самара - крупнейший город-миллионер Поволжья и всей России.

Прежде чем рассматривать влияние мун-диаля на инфраструктуру города, дадим оценку состояния его инфраструктуры за 2006 - 2011 гг. и перечислим основные проблемы данной сферы.

В жилищной и инженерной сферах за данный период имелись как успехи, так и неудачи. Среди первых особо выделяются ежегодный рост площади вводимых в муниципальном образовании коммунальных и индивидуальных жилых домов - в 3 и 15 раз, соответственно; семикратное увеличение числа семей, получивших жилье; рост общей площади жилых домов на 9 %, числа жилых квартир, вводимых за год, на 14 %, снижение площади ветхих и аварийных домов на 45 %; рост протяженности водопроводных и тепловых сетей на 14 и 25 %, соответственно1. Это стало возможным благодаря значительным целевым программам: "Молодой семье - доступное жилье на 2011-2015 годы", "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г.о. Самара на 2011-2013 годы", " Развитие ипотечного жилищного кредитования в Самарской области на 2010 -2013 годы". Вопрос с аварийными и ветхими домами, однако, остается открытым. Несмотря на успехи в переселении граждан, число проживающих в аварийных домах увеличи-

лось более чем в 5 раз. Кроме того, выделяют следующие ключевые проблемы: неэффективность управления жилищным фондом, изношенность инженерных сетей до 80 % (5 % тепловых и паровых сетей, 56 % водопроводных сетей, 78 % канализационных сетей нуждаются в скорейшей замене), непрозрачность механизма деятельности управляющих организаций, превращение собственного жилья и территории в проблему и т.д.

Ключевой для города является и транспортная инфраструктура как внешне-, так и внутригородского типа. Внешнегородская инфраструктура представлена пятью аэропортами, основной среди которых - Курумоч, сетью дорог федерального и территориального значения, крупнейшим узлом железнодорожного сообщения (8-е место по России по протяженности); самарским речным портом. Для инфраструктуры внутригородского транспорта характерно сокращение эксплуатационного пути и числа маршрутов более чем на 50 %, о чем свидетельствует рост численности населения, обладающего собственным транспортом. Основные проблемы - критическое состояние 12 % дорог и низкое качество остальных, отсутствие нормативов по их строительству, несоответствие инфраструктуры потребностям жителей, недостаточная развитость общественного транспорта, неразвитость рынка транспортных услуг и т.д.

Сфера бытового обслуживания - неотъемлемая часть инфраструктуры любого города. В г. Самаре этот сегмент развивается быстро за рассматриваемый период, о чем говорят увеличение объектов бытового обслуживания и объемов предоставляемых услуг на душу населения - на 61 % и 96 %, соответственно, рост на 65 % площадей под рестораны, бары и кафе, на 23 % и 57 % - под павильоны и магазины без учета торговых центров. Здесь предприятия в основном сталкиваются со следующими трудностями: в торговле и общественном питании - высокие цены, дефицит кадров, развитие уличной торговли и антисанитария, ужесточение конкуренции при вхождении в ВТО, а в бытовом

обслуживании - износ оборудования, несовершенство законодательной базы и др.

Здравоохранение города характеризуется упором на муниципальную часть сферы, именно в ней сосредоточен основной потенциал: в 11,8 раза большая мощность учреждений (18 794 посещения в смену) и в 8,2 раза большее число больничных коек -5004 койки). При этом в муниципальном секторе существует тенденция к сокращению врачей всех специальностей - к 2011 г. оно составило 9 %, что ведет к новым проблемам: неориентированность на человека, неудобство в получении услуг, непрозрачность в их предоставлении и низкое качество, неудобный график работы учреждений2.

В образовании отмечается общая информатизация сферы: в 2012 г. 55 % общеобразовательных учреждений имели доступ в Интернет при 2,4 % в 2007 г. В дошкольной сфере складывается противоречивая ситуация: увеличение числа детей, состоящих на учете, на 59 % при снижении мест на 7 %. Все это неразрывно связано как с демографической ситуацией в городе и области, так и с негативными явлениями: с необходимостью капитального ремонта множества объектов образования, с перенесением данных статей расходов на родителей, с низким уровнем материально-технической базы и педагогического состава.

В сфере культуры отмечается рост численности работников и учреждений отдельных видов - в 2 раза; увеличилось число музеев и профессиональных театров, численность работников первых возросла в 3,8 раза, вторых - в 10 раз. Вместе с тем, ключевой проблемой остается сокращение объектов культурно-досугового типа с 34 до 8 учреждений, т.е. на 76 %, в городе нет ни одного крупного муниципального центра досуга, хотя вопросы с преобразованием в него кинотеатра "Россия" ведутся много лет. К этой проблеме добавляются и проблемы чрезмерной изношенности материально-технической базы учреждений, низкий уровень заработной платы, низкая квалификация кадров.

Стабильность спортивной сферы г. Самары объясняется высоким вниманием со стороны властей всех уровней. Это проявляется в реализации следующих программ: "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", "Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2010-2018 годы", "Развитие физической культуры и спорта в городском округе Самара на 2011-2015". Однако ежегодный, начиная с 2007 г., отток численности занимающихся в детско-юношеских спортивных школах говорит о нарастании ряда проблем (непригодность многих объектов к использованию (стадион "Буревестник", ипподром), недостаток финансирования, слабая борьба с алкоголизмом и наркоманией).

Реализация всех намеченных федеральных, областных и местных программ не может дать положительный импульс развитию инфраструктуры в короткие сроки. Проведение чемпионата мира по футболу в г. Самаре может стать именно тем катализатором, который даст городу новую жизнь. Примерами, вдохновляющими жителей города, могут стать г. Львов, г. Донецк, принимавшие Чемпионат Европы по футболу - 2012, г. Казань -хозяйка Универсиады - 2013, г. Сочи - столица зимних Олимпийских и Параолимпийских игр 2014 г.

Города Украины получили новые терминалы в собственных аэропортах с современной интерактивной системой управления и принимают судна всех ведущих авиаперевозчиков мира; появились новые виды транспорта (скоростные поезда Интерсити +, преимуществами которых являются скорость, дешевизна и сервис европейского качества), новые спортивные объекты ("Донбасс - Арена" и "Арена - Львов"), способные принимать как спортивные, так и культурные мероприятия. Самое важное, что города Украины получили признание мировой общественности -г. Львов был назван "маленьким Парижем Востока".

Помимо современного терминала в аэропорту "Казань", отремонтированных дорог,

Региональное развитие • № 1 • 2014

построенных развязок и пешеходных переходов, г. Казань может похвастаться тремя новыми станциями метро, пронизывающего всю его территорию, более чем 30 спортивными объектами, где занимаются уже более 12 тыс. чел., и "вторым дыханием" Авиастроительного и Ново-Савиновского районов.

В преддверии крупнейшего события 2014 г. настоящая инновационная революция наблюдается в г. Сочи: здесь построен уникальный грузовой порт "Имеретенский", совмещенная дорога Адлер - "Альпика-Сервис", возведены целые районы современных домов для переселенцев, которые, правда, не всегда соответствуют стандартам комфортной жизни. Созданы крупнейшие объекты в стране, способные принять не только Олимпиаду, но и этап международных гонок "Формула - 1", матчи чемпионата мира по футболу 2018 г., стать базой для подготовки российских спортсменов.

Преобразования г. Самары мы пока можем оценить по отдельным проектам, заявлениям и решениям, что может дать достаточно ясную картину. В жилищном строительстве будет сделан акцент на комплексное преобразование территории с целью формирования зон проживания, учебы, работы, отдыха в рамках единой увязки. Основные проекты -"Южный город", "Самара-Центр", "Изумрудный город". Первый проект станет важной вехой в развитии территории близ п. Кряж. Здесь будут расположены объекты коттеджной, мало-, средне- и многоэтажной застройки, 15 детских садов и 6 школ, 6 поликлиник, крупные торговые центры, зоопарк, второй в Самаре аквапарк, парк скульптур, зеленые аллеи и т.д. "Самара-Центр" предстанет как ядро жизни и деловой активности города, где расположатся более 500 тыс. м2 жилья, суперрегиональный торговый центр, общественно-деловая и рекреационная зоны площадью 4,6 га. Реализация жилищных проектов такого типа придаст городу новый облик, покончит с серостью городского пейзажа4.

В аэропорту Курумоч будут построены новый терминал пропускной способностью

более 3,5 млн чел., новый грузовой терминал и гостиница с конференц-залом, будут модернизированы все коммуникации под международные стандарты. Возможно возведение новой ветки метро на 12 станций в сторону стадиона, хотя более реальным кажется удлинение на 3 станции существующей ветки или развитие системы скоростных трамваев, в основе своей функционирующих по главной оси города - Московскому шоссе. Кроме того, все троллейбусы будут заменены на электробусы, в район Жигулевского Моря, г. Тольятти будут пущены скоростные электропоезда.

В рамках программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2012 - 2018 годы" будут отремонтированы и реконструированы основные дороги г. Самары, построены новые транспортные узлы. Проект включает в себя и внутриквартальные дороги, тротуары, проезды, развитие сети надземных переходов и подземного паркинга. Также будет возведен Фрунзенский мост, соединяющий основную часть города и 116 км. Он позволит решить проблему транспортной доступности в этот район. Общая стоимость проектов - 499,78 млн руб.5

По поводу здравоохранения мы уже писали, что при строительстве района "Южный город" планируется создание шести поликлиник, предлагается построить новый корпус больницы им. Пирогова, приемно-диагностическое отделение для клиник СамГУ, приемно-диагностическое отделение и Центр спортивной медицины для больницы им. Калинина. Общий объем финансирования данного проекта составит около 9 млрд руб.

В сфере культуры возможна реализация инновационного для Самары проекта - "оцифровка объектов культуры". Суть его в том, что достопримечательности города получат собственный штрих-код. Достаточно будет навести телефон на здание и можно получить всю информацию об объекте. По примеру украинских городов в Самаре планируется организация фан-зоны на 70 тыс. чел. в районе площади Куйбышева. Еще одним мероприя-

тием будет приведение исторического центра города в должный вид, запланирован ремонт

множества объектов, что придаст Самаре

6

импульс к возрождению .

К чемпионату мира по футболу 2018 г. по требованиям ФИФА в принимающем городе требуется 7760 номеров в гостиницах. По предварительным данным, Самара отстает от этого показателя на 2000 мест. Мундиаль -важнейший способ привлечения в город гостиниц мировых брендов "HILTON GARDENINN", "The Rezidor Hotel Group". Еще одним проектом развития гостиничного комплекса является проект "Крепость Красный Яр" стоимостью около 135 млн руб. Располагаться он будет около знаменитой крепости в Красном Яре, являющейся памятником федерального значения, где будет представлена ис-торико-этнографическая музейная экспозиция под открытым небом. "Крепость Красный Яр" планирует стать центром водного, пешеходного, велосипедного и конного туризма области.

Серьезные преобразования затронут спортивную составляющую города. Начнем с главного проекта - стадиона. Он будет расположен в районе Радиоцентра, его вместимость составит 35 - 41 тыс. чел. Здесь же будет построен комфортный микрорайон социального жилья с сетью гостиниц, выставочных комплексов, парковок. Помимо развития территории района, стадион имеет значение в оживлении Са-марско-Тольяттинской агломерации, расценивающейся прежде как провальный проект. При этом при строительстве Фрунзенского моста не пострадает формирование Самарско-Новокуйбышевско-Чапаевской агломерации. Предполагаются создание и восстановление иных спортивных сооружений. Ключевыми проектами в развитии спортивной сферы станут стройки в 2013 г. ледового дворца спорта на 8,5 тыс. мест, универсального гоночного

комплекса "Самара-ринг" в 2015 г., велосипедного центра на базе спорткомплекса "Чайка" (в будущем будет создана городская команда по велоспорту), конно-спортивного центра, горнолыжного комплекса в Жигулевских горах близ с. Ширяево в 2015 г., физкультурно-оздоровительных комплексов "Маяк", "Орбита" и "Динамо", комплекса для фехтовальщиков в Куйбышевском районе, спорткомплекса 5-й школы высшего спортивного мастерства, канатной дороги Самара - Рождествено, а также строительство гостиничного комплекса, бассейнов, ресторана, СПА-комплекса7. Все эти проекты открывают для социальной сферы Самары новые горизонты. Город станет удобным для жизни, отдыха, ведения бизнеса, что способно кардинально изменить жизнь граждан в сторону постиндустриального общества. В будущем возможно превращение города в уникальный центр, сочетающий в себе и современность, и богатую историю.

1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Самарской области. - URL: http://www.samarastat.ru.

2 Социологический опрос "Самара сегодня и завтра: жители и эксперты о проблемах и перспективах развития города" / офиц. сайт Общественной палаты Самарской области [Электронный ресурс]. -URL: http://www.op63.ru.

3 Сайт проекта "Южный город". - URL: http://xn--63-glc1i.xn--p1ai/about.

4 Сайт проекта "САМАРА-ЦЕНТР". - URL: http://samara-center.ru.

5 Николаева Л., Дергунова Е. Нужны автомагистрали (свободный доступ) // Самар. обозрение. - 2012. - № 63.

6 Шептухина Л.И. Творческие индустрии как сектор новой экономики города // Мир современной науки. - 2012. - Т. 4. - С. 76-83.

7 ЧМ-2018 в Самаре // Портал "SAMARA 24". -URL: http://samara24.ru/topic/21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.