зации процесса обучения, позволит расширить сферу применения компьютерных обучающих систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Fetterman R.L., Gupta S.K. Mainstream Multimedia. Applying Multimedia in Business. - New York, 1993. - 278c.
2. Горбатюк HM. Модульная обучающая система на основе мультимедийных и гипертекстовых технологий // Информационные технологии и системы в образовании, науке, бизнесе: Сборник материалов Международной научно-технической конференции. -Пенза, 14-15 декабря, 1999. - Пенза: Изд-во Приволжский Дом знаний, 1999. - C. 45-46.
3. Божич В.М., Горбатюк НМ. Модели интеллектуальной мультимедийной обучающей
// : -методической конференции, Санкт-Петербург, 29 ноября - 3 декабря, 1999. - СПб.: Изд-во С.-Петербур. ун-та, 1999. - 127с.
УДК 681.324
В.И. Божич, Н.В. Г орбатюк, A.B. Непомнящий, Ю.Л. Шницер
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
ПРЕДПРИЯТИЙ
Увеличение сложности производственных задач приводит к требованию координации большого количества действий с уровнем точности, которая позволит всем участникам исполнить их задачи совершенно и точно во времени. Компьютеры и автоматизированные рабочие места сегодня используются как органопроекции человека - механизмы и инструменты, помогающие в этом процессе. Компью-, , , , только обучает студентов основному уровню мастерства. Оно не готовит их к разнообразию ситуаций реального мира, с которыми они встретятся на работе.
Обучение «совместной деятельности» относится к более высокой категории обучения и рассчитано на подготовку отдельных сотрудников и групп более ком. , -товленного к работе служащего. Оно рассчитано на совмещение процессов обучения и профессиональной деятельности и требует использования реальной деловой информационной среды предприятия, которая поставляет информацию о реальных задачах, предоставляет информационные средства и осуществляет обучение, которое определяет когда, где и как информация необходима сотрудникам.
Организация сети взаимодействия персонала является существенным факто-, ,
результате деятельности группы и это должно быть выполнено в пределах деловой среды, окружающей группу. Скоординированные усилия со стороны ответственных лиц за обучение и документацию может расширять и усовершенствовать выполнение работы, совмещая этот процесс с обучением. Компьютерная система обучения является распределенной по всей информационной среде предприятия.
, -пределенные подсистемы обучения. Элементы информационной среды обеспечивают доступ к информации и к обучающим модулям в контексте конкретной рабо-
ты каждого сотрудника. Такая система требует организации делового ежедневного действия, принимая во внимание, что компьютерное обучение и делопроизводство составляет единое целое.
,
«совместной деятельности» позволит усилить эффективность его применения. По утверждению социологов существенно изменилась психология профессиональной деятельности инженерных кадров: специалисты желают иметь больше свободного времени для релаксации, персональной работы и персонального переобучения вне .
Триада «знания, умения, навыки» отражает профессиональные требования и критерии обучения специалиста. Каждый элемент триады имеет свой весовой коэффициент для различных профессий. Однако, чтобы добиться соответствия между требованиями профессии и возможностями личности, необходимо осуществить многогранное и целенаправленное обучение личности.
Эффективность такого процесса обучения возможно при учете индивидуальных особенностей сотрудника и индивидуального его обучения. Казалось бы, реализовать связку «один ученик и много учителей» в современных динамичных и экономических условиях практически невозможно. Однако, опыт создания и использования интеллектуальных обучающих систем (ИОС), основанных на технологиях гипермедиа и мультимедиа, показал, что современные компьютерные информационные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения и добиться высоких результатов.
В интеллектуальной обучающей системе изучающая и учебная модель вместе представляют учителя в системе. Эти модели невидимы пользователю и видны лишь потому, что они управляют поведением учебной системы. Конечно, уровень этих моделей может варьироваться и определяется развитием информационных систем в ориентации на современные технологии представления и .
Система информационных средств гипермедиа. Расширение ядра ИОС в ориентации на подключение элемента триады «знания» позволит организовать и использовать обучающую систему как единую систему обучения сотрудников в рамках одной или нескольких предметных областей. Мульти- и гиперсредства информации могут реконструировать способы передачи и восприятия информации. Обучение, основанное на применении компьютерных технологий, показало, что идеи и концепции, которые восприняты в интерактивном режиме, являются лучше понятыми и сохраненными в сравнении с восприятием информации пассивно посредством прослушивания лекций или чтения книг.
Диалоговое использование фотореалистических изображений, объединенных с динамическими средствами информации типа звукового и видео, позволяет преодолеть проблемы восприятия большого объема информации по сравнению с тра-,
наблюдения статических средств информации типа текста или графики.
Использование методов гипермедиа при представлении обучаемому учебного материала позволяет учитывать его индивидуальные особенности и уровень зна-.
обеспечивает возможность целенаправленно изучать учебный материал, исключая
.
темы к другой или дополнительному материалу.
ИОС, анализируя уровень знания обучаемого, может включать звуковой канал, изображения (образы) и видеопоследовательности, чтобы сделать восприятие информации более легким для пользователя и успешным для понимания сложных идей и концепций.
Динамические средства информации (мультипликация, звуковая и видеоин-) -ния. Характеристики голоса - тон, манера говорить, громкость, и интонация - добавляют существенное количество и качество информации к сообщению. Вокальные нюансы (эмоциональный ответ) часто несут больше информации, чем слова .
Технологии «нейрокомпьютинга». Принципы работы ИОС основаны на правилах, согласно которым выполняется процесс принятия решения «искусствен». « » -ютерных устройствах достигнуто с помощью программ, основанных на правилах и которые описываются в символьной форме.
Нейронная сеть также оперирует с символьной формой описания состояний, однако, программируется путем ее обучения [1]. Нейронные сети могут иметь существенное влияние на проектирование интеллектуальных обучающих систем, так как имеют большие возможности для управления интеллектуальными мультиме-. -ния средства распознавания изучаемых проблем, оценки действий и управления обратной связью интеллектуальной мультимедийной системы.
Нейронные сети позволяют отображать любую модель в системе интеллекту. , , после ее обучения и тестирования. Процедура обучения состоит в поэтапном изменении параметров элементов нейронной сети с помощью специальных алгоритмов. На каждом этапе на узлах входного слоя фиксируется входное воздействие, а на выходных узлах нейронной сети фиксируется требуемая реакция. Именно в этом заключается отличительная особенность нейронных сетей от традиционных ком.
,
иной класс нейронных сетей, называемый М-сетями [2]. Такие нейронные сети содержат нейроэлементы, подобные классическим нейронным сетям. Однако про-
смысловой нагрузки каждому элементу сети и связям между ними. Другой отличительной особенностью М-сети является наличие системы усиления-торможения», которая позволяет изменять параметры элементов нейронной сети в процессе функционирования. В результате нейронные М-сети позволяют изменять значимость смысловой нагрузки каждого элемента сети и ее фрагментов. Последнее об,
и позволяют учитывать динамику процесса образования, предоставляя широкие возможности для оценки рейтинга знаний обучаемого и учета его индивидуальных .
,
иного варианта «интеллекта и механизма мышления учителя» и являются важной частью будущей интеллектуальной мультимедиа, потому что, в соединении с традиционными символьными системами обеспечат чрезвычайно мощный метод для создания сложных моделей. Это остается важным вопросом исследования.
Эволюционно-генетические технологии. Вторая важная технология, которая может иметь значительное влияние на разработку мультимедийных и интел-
лектуальных мультимедийных обучающих систем, это генетическое программирование [3]. Эта технология является частью современных исследований в рамках направления «искусственный интеллект». Подобно искусственным нейронным се, , и попытку для нахождения лучшего решения проблемы.
Методология генетического программирования обычно используется для ре,
подходов традиционного искусственного интеллекта. Уместность генетического программирования для искусственного интеллекта, вообще, и для ИОС, в частно, , . Г енетическое программирование может быть условно определено, как вид автома-
, -
.
Генетическое программирование является жизнеспособной альтернативой для решения проблемы. По своей сути оно позволяет выборочное производство некоторых решений для проблемы и просмотр каждой из них. Технология решения проблемы проста и состоит в выполнении генетического алгоритма. Генетический алгоритм, как и нейронные сети, также нуждается в кодировании проблемы, в числовом ее представлении. Например, если проблема и ее решение смогут быть представлены как двоичный вектор, то такой вариант представления будет хорошо удовлетворять требованиям генетического программирования.
Формулировка проблемы через соответствующее числовое представление является сложной и ответственной задачей. Процедура работы генетического алгоритма не заботится о том, что в результате решения производится. Возможно, что когда потомки произведены, они могут быть полностью инвалидами. В создании представления формулировки проблемы необходимо пытаться избегать возможности плохих решений.
Тем не менее, значимость и эффективность генетических подходов для решения проблем лежит в их универсальности и в приспособляемости этих подходов. До тех пор, пока соответствующая схема представления может быть придумана, генетический алгоритм может быть применен. Также как и нейронные сети, генетическое программирование может хорошо подходить для применения в задачах , -
.
, « »
. « » « »:
♦ применить генетическое программирование для самостоятельного решения проблемы «интеллектуальным учителем»;
♦ генериро вать правила, учитывающие индивидуальные способности студента;
♦ генерировать правила инструкций и вести целенаправленное обучение посредством письменных инструкции, через производство устного объяснения с помощью генератора естественного языка;
♦ в диалоге с обучаемым дать корректирующий совет, как ему действовать в конкретной ситуации с целью приблизиться к процессу решения проблем;
♦ показать обучаемому лучш ий способ решения проблемы.
, - -рования для проектирования ИМОС позволяет реально повысить интеллектуальные возможности обучающих систем.
« ». -нология является привлекательной для организации образовательного процесса с точки зрения экономики, безопасности и достаточно широких возможностей ее
использования для многих сфер обучения. Действительно возможности современных компьютеров сами по себе и/или в совокупности со специальными приборами
( , , , )
многое. Эта имитация описывает один из типов виртуальной реальности, в которой реальность представляется с помощью специального шлема, который на сегодняшний день является уже банальным. Одним из недостатков этого вида виртуальной реальности является то, что шлем и перчатки неудобны. Обратим внимание на одно важное обстоятельство - шлем надевается.
Действительно, данная технология является достаточно «тонкой» и связана с психологией восприятия человеком реальности и пониманием целесообразности обучения. Другими словами, технология «вир^альная реальность и виртуальная » « ». , понятие является чрезвычайно важным при обучении летчиков на тренажере, имитирующем управление самолетом. Один из ключевых аспектов виртуальной среды , , -ния вашего недоверия. В случае симулятора самолета, в действительности предполагается, что пилот будет знать, что это симулятор, кабина самолета будет иметь точное сходство с кабиной самолета, который представляет симулятор. Для достижения желаемого уровня тренированности, прекращения недоверия для пилотов является важной вера, что они столкнулись с действительной ситуацией полета.
Другим видом виртуальной реальности является виртуальная среда. Виртуальная среда отличается от виртуальной реальности, потому что нет специального оборудования. Действительно, несколько виртуальных сред являются сегодня возможными для персонального компьютера. Игры, основанные на имитации, являются лучшим примером из них. Хотя среда, которую они замещают, существует только на экране компьютера, она во многом является действительно привлека-.
, , будет сделано на практике. Например, виртуальная среда может замещать множество объектов и механизмов реальной среды, которая имитируется, но проблема гармонии с реальностью становится ближе, но еще более сложной, когда в виртуальной реальности представляются люди. Не только трудно физическое представ, -здесь включается искусственный интеллект.
Объединение виртуальной среды и искусственного интеллекта начинает возможное ответвление для создания симуляторов реального поведения подобного их .
(анимацией) людей, а искусственные интеллектуальные компоненты системы оп-, . искусственным интеллектом открывает возможность для более богатого класса систем с полностью отличным видом интерфейса. Мы могли бы представить, например, возможность спрашивать проводника виртуальной реальности, как достичь отдельной задачи. Проводник мог бы провести нас через процесс и оказать помощь пользователю системы, получить доступ к данным, которые содержаться в системе. Такое взаимодействие выглядит реально, так как это представляется трехмерно со всеми достижениями анимации человеческого движения и речи.
Использование технологии «вир^альная реальность и виртуальная среда» при проектировании ИОС позволяет усилить эффективность процесса обучения. Однако необходимо учитывать серьезную значимость понятия устранение недо-». , , -лектуальная обучающая система должна содержать средства психологического воздействия на обучаемого.
Технологии «агентов» Internet. Internet может обеспечить две возможности для интеллектуальной мультимедиа в рамках ИОС. Первая возможность - Internet является источником информации. Интеллектуальная мультимедийная система представления могла бы перейти на автоматическую работу, осуществляя процесс создания приложения из информации, которая находится в Internet.
Вторая значительная возможность заключается в распространении интерактивных приложений «интеллектуального учителя» с помощью Internet. Переносимость информации не является проблемой, потому что это гарантируется стандартизацией программ для просмотра, которые используются для доступа к Internet.
Искусственный интеллект нашел практическое применение в Internet в форме «агента технологии» [4]. Internet ,
Internet . -
Internet ,
поиск специальной информации.
Современная информационная технология уже позволяет создавать не только статическую, но и активную информацию в форме приложений. Возможность соз-
, Internet,
арену для интеллектуальных мультимедийных приложений.
С приходом высококачественной трехмерной компьютерной графики, естест-, -стью Internet и документов, доступных в нем. Таким образом, имеется потенциал Internet « »
других классов интеллектуальных мультимедийных приложений.
, Internet
множество видов средств из обширной области, можно ожидать активное развитие рынка и концепций ИОС-Internet. Можно представить библиотеку «интеллектуаль-», -сфер, которые с помощью «искусственных интеллектуальных учителей и агентов» индивидуально работают с пользователем и учитывают его индивидуальные особенности, подкрепляя свою деятельность огромной биржей знаний, умений и навыков из среды Internet.
Internet ,
устанавливает связь с виртуальной средой. В настоящее время средством создания Internet-документов, снабженных ссылками, является язык HTML. Ответвлением HTML является язык VRML. Целью VRML является определение виртуальной , Internet. ,
Internet ,
VRML
.
В настоящее время Internet, а в частности WWW свойственны множество ти. -бражениями. В добавлении к этим формам средств существует также звук и движение (видео и анимация). WWW представляется с помощью очень естественной
.
или иные алгоритмические формы интеллекта. Однако, активно ведутся разработки значительно более интеллектуальной системы для выбора и объединения средств из неоднородной среды подобной Internet. Этот вид систем называется Интеллектуальной мультимедийной системой представления (Intelligent Multimedia Presentation System).
Идея, заложенная в подобную систему, заключается в том, что эта система состоит из набора экспертов, которые могут манипулировать и понимать различ-
ные типы средств. В добавлении имеется возможность взаимодействия с пользователями для установления их запросов средств.
Роль эксперта в системе предназначена для анализа требований, которые определены пользователем и перевод их в набор требуемых средств и приложений, которые могут включаться в целостную систему. В наборе экспертов присутствует роль эксперта по проекту, которая предназначена для управления различными аспектами проекта системы представления и разработки приложения. Существует также эксперт содержания, который понимает, как осуществить доступ и получить различные виды средств. Изложенная выше концепция проектирования ИОС может рассматриваться как элемент интеллектуальной мультимедийной системы представления Internet.
,
системы предоставляется доступ к тысячам серверам. Пользователь мог бы обри, -ной мультимедийной системы представления. Эксперты-агенты выполняют функции автоматических средств для создания порядка данных из данных Internet. Они
Internet , -
.
Сегодня существует реальная возможность практической реализации новых технологий обучения через Internet. Появление стандарта, основанного на Java, Internet
, , Internet -
. , Internet, -
ется аппаратно независимыми, и запускаются на любой платформе, на которой
Internet . -
тически и происходит с помощью Internet.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нейрокомпьютеры и интеллектуальные роботы / Под.ред. Амосова Н.М.; АН УССР Инт кибернетики. - Киев: Наук. Думка, 1994. - 272с.
2. Амосов Н.М., Касаткин А.М., Касаткина Л.М., Талаев С.А. Автоматы и разумное поведение. - Киев: Наук. Думка, 1973. 374с.
3. Курейчик В.М. Генетические алгоритмы. - Таганрог: Изд.-во ТРТУ, 1998. - 242с.
4. Wong D., Paciorek N., Moore D. Java-based Mobile Agents. // CACM, Vol. 42. - 1999. -
Вып. 3. - C. 92-96.
УДК 316.343.6
Ю.Г. Одегов, Ш.М. Алиев
ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ КАК КОМПОНЕНТ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
Традиционно сложившаяся система профессиональной подготовки как в классической профессиональной школе, так и на производстве не соответствует . -
.
.
престижа профессионализма и профессионального образования: социальные и психологические исследования показывают, что у предпринимателей нет никакого желания