Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговый контроль / камеральная налоговая проверка / налогообложение / АИС Налог-3 / АСК НДС-2 / схемы ухода от уплаты налогов. / tax control / desk tax audit / taxation / AIS Tax-3 / ASK VAT-2 / tax evasion schemes.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герц Юлия Витальевна

в статье рассматривается важность камерального налогового контроля, а также поддержания налоговой дисциплины и повышения уровня собираемости налогов. В статье рассмотрены результаты и возможности цифровизации контрольной деятельности налоговых органов, в частности, дана оценка результатов внедрения систем АИС Налог – 3 и АСК НДС-2. И по результатам оценки даны рекомендации по совершенствованию налогового контроля в условиях новвоведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROSPECTS AND IMPROVEMENT OF TAX CONTROL

the article discusses the importance of desk tax control, as well as maintaining tax discipline and increasing the level of tax collection. The article discusses the results and possibilities of digitalization of the control activities of tax authorities, in particular, an assessment of the results of the implementation of the AIS Tax 3 and ASK VAT-2 systems is given. And based on the results of the assessment, recommendations were made to improve tax control in the context of innovation.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО

КОНТРОЛЯ Герц Ю.В.

Герц Юлия Витальевна- магистрант, Сибирский Институт Управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск

Аннотация: в статье рассматривается важность камерального налогового контроля, а также поддержания налоговой дисциплины и повышения уровня собираемости налогов. В статье рассмотрены результаты и возможности цифровизации контрольной деятельности налоговых органов, в частности, дана оценка результатов внедрения систем АИС Налог - 3 и АСК НДС-2. И по результатам оценки даны рекомендации по совершенствованию налогового контроля в условиях новвоведений. Ключевые слова: налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогообложение, АИС Налог-3, АСК НДС-2, схемы ухода от уплаты налогов.

DEVELOPMENT PROSPECTS AND IMPROVEMENT OF TAX CONTROL

Hertz Yu.V.

Gerts Yulia Vitalievna - master's student, SIBERIAN INSTITUTE OF MANAGEMENT - BRANCH OF RANEPA, NOVOSIBIRSK

Abstract: the article discusses the importance of desk tax control, as well as maintaining tax discipline and increasing the level of tax collection. The article discusses the results and possibilities of digitalization of the control activities of tax authorities, in particular, an assessment of the results of the implementation of the AIS Tax - 3 and ASK VAT-2 systems is given. And based on the results of the assessment, recommendations were made to improve tax control in the context of innovation.

Keywords: tax control, desk tax audit, taxation, AIS Tax-3, ASK VA T-2, tax evasion schemes.

УДК 336.225.673

Налоговый контроль - один из самых важных инструментов в системе государственного финансового контроля. В связи с тем, что при текущих экономических условиях налоговые поступления несомненно преобладают в системе государственных доходов, и более того, есть необходимость контролировать на сколько полно и своевременно поступают все виды государственных доходов, возникает необходимость совершенствования всей системы налогового контроля. Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоговые проверки являются важной и результативной формой налогового контроля, одним из видов результативных налоговых проверок являются камеральные. В данный момент все внимание сфокусировано на осуществлении проведения налогового контроля в условиях цифровой экономики. Так как, в настоящее время, все больше образовывается цифровых технологий, которые приносят много изменений в том числе и в контроль за ними. В условиях цифровизации важно воспользоваться всеми преимуществами этих нововведений, в том числе и в сфере налогообложения, что будет способствовать улучшению связи между налоговыми органами и налогоплательщиками и делать процесс проведения камеральных проверок более автоматизированным и результативным. Поэтому, очень важно, чтобы вместе с развитием цифровых технологий, совершенствовались инструменты проведения камеральных налоговых проверок, так как это даст наиболее точное и бесперебойное функционирование системы налогового контроля, а также выстраивание доверительных отношений между ФНС и налогоплательщиками. Важным шагом к созданию системы, где, по словам М. В. Мишустина, «каждый доход будет отслеживаться от начала до конца» является принятие в 2020 г. закона о создании единого федерального информационного регистра1, содержащего сведения о населении России, а также множества других ресурсов. Начиная с 2017 года замечена тенденция снижения проведенных выездных проверок в год, в связи с чем они стали переходить в разряд крайних мер налогового органа. Это связано с тем, что появилась возможность побуждать налогоплательщиков посредством инструментов налогового контроля, например, таких как риск-ориентированный подход по 12 критериям, которые также используются при проведении камеральной налоговой проверки, что способствует добровольному

1 Мишустин М.В. ФНС России использует прорывные технологии, чтобы соответствовать новым требованиям к налоговой системе. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/news/ activities_fts/6973314

уточнению налоговых обязательств в виде уточненных налоговых деклараций. Но также, одним из эффективных инструментов для проведения качественных и эффективных камеральных налоговых проверок, является программный комплекс АИС Налог-3, в который входит система АСК НДС - 2, в частности, для проведения проверки в отношении налога на добавленную стоимость. АИС Налог-3 представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям. 2 Данные ресурсы помогают упростить проведение камеральной налоговой проверки и увеличить тем самым поступление налогов в бюджет. Данный программный комплекс упрощает взаимодействие ФНС с налогоплательщиками, позволяет своевременно выявить признаки ухода от уплаты налогов при помощи созданного единого информационного массива, а также возможности подключаться к внешним источникам информации, в связи с чем улучшается качество контрольной работы и повышается эффективность от мероприятий налогового контроля. В разрезе камерального налогового контроля организаций, самой важно подсистемой в системе АИС Налог -3, помимо АСК НДС -2 является подсистема «Анализ банковских документов». Она позволяет в кратчайшие сроки провести полный анализ банковских выписок налогоплательщика и его контрагентов. У налогового органа имеется полный доступ ко всем счетам налогоплательщиков независимо от их постановки на учет. Одним из важных следствий появление данной подсистемы является значительное сокращение времени налогового инспектора на проведение анализа банковских счетов, а также возможность сопоставлять цепочку движения товаров по счетам-фактурам и цепочку движения денежных средств. Кроме того, в ближайшее время будет происходить объединение этих двух подсистем, что даст еще больше возможности выявления рисковых операций и т.д. Тем самым повышается эффективность проведения проверки за счет того, что больше времени будет уделяться именно проведению контрольных мероприятий. В связи с чем, в отношении НДС были внесены изменения в налоговый кодекс по срокам проведения камеральной проверки НДС, с 3-х месяцев до 2-х месяцев согласно ст.88 НК РФ, но при условии, что в процессе проведения проверки не будут выявлены противоречия и несоответствия. 3 [1, с. 99]. Такие противоречия и несоответствия могут быть выявлены как раз при помощи подсистемы АСК НДС - 2, второе название у которой «Контроль НДС». Главное ее преимущество заключается в том, что все процессы по выявлению схем ухода от уплаты налогов автоматизированы. Например, система видит, кем в цепочке контрагентов не сформирован источник получения налогового вычета. Также, программа видит «схемные» компании и строит деревья связи по налогоплательщику и его контрагенту, а также присваивает каждому из них свой уровень риска, окрашивая каждого в тот цвет, который соответствует тому или иному уровню. Но если, это «технические» ошибки, которые привели также к ошибкам и несоответствиям в декларации по НДС, компания просто получить требование о представлении пояснений и сможет исправить ситуацию не подавая уточненной налоговой декларации. [2, с. 158]. Ведь такой процесс также отлажен и автоматизирован, без участия во всех процессах налогового инспектора. Какой можно сделать вывод, исходя из вышесказанного. Данная система удобна и эффективна, в связи с чем нет необходимости отвлекаться на технические ошибки, а направить весь фокус на значительные несоответствия в декларации. Это дает возможность детально собирать все доказательства, возникающих в ходе проверки нарушений для того, чтобы донести информация компаниям о возникающих налоговых последствиях либо о том, что возникает риск доначисления налога и штрафа. Но вместе с автоматизацией процессов важно также повышение качества государственных услуг постоянно повышать квалификацию государственных служащих в лице налоговых инспекторов, в том числе за счет обучения, а также регулярного дистанционного взаимодействия между органами разных регионов для обмена опытом на всех уровнях структуры. Подводя итог, стоит отметить, что в условиях цифровизации всей экономики налоговый контроль также достаточно эффективен со своими новшествами, однако, учитывая насколько стремительно развитие цифровой экономики, можно сделать вывод о том, что он все же нуждается в постоянной реформации и повышения квалификации кадров. Налогообложение сейчас должно изменяться при помощи совершенно новых информационных технологий, обеспечивающих

2 Приказ Федеральной налоговой службы от 14 марта 2016 г. № ММВ-7-12/134@ "Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3").

3 Письмо ФНС России от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129 "О проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС"

автоматизированные процессы налогового контроля. Все это приблизит налогообложение к прозрачной деятельности и введению множества новых ресурсов, благодаря которым, налоговый контроль модернизируется и не потеряет своего значения.

Список литературы /References

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000, №117-ФЗ (ред. 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000.-№ 32.- ст. 3340.

2. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ: (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства Рос. Федерации - 2001. - №33 - ст. 3431.

3. О проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС: Приказ ФНС России от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129@ (ред. от 06.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.