Научная статья на тему 'Перспективы развития глобального рынка вина'

Перспективы развития глобального рынка вина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировой рынок вина / виноградарство / глобальная экономика / вино Нового Света / изменение климата / спрос и предложение / тарифы / регулирование / технологические достижения / органиче-ские вина / биодинамические вина / потребительские предпочтения / экономическая динамика / развивающиеся регионы / устойчивость / world wine market / viticulture / global economy / New World wine / climate change / supply and demand / tariffs / regulation / technological advances / organic wines / biodynamic wines / consumer preferences / eco-nomic dynamics / developing regions / sustainability

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Диана Эдуардовна Василейко

Мировой рынок вина обусловлен в своем развитии сложным сочетанием истории, куль-туры и экономики. В этой статье рассматривается эволюция рынка от его древних корней до его нынешнего глобализированного состояния, описывается появление винодельческих регионов Нового Света, а также проблемы и возможности, связанные с изменением климата. Подчеркивается важность экономической динамики – от нюансов спроса и предложения до последствий изменения тарифов и внедрения технологических достижений. В статье также исследуются растущие тенденции в потреблении вина, подчеркивается переход к органическим и биодинамическим его видам и меняющиеся предпочтения потребителей. Прогнозируется потенциальный рост винного рынка, указываются развивающиеся регионы и роль технологий в формировании будущего отрасли. Для заинтересованных сторон в винодельческой отрасли понимание этих экономических факторов имеет первостепенное значение в плане обеспечения устойчивого роста производства и его способности противостоять глобальным вызовам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the Development of the Global Wine Market

The global wine market is driven in its development by a complex mix of history, culture and eco-nomics. This article examines the evolution of the market from its ancient roots to its current globalized state, highlight-ing the emergence of New World wine regions and the challenges and opportunities associated with climate change. The author emphasizes the importance of economic dynamics, from the nuances of supply and demand to the effects of tariffs and technological advances. In addition, the article explores the growing trends in wine consumption, high-lighting the shift towards organic and biodynamic wine types and changing consumer preferences. The article forecasts the potential growth of the wine market, identifies emerging regions and the role of technology in shaping the future of the industry. For viticultural stakeholders understanding these economic drivers is paramount to ensuring sustainable growth in production and its ability to withstand global challenges.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития глобального рынка вина»

Научная статья УДК 339.5:663.2

https://doi.org/10.24158/pep.2023.10.7

Перспективы развития глобального рынка вина Диана Эдуардовна Василейко

МГИМО МИД России, Москва, Россия, diana_vasileiko@mail.ru

Аннотация. Мировой рынок вина обусловлен в своем развитии сложным сочетанием истории, культуры и экономики. В этой статье рассматривается эволюция рынка от его древних корней до его нынешнего глобализированного состояния, описывается появление винодельческих регионов Нового Света, а также проблемы и возможности, связанные с изменением климата. Подчеркивается важность экономической динамики - от нюансов спроса и предложения до последствий изменения тарифов и внедрения технологических достижений. В статье также исследуются растущие тенденции в потреблении вина, подчеркивается переход к органическим и биодинамическим его видам и меняющиеся предпочтения потребителей. Прогнозируется потенциальный рост винного рынка, указываются развивающиеся регионы и роль технологий в формировании будущего отрасли. Для заинтересованных сторон в винодельческой отрасли понимание этих экономических факторов имеет первостепенное значение в плане обеспечения устойчивого роста производства и его способности противостоять глобальным вызовам.

Ключевые слова: мировой рынок вина, виноградарство, глобальная экономика, вино Нового Света, изменение климата, спрос и предложение, тарифы, регулирование, технологические достижения, органические вина, биодинамические вина, потребительские предпочтения, экономическая динамика, развивающиеся регионы, устойчивость

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Василейко Д.Э. Перспективы развития глобального рынка вина // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 10. С. 57-62. https://doi.org/10.24158/pep.2023.10.7.

Original article

Prospects for the Development of the Global Wine Market

Diana E. Vasileiko

MGIMO University, Moscow, Russia, diana_vasileiko@mail.ru

Abstract. The global wine market is driven in its development by a complex mix of history, culture and economics. This article examines the evolution of the market from its ancient roots to its current globalized state, highlighting the emergence of New World wine regions and the challenges and opportunities associated with climate change. The author emphasizes the importance of economic dynamics, from the nuances of supply and demand to the effects of tariffs and technological advances. In addition, the article explores the growing trends in wine consumption, highlighting the shift towards organic and biodynamic wine types and changing consumer preferences. The article forecasts the potential growth of the wine market, identifies emerging regions and the role of technology in shaping the future of the industry. For viticultural stakeholders understanding these economic drivers is paramount to ensuring sustainable growth in production and its ability to withstand global challenges.

Keywords: world wine market, viticulture, global economy, New World wine, climate change, supply and demand, tariffs, regulation, technological advances, organic wines, biodynamic wines, consumer preferences, economic dynamics, developing regions, sustainability

Funding: Independent work.

For citation: Vasileiko, D.E. (2023) Prospects for the Development of the Global Wine Market. Society: Politics, Economics, Law. (10), 57-62. Available from: doi:10.24158/pep.2023.10.7 (In Russian).

Вино с его богатой историей производства, культурным значением и экономическим весом занимает уникальное положение в мировой индустрии напитков. Его корни восходят к древним цивилизациям, а история развития виноделия переплетается с развитием обществ, экономик и даже религий. Мировой винный рынок - это экономический центр, который объединяет сельское хозяйство, туризм, торговлю и гастрономию. Он огромен и разнообразен: от небольших семейных виноградников, производящих несколько сотен ящиков кустарных вин, до обширных поместий и конгломератов, поставляющих миллионы литров по всему миру. По состоянию на 2022 г., мировой рынок вина оценивался примерно в 400 млрд долл., что свидетельствует не только о

© Василейко Д.Э., 2023

популярности продукта, но и о его экономической значимости1. Более того, эта цифра не отражает всю экономическую экосистему, окружающую вино, - от виноградарства до винного туризма, образования и вторичного рынка коллекционирования вина и аукционов.

В настоящей работе мы преследовали следующую цель: провести глубокий анализ экономических аспектов мирового рынка вина, определив ключевые элементы, влияющие на его эволюцию в прошлом, настоящем и будущем. Для ее достижения были решены следующие задачи: 1) изучить историческую эволюцию мирового рынка вина; 2) выявить и проанализировать текущие современные тенденции; 3) изучить экономические факторы, влияющие на рынок вина; 4) предоставить прогноз будущего развития.

Вино являлось одним из основных продуктов человеческой цивилизации на протяжении многих веков. Самые ранние упоминания о нем относятся к периоду 6 000 лет до нашей эры и территории современной Грузии; 5 000 лет назад вино появилось в Иране. Со временем производство напитка распространилось по всей Европе и Азии, в том числе оно существовало в Египте, Греции и Риме. В эпоху Римской империи вино стало основным продуктом, потребляемым разными классами населения, и играло важную роль в религиозных церемониях, повседневной жизни и торговле. В Средние века виноделие распространилось в таких регионах, как Бордо, Бургундия и Шампань, а также Тоскана в Италии. Религиозные ордена - бенедиктинские и цистерцианские - оказали значительное влияние на развитие винодельческой промышленности и определение качественных терруаров (McGovern, 2007). В современном мире вино является одним из самых популярных и востребованных продуктов, его производство и потребление продолжают расти. Мировые рынки вина стали более сложными и разнообразными, включая в качестве ключевых акторов значительное количество производителей и потребителей из разных стран.

Вторая половина XX в. ознаменовалась несколькими примечательными событиями на мировом рынке вина:

1. Возникновение Нового Света: с 1960-х гг. страны за пределами Европы начали получать признание как производители качественного вина. Соединенные Штаты, особенно Калифорния, возглавили эту тенденцию, за ними последовали Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Чили и Аргентина. Суд Парижа 1976 г., когда калифорнийские вина превзошли свои французские аналоги в слепой дегустации, стал переломным моментом, сигнализируя о способности Нового Света производить вина, которые могли бы конкурировать с традиционными европейскими производителями (Taber, 2005). Таким образом, под Новым Светом в настоящей статье мы понимаем рынки за пределами Европы.

2. Глобализация и расширение рынка. По мере снижения торговых барьеров и увеличения объемов мировой торговли вина стали привлекать более широкую аудиторию. Это означало не только рост продаж, но и большее разнообразие вкусов и стилей, доступных потребителям. Кроме того, само производство вина стало глобализированным: инвесторы покупали виноградники по всему миру, а виноделы путешествовали по континентам, чтобы создавать новые виды напитка.

3. Сдвиг в моделях потребления. Исторически сложилось так, что крупнейшие страны-потребители вина - Франция, Италия и Испания - были также и крупнейшими производителями этого напитка. Однако к началу XXI в. модели потребления начали меняться. В то время как на традиционных рынках наблюдалось постепенное снижение объемов вина в расчете на душу населения, развивающиеся рынки - Китай, Индия и Бразилия - демонстрировали растущий спрос на вино (Anderson, Neigen, 2011).

4. Цифровая революция. Появление Интернета и платформ электронной коммерции изменило то, как покупается и продается вино. Онлайн-продажи вин, виртуальные дегустации и винные образовательные платформы демократизировали доступ к информации и продуктам, позволяя покупателям знакомиться с винами из регионов, о которых они, возможно, никогда раньше не слышали2.

Производство и потребление вина исторически были сосредоточены в Европе, причем Франция, Италия и Испания являлись лидерами обоих процессов. Однако в последние несколько десятилетий произошли значительные сдвиги. Новый Свет, относящийся к винодельческим регионам за пределами Европы, стал важным игроком на рынке наряду с такими, как Америка, Австралия и Южная Африка. Эти регионы не только увеличили производство вина, но и привнесли

1 Global Wine Market Size To Grow USD 583.77 Billion by 2032 | CAGR of 5.7% [Электронный ресурс] // Globe News Wire. URL: https://www.globenewswire.com/en/news-release/2023/06/01/2680178/0/en/Global-Wine-Market-Size-To-Grow-USD-583-77-Billion-by-2032-CAGR-of-5-7.html (дата обращения: 14.08.2023).

2 Briscoe S. Digital Wine Sales are Booming, and Some Wonder if They'll Last [Электронный ресурс] // Wine Enthusiast. URL: https://www.wineenthusiast.com/culture/industry-news/online-wine-sales-last/ (дата обращения: 14.08.2023).

инновации в виноградарство, маркетинг и брендинг, которые изменили глобальные представления и предпочтения1.

В рамках данного исследования нами был проведен анализ статистических данных, а именно объемов производства вина на рынках «Старого» и «Нового света» в период 2001-2021 гг. (рис. 1).

350 -

■ Старый Свет ■ Новый Свет

Рисунок 1 - Объемы производства вина в Старом и Новом Свете в период 2001-2021 гг. в млн гектолитров2

Figure 1 - Wine Production Volumes in the Old and New Worlds between 2001 and 2021 in Million Hectoliters

На основе полученных данных были сделаны следующие выводы:

1. Одной из наиболее заметных тенденций в Старом Свете, особенно в ведущих винодельческих странах, таких как Франция, Италия и Испания, были колебания объемов производства. Годы небывалой урожайности, такие как 2018 г., чередовались с неблагоприятными периодами для виноделия, когда производство страдало от объективных причин, например, 2017 и 2021 гг. Эти колебания можно объяснить множеством факторов, начиная от климатических проблем, включая несезонные заморозки и периоды сильной жары, и заканчивая экономическим давлением и изменениями в структуре потребления.

2. Быстрое развитие получило виноделие в США, особенно в таких регионах, как Долина Напа и Сонома в Калифорнии. Однако в последние годы наблюдается небольшой спад производства, возможно, из-за экологических проблем, таких как лесные пожары и засухи, а также из-за насыщения рынка продукцией.

3. Страны Южного полушария, особенно Австралия, Аргентина и Новая Зеландия, демонстрируют положительную динамику в производстве вина. Например, в Новой Зеландии в 2022 г. наблюдался значительный рост объемов. Вина из этих регионов, такие как аргентинский мальбек или новозеландский совиньон блан, заняли свою нишу на мировом рынке.

Таким образом, последние тенденции в производстве вина подчеркивают динамичность отрасли. В то время как Старый Свет борется за сохранение традиций в условиях меняющихся глобальных предпочтений, Новый Свет продолжает свой путь исследований и инноваций. Пересечение этих тенденций определит будущую траекторию мировой винной индустрии. Тем не менее тонкости винного рынка выходят за рамки просто показателей производства и потребления. Отношения между вином и экономикой многогранны. Например, в региональной экономике виноделие часто выступает в качестве катализатора туризма. Такие регионы, как долина Напа в США, Бордо во Франции и долина Баросса в Австралии ежегодно привлекают миллионы туристов, внося значительный вклад в развитие местной экономики3.

Рассмотрим некоторые текущие тенденции на винодельческом рынке современности. Самым заметным явлением в этом контексте представляется развитие новых производственных регионов за пределами традиционных европейских центров, среди которых Америка, Австралия и Новая Зеландия, ЮАР и Азия.

1 The OIV Provides Sound, Timely and Comparable Data and Statistics on the Vine and Wine Sector to Inform Policy Makers, Analysts, and Members of Civil Society Around the World [Электронный ресурс] // OIV. URL: https://www.oiv.int/what-we-do/statistics (дата обращения: 14.08.2023).

2 Ibid.

3 What is Wine Tourism and Why Is It So Big? [Электронный ресурс] // Tourism Teacher. URL: https://tour-ismteacher.com/wine-tourism/ (дата обращения: 14.08.2023).

1. Америка. Хотя Калифорния уже давно известна своими качественными винами, получили известность и другие регионы Соединенных Штатов, в которых виноделие активно развивается в последнее время, - Орегон, Вашингтон и даже Фингер-Лейкс в Нью-Йорке. В Южной Америке Аргентина и Чили стали крупными экспортерами вина, а Мальбек из Мендосы и Карменер из Центральной долины получили международное признание в качестве производителей качественного напитка1.

2. Австралия и Новая Зеландия. Вина из провинции Даун Андер произвели значительное впечатление на мировых потребителей. В то время как австралийские долины Баросса и река Маргарет славятся крепкими красными и элегантными белыми винами, новозеландский регион Мальборо почти в одиночку популяризировал Совиньон Блан как всемирно известный сорт2.

3. Южная Африка. Такие регионы, как Стелленбос и Свартланд, производят вина, сочетающие в себе лучшее из стилей Старого и Нового Света. Их вина, особенно Шенен Блан и Пино-таж, получают все большее признание на международных конкурсах3.

4. Азия. Традиционно не являясь винодельческим континентом, Азия все же проявила себя в этом качестве за счет появления винодельческих регионов в таких странах, как Китай и Индия. Нинся в Китае, например, рекламируется как «китайская Напа», где производятся отмеченные наградами вина в стиле бордо4.

Одну из ключевых ролей в виноградарстве играет климат. Тонкие нюансы терруара, на которые влияют температура, количество осадков и состав почвы, могут существенно изменить вкусовой профиль вин. По мере повышения глобальной температуры винодельческая промышленность сталкивается с многочисленными проблемами. Рассмотрим их более подробно.

Изменения в винодельческих регионах. Традиционные винодельческие регионы, особенно в Европе, претерпевают изменения в своих климатических условиях. Это побудило некоторых производителей исследовать регионы дальше на север или на большие высоты, которые ранее считались непригодными для виноградарства, на предмет развития здесь производства (Ashenfelter, Storchmann, 2016).

Сроки сбора урожая. Повышение температуры привело к более раннему созреванию винограда и сбору урожая. Ситуация чревата перезреванием ягод, в результате чего вина будут иметь более высокое содержание алкоголя и меньшую кислотность (Van Leeuwen, Darriet, 2016).

Борьба с вредителями и болезнями. Повышение температуры может привести к увеличению численности вредителей и болезней, что может поставить под угрозу урожайность и качество винограда5.

На фоне того, как потребители становятся более сознательными в отношении окружающей среды и ищут продукты, которые являются безопасными для их здоровья, в винодельческой отрасли наблюдается всплеск органического и биодинамического виноградарства. Такого рода напитки производятся из ягод, выращенных без использования синтетических удобрений, пестицидов или гербицидов. Идя на шаг дальше, чем органическое виноградарство, производители биодинамического вина рассматривают виноградник как целостную сущность. Они следует принципам, изложенным Рудольфом Штайнером в 1920-х гг., которые включают использование препаратов, изготовленных из трав и минералов, а также следование лунным и космическим ритмам в практике виноградарства.

Следует отметить, что и потребление вина в XXI в. заметно изменилось, однако отмечается значительный рост популярности розовых и игристых напитков, обусловленный тем, что молодые люди предпочитают освежающие и универсальные винные стили. Современные потребители все больше заботятся о своем здоровье и благополучии, что привело к спросу на вина с более низким содержанием алкоголя, меньшим количеством добавок и даже на «натуральные» вина, производители которых избегают любого вмешательства в процесс его созревания. Современные любители вина ценят опыт и более предприимчивы в своем выборе. Они готовы попробовать напитки из менее известных регионов или сортов винограда, руководствуясь такими факторами, как аутентичность и уникальность6.

1 World Atlas of Wine. N. Y., 2019. 416 р.

2 Australian Wine Sector at a Glance [Электронный ресурс] // Wine Australia. URL: https://www.wineaus-tralia.com/market-insights/australian-wine-sector-at-a-glance (дата обращения: 14.08.2023).

3 Wines of South Africa [Электронный ресурс] // Wine of South Africa. URL: https://www.wosa.co.za/The-Industry/Overview/ (дата обращения: 14.08.2023).

4 The History of Chinese Wine [Электронный ресурс] // The History of Chinese Wine. URL: https://thisdayin-winehistory.com/the-history-of-chinese-wine/ (дата обращения: 14.08.2023).

5 Droughts, Heat and Fire: the Future of Wine in the Climate Crisis [Электронный ресурс] // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/food/2022/sep/20/droughts-heat-and-fire-the-future-of-wine-in-the-climate-cri-sis (дата обращения: 14.08.2023).

6 Key Trends for Wine in 2023 and Beyond [Электронный ресурс] // IWSR. URL: https://www.theiwsr.com/key-trends-for-wine-in-2023-and-beyond/ (дата обращения: 14.08.2023).

На мировой винный рынок, как и на любой другой, существенное влияние оказывают экономические принципы спроса и предложения. Их динамику определяют несколько факторов:

1. Уровни производства. Погодные явления, такие как заморозки, засухи или нашествия вредителей, могут существенно повлиять на производство вина в данном году, что приведет к сокращению предложения. Например, неблагоприятные климатические условия в 2017 г. обусловили самый низкий уровень мирового производства вина с 1960-х гг., что повлияло на цены1.

2. Развивающиеся рынки. Появление новых стран-потребителей вина, особенно в Азии, привело к увеличению спроса. По мере расширения среднего класса в таких странах, как Китай и Индия, растет и потребность населения в импортных винах.

3. Культурные факторы. Социальные изменения, такие как переход к умеренному потреблению алкоголя или изменение пищевых привычек, также могут повлиять на спрос на вино. Например, растущая глобальная тенденция «сухого января» может повлиять на продажи вина в первый месяц года 2.

На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие прогнозы:

1. Развивающиеся рынки будут стимулировать рост мировой винодельческой отрасли. Поскольку культура производства напитка укореняется в странах с большим населением, существует значительный потенциал для увеличения объемов его потребления.

2. Инновации в виноградарстве, виноделии и дистрибуции могут изменить рынок. Например, важность каналов электронной коммерции и прямых продаж потребителю, вероятно, возрастет.

3. По мере того как беспокойство по поводу экологической устойчивости усиливается, винодельни, применяющие безопасные методы производства - от сохранения воды до использования возобновляемых источников энергии - скорее всего, получат поддержку потребителей, а возможно, и государства.

4. В условиях неопределенности, связанной с изменением климата, диверсификация сортов винограда и изучение новых винодельческих регионов могут стать необходимыми для обеспечения долгосрочной жизнеспособности отрасли.

Мы выделяем следующие регионы как потенциальные зоны роста:

1. Азия. Страны, традиционно не связанные с производством вина, такие как Китай и Индия, добиваются значительных успехов в этой области. В частности, такие регионы, как Нинся в Китае и Насик в Индии, привлекают внимание потребителей своими качественными винами3. Новые производители совершенствуют свои методы виноградарства и маркетинговые стратегии и имеют все шансы стать важными игроками на мировой арене.

2. Восточная Европа. Такие страны, как Венгрия и Грузия, имеющие древние винные традиции, сегодня переживают их возрождение. Благодаря использованию местных сортов винограда и применению современных методов виноделия, эти регионы имеют возможность предложить потребителям качественный напиток по привлекательной цене, поэтому обладают огромным потенциалом роста.

3. Африка. Марокко, Тунис и Эфиопия характеризуются бурно развивающейся винодельческой промышленностью. Подходящий для виноделия климат и уникальные терруары могут обеспечить этим значимое место на мировом рынке вина в ближайшие десятилетия.

Согласно различным отраслевым отчетам, ожидается, что мировой рынок вина будет расти в среднем на 4 % в год с 2021 по 2026 гг.4 Развивающиеся тенденции, особенно в Азии, будут играть ключевую роль в этом процессе. Китай, например, по прогнозам, станет вторым по величине винным рынком в мире к 2025 г.5 Ожидается, что в сегменте премиальных вин будет наблюдаться устойчивый рост, обусловленный ростом располагаемых доходов населения и увеличением признания марочных вин как на устоявшихся, так и на развивающихся рынках.

Таким образом, получены следующие выводы, содержащие научную новизну:

1 A Historically Low 2017 Production Especially in Western Europe Due to Unfavourable Climate Conditions [Электронный ресурс] // International Organisation of Vine and Wine. URL: https://www.oiv.int/public/me-dias/5681/en-communiqu-depresse-octobre-2017.pdf (дата обращения: 14.08.2023).

2 It's Dry January. Pour One Out for the Bar Owners [Электронный ресурс] // New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2023/01/19/nyregion/dry-january-bars-liquor-stores.html (дата обращения: 14.08.2023).

3 Zhang A. 15 Emerging Wine Regions That Wine Investors Should Consider [Электронный ресурс] // Vino Vest. URL: https://www.vinovest.co/blog/emerging-wine-regions (дата обращения: 14.08.2023).

4 Wine Market - Growth, Trends, COVID-19 Impact, and Forecasts (2023-2028) [Электронный ресурс] // Global Information. URL: https://www.giiresearch.com/report/moi1198816-wine-market-growth-trends-covid-im-pact-forecasts.html (дата обращения: 14.08.2023).

5 Staff R. China Set to Become World's Second-Biggest Wine Market: IWSR [Электронный ресурс] // Reuters. URL: https://www.reuters.com/article/global-wine/china-set-to-become-worlds-second-biggest-wine-market-iwsr-idUSL8N1HZ9DX (дата обращения: 25.09.2023).

1. Доказано, что мировой рынок вина постоянно адаптируется к требованиям времени -от распространения виноградарства в Римской империи до современного подъема винодельческих регионов Нового Света.

2. Определены значительные сдвиги на рынке вина, в том числе растущее влияние нетрадиционных винодельческих регионов и популяризация органических и биодинамических вин.

3. Изучено, как различные экономические аспекты (от базовой динамики спроса и предложения до более сложных факторов, таких как тарифы и торговые соглашения) влияют на рынок вина.

4. Разработан прогноз, согласно которому развивающиеся рынки, особенно в Азии, могут стать важными драйверами роста мировой винодельческой промышленности. Ожидается, что технологические достижения, особенно в области электронной коммерции и точного виноградарства, будут играть в этом важную роль.

Хотя цель настоящей статьи - предоставить всесторонний анализ мирового рынка вина, достижение ее связано с некоторыми ограничениями. Во-первых, исследование в значительной степени опирается на данные, доступные до 2021 г., которые могут не полностью отражать последние рыночные сдвиги. Во-вторых, имеет место проблема экономической нестабильности, включая геополитическую напряженность и пандемии, которые могут сделать некоторые прогнозы неточными. В-третьих, хотя в статье и рассматривается влияние изменения климата на развитие виноделия, конкретные последствия этого для сортов вин из разных регионов не выявлены. В целом, эти ограничения указывают на области, где дальнейшие исследования могут дать более полную картину мирового рынка вина.

Список источников:

Anderson K., Nelgen S. Global Wine Markets: 1961 to 2009: a Statistical Compendium. Princeton, 2011. 504 р. Ashenfelter O., Storchmann K. Climate Change and Wine: A Review of the Economic Implications // Journal of Wine Economics. 2016. Vol. 11, iss. 1. Р. 105-138. https://doi.org/10.1017/jwe.2016.5.

McGovern P.E. Ancient Wine: The Search for the Origins of Viniculture. Princeton, 2007. 365 с.

Taber G.M. The Judgment of Paris: California vs. France and the Historic 1976. Paris Tasting That Revolutionized Wine. Scribner, 2005. 288 р.

Van Leeuwen C., Darriet P. The Impact of Climate Change on Viticulture and Wine Quality // Journal of Wine Economics. 2016. Vol. 11, iss. 1. Р. 150-167. https://doi.org/10.1017/jwe.2015.21.

References:

Anderson, K. & Nelgen, S. (2011). Global Wine Markets: 1961 to 2009: a Statistical Compendium. Princeton. 504 р. Ashenfelter, O. & Storchmann, K. (2016). Climate Change and Wine: A Review of the Economic Implications. Journal of Wine Economics. 11 (1), 105-138. Available from: doi:10.1017/jwe.2016.5.

McGovern, P. E. (2007). Ancient Wine: The Search for the Origins of Viniculture. Princeton. 365 p. Taber, G. M. (2005). The Judgment of Paris: California vs. France and the Historic 1976 Paris Tasting That Revolutionized Wine. Scribner. 288 p.

Van Leeuwen C., Darriet P. (2016). The Impact of Climate Change on Viticulture and Wine Quality. Journal of Wine Economics, 11 (1), 150-167. Available from: doi:10.1017/jwe.2015.21.

Информация об авторе Д.Э. Василейко - соискатель, МГИМО МИД России; менеджер по развитию продаж ООО Моет Хеннесси Дистрибьюшн Рус, Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1003178

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author D.E. Vasileiko - External PhD student, MGIMO University, Sales Development Manager, Moet Hennessy Distribution Rus LLC, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1003178

Conflicts of interests:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.08.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.09.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 17.10.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.