Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО КОНТЕНТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО КОНТЕНТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
57
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гастрономический контент / кулинарные традиции / кулинарные теле-шоу / региональное телевидение. / Gastronomic content / culinary traditions / culinary TV shows / regional television.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ахметьянова Наиля Ахмадулловна, Мусина Алина Рашидовна

В статье рассматривается тема формирования вкусовых привычек и гастрономических традиций у массовой аудитории регионального телевидения. Рассматриваются приемы популяризации и специ-фика подачи информации с позиций гастрономической культуры. На основе контент анлиза авторы приходят к выводу о том, что региональные телеканалы придерживаются традиционных методов со-здания гастрономических шоу, не позволяя себе необычные эксперименты и игры с форматами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF GASTRONOMIC CONTENT ON REGIONAL TELEVISION

The article discusses the topic of the formation of taste habits and gastronomic traditions among the mass audience of regional television. The methods of popularization and the specifics of the presentation of infor-mation from the standpoint of gastronomic culture are considered. Based on the content analysis, the authors come to the conclusion that regional TV channels adhere to traditional methods of creating gastronomic shows, not allowing themselves unusual experiments and games with formats.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО КОНТЕНТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ»

16

PHILOLOGICAL SCIENCES / «<g®[L[L®@U[]UM~J0U®MaL» ®29Ш©)), 2023

УДК621.397.13

Ахметьянова Наиля Ахмадулловна,

Кандидат филологических наук, доцент, Уфимский университет науки и технологий,

г. Уфа, Россия Мусина Алина Рашидовна, Магистрант,

Уфимский университет науки и технологий,

г. Уфа, Россия DOI: 10.24412/2520-6990-2023-29188-16-19 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО КОНТЕНТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ

ТЕЛЕВИДЕНИИ

Ahmetyanova Naila Ahmadullovna

Candidate of Philology, Associate Professor, Ufa University of Science and Technology,

Ufa, Russia Musina Alina Rashidovna, Graduate student, Ufa University of Science and Technology,

Ufa, Russia

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF GASTRONOMIC CONTENT ON REGIONAL

TELEVISION

Аннотация

В статье рассматривается тема формирования вкусовых привычек и гастрономических традиций у массовой аудитории регионального телевидения. Рассматриваются приемы популяризации и специфика подачи информации с позиций гастрономической культуры. На основе контент анлиза авторы приходят к выводу о том, что региональные телеканалы придерживаются традиционных методов создания гастрономических шоу, не позволяя себе необычные эксперименты и игры с форматами.

Abstract

The article discusses the topic of the formation of taste habits and gastronomic traditions among the mass audience ofregional television. The methods of popularization and the specifics of the presentation ofinformation from the standpoint of gastronomic culture are considered. Based on the content ana lysis, the authors come to the conclusion that regional TV channels adhere to traditional methods of creating gastronomic shows, not allowing themselves unusual experiments and games with formats.

Ключевые слова: Гастрономический контент, кулинарные традиции, кулинарные теле -шоу, региональное телевидение.

Keywords: Gastronomic content, culinary traditions, culinary TV shows, regional television.

Возросшийся спрос на гастрономическую тематику среди аудитории средств массовой информации (далее:СМИ), возникающий в результате осмысления особенностей гастрономической культуры народа является одним из основных направлений не только в нутрициологии, философии, этнологии, но и в современной журналистике, а признаки, формирующие гастрономическую культуру до сих пор остаются предметом для дискуссий [2, с. 8; 9, с. 115]. Вместе с тем влияние средств массовой информации на индивида в информационном пространстве и в современном обществе в целом постоянно растет, а вопросы формирования гастрономических привычек и феномен еды как источник информации, развлекательности не были предметом научных исследований, что и определяет научную новизну статьи. Целью данной статьи является анализ степени формирования и развития вкусовых предпочтений и традиций в СМИ на примере передач телеканалов Республики Башкортостан (далее: Башкортостан), одного из субъектов Российской

Федерации. Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач: проанализировать методы популяризации гастрономической тематики на кулинарных передачах, с точки зрения особенностей подачи журналистского материала, структурных элементов и цели создания [9; с. 115].

Гастрономический жанр является неотъемлемой частью федерального и регионального телевидения России [2; с.8]. Каналы считают обязательным в сетке вещания иметь хотя бы одно кулинарное шоу, чтобы контент был разнообразным и отвечал всем зрительским запросам. К. Г. Абелян резюмирует, что «в современной гуманитарной науке отмечается рост интереса к повседневности, в том числе к теме питания, появляется всё больше программ о кулинарии» [1; с. 1]. Заметен спрос на программы, которые не имели бы политический характер. Несомненно, самыми популярными программами являются шоу, посвящённые крупным праздникам, новостные и политические передачи,

«шиитеимм-лэишаи» #29даш, жш /

спортивные трансляции [5], но программы о питании не сдают позиции и завоёвывают зрительскую симпатию. Тем более, что телезрители, с одной стороны, интересуются политикой, но информационных программ настолько много, что люди устали от тяжёлой информации и интересуются шоу бытовой тематики, о жизни людей, о здоровье и юморе [6].

По мнению А.Р. Яшиной, «гастрономические программы стали удобной возможностью не только рассказать телезрителям о питании, но и посредством контента продвигать товары, как продовольственные, так и касающиеся кухонной утвари, мебели и техники» [8, с. 3]. И рост популярности программ о еде не случаен. Д. А. Бакеева и А. Р. Яшина пришли к выводу, что Вэоё-реклама становится популярной нишей благодаря блогам и социальным сетям, гастрономический жанр развивается именно за счёт сети Интернет, количество блогов неуловимо растёт, доставки еды становятся обыденностью для российских граждан, организуются фестивали еды и открываются рестораны быстрого питания [8, с. 2]. Несмотря на то, что жанр становится популярным именно благодаря блогам, передачи о кулинарии транслируются не только в видеохо-стингах, но и на телевидении. На федеральном ТВ гастрономических шоу много и они продолжают развиваться, создаются новые форматы, невзирая на то, что рецепт любого блюда можно найти в Сети или посмотреть обучающий ролик на Ютубе. Более того, некоторые программы о кулинарии являются визитными карточками телеканалов. Например, на «Пятнице» транслируется большое количество шоу гастрономической тематики: «На ножах», «Кондитер», «Адская кухня», «Битва шефов», «Адский шеф». На «НТВ» - «Едим Дома», на «ТНТ» - «Битва пикников», на «СТС» - «Просто кухня». «РенТВ» некогда транслировало шоу «Званный ужин», которое полюбилось телезрителям за счёт экстравагантных гостей, а шоу «Смак» на «Первом канале» радовало зрителей вкусными рецептами до 2018-го года.

У шоу о кулинарии есть свои правила. Так А.Р. Яшина определила обязательные условия для создания хорошего проекта о кулинарии, как на телевидении, так и в видеохостингах [8, с. 3]:

1. Наличие достаточного пространства для съёмки, чтобы всё нужное для приготовления пищи было под рукой. Необходимо иметь достаточно места, чтобы ничего не мешало готовке;

2. Зоны дегустации и фотосъёмки;

3. Оборудование на удобных штативах, чтобы можно было быстро передвигать технику и снимать с любых ракурсов;

4. Наличие в ближайшем доступе розеток.

Можно добавить обязательные условия в виде

хорошей, качественной техники и светлой студии, чтобы конечное изображение и звук были приемлемыми для восприятия.

К ведущим кулинарных шоу также предъявляются требования. Помимо того, что журналист должен быть опрятно одетым и аккуратно выглядящим, он также должен обладать рядом личностных

PHILOLOGICAL SCIENCES 17

качеств. Е.А. Федяева считает, что ведущий кулинарной программы должен обладать живой и речью, чувством юмора, иметь непринуждённую манеру общения, харизму. Он не обязан быть строгим и скупым на слова, он должен уметь поддержать диалог с соведущим или приглашённым гостем, а это также подразумевает талант в импровизации [7, с. 56]. Поскольку кулинарные шоу часто являются не только познавательными, но и развлекательными, то у ведущего должны быть следующие качества: искренность, интеллект, правильно поставленная интонация и богатый словарный запас, артистизм, общительность, коммуникабельность [3, с. 4031.

Учитывая требования, предъявляемые к кулинарным шоу и к ведущим, мы считаем необходимым проанализировать программы на региональном телевидении и определить, как на Башкирском ТВ развивается гастрономический формат и соответствует ли итоговый продукт всем предъявляемым к нему качествам.

На городском телеканале «Вся Уфа» выходит передача «Вкусно». Ведущий - Ашот Бабаджанов приглашает в эфир гостей вместе с которыми готовит блюда. Гости - это известные в рамках столицы и республики люди, например, модель и телеведущая - Евгения Машко, баянисты Айдар и Алмаз Юнусовы и другие. Мы возьмём для анализа один из последних выпусков [11], где ведущий общается с гостем - композитором Ришатом Рахимовым. Видео длится почти 15 минут. В начале есть рекламная интеграция с доставкой продуктов, после ведущий представляется, а также знакомит зрителей с гостем, рассказывая его краткую биографию. Ашот Бабаджанов общается с гостем уважительно и непринуждённо, импровизирует на ходу и речь не кажется заранее отрепетированной. Он выстраивает коммуникацию, не перебивает гостя и старается больше преподносить не себя, а приглашённую звезду. Студия просторная, светлая, белая (именно такой цвет выбирает наибольшее количество редакций для кулинарных шоу), в кадре нет захламления ненужными предметами, акцент направлен на ведущего, гостя и продукты питания. Также особое внимание в программе уделено рекламной интеграции с известной сетью магазинов в стране. Ведущий рассказывает о свежести продуктов в магазине, о быстрой доставке, о внимательной сборке продуктов. Однако, по нашему мнению, реклама чересчур излишняя. Несмотря на то, что она грамотно встроена в шоу, имеются логические подводки, она появляется слишком часто. Она представлена с нескольких видах:

1. Наглядная демонстрация логотипа магазина на фартуках ведущего и гостя.

2. Подводка в начале видео о доставке и о промокоде на скидку для телезрителей.

3. Всплывающая плашка в виде баннера с логотипом магазина и промокодом на протяжении всего видео.

4. Демонстрация рабочих будней доставщика и как он собирает заказ.

18 PHILOLOGICAL SCIENCES

Реклама неизбежна в кулинарных телешоу, но на хронометраж 15 минут, по нашему мнению, интеграции слишком много. Однако, это не влияет на личностные качества ведущего и на процесс приготовления блюда. «Вкусно» продолжает традиции традиционных шоу и ничем не отличается от гуру кулинарного мастерства «Смак», «ПроСТО кухня» и т.д.

Городской телеканал «UTV» не первый год транслирует шоу «Едоки» с несменными ведущими Сергеем Бархатовым и Аскаром Басыровым [12]. Их подход к гастрономическому формату шоу кардинально отличается от того, что предоставляет «Вся Уфа». Цель «Едоков» рассказать об интересных заведениях в столице Башкирии сквозь призму истории, показав достопримечательности [9, с. 117]. Они стремятся поделиться с телезрителями впечатлениями от современных кафе и ресторанов. Выпуски длятся в среднем по 40 минут. За такой хронометраж ведущие повествуют о нескольких точках питания разного формата, начиная от традиционных кухонь, заканчивая ресторанами быстрого питания. Сергей Бархатов и Аскар Басыров держатся в кадре уверенно как вместе, так и по -отдельности. Их речь чёткая, наполненная различными художественными оборотами, ошибок практически не заметно, отсутствуют заикания. Реклама ненавязчивая, отсутствуют плашки и всплывающие бан-неры. Вместо этого ведущие посещают рестораны и тем самым их рекламируют, но и не избегают умеренной критики.

На телеканале «БСТ» выходит передача «Вкусно и быстро» во главе с ведущими Айдаром Ханнановым и Алиной Мусиной [10]. Хронометраж видео примерно 4 минуты, но этого достаточно для того, чтобы ведущие:

1. Выбрали продукты и показали рекламу магазина, где производится закупка товаров;

2. Дали советы по выбору продуктов и объяснили, почему требуются именно эти ингредиенты, а не какие-либо другие;

3. Продемонстрировали процесс готовки и итоговый результат.

Ведущие общаются друг с другом в непринуждённой манере, ведут диалог, рассказывая о личном опыте приготовления блюд. На первый взгляд передача может показаться похожей на «Вкусно» с телеканала «Вся Уфа», но рекламной интеграции не много, нет приглашённых гостей. А место съёмки -ограниченная по площади кухня тёмных оттенков, но света достаточно, чтобы качественно снимать продукты и процесс приготовления.

Таким образом на региональном телевидении Республики Башкортостан кулинарные шоу представлены в различных форматах На «БСТ» придерживаются более традиционного формата и показывают исключительно процесс приготовления блюд. На «Всей Уфе» проводят аналогичную работу, но уже с приглашёнными гостями. А на «UTV» гастрономический формат решили разнообразить посещением отдельных заведений быстрого питания и ресторанов. Во всех упомянутых передачах присутствует рекламная интеграция, разница лишь в её

/ «©0LL®@U]Um-J0U©MaL» ®29Ш©)), 2023

количестве. В отличие от федеральных телеканалов, присутствует обзор национальной кухни. При этом вызывает интерес как приготовление еды, так и ее употребление и «процессы потребления пищи перестают быть просто способами удовлетворения биологической необходимости и становятся одной из важных сторон повседневной жизни современного человека» [4, с.34-43].

В целом телеканалы придерживаются традиционных методов создания гастрономических шоу, не позволяя себе необычные эксперименты и игры с форматами. Но мы не считаем это минусом, поскольку телезрители должны получать стабильный, привычный им контент на региональном телевидении.

Список использованной литературы

1. Абелян К.Г. Программы гастрономической тематики на российском телевидении // Ученые записки НовГУ. 2015. №3 (3). URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/programmy -gastronomicheskoy-tematiki-na-rossiyskom-televidenii (дата обращения: 05.10.2023).

2. Ахметьянова, Н. А. Формирование гастрономических привычек и традиций на кулинарных шоу регионального телевидения / Н. А. Ахметьянова // European Journal of Humanities and Social Sciences. - 2019. - № 1. - С. 8-11.

3. Голицына, К. К. Ведущий развлекательной телепрограммы: специфика работы и факторы успеха / К. К. Голицына // Молодой ученый. - 2020. - № 51 (341). - С. 403-405.

4. Капкан, М. В. Гастрономическая культура: понятие, функции, факторы формирования / М. В. Капкан, Л. С. Лихачева // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2008. - Вып. 15. - № 55. - С. 3443.

5. Шамаева Е. Сколько россиян смотрит телевизор И какие телепрограммы самые популярные [Электронный ресурс] / Е. Шамаева. // Журнал. Тинькофф. - Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/television-stat/ (дата обращения: 05.10.2023).

6. Раскрыты рейтинги популярных программ на ТВ. Лидер вас точно удивит. Почему каналы не отказываются ходить по грани здравого смысла [Электронный ресурс] // РБК. Life. - Режим доступа:

https://www.rbc.ru/life/news/646b681a9a79479f25f40 e9f (дата обращения: 05.10.2023).

7. Федяева Е. А. Речь ведущего авторской кулинарной телепередачи как объект перевода // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых 2018. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rech-veduschego-avtorskoy -kulinarnoy -teleperedachi-kak-obekt-perevoda (дата обращения: 05.10.2023).

8. Яшина А. Р. Гастрономическая тематика на телевидении и платформе YouTube как гибридный жанр журналистики: сравнительный анализ в аспекте маркетинга // Огарёв-Online. 2019. №1 (122). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/gastronomicheskaya-tematika-na-televidenii-i-p latforme -youtube-kak-

«шиитеимм-лэишаи» ЖШ / PHILOLOGICAL sciences

19

gibridnyy -zhanr-zhurnalistiki-sravnitelnyy -analiz-v-aspekte (дата обращения: 05.10.2023).

9. Akhmetyanova, N. A. The theme of formation of taste habits and gastronomic traditions in the mass audience of regional television / N. A. Akhmetyanova // Scientific research of the SCO countries: synergy and integration : Materials of the International Conference, Beijing, 26 февраля 2019 года. Vol. Part 1. - Beijing: Scientific publishing house Infinity, 2019. - P. 115119.

10. Башкирское спутниковое телевидение: [Электронный ресурс]. URL: https://bash.news/bst (дата обращения: 12.01.2018).

11. Вкусно![Электронный ресурс]. URL: http://www.allufa.ru/projects (дата обращения: 12.01.2018).

12. Едоки: [Электронный ресурс]. URL: https://utv.ru/program/eaters (дата обращения: 12.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.