Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
731
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ / ПЕРСПЕКТИВА / РЫНОК / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев А. Н., Сазонов М. В.

В статье рассмотрены вопросы перспективы развития электрического транспорта. Показана динамика развития рынка электромобилей. Проведен анализ сдерживающих факторов развития электротранспорта в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА»

уменьшить риски производства.

Список использованной литературы:

1. Проблемы гидроэнергетики. [Электронный ресурс].: https://pue8.ru/elektricheskie-mashiny/466-problemy-gidroenergetiki.html.

2. Принцип работы ГЭС [Электронный ресурс].: https://neftegaz.ru/tech-Hbrary/elektrostantsii/141447-gidroelektrostantsiya-ges/

3. Проблемы ГЭС [Электронный ресурс].: https://www.monograpЫes.ru/ru/book/sectюn?id=3055

© Акулова А.Ш., Белов И.Ю., 2020

УДК 621.43

Афанасьев А.Н.

аспирант

Тольяттинский государственный университет

Тольятти, Россия Сазонов М.В. аспирант

Тольяттинский государственный университет

Тольятти, Россия Научный руководитель: Ивлиев В.А.

к.т.н., доцент доцент кафедры ПиЭА

Тольяттинский государственный университет

Тольятти, Россия

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы перспективы развития электрического транспорта. Показана динамика развития рынка электромобилей. Проведен анализ сдерживающих факторов развития электротранспорта в РФ.

Ключевые слова

Электромобиль, перспектива, рынок, развитие.

Долгосрочные прогноз развития мирового рынка электротранспорта, даже с учетом последствий COVID-19, является положительным [1]. Это объясняется, прежде всего, тем что основные затраты на проектирование, разработку новых перспективных технологий, а также затраты на технологическое обеспечение и запуск производств предприятия уже понесли. Отложенные в краткосрочной перспективе запуск производств некоторых моделей электромобилей, скорее всего, не повлияют на развитие электротранспорта в длительной перспективе. По оценкам специалистов [1,2] к 2025 году продажи электромобилей могут достигнуть величины 10% от мировых продаж легковых автомобилей, к 2030 году -28 % и к 2040 году - 58%. На рисунке 1 представлены краткосрочный до 2023 года и долгосрочный до 2040 года прогнозы по выпуску электромобилей. Из рисунка можно видеть, что начиная с 2017 года лидером по производству электромобилей является Китай. На втором и третьем месте соответственно находится Евросоюз и США.

а) б)

Рисунок 1 - Краткосрочный а) и долгосрочный б) прогноз выпуска электромобилей в мире [1]

Стоимость новых электромобилей и автомобилей с классическим двигателям внутреннего сгорания (ДВС) по прогнозам сравняются к середине 2020-х годов. Однако, из-за экономических и политических факторов, в различных странах эти сроки варьируются в довольно широком диапазоне, в частности в Японии эти сроки отодвигаются вплоть до 2030 года. Следует отметить, что наибольший прогресс по замещению автомобилей с ДВС наблюдается в сегменте грузовых и легких коммерческих автомобилей.

Рынок Китая и Европы в ближайшие 10 лет составят около 70% всех продаж электромобилей [1]. Интенсивное развитие этого направления в указанных странах обусловлено введением в Китае специальной кредитной программы на приобретаемые электромобили, а в Европе введением жестких мер и правил на ограничение выбросов СО2 (углекислого газа). Кроме этого, в указанных странах действуют программы по ограничению использования традиционных автомобилей в городской черте. В частности, в Лондоне, Париже, Сеуле и других городах развивается политика Car-free. Программа предполагает различные варианты запрета автомобилей в городской среде [3]. В правилах предусмотрены зоны с низким уровнем выбросов или запрет на транспорт оснащенный дизельными и бензиновыми двигателями. Вместо традиционных автомобилей предполагается использование общественного и электротранспорта. В других городах внедрена система ценообразования - с автомобилистов за проезд берут плату в часы пик, в переполненных городских районах или за транспорт, нарушающий нормы по выбросам. Ещё один вариант - ограничение движения автомобилей с определенными знаками: в один день запрещается ездить на машинах с четными номерами, в другой - с нечётными.

Продажи легковых автомобилей с двигателм внутреннего сгорания достигли пика в 2017 году. Сейчас продажи таких автомобилей уменьшается, но общий парк продолжит расти примерно до 2030 года [1].

К 2040 году на дорогах мира будет более 30% электромобилей, причем в Китае и Европе электромобилей будет более 50%.

На рисунке 2 представлены прогноз изменения соотношения различных автомобилей в мире (автомобилей с ДВС, автомобилей на топливных элементах и электромобилей).

2015 2020 2025 2030 2035 2040

Рисунок 2 - Изменения соотношения в мире выпускаемых автомобилей с ДВС, автомобилей на

топливных элементах и электромобилей [1].

-( » )-

Таким образом, можно сделать заключение о том, что мировой рынок электромобилей ежегодно увеличивается причем в ближайшие 10 лет объем рынка будет сопоставим с рынком традиционных автомобилей.

Российский рынок электромобилей слабо развит. Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ» (см. рисунок 3), объем российского рынка электромобилей по итогам 9 месяцев 2019 года в общей сложности составил 2646 единиц. Десятая часть от этого количества пришлась на новые электрокары (261 шт.). Соответственно оставшиеся 90% - это электромобили с пробегом (2 385 шт.).

Сдерживающим фактором продаж в России явилось прежде всего дороговизна электромобилей и ограничения производственных мощностей производителей, поставляющие основной объем в страны Японии, США и Евросоюза. Рынок электромобилей в РФ от общего транспорта на данный момент составляет 0,01%. Тем не менее, рынок растущий и связан также с ограничениями наличия зарядной инфраструктуры (для его развития подписана дорожная карта с ПАО «Россети») и регуляторных факторов.

Рисунок 3 - Продажи электромобилей в РФ [4]

По прогнозам экспертов, также при снижении стоимости и увеличении хода электротранспорта на одной зарядке батареи ожидается рост продаж электротранспорта. При продаже электромобилей в ценовой категории менее 1 млн. руб. и пробегом более 500 км на одном заряде батареи эксперты предсказывают существенный рост продаж до 10% рынка, что соответствует текущей тенденции сегмента рынка электромобилей в ЕС. По данным экспертов при выполнении условий, описанных выше, рост сегмента возможен до 30 - 60 тыс. электромобилей в год.

Работа выполнена при поддержке гранта ИИФ № 1/32-ИП/2020 от 14.09.2020 г. Список использованной литературы:

1. The Electric Vehicle Outlook is Bloomberg NEF // 2020 Bloomberg Finance L.P. URL: https://about.bnef.com/electric-vehicle-outlook (accessed on 15 October 2020)

2. Wolschendorf, J., Rzemien, K., and Gian, D., "Development of Electric and Range-Extended Electric Vehicles Through Collaboration Partnerships," SAE Int. J. Passeng. Cars - Electron. Electr. Syst. 3(2):215-219, 2010, https://doi.org/10.4271/2010-01-2344

3. Какие города отказываются от машин и зачем это нужно [Электронный ресурс] // Евгений Делюкин, 26.09. 2018 // URL: https://vc.ru/future/46544-kakie-goroda-otkazyvayutsya-ot-mashin-i-zachem-eto-nuzhno (дата обращения: 15.10.2020)

4. Рынок электромобилей в России за 9 месяцев 2019 года [Электронный ресурс] // Автостат, 11.11.2019 // URL: https://www.autostat.ru/infographics/41715/ (дата обращения: 15.10.2020)

© Афанасьев А.Н., Сазонов М.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.