Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронная коммерция (E-commerce) / классификация электронной коммерции / маркетинг электронной коммерции / интернет маркетинг. / elektron tijorat (E-commerce) / elektron tijorat tasnifi / elektron tijorat marketingi / Internet-marketing.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмаилова Юлдуз Собиржоновна, Мажидова Санобар Даминовна

В данной статье рассматривается электронная коммерция, классификация электронной коммерции и области применения каждого класса электронной коммерции. Также рассмотрена органическая связь электронной коммерции и маркетинга, то есть маркетинга электронной коммерции, цели интернет-маркетинга и задачи, которые он должен решать в развитии онлайн-бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

O‘ZBEKISTON RESPUBLIKASI ELEKTRON TIJORATINI RIVOJLANISH PERSPEKTIVALARI

Ushbu maqolada elektron tijorat, elektron tijorat tasnifi va elektron tijoratning har bir sinfini qo‘llash sohalari ko‘rib chiqilgan. Shuningdek, elektron tijorat va marketing o‘rtasidagi uzviy aloqa ya’ni elektron tijorat marketing, internet-marketingning maqsadlari va u onlayn biznesni rivojlantirishda hal qilishi kerak bo‘lgan vazifalar ko‘rib chiqiladi.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Исмаилова Юлдуз Собиржоновна

Магистрант Университета менеджмента и новых технологий ismailova.yulduz21 @gmail.com

Мажидова Санобар Даминовна

Магистрант Университета менеджмента и новых технологий [email protected]

Аннотация: В данной статье рассматривается электронная коммерция, классификация электронной коммерции и области применения каждого класса электронной коммерции. Также рассмотрена органическая связь электронной коммерции и маркетинга, то есть маркетинга электронной коммерции, цели интернет-маркетинга и задачи, которые он должен решать в развитии онлайн-бизнеса.

Ключевые слова: электронная коммерция (E-commerce), классификация электронной коммерции, маркетинг электронной коммерции, интернет -маркетинг.

O'ZBEKISTON RE SPUBLIKASIDA ELEKTRON TIJORATNI RIVOJLANTIRISH ISTIQBOLLARI

Ismailova Yulduz Sobirjonovna

Menejment va yangi texnologiyalar universiteti magistranti ismailova.yulduz21 @gmail.com

Majidova Sanobar Daminovna

Menejment va yangi texnologiyalar universiteti magistranti [email protected]

Аnnotasiya: Ushbu maqolada elektron tijorat, elektron tijorat tasnifi va elektron tijoratning har bir sinfini qo'llash sohalari ko'rib chiqilgan. Shuningdek, elektron tijorat va marketing o'rtasidagi uzviy aloqa ya'ni elektron tijorat marketing,

internet-marketingning maqsadlari va u onlayn biznesni rivojlantirishda hal qilishi kerak bo'lgan vazifalar ko'rib chiqiladi.

Kalit so'zlar: elektron tijorat (E-commerce), elektron tijorat tasnifi, elektron tijorat marketingi, Internet-marketing.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF E-COMMERCE IN THE

REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Ismailova Yulduz

Master's student at the University of management and future technologies

ismailova.yulduz21 @gmail.com

Majidova Sanobar

Master's student at the University of management and future technologies

[email protected]

Abstract: This article provides concepts and definitions for such terms as: Ecommerce, classification of e-commerce and areas of application of each class of ecommerce. Along with this, e-commerce marketing is considered, which determines the relationship between e-commerce and marketing. The goals of Internet marketing and the tasks that it must solve in the development of online business are considered.

Key words: electronic commerce (E-commerce), classification of e-commerce, e-commerce marketing, Internet marketing.

Введение

Электронная коммерция (E-commerce) — это сфера цифровой экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции. Простыми словами, электронная коммерция - это бизнес, связанный с покупкой и продажей товаров и услуг через Интернет. На территории Республики Узбекистан она начала развиваться начиная с 2004 года [1]. На сегодняшний день существуют несколько НПА по регулированию данной сферы:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-3724 от 14 мая 2018 года «О мерах по быстрому развитию электронной коммерции»;

2. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5598 от 13 декабря 2018 года «О дополнительных мерах по внедрению цифровой экономики, электронного правительства информационных систем в систему государственного управления Республики Узбекистан»;

3. Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-4321 от 18 мая 2019 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию инфраструктуры цифровой экономики и системы «Электронное правительство»»;

4. Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-4328 от 21 мая 2019 года о мерах по повышению качества разработки и реализации проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий в рамках системы «Электронное правительство»;

5. Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-4342 от 17 марта 2020 года «О мерах п о широкому внедрению цифровых технологий в городе Ташкенте»;

6. Постановление Президента Республики Узбекистан N«1111-4699 от 28 апреля 2020 года «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства»;

7. Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-14 от 17 ноября 2021 года «О совершенствовании администрирования электронной коммерции и создании благоприятных условий для ее дальнейшего развития»;

8. Закон Республики Узбекистан «Об электронной коммерции» №ЗРУ-792 от 29 сентября 2022 года и цель этих НПА является регулирование отношений в области электронной коммерции [2].

Основными категориями электронной коммерции на сегодняшний день являются:

1. Бизнес-бизнес (business-to-business, B2B) - относятся крупная и мелкооптовая электронная торговля между юридическими лицами-предприятиями и организациями различных форм собственности.

2. Бизнес-потребитель (business-to-consumer, B2C) - еще один из распространенных категорий электронной коммерции, который предусматривает взаимодействие юридических и физических лиц.

3. Потребитель-потребитель (consumer-to-consumer, С2С) - это класс взаимодействия потребителя с потребителем. Это могут быть системы электронной коммерции, предназначенные для электронного взаимодействия частных лиц: доски объявлений в Интернете, электронные аукционы [3].

Основная часть

В настоящее время современный человек в эпохе технологий привык к удобствам и комфорту своей жизни. Онлайн среда является тем удобством, которое стало неотъемлемой частью нашей жизни. Так как электронная коммерция сейчас объединяет такие глобальные категории - онлайн-продажи, интернет-банкинг, бронирования билетов и отелей, транзакции в платежных

системах, онлайн-маркетинг и реклама [4]. Электронная коммерция имеет много преимуществ, ниже приведены некоторые из них:

1. Снижение затрат. Электронная торговля упрощает бизнес-процессы во многих отраслях предпринимательства. Например, чтобы открыть онлайн-магазин не нужно арендовать физическую площадь, нанимать штат продавцов и сотрудников доставки. Все действия можно автоматизировать, а, если товар электронный, то и упросить в разы сервис доставки. В итоге транзакционные издержки ниже, что сказывается на стоимости продукции или услуг.

2. Расширение целевой аудитории. Через Интернет можно продавать по всему миру без особых затрат. Конечно, если бизнес связан с физическими товарами, то придется поломать голову с доставкой. Простое решение - это сотрудничество с транспортными компаниями. Но если вы продаете электронные товары, услуги, электронные книги, программы, сервисы и прочее, то рынок неограничен.

3. Меньше посредников. Электронная коммерция позволяет работать напрямую с производителем, исключая цепочку посредников. Так создается прямой канал между продавцом и покупателем, что сказывается на стоимости товаров и качестве обслуживания.

4. Возможность со 100% точностью анализировать продажи, продвижение, развитие бизнеса в сети. Системы аналитики, коллтрекинга позволяют следить за ситуацией и своевременно принимать меры [5].

При входе и развитии электронной коммерции наряду с преимуществами возникли и некоторые проблемы, решение которых приведет онлайн бизнес в более комфортные условия для пользователей:

Одна из главных проблем - это узкий круг пользователей Интернета в Узбекистане, причем большинство из них не склонны заниматься покупками в онлайн торговле. Кроме этого, большое влияние оказывает и статистический фактор, то есть, различные усредненные показатели пользователей: Интернета и среднестатистического жителя Узбекистана, в первую очередь, по уровню материального благосостояния, технической подготовке и уровню образования. Этот фактор, с одной стороны, делает использование интернет-коммерции идеальным инструментом для продвижения компьютерной техники, программного обеспечения и сложной электроники. С другой стороны, этот же фактор делает менее эффективным использование Интернета для продвижения товаров массового спроса [6].

На данный момент существуют несколько способов развития электронной коммерции. Проанализируем 4 основных способа развития отрасли:

• Улучшить интернет-инфраструктуру для расширения доступа и снижения затрат. Стоимость доступа к Интернету может остаться доступной путем создания или укрепления точек обмена интернет-трафиком (англ. Internet Exchange Point, IXP), устройств связей интернет-провайдеров, контент-провайдеров и других для обмена трафиком данных. IXP снижают затраты за счет сохранения внутреннего трафика внутри страны и могут помочь сэкономить на расходах на международный транзит данных. Наличие большего количества центров обработки данных и доступа к локальным облачным вычислениям также повысит способность предприятий и предпринимателей в странах помимо КНР, где электронная коммерция уже развита, размещать сайты электронной коммерции внутри страны;

• Усилить кибербезопасность и повысить цифровую и финансовую грамотность. Потребителям нужно быть уверенными, в том, что принадлежащая им информация будет в безопасности во время совершения онлайн-покупок, и что есть системы безопасности в случае возникновения проблем. Повышение доверия потребителей к финансовым учреждениям и мобильным платежным системам также имеет важное значение. Это может быть сделано с помощью правил защиты прав потребителей, обучения финансовой и цифровой грамотности и повышения осведомленности об удобстве и функциональности мобильных платежей;

• Улучшить платежные системы для упрощения онлайн-транзакций. Узбекистану, например, необходимо упростить процессы, которые позволяют торговцам принимать онлайн-платежи. Более широкий доступ к смартфонам, которые используются для мобильных банковских приложений, цифровых кошельков и QR-кодов, может быть обеспечен за счет снижения или отмены пошлин на импорт смартфонов;

• Сделать услуги доставки более надежными и менее дорогими. Потребителям нужно быть уверенными, в том, что они получат свои онлайн-заказы вовремя. В то время как базовое покрытие почтовыми службами является высоким, некоторые из них по-прежнему сталкиваются с проблемами. Необходимо почти везде расширить способы доставки для удовлетворения потребностей онлайн-потребителей, которые должны иметь возможность отслеживать свои покупки и перенаправлять доставку с домашних адресов в дополнительные пункты выдачи, такие как шкафчики для посылок, если это необходимо. Следует развивать возможности сервисов, обеспечивающих интегрированное хранение и доставку, поскольку подобного сервиса не хватает. Предоставление такого рода сервисных услуг будет способствовать росту числа торговцев, занимающихся электронной коммерцией [7].

Еще одно решение развития электронной коммерции- реклама, распространение информации потенциальной аудитории путем маркетинговых инструментов, который в совокупности называется маркетингом электронной коммерции. Маркетинг электронной торговли включает в себя методы и инструменты, применяемые компанией для поиска новых клиентов и сопровождения их в процессе покупки, а также для привлечения старых клиентов. Маркетинг электронной торговли работает, отправляя посетителей магазина на протяжении жизненного цикла клиента, получая этих клиентов через вершину воронки продаж электронной коммерции и в конечном итоге превращая их в платящих клиентов.

Нужно отметить, что интернет - маркетинг играет немало важную роль в развитии электронной коммерции. Интернет - маркетинг - теория и методология организации маркетинга в Интернет-среде.

Цели и задачи Интернет - маркетинга:

1. Увеличение объема продаж за счет внедрения электронной коммерции в режиме онлайн;

2. Сетевая реклама товаров и услуг с целью увеличения объема продаж традиционными способами;

3. Сокращение издержек на ведение бизнеса;

4. Предоставление новых услуг;

5. Сбор информации о рынке, пополнение маркетинговых данных рынка

[8].

Заключение

На основании предложенных способов в Республики Узбекистан можно рассмотреть перспективу на дальнейшие развития отрасли электронной торговли. Для этого нужно более серьезно отнестись к вопросу электронной коммерции, создание условий и повышение квалификации специалистов в этой области. Повышение уровни образованности к новейшим инновационным технологиям среди населения Республики Узбекистан, также служит хорошим продвижением на пути развития сравнительно новой бизнес-отрасли экономики

[9].

Список использованной литературы

1. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2008. / URL: Большой экономический словарь : 19000 терминов - Search RSL

2. Национальная база данных законодательства республики Узбекистан. / URL: https://lex.uz/ru/

3. Гаврилов, Л. П. Электронная коммерция: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. П. Гаврилов. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. / URL: https://www.livelib.ru/book/1001459540-elektronnaya-kommertsiya-uchebnik-leonid-gavrilov

4. Калинина А. Э. Интернет-бизнес и электронная коммерция: учебное пособие [электронный ресурс] / А. Э. Калинина. - Волгоград: ВолГу, 2004. / URL: https://zzapomni.com/kalinina-internet-biznes-i-lektro-2004-2906/84

5. Электронная коммерция и электронные торговые площадьки (маркетплейсы) / URL: https://studme.org/84249/ekonomika/kategorii_elektronnoy_kommertsii_elektronnye

torgovye ploschadki

6. Э-коммерция:суть и понятия / URL: https://www.calltouch.ru /blog/glossary/elektronnaya-kommercziya/

7. Интернет бизнес и пути использования http://www.uzdaily.com/ru/post /69213

8. Роль интернет маркетинга в деятельности современного предприятия / / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-internet-marketinga-v-deyatelnosti-sovremenno go-predpriyatiya

9. Кибернетика и кибербезопасность./ URL: https ://cyberleninka. ru/article /n/rol-internet-marketinga-v-deyatelnosti-sovremennogo-predpriyatiya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.