Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА В НОВЫХ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА В НОВЫХ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАПРЕТ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ПЕНАЛИЗАЦИИЯ / ПРАВОВОЙ ПРОГНОЗ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разогреева Анна Михайловна, Чутченко Анастасия Александровна

Актуальность исследования обусловлена изменениями в сфере уголовной политики регулирования экономических преступлений в новой политико-экономической реальности. Цель работы состоит в оценке уголовной политики в сфере преступлений экономической направленности с точки зрения оптимального воздействия на экономику, при параллельном прагматическом прогнозе действий законодателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Разогреева Анна Михайловна, Чутченко Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ECONOMIC CRIMINAL LAW IN THE NEW POLITICAL AND ECONOMIC CIRCUMSTANCES

The relevance of the study is due to changes in the field of criminal policy regulation of economic crimes in the new political and economic reality. The purpose of the work is to assess the criminal policy in the field of economic crimes from the point of view of the optimal impact on the economy, with a parallel pragmatic forecast of the actions of the legislator.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА В НОВЫХ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ»

9. Приговор Гуковского городского суда Ростовской области от 29.07.2015 г. № 1-157/2015//СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 07.05.2021).

10. Приговор Жердевский районный суда Тамбовской области от 23.03.2016 г. № 22-635-2016//СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 07.05.2021).

11. Приговор Рассказовского районного суда Тамбовской области от 15.04.2019 г. № 1-67/2019//СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 05.05.2021).

12. Разумова, Т.А. Вопросы квалификации преднамеренного банкротства по субъективной стороне // Научный поиск. -2017. -№1-2. - С. 57.

13. Русинов, И.А. Признаки объективной стороны неправомерных деяний при банкротстве и их уголовно-правовая оценка//Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2016. -С. 103-106.

14. Саппаров, Р.Р. Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 статьи 195 Уголовного кодекса Российской Федерации//Наука и право. - №5. - 2019. - С. 165-170.

15. Субачев, А.К. Проблемы установления обстановки совершения неправомерных действий при банкротстве (ЧЧ. 1, 2 Ст. 195 УК РФ)//Актуальные проблемы Российского Права. -№1(122) - 2021. - С. 120-127.

16. Филиппов, С.Н., Иванов М.Г. Отдельные спорные вопросы при квалификации неправомерных действий при банкротстве// Актуальные проблемы правовой защиты бизнеса: вызовы и риски современности и пути их решения -2019. - С. 407-412.

17. Шматенко, А.А. Деяния как элемент объективной стороны неправомерных действий при банкротстве (ч.1 ст. 195 УК РФ)//Юридическая наука. - №3. - 2013. - С. 103-106.

18. Щербина, М.В. Субъективная сторона неправомерных действий при банкротстве//Молодежь и актуальные проблемы современной науки. - 2018. - С. 176-179.

А.М. Разогреева, А.А. Чутченко

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА В НОВЫХ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена изменениями в сфере уголовной политики регулирования экономических преступлений в новой политико-экономической реальности. Цель работы состоит в оценке уголовной политики в сфере преступлений экономической направленности с точки зрения оптимального воздействия на экономику, при параллельном прагматическом прогнозе действий законодателя.

Ключевые слова: уголовно-правовая политика, экономическая теория права, экономическая политика, уголовно-правовой запрет, криминализация, пенализациия, правовой прогноз, экономическое уголовное право.

A.M. Razogreeva, A.A. Chutchenko

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ECONOMIC CRIMINAL LAW IN THE NEW POLITICAL AND ECONOMIC CIRCUMSTANCES

Abstract. The relevance of the study is due to changes in the field of criminal policy regulation of economic crimes in the new political and economic reality. The purpose of the work is to assess the criminal policy in the field of economic crimes from the point of view of the optimal impact on the economy, with a parallel pragmatic forecast of the actions of the legislator.

Keywords: criminal law policy, economic theory of law, economic policy, criminal law prohibition, criminalization, penalization, legal forecast, economic criminal law.

Постановка проблемы. Фиксируемая в последние десятилетия высокая изменчивость уголовного закона обусловлена переменчивостью уголовной политики властей. Для экономического уголовного права уровень подвижности еще выше. При этом характер изменений не является линейным,

в нем проявляются взаимоисключающие тенденции, которые не всегда поддаются однозначной интерпретации. Важно, что корректировка уголовно-правовой политики в этой сфере осуществляется не в «безвоздушном пространстве»: она происходит на фоне и в связи с меняющейся экономической политикой.

Существенное изменение экономической политики последнего периода, очевидно, должно повлечь за собой изменение уголовного закона в этой части. В настоящей статье, используются теоретические подходы, предложенные экономической теорией права. Мы рассуждаем о возможных сценариях развития уголовного законодательства в условиях адаптации российской экономики к санкционному воздействию. Возможные изменения уже были анонсированы Председателем комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андреем Клишасом, который заявил, об ожидающемся законопроекте в части корректировки ст. 201 УК РФ.

Соотношение экономической и уголовной политики. Экономическая политика как вектор развития общественной жизни общества имеет своей целью обеспечение устойчивого развития экономических отношений в определённых геополитических обстоятельствах. Объект экономической политики - общественные отношения в сфере экономики есть такое взаимодействие хозяйствующих субъектов, при котором производство, распределение, обмен и потребление являются наиболее эффективными. В свою очередь уровень результативности и оперативности экономической политики возможно отследить по качественно-количественному показателю издержек. С точки зрения экономики, издержки представляют собой явные и альтернативные затраты, потраченные на ресурсы (товары, услуги, работы) необходимые для достижения той иной цели' Так, возникает проблема соотношения издержек и уголовного наказания, например, вопрос о целесообразности пожизненного содержания заключенных в тюрьмах, которые как известно содержатся государством.

Экономическая политика есть сложноустроенное явление, результат деятельности государства и оттого ей присуща институциональность и структурность. В этом качестве она направлена на контроль тех процессов, которые протекают в названных институтах. Механизмами государственного влияния на сообщество предпринимателей в настоящее время выступают налогообложение (в качестве классического инструмента экономической политики) и гибкое экономическое регулирование рынка, выраженное в принятии ограничивающих/поддерживающих мер (в качестве меры переходного периода). Таким образом, говоря об экономической политике разных периодов мы обращаем внимание на такие ее инструменты как рынок, плановое регулирование экономики и поддерживающие (ограничивающие) меры и их различные комбинации.

Экономическая политика направлена на регулирования таких экономических институтов как собственность, предпринимательская деятельность, управление экономикой и налогообложение. Связь между институтами достигается за счет сбалансированной работы специального инструментария: рынка и экономического регулирования. Если рассматривать рынок как экономическую категорию, то он представляется совокупной системой свободных отношений в процессе экономической деятельности. Экономическое регулирование призвано контролировать нестабильные, с позиции характерных признаков рынка, спрос и предложение за счет применения государственных мер. Уже здесь прослеживается взаимовлияние права и экономики. Право выступает механизмом-регулятором в экономической политике, однако, такое понимание их взаимосвязи является узким и не охватывает всего спектра отношений, возникающих между правовой и экономической политикой. Одновременно эти же институты оказываются объектами воздействия уголовно-правовой политики, но путем использования специфических инструментов уголовно-правовой политики - (де)криминализации и (де)пенализации.

В целях настоящего исследования особый интерес представляют основные макроэкономические институты как структурные элементы экономической политики. Базисом в развитии межхозяйственных экономических связей выступают отношения собственности и предпринимательства. Именно поэтому анализ правового регулирования именно этих институтов будет, по нашему мнению, наиболее точно отражать вектор направленности экономической политики. В силу возможного смещения в использовании инструментов экономической политики от рыночных к плановым и кризисным мы дополняем традиционные экономические объекты в уголовном праве анализом комплекса управленческих норм в частном и публичном секторе (глава 21 и глава 30 УК РФ).

Уголовная политика в широком ее понимании является комплексом концепций (представлений об уголовно-правовом воздействии и его пределах), реализованных в законодательно разработанных и закрепленных уголовно-правовых мерах, выработанных государством-властным субъектом. Ее основными инструментами является: определение круга деяний, которые должны признаваться преступлениями (проблема криминализации/декриминализации); определения характера и объема методов уголовно-правовой борьбы с преступностью, в особенности видов наказания и пределов санкций (проблема пенализации/депенализации), определения путей повышения эффективности воздействия уголовно-правовых мер на правосознание населения (проблема правового воспитания).

В целом, процедуру криминализации можно описать как систему обоснованных действий по разработке критериев оценки характера и степени общественной опасности деяний, критериев признания их преступными, определению оснований и условий уголовной ответственности, систем и видов уголовных наказаний, соразмерности санкций степени опасности преступлений и личности преступников, соотношению наказаний и мер общественного воздействия и др. Таким образом, проследив тенденции в вопросах криминализации (здесь и далее рассматриваем криминализацию в широком смысле, вкладываемом в ее понятие) становится возможным выявить и проанализировать тенденции уголовной политики, которая:

• Во-первых, имеет экономическую стоимость, т.е. влечет экономические издержки на ее реализацию.

• Во-вторых, в сфере экономических преступлений выступает инструментом не только правовой, но и экономической политики в части государственного воздействия на основные экономические институты.

В связи с необходимостью установить будущие лейтмотивы законодателя в экономической сфере в фокусе действия уголовного закона следует исходить из исторически складывающихся атти-тюдов законодателя в целом относительного изменения уголовного законодательства, и, соответственно, прослеживая изменения векторов направленности уголовной политики в зависимости от диверсификации складывающихся общественных отношений. Подчеркнем, что вектор уголовной политики в абсолюте дифференцируется на два диаметрально противоположных направления: расширение и сужение уголовно-правового запрета. Отклонение вектора уголовной политики к какому-либо из указанных направлений становится возможным за счет изучения применяемых средств криминализации в ответ на происходящие в экономической, политической и социальной жизни общества изменения.

Таким образом, говоря об экономической и уголовной политике в сфере воздействия на основные институты экономики, мы можем говорить о различных аспектах их соотношения:

1) Уголовно-правовая политика и ее реализация имеет некую экономическую стоимость - в части содержания правоохранительных органов и судебной системы, стоимости вложенных ресурсов в производство по уголовному делу, содержанию уголовно-исполнительной системы в балансе с желаемыми результатами уголовной политики;

2) Уголовная политика в части экономических преступлений является элементом прямого государственного воздействия на экономику, то есть инструментом экономической политики;

3) Объекты экономической и уголовно-правовой политики в части преступлений в сфере экономики совпадают. В разные исторические периоды в качестве таковых выступают такие институты экономики как собственность, предпринимательство, управление экономикой, налогообложение.

Теоретическая модель анализа и прогноза. Экономическая теория права, которая выступает в этой работе в качестве основной теоретической рамки, исходит из того, что для проведения мер и процедур экономической политики государство обязано легализовать свои намерения и санкционировать попытки их пресечения. В этой перспективе возникает вопрос соразмерности затрат на правотворчество и правоприменение (то, что в экономической теории носит название транзакционных издержек) и достижения целей уголовно-правовой политики в целом и уголовной политики как элемента экономической политики. Базовый постулат экономической теории права заключается в необходимости использовать ресурс права для решения стоящих перед обществом задач эффективно, то есть пытаясь свести к минимуму трансакционные издержки использования правовых институтов.

Преломляя изложенное к призме уголовного права, отметим, что оптимальной уголовно-правовой моделью в этом смысле можно считать такое устройство уголовного закона, при котором при минимуме средств и объема криминализации государство решает стоящие перед ним экономические задачи. Идеальный баланс уголовной и экономической политики с точки зрения экономической теории права достигается в точке нулевого баланса:

1) Издержки, затраченные на уголовную политику, не должны превышать пользы для общества (и экономики) при применении уголовно-правовых мер (достижение целей уголовной политики);

2) Комплекс применяемых уголовно-правовых мер не должен приводить к негативным последствиям для реальной экономики - рецессии, снижения роста ВВП, ухода легальной экономики в теневой сектор и т.п.

Таким образом, суть нулевого баланса заключается в таком сосуществовании уголовного и экономического, при котором поставленные цели достигаются наиболее оптимальным образом, когда затраты на уголовную репрессию не превышает издержки от ее применения, а воздействие уголовного запрета на экономику не является отрицательным (Рис. 1).

Рис. 1 График нулевого баланса.

Аспект полезности нулевого баланса достигается при выполнении следующего правила: исходя из того, что излишне репрессивное уголовное законодательство в сфере экономики выступает фактором, тормозящим экономический рост, для развития государства, наоборот, необходимо сдерживать разрастание сферы влияния уголовного запрета на экономику. В обратной ситуации, когда экономическая политика будет проводиться активнее, без корреляции с уголовной, может сложиться ситуация коррумпированности всех уровней государственной, судебной и исполнительной систем, преобладающее место займет теневой рынок, что также неблагоприятно отразится на общественном благоустройстве. Также стоимость для государства уголовно-правового преследования субъектов экономической деятельности не может быть бесконечно высокой.

Нулевой баланс как общий объект устремления достигается при рациональном использовании институционального регулирования экономической и уголовной политики. Так, за счет механизмов криминализации и пенализации решается вопрос о состоянии репрессивности уголовного закона.

Концептуализация идеи уголовно-экономического нулевого баланса применима к любому временному периоду. Отследив те направления, по которым происходило движение графиков в русле

осей уголовной и экономической политики, возможно учесть потенциальные благоприятные и нежелательные исходы-результаты проводимой политики современности. Поскольку, существует картина функциональной зависимости условных осей (в значении - политика) и механизмы, имеющие влияние на них, постольку становится ясна траектория передвижения точки нулевого баланса, а вместе с ним изменения уровня репрессии, коррелирующие снижению или расширению уголовно-правового запрета, что оказывает непосредственное влияние на экономику страны.

Новая экономическая политика крайне быстро отреагировала на события вокруг проведения специальной операции на Украине. В итоге был разработан целый пакет антикризисных и стимулирующих мер. В качестве первой введенной группы экономических мер выделим регулирование цен. В призме прагматического уголовно-правового прогноза это коррелирует расширению практической криминализации в сфере предпринимательства в части антимонопольного контроля через актуализацию составов, вместе с чем явно возрастет контрольная функция уголовного права. Актуализация применения ФАС РФ.

КоАП РФ не исключает возможность применения потенциала «картельных» и антимонопольных составов (ст.178,201, 272-274, 285-286, 290-291 УК РФ) в случае дестабилизации денежных институтов российской экономики. Хотя, если рассматривать возможные итоги применения такой меры с точки зрения поиска нулевого баланса, то от нее следует отказаться, поскольку ее реализация приведет к росту распределительной коррупции и дефициту товаров.

Следующая группа мер включает в себя объявленные Правительством РФ в марте 2022 года поддержку рубля, продажу обязательной выручки, ограничение выдачи наличной валюты банками и условно именуется валютным регулированием. В разрезе уголовной политики претворение намеченных регламентаций в жизнь повлечет возвращение валютно-денежных запретов и криминализацию денежных операций, не исключено введение новых специальных составов в УК РФ: «уклонение от обязательной продажи валютной выручки» и «незаконный оборот наличной валюты», что спровоцирует резкий скачок индекса репрессивности. В переходный период ожидается активное применение ст.ст.201, 285 УК РФ, способствующее недопущению срыва линии укрепления контрольных позиций власти. Однако такой курс уголовная политика опять же смещает акцент на репрессию, отдаляя нас от нулевого баланса. Предполагаем, что жесткий контроль за рынком валюты экспортёров и свобода валютных операций на теневом рынке низового сектора экономики приведёт к нужному движению в сторону баланса. Поэтому можно говорить о возможности легализации этих операций, конечно, при отслеживании мошенничества для обеспечения защиты граждан.

Еще одна экономическая мера, активно продвигаемая Правительством, - субсидирование (как денежное, так и земельное). Скорее всего, уголовно-правовой контроль за субсидиями будет оставаться высоким. Не исключено расширение сферы уголовно-правового запрета мошенничества при субсидировании. С позиции экономической выгоды репрессия в этой сфере удачно не сработает. На наш взгляд, прибегнув к декриминализации контроля за субсидированием, возможно было бы способствовать росту производства и развитию рынка, появлению рабочих мест.

Условная «национализация» собственности иностранных юридических лиц, ушедших из РФ простимулирует активное применение «коррупционных» составов, рост преступлений, связанных с превышением и злоупотреблением полномочиями. Вместе с тем, нужно ожидать риска возрастания государственной коррупции, и нет оснований полагать, что в должной степени заработают инструменты ее предупреждения.

Главным трендом, который поможет уровнять баланс является реальное применение высокорепрессивных антикоррупционных норм, а также антимонопольный контроль. Кроме того, важно начать контролировать процесс назначения крупных управленцев и обеспечивать его прозрачность.

Те изменения, которые связаны со сферой налогообложения (например, отказ от НДФЛ по вкладам, обнуление ставки УСН, заморозка кадастровой стоимости), на сегодняшний день носят скорее популистский характер и адресованы физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, поэтому сейчас говорить о каких-либо сдвигах в уголовной налоговой политике бессмысленно. Но очевидно, что мораторий на уголовную ответственность для низового сектора экономики привел бы к экономическому росту, тем самым приблизив нас к нулевому балансу.

По мнению экспертов, в будущем ожидается политика отказа от защиты интеллектуальной собственности «недружественных стран». Важно, что это не национализация брендов, а скорее именно отказ от защиты авторских, патентных и смежных прав, который приведёт к мораторию на правоприменение ст.ст.146,183 УК РФ.

И последний, анонсированный аспект экономической политики - легализация параллельного импорта влечет за собой мораторий на применение уголовно-правовых норм в части таможенных и импортно-экспортных запретов, предусмотренных ст.ст. 188-190, 193-194, 226.1, 275 УК РФ.

Подводя итог, отметим, что в прогнозе на 2022 год очевидна плюсовая уголовная репрессия за счёт избыточности контроля. При этом для выравнивания уровня действия уголовного закона, реальный контроль в отношении национализации, крупных экспортёров необходимо усиливать, подключая применение коррупционных норм, а весь остальной контроль, то есть репрессии малого и среднего бизнеса, необходимо понижать, что позволит добиться баланса экономической и уголовной политики и обеспечит возможность дальнейшего роста экономики страны.

В результате настоящего исследования нам удалось выявить ту реальную проблематику сосуществования экономического и уголовного начал, которые требуют дальнейшего решения в виде разработки траектории одновременного движения к точке нулевого баланса.

Уголовное право, как инструмент воздействия на экономику должно иметь четкие границы действия, так как излишняя криминализация, ведущая к повышению индекса репрессивности, неизменно влечет за собой кризис или экономическую стагнацию. Оптимальным в этом плане представляется такой баланс уголовного-правовых и экономических сил, при котором модель их сосуществования строится на основе следующих правил:

1. Уголовный закон не идет по пути криминализации. Важно актуализировать настоящие составы преступлений.

2. Декриминализация преступлений в сфере предпринимательской деятельности (с сохранением мошенничества) с одновременным расширением сферы гражданско-правовой ответственности.

3.Решение фискальной функции уголовного права. Представляется правильным исключить ее из действующего уголовного закона, поскольку ее действие провоцирует сдвиг в охранных приоритетах уголовного закона: с охраны к контролю.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аузан, А. А. Новая институциональная экономическая теория: учебное пособие. - Москва: «Инфра-М», 2001 - 186 с.

2. Аузан, А.А. Экономика всего. Как экономика определяет нашу жизнь. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017 - 160 с.

3. Бабаев, М.М., Плешаков, В.В. Теоретические и прикладные проблемы обеспечения криминологической безопасности // Уголовная политика и проблемы безопасности государства: Труды Академии управления МВД России. - Москва, 1998. - С. 25-32.

4. Бабаев, М. М., Пудовочкин, Ю. Е. Феномен риска в контексте профилактической политики (криминальная рисколо-гия) // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Санкт-Петербург: «Право», 2019. Т. 10. № 1. С. 136-148.

5. Гальперин, И.М., Курляндский, В.И. Предмет уголовной политики и основные направления ее изучения // Юридическая литература. - Москва, 1975, С. 5-28.

6. Есаков, Г. А. Экономическое уголовное право: Общая часть; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — (Монографии ВШЭ: Юридические науки). — 359 с.

7. Капелюшников, Р. И. Теория трансакционных издержек. Москва: Институт свободы Московский Либерта-риум, 1998 - С. 9-18.

8. Коробеев, А.И. Уголовная политика современной России: состояние и перспективы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. Вып.3 (35). 2016. С. 247-250.

9. Лопашенко, Н.А. Уголовная политика по принципу «Чего изволите?», или уголовный закон как средство решения всех проблем // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2015. № 1.

10. Лопашенко, Н.А. Уголовная политика. - Москва: Волтерс Клувер, 2009. - 579 с.

11. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А. Н. Нестеренко; под ред. Б. З. Мильзнера. - Москва: Фонд экономической книги «НАЧАЛА», 1997. - 180 с.

12. Познер, Р. А. Экономический анализ права / пер. с англ. под ред. В.Л. Тамбовцева. - Санкт-Петербург: «Экономическая школа», 2004. T. 1. - 515 с.

13. Becker G. Grime and Punishment // An Economic Approach, - Chicago: Journal of Political Economy, 1968. Vol. № 2. Pp. 169-217.

14.https://rg.ru/2022/04/10/v-uk-vvedut-nakazanie-za-ispolnenie-na-territorii-rf-antirossijskih-sankcij.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.