ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОЛГОВОГО КРИЗИСА В США
THE PROSPECTS OF DEBT CRISIS DEVELOPMENT
IN THE USA
А.М. МАРКАРЯН, аспирант
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
A.M. MARKARYAN, postgraduate student Moscow State University
Аннотация
В связи с перерастанием мирового экономического кризиса в кризис суверенных долгов проблема американского внешнего долга приобретает все большую актуальность. В настоящей работе анализируются перспективы развития кризиса государственного долга в США, а также рассматриваются меры, которые правительство США может принять для смягчения последствий долговых проблем. Сделан вывод о том, что наиболее действенной мерой, к которой американское руководство вынуждено будет прибегнуть, является использование инфляционного механизма, реализуемого путем приобретения Федеральной Резервной Системой объемов нового государственного долга.
Abstract
In connection with the transformation of the global economic crisis to the crisis of sovereign debt, the U.S. debt problem is becoming increasingly important. This paper analyzes the prospects of sovereign debt crisis in the U.S., and discusses measures that the U.S. government can take to mitigate the impact of debt crisis. It is concluded that the most effective measure to which the U.S. government will be compelled to resort, is the use of the inflation mechanism, implemented through the acquisition of the Federal Reserve the volume of new government debt.
Ключевые слова: государственный долг, долговой кризис, Федеральная Резервная Система.
Keywords: government debt, debt crisis, Federal Reserve.
Одним из основных проявлений мирового финансово-экономического кризиса 2007-2012 годов является кризис государственного долга, затронувший США, Японию и страны еврозоны. Долговой кризис стал следствием развития глобальных диспропорций, сложившихся в мировой экономике к началу двадцать первого века, а также агрессивной бюджетной политики, проводимой правительствами ведущих стран в условиях предшествовавшего кризису бурного экономического роста. Очевидно, что развитие долговой ситуации в мире будет зависеть от того, какие шаги будет применять американское правительство для сокращения бюджетного дефицита, снижения текущего уровня государственного долга и обеспечения экономического роста. В данном исследовании, в частности, будут представлены прогнозы аналитиков по поводу перспектив развития долгового кризиса в США, а также рассмотрены меры, которые могут быть реализованы руководством страны в сложившихся условиях.
Размер и структура государственного долга США
Под государственным долгом США подразумеваются деньги, которые федеральное правительство США должно своим кредиторам. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также деньги, принадлежащие получателям социальной помощи в будущем.
По состоянию на 28 декабря 2012 года общий объём национального долга США составил 16,336 трлн долл. [5]. Существенная часть госдолга (4,8 трлн. долл.) приходится на внутригосударственные заимствования -по большей части это средства пенсионного фонда Social Security, который законодательно обязан вкладывать весь свой «излишек» средств (разницу между оценками будущих активов и будущих обязательств фонда) в казначейские облигации США.
Размер американского государственного долга находиться на уровне 103% от ВВП страны. Обращает на себя внимание значительный рост величины национального долга США, произошедший за последние пять лет (рис. 1).
За период с августа 2007 года, то есть с момента начала финансового кризиса, по декабрь 2012 года, государственный долг США вырос более чем в 1,8 раза.
Величина государственного долга США законодательно ограничивается сверху. С одной стороны, данное ограничение носит скорее формальный характер, учитывая, что с 1940 года верхняя планка долга страны поднималась около ста раз. С другой стороны, противоречия между законодателями о повышении лимита государственного долга способны оказать неблагоприятное психологическое воздействие на инвесторов во всем мире и привести к усилению волатильности на мировых рынках. Так, резуль-
татом длительных переговоров между демократами и республиканцами в Конгрессе США о повышении потолка национального долга, продолжавшихся с 16 мая 2011 года по 1 августа 2011 года, стало снижение кредитного рейтинга США агентством Standard & Poor's и, как следствие, обострение долгового кризиса в мире. Последнее повышение потолка американского государственного долга произошло 30 января 2012 года, когда верхний лимит был увеличен до нового максимума - 16,394 трлн долл.
20 000
3 15 000
и
§ 10 000
=t
£ 5 000
s
0
Август
2007
Государственный долг
Рис. 1. Динамика государственного долга США за 2007-2012 годы.
Источник: данные сайта http://www.treasurydirect.gov
Принимая во внимание, что в декабре 2012 года национальный долг страны вплотную приблизился к законодательно установленному пределу, дальнейшее повышение планки государственного долга США представляется неизбежным. При этом для предотвращения технического дефолта в январе - феврале 2013 года правительство США было вынуждено пойти на реализацию чрезвычайных мер. В частности, был приостановлен выпуск новых государственных ценных бумаг и принято решение об отсрочке вложения средств в правительственный пенсионный фонд. В совокупности, они должны были приостановить рост государственного долга, обеспечив «зазор» между существующим уровнем и верхним пределом примерно в 200 млрд долл. [3].
Говоря о структуре госдолга, следует отметить, что по состоянию на декабрь 2012 года более 30% от величины государственного долга приходилось на иностранные государства. По данным Федеральной Резервной Системы, основными иностранными держателями американского долга являлись Китай и Япония (более чем по 1,1 трлн долл.). Россия в этом списке занимала шестое место (около 170 млрд долл.). Перечень иностранных держателей госдолга США представлен в Приложении 1.
К концу 2012 года на внутригосударственные заимствования приходилось 4,8 трлн. долл., в собственности ФРС находилось 1,9 трлн. долл. Держателями оставшихся 4,1 трлн. долл. являлись резиденты США - страховые и пенсионные фонды, банки, финансовые корпорации, и домохозяйства (рис. 2) [6].
■ Внутригосударствен ные займы
■ Иностранные
держатели ФРС
■ Резиденты США
Рис. 2. Структура государственного долга США по состоянию на декабрь 2012 г.
Источник: данные сайта http://www.usgovernmentdebt.us
Прогноз динамики государственного долга США. Проблема «фискального обрыва».
В настоящее время размер госдолга относительно ВВП стремительно приближается к исторически рекордному значения в 109%, зафиксированному в 1946 году сразу после окончания Второй мировой войны [7].
Между тем в военные годы столь бурный роста государственный долг был связан, в первую очередь, с резко увеличившимися военными расходами, а также с подготовкой к реализации знаменитого «плана Маршала» для последующего послевоенного восстановления Европы. Поэтому высокий уровень американского госдолга в тот период носил временный характер и был во многом оправданным с экономической точки зрения. Об этом свидетельствует и тот факт, что последующие годы величина долга США постепенно снижалась и к 1970 году уже составляла менее 40% от ВВП [7].
В текущий момент высокий уровень долга объясняется довольно высокими социальными расходами, сокращение которых может оказаться политически болезненным, при туманных экономических перспективах. В этой связи существенное снижение долговой нагрузки США в кратко- и среднесрочной перспективе представляется маловероятным.
В 2011-2012 финансовом году дефицит федерального бюджета США составил почти 1,089 трлн долл. и снизился на 16% по сравнению 2010 -2011 финансового годом [2]. Снижению дефицита способствовали сокращение расходных статей бюджета и увеличение выручки.
По прогнозу аналитиков, представленном на сайте [6], государственный долг США в среднем будет расти на 1 трлн долл. в год, в результате чего к концу 2017 года он превысит отметку в 20 трлн долл. При этом за период 2013-2017 годов ожидается стабилизация показателя отношения долга к ВВП страны на уровне от 104 до 107%, которая будет достигнута за счет роста номинального ВВП США в среднем на 5,5% в ближайшие пять лет. В то же время в данном прогнозе предполагается снижение дефицита государственного бюджета США до 600 млрд долл. к 2017 году
(или к уровню в 3% от ВВП). Таким образом, с учетом текущих сложностей в экономике США, а также неминуемого снижения государственных расходов, которое окажет дополнительное понижательное давление на экономический, рост, столь высокие темпы роста ВВП страны могут быть достигнуты только за счет инфляционной составляющей.
Развитие долговой ситуации в США во многом зависит от того, каким образом будет разрешена проблема так называемого «фискального обрыва». Суть вопроса состоит в том, что 1 января 2013 г. истек срок действия налоговых послаблений, установленных в период президентства Дж. Буша-младшего. В результате секвестр (существенное сокращение расходных статей) и повышение налогов в США должны произойти автоматически в начале 2013 года в случае провала переговоров между демократами и республиканцами по урегулированию бюджетного кризиса. С одной стороны, «фискальный обрыв» приведет к полномасштабному снижению дефицита федерального бюджета (на 500 млрд долл. в 2012-2013 финансовом году). С другой стороны, это окажет значительный негативный эффект на экономический рост в стране и может привести к новой рецессии.
31 декабря 2012 года между американскими законодателями было достигнуто соглашение, позволившее предотвратить «фискальный обрыв» на 2 месяца. Соглашение предусматривало баланс между снижением государственных расходов и повышением налогов, благодаря чему автоматический секвестр бюджета был отсрочен. Было принято решение о том, что половина сокращений госрасходов будет произведена в оборонной сфере, а другая половина - из расходов в гражданской сфере [4]. Также американские законодатели поддержали повышение налогов для граждан США, чей годовой доход превышает 400 тыс. долл. [3].
В августе 2012 года бюджетное управление Конгресса США опубликовало два сценария развития ситуации для американской экономики в случае реализации «фискального обрыва» (базовый сценарий) и предотвращения «фискального обрыва» (альтернативный сценарий). По мнению аналитиков Конгресса США, «фискальный обрыв», несмотря на негативные последствия для американской экономике в краткосрочной перспективе (снижение ВВП страны в 2013 года на 0,5% и рост безработицы выше 9%) позволил бы сократить дефицит бюджета до 4% от ВВП к 2013 году, и до 0,4% от ВВП к 2018 году. При этом уровень «публичной части» государственного долга (то есть долга без учета внутригосударственных заимствований) сократился бы с 77% от ВВП в 2014 году до 54% от ВВП к 2022 году. Альтернативный сценарий (который и реализуется на практике) предполагает сохранение высокого уровня бюджетного дефицита (на уровне 1 трлн долл., или на 2,5% от ВВП выше, чем при «фискальном обрыве»), и рост публичного государственного долга до 90% от ВВП к 2022 году [1]. Прогноз уровня государственного долга США аналитиками при реализации и предотвращении «фискального обрыва» представлен в При-
ложении 2.
Таким образом, основываясь на прогнозах аналитиков, а также фактического развития ситуации по проблеме «фискального обрыва» мы можем предполагать, что высокий уровень государственного долга США стабилизируется на текущем уровне или даже возрастет.
Устойчивость государственного долга США
Устойчивость долга определяется тем, насколько дорого обходятся стране траты на его содержание. В 2011-2012 финансовом году расходы федерального бюджета на выплату процентов по государственному долгу составили почти 258 млрд долл. Это пятая по размеру статья бюджетных расходов правительства США после расходов на оборону (925 млрд долл.), здравоохранение (866 млрд долл.), пенсионное обеспечение (806 млрд долл.) и социальные выплаты (432 млрд долл.). Благодаря низким ставкам на выплату процентов по государственному долгу (на уровне 1,37% в 2012 финансовом году) эффект от значительного роста объема государственного долга был в значительной степени нивелирован и выплаты по государственному долгу не были столь обременительными для бюджета страны. В то же время процентные расходы составляют примерно 3% от ВВП страны, что является довольно высоким показателем [6].
Аналитики ожидают роста расходов на выплату процентов по государственному долгу в связи с ростом процентных ставок (рис. 3).
2012Ф
2013П
2014П
2015П
2016П
2017П
Процентные расходы по госдолгу
Процентная ставка
Рис. 3. Прогноз расходов на выплату процентов по государственному долгу и процентной ставки на 2013-2017 годы.
Источник: данные сайта http://www.usgovernmentdebt.us
В условиях прогнозируемого увеличения государственного долга в США, ключевой вопрос состоит в том, кто будет являться покупателем нового долга страны.
По данным Казначейства США, иностранные инвесторы продолжают охотно инвестировать свои резервы в американские государственные облигации. Более того, за период с октября 2011 года по октябрь 2012 года объем иностранных вложений в госдолг США увеличился с 4,9 млрд долл. до 5,5 млрд долл. Однако обращает на себя внимание то факт, что круп-
нейший держатель американского внешнего долга Китай снизил свои вложения на 100 млрд долл. Прирост иностранного спроса на казначейские облигации США за рассматриваемый период был достигнут за счет дополнительных вложений Японии (+100 млрд) и прочих государств (прежде всего, стран еврозоны)1.
Одновременно обращает на себя внимание значительный рост вложений ФРС в долговые облигации Правительства США, произошедший за период с 2008 года по 2012 год (рис. 4).
2000
<
I 1500 § 1000 3 500
2008 2009 2010 2011 2012
Вложения ФРС в государственные долговые облигации США
Рис. 4. Динамика вложений ФРС в государственные долговые облигации США за 20082012 годы.
Источник: данные сайта http://www.usgovernmentdebt.us
Фактически в 2011 году ФРС сменила Китай в качестве крупнейшего кредитора правительства США. По прогнозу аналитиков объем госдолга, находящегося в собственности ФРС, возрастет к 2017 году до 2,6 трлн долл. [6].
0
Способы смягчения долгового кризиса в США
В условиях наблюдающихся тенденций в развитии долгового кризиса в США представляется очень вероятным сценарий, при котором правительство США будет вынуждено прибегнуть к использованию инфляционного механизма для смягчения долговых проблем, то есть к запуску печатного станка. На практике это будет означать, что ФРС будет приобретать основной объем нового американского государственного долга и превратиться в ключевого кредитора правительства США (что, по сути, наблюдается в настоящий момент). Данная политика приведет к снижению курса доллара относительно основных мировых валют и, во-первых, к сохранению процентных ставок по госдолгу на текущих низких уровнях, во-вторых, к существенному росту американского экспорта и экономики страны в целом, что позволит не допустить повышения долгового бремени.
Запуск инфляционных механизмов по обесценению реальной стоимости долга может привести к резкому снижению вложений иностранных инвесторов в казначейские облигации США и уходу иностранцев из дол-
1 Подробнее см. Приложение 1.
лара. Иностранных покупателей госдолга в этом случае заменит ФРС.
Использование инфляционного механизма правительством США, безусловно, натолкнется на ряд ограничений, главным из которых является высокая доля «короткого сегмента» в структуре госдолга. В этом случае выгода от реального обесценения будет не так велика, а стоимость новых заимствований (для продления нынешнего краткосрочного сегмента) возрастет существенно. Поэтому перед правительством США будет стоять задача оперативно перевести как можно большую долю краткосрочного сегмента в долгосрочный по текущим низким ставкам, что, в частности, может быть обеспечено путем расширения программ ФРС по покупке долгосрочных ценных бумаг.
Для сдерживания роста стоимости заимствований могут использоваться и другие инструменты, маскирующие долговые проблемы, например, договоры США со странами, испытывающими аналогичные проблемы, о «взаимном владении» долгом друг друга. Нельзя исключать попытки манипуляций с подсчетом официальных цифр инфляции путем пересмотров методик.
В любом случае для сокращения размера долга до более приемлемых уровней в среднесрочной перспективе, руководство США должно будет придерживаться более консервативной бюджетно-налоговой политики. Меры, которые были приняты правительством США для предотвращения фискального обрыва (отсрочка по секвестру бюджета до марта 2013 года), способны лишь усугубить ситуацию и отложить решение насущных проблем на неопределенный срок.
Библиографический список
1. Бюджетный кризис в США: новое цунами для мировой экономики: [Электронный ресурс] // Агентство Финмаркет: [официальный сайт]. http://www.finmarket.ru/. - 9 августа 2012 г.
2. Дефицит федерального бюджета США превысил $1 трлн: [Электронный ресурс] // Агентство РБК: [официальный сайт]. http://top.rbc.ru. -13 октября 2012 г.
3. Избежать «фискального обрыва»: Сенат США поддержал повышение налогов: [Электронный ресурс] // Агентство РБК: [официальный сайт]. http://top.rbc.ru/. - 01 января 2013 г.
4. «Фискальный обрыв» в США временно предотвращен: [Электронный ресурс] // Агентство РБК: [официальный сайт]. http://top.rbc.ru. - 01 января 2013 г.
5. The Debt to the Penny and Who Holds it: [Электронный ресурс] // Treasury Direct: [официальный сайт]. http://www.treasurydirect.gov.
6. Government Debt, Budget and Spending: [Электронный ресурс] // US Government Debt: [официальный сайт]. http://www.usgovernmentdebt.us
7. Historical Tables. Budget of the U.S. Government. Fiscal Year 2011: [Электронный ресурс] // US White House: [официальный сайт Белого Дома]. http://www.whitehouse.gov/
Приложение 1.
Крупнейшие держатели госдолга США в 2011-2012 финансовом году.
MAJOR FOREIGN HOLDERS OF TREASURY SECURITIES (in billions of dollars) HOLDINGS 1/ AT END OF PERIOD
China, Mainland Japan
Oil Exporters 3/ Carito Bnfcng Ctrs 4/
Taiwan Switzerland
Luxembourg Hong Kong Belgium
United Kingdom 2/
Singapore
Ireland
Norway
France
Canada
Germany
Mexico
Thailand
Turkey
Korea, South
Philipp ines
Chile
Poland
Colombia
Sweden
Ne t he r1ands
Italy
Australia
Malaysia Denmark
South Africa All Other Grand Total
1161 1134 266 258 255 201 194 165 139 137 133 117 94
1153 1129 2 67 261 251 201 193 163 147 137 133 137 94
1155 1122 2 69 2 63 259 99
1160 1121 266 247 256 194 184 156 135 137 141 135 96
1147 1109 2 68 245 244 196 172 163 138 13 6 144 138 86
1164 1109 258
244
245 90
1164 1090 259 238 245 187 150 155 130 145 132 13 6 82
1144
1082 2 60 235 238 190
150
151 140
140
141 12 6
84
1155 1091 2 67
232 228 83
1166 1083 267 224 228 178 146 145 140 134 131 116 74
1151 1058 261 226 226 177 142 149 147 121 135 113 75
1254 1066 254
222 226 66
1256 1006 248 212 229 167 143 147 12 6 113 132 106 70
Источник: данные сайта http://www.treasury.gov Приложение 2.
Прогноз уровня публичного госдолга США при базовом (реализация «фискального обрыва») и альтернативном (предотвращение «фискального обрыва») сценариях.
Источник: данные сайта http://www.finmarket.ru
Контактная информация:
markaryan. artur@mail. ru