УДК 342.3
DOI: 10.17277/pravo.2018.03.pp.069-075
Рассмотрены актуальные проблемы, относящиеся к современной демократии. Уделено внимание проблемам классификации демократических режимов. Характерным признаком для демократии в России автор называет то, что демократию в России следует воспринимать не просто как аппарат для голосования и выражения воли большинства социальных групп, а как систему государственного устройства и правления, учитывающую различные интересы населения, в том числе этнических меньшинств. Использованы статистические данные исследования мнения электората по отношению к реформам и перспективам становления и развития демократии в России и предложен тезис о том, что для некоторых граждан демократия рассматривается в негативном ключе; они считают ее самой несовершенной формой правления, где процветает беспорядок и отсутствие законов, обнищание народа и отсутствие правопорядка. Сделан вывод о том, что развитие демократии и демократичного общества в современном мире является неизученным процессом, особенно в плане существенных факторов, влияющих на данный процесс, который является порой сложным, противоречивым, неустойчивым, что не позволяет четко выстроить теоретические аспекты и перспективы развития современной демократии в России.
Ключевые слова: современная демократия; политические партии; политический режим; федерация.
София Ивановна Христофориди, магистрант, юридический институт, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», юрист ИП Гандылян С.М., Ставрополь, Россия;
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ
Во все этапы исторического развития на политическую власть оказывали свое влияние либо наиболее демократические политические системы, либо наоборот, менее или вовсе не демократические. Связи между данными обстоятельствами не существует. В начале Х1Х века в мире насчитывалось около 30 государств с имеющимся демократическим режимом. После прошедших мировых войн число таких государств сократилось до 15 в связи с тоталитарной направленностью властных структур [3, с. 84].
Начиная с 1980-х гг., в мире происходил прилив демократии, и до настоящего момента более 70 % стран имеют демократический режим. Политическая система проявляется во взаимоотношениях общества и государства. Множество проблем России связано именно с отсутствием данных взаимоотношений. Россия всегда была тоталитарным и авторитарным
* Научный руководитель - Дроздова Александра Михайловна, доктор юридических наук, профессор кафедры правовой культуры и защиты прав человека, юридический институт, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставрополь, Россия.
государством, где общество существовало для достижения целей элиты государства или иной группы, которая объявила себя авангардом. Свойство демократии прямо противоположно, а именно, тем, что источником власти является инициатива снизу, внутри общества. Присутствует несколько видов механизмов, не без помощи которых возможно обеспечение возможности влияния общества на государство.
Применимо к Российской Федерации, демократия имеет сложносо-ставную структуру. Она существенно отличает европейские государства и современную Россию, так как Россия, если можно так обозначить, континент, населенный множеством народов, имеющая многовековые корни. На территории современной России существовало огромное количество древних городов и государств, а прирост территорий шел путем создания союзов. Тяжело себе представить иное государство, объединявшее в себе столь разные традиции, несмотря на распад СССР Россия остается одним из самых многонациональных государств в мире.
Демократия выглядит не просто как аппарат для голосования и выражения воли большинства социальных групп, а также является системой, учитывающей различные интересы населения, в том числе этнических меньшинств.
Множество этносов России - не единственная ее особенность, еще свое отражение накладывает и множество различных религий и вероисповеданий. Особым признаком является наличие взаимоотношений православия как религии большинства россиян и развивающегося ислама, что само по себе образовалось достаточно давно и существовало и существует как симбиоз двух религий на территории России уже много лет.
С учетом имеющихся в мире сложно решаемых конфликтов, исламских и христианских факторов, политических конфликтов, следовало бы обратить внимание на Россию, ничего подобного уже не происходит много веков, так как храмы и религии уживаются на территории одного города, региона, субъекта, и в целом страны, а значит опыт России должен быть интересен ряду государств, которые испытывают трудности в плане взаимоотношений двух мировых религий. В качестве примера можно рассматривать Татарстан и Северный Кавказ, где приверженцы обеих религий находят консенсус в своих отношениях и достаточно мирно сосуществуют длительное время, выстраивая исламо-православный диалог и создавая на его согласии гражданское общество, общество межэтнического мира и согласия, на основе которого произрастают плоды демократии.
Наличие религий и многонациональности делают федерализм естественным государственным устройством России. Здесь стоит добавить, что Россия прошла огромный путь от наличия задекларированного принципа федерализма до состояния современной реальной федерации, которая развивается постоянно. Для ее дальнейшего развития используются принципы, которые имеют довольно существенный этнический компонент, выраженный в государственно-национальном формировании, где общегражданские принципы сочетают в себе и своей работе развитие российских народов.
Поскольку носителями прав и свобод в любом государстве являются люди, то и политическое устройство, и политический режим одновременно зависят от людей и воздействуют на этих же людей, что само по себе
указывает на значение и влияние культуры, менталитета как любой социальной группы, так и народа в целом на процессы становления, функционирования и развития политического режима и государственного устройства в каждой стране, а в демократической и тем более.
Современная Россия все еще ищет свое место в мире и создает идеологический фундамент внутриполитической консолидации для очередного этапа в продвижении к цивилизованной и современной демократии с российской спецификой. Можно предположить, что в ближайшее время данная специфика будет проявляться в определенной роли государства, которое имеет высокий уровень олицетворения политического процесса, а также строгое ограничение на формирование этнических и религиозных объединений и повышение роли политической деятельности молодежи, приоритет в сознании общества социальных и экономических свобод над формально-юридическими [1].
Позволим себе рассмотреть статистику, которую привел ФОМ (Фонд общественного мнения) в 2017 г., после проведения опроса граждан России, отвечая на опрос: «Что есть демократия?»1.
Результаты следующие: Слово «демократия» наиболее часто употребляемое среди населения, однако многие россияне вносят свой смысл в данное определение, субъективно наполняя его своими структурными составляющими.
Анализируя результаты проведенного опроса, заметим, что аудитория не была готова к эксперименту, так как большинство опрашиваемых элементарно не могли ответить на поставленные вопросы или затруднялись, или отвечали на взаимоисключающие вопросы одинаково, что указывало на недопонимание сущности явлений, о которых их спрашивали. Было понятно, что само понимание демократии, как явления, у опрашиваемых связано, то с властью, то управлением, а в большинстве случаев с собственными правами человека, особенно его личной и неограниченной свободой. Ради справедливости следует заметить, что около 10 % респондентов воспринимали демократию как власть народа, которая осуществляется через представителей, а также относили к демократии и народное самоуправление.
Другая группа опрошенных (около 6 %) определяла демократию как полное равенство всех во всем: и в правах, и свободах, и получении и распределении благ, и разделении между всеми материальных ценностей в равной мере, по их мнению, все должны жить одинаково, по большей мере хорошо. Некоторые из респондентов воспринимали демократию по аналогии с советским периодом развития государства, усматривая в ней заботу государства о людях, детях, простом народе.
Для некоторых граждан, демократия рассматривается в негативном ключе, они считали ее самой несовершенной формой правления, где процветает бандитизм, а равно беспорядок и отсутствие законов, обнищание народа и полный развал страны, эту категорию составили 14 % опрошенных граждан.
1 «ФОМнибус» - опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 21 сентября 2017. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства.
На основании анализа результатов проведенных исследований становится понятным то, что мнения людей не однозначны, так как одни видят низкий уровень культуры, морали, падение нравственности у россиян, а другие сожалеют об отсутствии жесткого режима в стране и наведения порядка путем насильственного воздействия на непослушных граждан, которые позволяют себе недостойное человека поведение в обществе. Подобное отношение граждан к демократии и демократическим реформам объясняет, зачастую, результаты голосования, при этом некоторая часть респондентов вообще не считает демократию как форму правления и режима для России приемлемой.
Вместе с тем самой демократической моделью политического режима в России большинство респондентов (около 30 %) считают эпоху В. В. Путина, второе место отдано Л. И. Брежневу (14 % респондентов, прошедших опрос). Далее следуют М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин, соответственно 11 и 9 % [2, с. 182].
Подведя итог вышеизложенному, стоит указать на то, что демократия произрастает снизу, как народная организация, которая может решить различные социальные и экономические проблемы народа. Демократия является властью народа и той властью, которая существует для народа; и по этой причине объективно следует, что настоящей демократии будут присущи национальные особенности и черты, которые характерны для данной нации и государства, а следовательно, не существует нескольких одинаковых народов и культуры, то есть нет единого стандарта демократии [1, с. 140]. Позволим себе предположить, что демократия не может быть применима везде, в качестве решения всех проблем, а для ее правильного применения необходима компетентная власть. Важным признаком является то, что при создании демократичного общества следует вести прямой диалог с народом, а власть должна стремиться понимать свой народ, зная о потребностях в духовном и материальном отношении, а также наличие всеобщего одобрения народа к правящей верхушке и представителям от народа. В России уже более двадцати лет делают шаги в пользу демократии, самостоятельно без внешнего давления и возвращения к прошлому, - ее тоталитарному состоянию, уже не будет [5, с. 4].
Наибольшую ценность в России имеют: свобода слова, а также СМИ, вероисповедания, строгая законность, участие граждан на равных в управлении государственными делами. Для продолжения успешной реализации в России демократических реформ в будущем, ей необходима стабильная экономика и четкое функционирование государства. Однако стоит сказать и об отрицательной стороне. В частности, вовлеченность граждан России в общественные организации остается крайне низкой по сравнению с другими развитыми странами.
Сегодня Россия находится в состоянии переходной политики, так как происходят довольно значительные изменения в экономической и политической сферах, в большей степени это связано с разночтением в организации ее политической системы, а также проблемой выбора между демократической линией развития и авторитарным методом. Однако проблемы присутствия демократии в России обусловлены целым набором факторов. Множество политиков и юристов говорили, что сегодня Россия идет
по пути становления суверенной демократии. Однако по прошествии времени заметного развития фактически это не вызвало [4, с.146].
Позволим себе согласиться с вышеизложенной точкой зрения и напомнить, что любой политико-правовой режим объективно отражает как экономические, исторические, геополитические, так и социальные особенности каждого народа, и российского в том числе. Рассуждая о суверенной демократии, следует заметить, что суверенная демократия, появившаяся в России как политологический термин в 2005 году, некоторое время не использовался вовсе, но о нем вспомнили и пытаются с его помощью разобраться в ряде проблем и противоречий внешней и внутренней политики современной России. Однако рассуждения о сущности суверенной демократии - это отдельный и сложный разговор, требующий исследования.
Общеизвестным следует признать то, что власть в суверенной демократии должна принадлежать народу, полновластие государства должно быть выражено в независимости, полном суверенитете от любой иной власти как внутри государства, так и за его пределами. Зададимся вопросом: много ли таких государств в мире и можно ли считать суверенитет России полным? А может ли любая страна обладать стопроцентно суверенитетом в современном мире? Понятно, что установление демократического правления в стране предусматривает постоянный рост динамики благосостояния граждан, развитие прав и свобод любой личности, при наличии развитого гражданского общества и процветающего предпринимательства.
Анализируя политический режим в Российской Федерации, сегодня трудно не заметить, что он не достиг еще соответствия своему задекларированному состоянию и его характеристикам. Для достижения этой цели, по мнению многих ученых, стоит суверенная демократия, которая представлена как сомнительный политический режим, сложившийся в России в последние годы. Причина политического состояния России кроется в авторитарности и тоталитарности ее политических режимов, существовавших всю ее историю и становление. Для осуществления реформы необходимо не так много, как кажется. В качестве примера стоит сказать, что уже сегодня происходит реформация демократии, например, рассматриваются предложения по развитию политической системы, а именно упрощению порядка регистраций партии, отмене сбора подписей для участия на выборах в Государственную Думу и другие региональные законодательные органы, а также особое развитие получило электронное правительство, направленное на то чтобы государственный механизм был ясен для своего народа.
Право принять участие в процессе обсуждения политических вопросов отражается в большом количестве международных актов, например ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, провозгласила, что каждый человек имеет право на участие в управлении своей страны непосредственно или через избранных свободно представителей, а также, каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе, а воля народа является основой власти правительства, свобода голосования должна быть всеобщей и равной для реализации избирательного права2.
2 Всеобщая декларация прав человека: утв. 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций // Российская газета. 1995. 9 апр.
Сегодня необходимо наладить механизм политической системы так, чтобы в нем были отражены интересы большинства социальных групп, согласовавших публично их интересы, а также могли обеспечить легитимность власти и уверенность людей в ее полной справедливости, в случае если они оказываются в меньшинстве.
Реализуя поставленную цель повышения эффективности экономики, в России необходимы кардинальные реформы, что не всегда позволяет одновременно и модернизировать экономику, и повышать благосостояние народа, так как и на то, и другое требуются немалые средства и длительное время. Более того, в России еще приходится бороться с пережитками авторитарных режимов и некоторая часть населения просто не верит в чудо рыночной экономики, анализируя происходящее в стране, а государственные органы власти порой забывают о своем предназначении и народе, выполняя какую-то свою, понятную только им работу, давая людям обещания.
В настоящее время власть по-прежнему далека от народа, а многие противоречия и проблемы, которые возникали еще в эпоху социализма, не разрешены и власть имущие не пытаются их разрешать. По-прежнему в России не налажены контрольные функции самой власти, порой они даже снижены по сравнению с социалистическим периодом существования страны, что позволяет чиновникам из числа элиты решать какие-то корпоративные вопросы за спиной и за счет общества. Но говорить о возврате к авторитарной власти нельзя, - это уже прошлое, даже если не решается вопрос контроля власти со стороны общества, что напрямую затрудняет процесс его демократизации. По вышеозвученной причине демократический политический режим в России несет на себе отпечаток экономического и политического преимущества различного рода элитарных групп, что, в свою очередь, порождает авторитарные тенденции в государстве.
В результате чего складывающийся в России демократический политический режим несет четкий отпечаток экономического и политического преимущества элитарных групп, о чем свидетельствует усилении авторитарных тенденций в государстве.
Стоит сделать оговорку, что развитие демократии и гражданского общества в современном мире является неизученным процессом, особенно в плане существенных факторов, влияющих на данный процесс, который является порой сложным, противоречивым, неустойчивым, что не позволяет четко выстроить теоретические аспекты и перспективы развития современной демократии в России.
Сегодня в мире действует наибольшее число демократических режимов, более половины населения мира живут в странах, где повременно проводятся выборы. Выборы стали неким ритуалом легитимности власти, даже в случае их фальсификации, что является не редкостью. Политологи пришли к выводу, что в XXI веке фактически все действующие институты демократической власти сравнились с институтами демократии древнего мира [5, с. 20].
Список литературы
1. Грязнова Т. Е. Теория демократии В. И. Сергеевича // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. С. 139 - 143.
2. Лапшин А. О. Еще раз о власти // Власть. 2017. № 12. С. 180 - 185.
3. Маслодудова Н. В., Шинкевич В. Е. Политологический анализ и современное видение проблемы выбора наилучшего политического режима и формы правления // Власть. 2015. № 7. С. 84 - 89.
4. Мельникова Т. С. Современные тенденции развития электронной демократии в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 4 (53). С. 145 - 149.
5. Палий И. Г., Крольман М. Л. Аналитический экскурс в теории современных демократий // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 10. С. 20 - 24.
References
1. Gryaznova T.E. [Theory of Democracy VI Sergeevicha], Vestnik Moskovsko-go universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2016, no. 4, pp. 139-143 (In Russ.)
2. Lapshin A.O. [Once Again About Power], Vlast' [Governance], 2017, no. 12, pp. 180-185 (In Russ.)
3. Maslodudova N.V., Shinkevich V.E. [Political analysis and modern vision of the problem of choosing the best political regime and form of government], Vlast' [Governance], 2015, no. 7, pp. 84-89. (In Russ.)
4. Mel'nikova T.S. [Modern trends in the development of e-democracy in Russia], Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-ehkonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Saratov State Social and Economic University], 2014, no. 4 (53), pp. 145-149 (In Russ.)
5. Palij I.G., Krol'man M.L. [Analytical digression in the theory of modern democracies], Obshchestvo: politika, ehkonomika, pravo [Society: Politics, Economics, Law], 2016, no. 10, pp. 20-24 (In Russ.)
PROSPECTS FOR DEMOCRACY IN RUSSIA
S.I. Khristoforidi, Master's Student, Institute of Law, North-Caucasian Federal University, Lawyer at S.M. Gandylian Sole Trader, Stavropol, Russia;
This article discusses the actual problems related to modern democracy. Special attention is paid to the problems of classification of democratic regimes. In the authors' opinion, a characteristic feature of democracy in Russia is that democracy should not be seen simply as a machine for voting and expressions of the will of the majority of social groups, but as a system of government and administration, taking into account the different interests of the population, including ethnic minorities. The authors use the statistics on the research into the electorate's opinions about the reforms and prospects of the formation and development of democracy in Russia. For some citizens, democracy is seen in a negative way; they believe that it is a chaotic form of government and lack of legislation, resulting in impoverishment of the people and the absence of the rule of law. The authors conclude that the development of democracy and democratic society in the modern world is an unexplored process, especially in terms of significant factors affecting this process, which is sometimes complicated, contradictory, unstable that does not clearly build theoretical aspects and prospects of the development of modern democracy in Russia.
Keywords: modern democracy; political parties; political regime; federation.
© С. И. Христофориди, 2018 Статья поступила в редакцию 10.06.2018