Научная статья на тему 'Перспективы развития делового туризма в Краснодарском крае'

Перспективы развития делового туризма в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
580
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / БИЗНЕС-КЛИМАТ / КОНГРЕССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / BUSINESS TOURISM / BUSINESS CLIMATE / CONGRESS EVENTS / HOSPITALITY / TOURISM INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Белицкая О. В.

В статье рассматриваются предпосылки и проблемы развития рынка делового туризма в Краснодарском крае, оценивается структура и динамика туристских прибытий с деловыми целями, приводится характеристика состояния региональных средств размещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития делового туризма в Краснодарском крае»

О.В. Белицкая

доцент кафедры экономики, к.э.н., Кубанский социально-экономический институт

O. V. Belickaya associate professor of economics, Ph.D., Kuban Social and Economic Institute (hati1984@mail. ru)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки и проблемы развития рынка делового туризма в Краснодарском крае, оценивается структура и динамика туристских прибытий с деловыми целями, приводится характеристика состояния региональных средств размещения.

Annotation. This article discusses the background and challenges of the market of business tourism in the Krasnodar region, evaluate the structure and dynamics of tourist arrivals for business purposes, the characteristics of the regional state of accommodation.

Ключевые слова: деловой туризм, бизнес-климат, конгрессные мероприятия, гостиничное хозяйство, туристская инфраструктура.

Key words: business tourism, business climate, congress events, hospitality, tourism infrastructure.

Деловой туризм является молодым и относительно неосвоенным направлением развития туристской отрасли Краснодарского края. В регионе сложились все необходимые условия для дальнейшего расширения деловых контактов и осуществления новых инвестиционных вливаний - это и климатические особенности края, и знаковые спортивные мероприятия, и поддерживающая политика администрации, и общие положительные сдвиги в деловой активности населения. Деловая активность в Краснодарском крае - одна из наиболее высоких в стране: по этому показателю регион успешно конкурирует с Москвой и Петербургом. Привлекательность Краснодарского края для развития делового туризма также подтверждается независимой оценкой Forbes, выделившей край как один из наиболее благоприятных регионов России. Кубанская столица лидирует среди российских городов по таким показателям, как деловой климат, комфортность ведения бизнеса и развитие инфраструктуры. Город также - абсолютный лидер в стране по торговым площадям на душу населения. В рейтинге конкурентоспособности российских регионов в развлекательном туризме Краснодарский край занимает первое место из двадцати семи, возглавляя список лидеров - Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ставропольского края, Калининградской области и т.д. Среди регионов, признанных благоприятными для развития делового туризма, край занимает второе место, уступая Москве.

По официальным данным Краснодар ежегодно посещает порядка 1 млн. туристов в год. При этом, если на Черноморском побережье потенциал развития туристской отрасли связан в первую очередь с рекреантами, ставящими своей целью подверженный сезонности пляжно-морской отдых, то в краевой столице перспективы турбизнеса зависят от проведения различных деловых мероприятий. Конгрессный туризм в структуре туристического потока в Краснодаре занимает 91%. Остальные 9% приходятся на транзитный туризм (3%), интенсив-туризм (2%), спортивный (3%) и познавательный туризм (1%).

Регион располагает большим числом крупных отелей и санаторных комплексов, способных принимать деловых туристов. Общее количество таких объектов в крае превышает 1,7 тыс., однако по разным причинам круглогодично и на современном уровне способны работать с бизнес-туристами лишь около 200. Как правило, это большие гостиницы

и санатории, располагающие не только качественным номерным фондом, но и набором дополнительных сервисов (конференц-залы, переговорные комнаты, рестораны, бизнесцентры, оборудование для синхронного перевода и т.д.). Сегодня курорты Краснодарского края готовы принимать корпоративные мероприятия любого уровня: от конференций или презентаций одной компании до серьезных международных конгрессов. Достаточно привести в пример конгресс-холл пятизвездного курортного комплекса «Надежда» в Геленджике, бизнес-отель «Каравелла» в Туапсе или курортный комплекс «Гамма», в котором расположен крупнейший на Юге России бизнес-центр. Но лидером по количеству туристических прибытий с деловыми целями является Краснодар.

Согласно «Стратегии инвестиционного развития муниципального образования города Краснодара до 2030 года» краевой центр нужно позиционировать именно как крупный центр делового туризма на юге России, причем в перспективе власти видят его центром делового туризма международного уровня. Среди сильных сторон города называются: транспортная доступность из разных городов России и Европы (аэропорт, железная дорога, автотрассы), благоустроенный центр города (бульвары, памятники, фонтаны, цветы), теплый климат. Помимо этого привлечь бизнес-туристов в Краснодар может близость черноморских курортов и игорной зоны Азова, где целесообразно организовывать внерабочие встречи деловых партнеров в рамках туристско-развлекательных программ. Еще одним объектом туристской аттракции может стать наличие термальных и грязевых курортов, близость Олимпийского Сочи и связанное с этим любопытство, особенно у иностранных партнеров.

По данным департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, поток деловых туристов ежегодно увеличивается на 15%. Это уже прекрасный результат, указывающий на активное продвижение региона в данном турсегменте.

Немалую роль в развитии делового туризма играет выставочный центр «Красно-дарЭкспо» с его выставочно-конгрессными мероприятиями. Именно выставки, проводимые «КраснодарЭкспо», определяют вектор развития многих городских гостиниц, поскольку в период проведения крупных форумов большая часть отелей имеет максимальную загрузку.

Деловой туризм в Краснодаре имеет следующую структуру: индивидуальные деловые поездки составляют порядка 70% туристских посещений, поездки для участия в конференциях и семинарах - около 15%, посещение выставок и ярмарок - 10%, конгрессные туры и инсентив-туры - около 5%. Деловые туристы едут как в индивидуальные поездки, так и для участия в мероприятиях, проводимых промышленными и торговыми корпорациями. Обычно это относится к российским и иностранным бизнесменам, клиентам и служащим иностранных и совместных фирм, расположенных в Краснодаре. Спрос на такие поездки уменьшается в сезон отпусков и праздников.

Количество объектов гостиничной индустрии в Краснодаре ежегодно увеличивается. Номерной фонд краевого центра продемонстрировал рост почти на 20% и составил, по подсчетам экспертов, 2 тысячи номеров. Причем это только качественные объекты гостиничной недвижимости. С учетом же некачественного предложения (его доля - 43%) общий объем номерного фонда гостиниц Краснодара составил 3 470 номеров (106 средств размещения).

Проблемы развития делового туризма перекликаются с общими проблемами туристской отрасли края. Один из наиболее острых вопросов - уровень сервиса. Примечательно, что отельеры все еще не готовы всерьез заниматься повышением уровня подготовки своего персонала. Актуальной остается проблема неравномерности представленных в крае средств размещения в Краснодаре, Сочи, Геленджике, Анапе. Особенность гостиничного рынка Краснодарского края заключается в том, что здесь строятся в основном небольшие по количеству номеров объекты, в то время как для бизнес-туристов интерес представляют

крупные гостиницы. Помимо ВЦ «КраснодарЭкспо» среди качественных объектов, которые могут предоставить услуги и по размещению, и по проведению форумов на 1 000 и более человек можно назвать отели «Надежда», «Геленджик Резорт & СПА» и «Рэдиссон Сас Лазурная». При этом в межвыставочный период отели испытывают проблемы с загрузкой, решить которые, по мнению участников рынка, можно путем строительства крупных конгрессно-выставочных площадей.

Немаловажную роль играет состояние транспортной инфраструктуры. В частности, обращает внимание такая проблема, как отсутствие регулярного транспортного сообщения с отелями и гостиницами, которые находятся вдали от центра. Существенной проблемой остаются неоправданно высокая стоимость корпоративных размещений в санаториях и здравницах, поскольку тарифы строятся исходя из принципа сезонности.

Немало проблем существует и с процедурой оформления виз и регистрацией зарубежных бизнес-туристов. Нет бюджетных вариантов авиаперевозки, не сформировано конкурентоспособных турпакетов из-за недостатка бюджетных вариантов размещения для иностранных граждан, нет достаточного количества персонала отелей, владеющего английским языком, не хватает гидов и переводчиков.

Однако, несмотря на обозначенные проблемы, развитие туризма в крае представляется перспективным. Для эффективной реализации потенциала его развития необходимо тесное сотрудничество бизнес-структур и власти, качественное становление туристкой информационной инфраструктуры, подготовка квалифицированных кадров, регулирование ценообразования на базовых предприятиях и т.д.

Одной из возможных альтернатив создания конкурентоспособного туристского комплекса может выступить развитие на территории края особых экономических зон туристского типа или курс на процесс кластеризации этой сферы. Проект Олимпийского Со-чи-2014 актуализирует решение стоящих перед туристским бизнесом задач и повышения качества туристского предложения путем его диверсификации, одним из направлений которой может и должен стать деловой туризм.

Источники:

1. Афанасенко А.Н., Ежова М.А. Проведение исследований предпочтений отдыха российских туристов с помощью анкетирования // Курорты. Сервис. Туризм. 2013. №2-4 (1921). С. 58-62

2. Белицкая О.В., Стукова Ю.Е. Событийный туризм Краснодарского края: направления и перспективы роста // Вестник Академии знаний. 2013. №1 (4). с. 17-21

3. Беляева Е.А., Панасейкина В.С. Инновационный климат региона: пути формирования и проблемы // Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 28. №4. С. 31-38

4. Берлин С.И. Тенденции и перспективы рекреационной политики в России // Экономика устойчивого развития. 2010. №1. С. 5-17

5. Берлин С.И., Хуако Х.Ш., Шишкина Н.А. Современная парадигма управления качеством гостиничных услуг // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. №4. С. 225-229

6. Григорьева Е.А., Фоменко Е.В. Системный подход как методологическая основа управления рекреационной деятельностью // Курорты. Сервис. Туризм. 2013. №2-4 (1921). с. 9-14

7. Колесникова А.Н., Ленкова М.И. Оценка и прогнозы развития внутреннего туризма в России // Курорты. Сервис. Туризм. 2013. №1 (18). С. 28-34

8. Лобанова В.И., Лазаренко Л.А. Проблемы гостиничного сервиса. Подходы к решению // Курорты. Сервис. Туризм. 2013. № 2-4 (1921). С. 26-31

9. Фоменко Е. В., Оганесян Л.Л. Инвестиционный климат как фактор развития региона // Вестник Академии знаний. 2013. №1 (4). с. 371-378

10. Черная Е.А. Инновационное развитие региона (по материалам Краснодарского края) // Человек. Сообщество. Управление. 2009. №3. С. 58-65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.