Научная статья на тему 'Перспективы развития бюджетной системы РФ'

Перспективы развития бюджетной системы РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5229
705
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX SYSTEM / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / BUDGET DEFICIT / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / STATE PROGRAMS / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / MACROECONOMIC STABILITY / БЮДЖЕТНЫЕ РЕСУРСЫ / FISCAL RESOURCES / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / OIL AND GAS REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каширина Марианна Валерьевна

Актуальность исследования бюджетной системы Российской Федерации заключается в том, что государственный бюджет является основным источником финансирования функций и деятельности государства, служит регулятором экономических процессов, происходящих в стране; государственный бюджет является основным источником функционирования национальной экономики, он довольно сложен и содержит в себе много аспектов. Основным направлением исследования данной статьи является определение перспектив развития государственного бюджета России, как регулятора российской экономики. Обосновывается проблема кризисного состояния системы бюджетного регулирования в России и раскрываются перспективы его преодоления. Главный вывод исследования состоит в том, что для достижения сбалансированной, мощной и конкурентоспособной экономики нашей стране необходимо задуматься над вопросами повышения ее устойчивости, путем развития производств, усиления курса национальной валюты, реформации и модернизации бюджетного законодательства и налогового законодательства страны, совершенствования структуры экономики, внедрения инновационных технологий, модернизаций в сфере производства, оказания услуг, улучшения инфраструктуры экономики, а так же создания благоприятной платформы для малого и среднего бизнеса и предпринимательской деятельности и повышения уровня благосостояния граждан страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF BUDGETARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the study of the budget system of the Russian Federation lies in the fact that the state budget is the main source of funding for the functions and activities of the state, serves as a regulator of economic processes in the country; public budget is the main source of national economy functioning, it is quite complex and contains many aspects. The main focus of the article is identification of prospects of development of the state budget of Russia as the regulator of the Russian economy. The problem of the crisis of the system of budgetary regulation in Russia and reveals prospects of its overcoming. The main conclusion of the study is that for achieving balanced, powerful and competitive economy our country needs to reflect on the issues of increasing sustainability through the development of production, strengthen national currency, reformation and modernization of the budgetary legislation and tax legislation of the country, improvement of structure of economy, implementation of innovative technologies, upgrades in production, rendering services, improvement of infrastructure, economy, as well as creating a favorable platform for small and medium-sized businesses and entrepreneurial activities and improve the welfare of the citizens of the country.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития бюджетной системы РФ»

экономические науки

Каширина Марианна Валерьевна ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ...

УДК 332.881.1

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

© 2017

Каширина Марианна Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Самарский государственный технический университет, филиал в Новокуйбышевске (446200, Россия, Новокуйбышевск, ул. Миронова 5, e-mail: mvkvv@yandex.ru)

Аннотация. Актуальность исследования бюджетной системы Российской Федерации заключается в том, что государственный бюджет является основным источником финансирования функций и деятельности государства, служит регулятором экономических процессов, происходящих в стране; государственный бюджет является основным источником функционирования национальной экономики, он довольно сложен и содержит в себе много аспектов. Основным направлением исследования данной статьи является определение перспектив развития государственного бюджета России, как регулятора российской экономики. Обосновывается проблема кризисного состояния системы бюджетного регулирования в России и раскрываются перспективы его преодоления. Главный вывод исследования состоит в том, что для достижения сбалансированной, мощной и конкурентоспособной экономики нашей стране необходимо задуматься над вопросами повышения ее устойчивости, путем развития производств, усиления курса национальной валюты, реформации и модернизации бюджетного законодательства и налогового законодательства страны, совершенствования структуры экономики, внедрения инновационных технологий, модернизаций в сфере производства, оказания услуг, улучшения инфраструктуры экономики, а так же создания благоприятной платформы для малого и среднего бизнеса и предпринимательской деятельности и повышения уровня благосостояния граждан страны.

Ключевые слова: Бюджетная система Российской Федерации, налоговая система, дефицит бюджета, государственные целевые программы, макроэкономическая стабильность, бюджетные ресурсы, нефтегазовые доходы.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF BUDGETARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

© 2017

Kashirina Marianna Valerievna, candidate of sociological Sciences, associate Professor of chair "Economics and management" Samara State Technical University, branch in Novokuibyshevsk (446200, Russia, Novokuibyshevsk, St. Mironov, 5, e-mail: mvkvv@yandex.ru)

Abstract. The relevance of the study of the budget system of the Russian Federation lies in the fact that the state budget is the main source of funding for the functions and activities of the state, serves as a regulator of economic processes in the country; public budget is the main source of national economy functioning, it is quite complex and contains many aspects. The main focus of the article is identification of prospects of development of the state budget of Russia as the regulator of the Russian economy. The problem of the crisis of the system of budgetary regulation in Russia and reveals prospects of its overcoming. The main conclusion of the study is that for achieving balanced, powerful and competitive economy our country needs to reflect on the issues of increasing sustainability through the development of production, strengthen national currency, reformation and modernization of the budgetary legislation and tax legislation of the country, improvement of structure of economy, implementation of innovative technologies, upgrades in production, rendering services, improvement of infrastructure, economy, as well as creating a favorable platform for small and medium-sized businesses and entrepreneurial activities and improve the welfare of the citizens of the country.

Keywords: The budget system of the Russian Federation, tax system, budget deficit, state programs, macroeconomic stability, fiscal resources, oil and gas revenues.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой трехуровневую систему, состоящую из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов и территориальных внебюджетных фондов, и местных бюджетов [1].

Бюджетная система в Бюджетном кодексе Российской Федерации трактуется как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность бюджетов публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов [2, с. 47].

Для того чтобы более полно и отчетливо представлять себе, что такое государственный бюджет, необходимо раскрыть ключевые теоретические понятия и привести основные определения, непосредственно влияющие на суть и смысл понимания темы.

Решение данного вопроса необходимо начать непосредственно с определения государственного бюджета. Во всем многообразии существующих в мире финансовых связей можно выделить обособленные сферы, отличающие отдельными общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения валового национального продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и населением. Этим отношениям присуще то, что возникают они в распределительном процессе, обязательным участником которого является государство, и связаны они с формированием и использованием

централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия «государственный бюджет».

До сих пор среди экономистов идут дискуссии о том, как более полно и раскрыто охарактеризовать понятие государственного бюджета. Точки зрения экономистов по данному вопросу во многом схожи по смыслу, отличаясь при этом формулировкой, следовательно, можно выбрать одну из них, наиболее оптимальную. Государственный бюджет - это наиважнейший финансовый документ нашей страны. Он представляет собой финансовый план, обычно сроком на 1 год, в котором учитываются финансовые сметы всех государственных ведомств, субъектов и т.д. [3, с. 117]. Проще говоря, госбюджет можно охарактеризовать, как огромный денежный фонд, с помощью которого государство решает экономические вопросы, возникающие ежедневно, однако, не стоит представлять его, как огромную кучу денег, находящуюся в казне у страны.

Для полноты раскрытия бюджета можно обратиться к законодательным источникам РФ, в частности, к Бюджетному Кодексу РФ, в котором сказано, что бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [4].

Kashirina Marianna Valerievna economic

PROSPECTS OF DEVELOPMENT ... sceinces

Из сравнения трактовки государственного бюджета, приводимого в законодательных актах РФ и трактовок различных экономистов и авторов видно, что суть понятия одинакова, различия видны лишь в формулировках, которые отличаются друг от друга в следствие той или иной позиции автора.

Бюджет - это именно план, предполагающий поступление средств в него, а затем отток на покрытие расходов. Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. Государственный бюджет, как экономическое явление, присуще различным общественно-экономическим формациям, имеющим товарный способ производства [5]. Его возникновение и развитие органически связано с потребностями государства в определенных объемах финансовых ресурсов. Производственные отношения того или иного общественного строя определяют содержание деятельности государства и использование бюджета как распределительного механизма. Бюджет используется в качестве важнейшего распределительного инструмента, посредством которого государство аккумулирует определенную долю национального дохода и направляет ее на развитие экономики, науки, социальной сферы и другие цели. Это характеризует сущностную сторону финансового управления социально-экономическими процессами, то есть бюджетное регулирование, осуществляемое посредством планирования, формирования, использования бюджетных фондов на всех уровнях экономической системы [6, с. 103].

Ряд экономистов, раскрывая понятие государственного бюджета, выделяют несколько категорий, отражающих сущность данного вопроса. Выделим основополагающие из них:

-государственный бюджет как финансовая категория является теоретическим выражением (абстракцией) реально существующих производственных отношений и имеет объективный характер. Специфическое назначение этих отношений состоит в том, что с их помощью осуществляется распределение и перераспределение стоимости валового национального продукта и, главным образом, национального дохода, в результате чего в распоряжении государства формируются финансовые ресурсы.

-государственный бюджет — особая экономическая категория, которая характеризуется, прежде всего, своей многогранностью, огромным диапазоном, проникновением во все сферы общественных отношений. Эти черты бюджета позволяют использовать его в качестве главного финансового инструмента [7].

Сложившаяся в настоящий момент модель финансово-бюджетных отношений отличается несбалансированностью, и в среднесрочной перспективе может создать угрозу финансовой стабильности и экономической безопасности России. Задача оптимизации финансово-бюджетной системы с точки зрения распределения доходов и расходов по ее уровням является актуально с точки зрения экономической безопасности [8].

Бюджетная система Российской Федерации не совершенна, как бы горько не звучал этот факт. Существует ряд проблем, которые мешают эффективному функционированию бюджетной системы в стране:

- бюджет РФ находится в сильной зависимости от ситуации на мировых рынках сырья, от цен на нефть и газ. Из-за этого снижена возможность бюджетного маневра для увеличения расходной части на финансирование направлений, обеспечивающих экономическое развитие РФ;

- бюджетная система РФ не является оптимальной для поддержания и стимулирования экономического развития, тех средств, что направлены на развитие инфраструктуры, производственных отраслей, науки и образования явно недостаточно;

- часто, эффективность бюджетных расходов очень

102

низка, эффект, получаемый от этих расходов не перекрывает сами расходы;

- межбюджетные отношения пока еще не в полной мере способны стимулировать органы государственной власти субъектов РФ к созданию условий, обеспечивающих развитие предпринимательской и инвестиционной деятельности; прослеживается высокая степень зависимости региональных и местных бюджетов РФ от финансовой помощи, поступающей извне;

- бюджетной системе РФ присуща практика частичных, фрагментарных изменений в системе налоговых отношений, что вызывает дополнительные затраты, в частности, у субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с отслеживанием этих изменений и внесением определенных корректировок в свою деятельность;

- на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия будет иметь принятие новых обязательств для социально-экономического развития РФ, как оно будет связано с другими направлениями политики государства и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств.

Постоянное ожидание таких поправок препятствует реализации долгосрочных инвестпроектов из-за низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов.

Наиболее острой проблемой, возникшей в России, является повышение уровня инфляции, которое в следствие экономических санкций, ограничивших сотрудничество РФ со странами Запада только усугубляется. Инфляция является источником подрывая благосостояние граждан, она уменьшает их доходы, покупательскую способность, подрываю бюджетную систему РФ [9].

Для решения проблем, тормозящих развитие бюджетной системы РФ нужно решить ряд наиважнейших задач:

-обеспечение стабильности бюджетной системы РФ на макроуровне, подразумевающей сбалансированность государственного бюджета, постепенное снижение его дефицитности, снижение инфляции до предсказуемых показателей;

-повышение эффективности использования бюджетных ресурсов и денежных средств, их нацеленность на достижение запланированных результатов;

-ограничение использования нефтегазовых доходов, достижение сбалансированности бюджетной системы при текущих ценах на нефть (в среднесрочной перспективе);

-в долгосрочной перспективе, улучшение стратегического и бюджетного планирования, расширение радиуса планирования и повышение надежности будущих прогнозов и планов, основанных на разумной оценке макроэкономических параметров;

-необходимость в повышении качества человеческого капитала;

-повышение конкурентоспособности отечественной продукции в сравнении с импортной продукцией. Нужно использовать потенциал торговых представительств, усовершенствовать систему экспортного кредитования и страхования, в первую очередь, для продукции высокотехнологичного производства, в области компьютерных технологий, атомных и энергетических отраслей, военной техники и тд.;

-разработка и внедрение инструментов стимулирования и поддержки инновационных технологий, а так же механизмов их внедрения;

-повышение эффективности налоговой системы страны;

-расширение самостоятельности, ответственности и свободы действия регионов в масштабах региональных бюджетов;

-создание благоприятного инвестиционного клима-

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)

экономические науки

Каширина Марианна Валерьевна ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ...

та, ввод налоговых льгот;

- развитие наукоемких отраслей промышленности и ускорение процесса развития экономики;

- уход от политики «закрывания дыр» в бюджете для более эффективного вложения денежных средств с последующим получением прибыли от вложений;

-развитие отраслей легкой и тяжелой промышленности в стране с последующей заменой экспорта сырья на экспорт продукции и , тем саамы, выход из категории «сырьевой придаток».

Конечно, страна понесет затраты на реформацию и реорганизацию экономической системы, но, без сомнений, эти затраты окупятся и перекроются экономическим ростом и последующим поступлением денежных средств в бюджет государства.

В долгосрочном перспективе, бюджет РФ направлен на повышение уровня жизни населения, выполнение обязательств перед гражданами страны, создание условий для поддержания и модернизирования экономики РФ, развития государства, финансирование и поддержание инновационных, наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики

Прогнозы российских экономистов основаны на направлениях экономической политики, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ (КДР). КДР призвана обеспечить условия для инновационного развития на основе инвестиций в человеческий капитал, создания благоприятной деловой среды, повышения качества государственных институтов, при сохранении макроэкономической стабильности.

По прогнозам отечественных экономистов, к 2030 году нефтегазовый дефицит сократиться до отметки 6% к ВВП, при сохранении долговой нагрузки в 15 % к ВВП [10]. Если цена за баррель нефти удержится на отметке в 60 долларов, то средств Резервного фонда после достижения им нормативной величины в 7% к ВВП хватит для обеспечения действующих расходных статей бюджета на протяжении 2-3 лет. Отсюда видно, что основным источником доходов в бюджет, помимо налоговых, наше государство все - таки видит в нефтегазовых доходах.

В результате проведения запланированной политики модернизации и диверсификации национальной экономики должно стать увеличение темпов роста ВВП, который к 2025 году должен возрасти в 2,4 раза, в среднегодовом значении по 6, 3 %. Однако, для достижения таких результатов необходимо опережающее повышение производительности труда в условиях сокращения численности рабочей силы. Дефицит рабочей силы, по логике, должен вызвать увеличение спроса на нее и занятости, которая по прогнозам к 2023 году возрастет на 3-4 %, снизив показатели безработицы соответственно. Политика импортозамещения, введенная в РФ снизит показатели объемов импорта с 20% в 2014 году к 15% к 2023 году.

В условиях дефицитности рабочей силы, а также ускоренного роста производительности труда и вывода зарплаты из теневого оборота реальные размеры зарплаты продолжат расти опережающими темпами (в среднем за период на 8,8% в год). В результате доля фонда заработной платы в ВВП вырастет до 29% в 2023 г. Реальные располагаемые доходы населения увеличатся за это время в 2,8 раза.

Подводя итог перспективам развития бюджетной системы РФ, необходимо выделить важнейшую роль налоговой системы и ее модернизации, так как налоговые доходы в бюджет любого уровня являются наикрупнейшей из статей, способной как к стимуляции так и к дестимуляции любой из отраслей экономики, поэтому налоги должны использоваться государством осторожно и обоснованно, дабы не усугублять проблему теневой экономики.

Так же, государство разрабатывает множество государственных целевых программ на среднесрочную и долгосрочную перспективы. В государственных про-

граммах будут чётко определены все инструменты нормативного регулирования достижения этих целей. В том числе будут оцениваться и льготы по налогам, которые концентрируются для выполнения этих целей, так как они являются скрытым бюджетным финансированием. Таким образом, государственная программа представляет собой комплекс всех мероприятий для достижения соответствующих целей, вследствие чего будет достигнута консолидация всех указанных ресурсов [11].

Для достижения сбалансированной, мощной и конкурентоспособной экономики нашей стране необходимо задуматься над вопросами повышения ее устойчивости, путем развития производств, усиления курса национальной валюты, реформации и модернизации бюджетного законодательства и налогового законодательства страны, совершенствования структуры экономики, внедрения инновационных технологий, модернизаций в сфере производства, оказания услуг, улучшения инфраструктуры экономики, а так же создания благоприятной платформы для малого и среднего бизнеса и предпринимательской деятельности и повышения уровня благосостояния граждан страны. Данные моменты можно осуществить, с помощью грамотного финансирования и правильного подбора человеческих ресурсов, снижения уровня коррупции в стране и повышения ответственности за нарушение бюджетных и налоговых законодательств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеева Н.В., Астахова Е.В. сравнение финансовой системы и бюджетного процесса России и зарубежных стран // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 17-21.

2. Балтина А.М. Актуальные проблемы финансов: учебное пособие / А.М. Балтина, Ю.И. Булатова.

— Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. 120 с.

3. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для бакалавров / А.С. Нешитой. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2015. 310 с.

4. Бюджетный Кодекс РФ [Электронный ресурс]. 2015. www.base.garant.ru

5. Пешкова Х.В. Бюджетное устройство государства как основа ведения публичного хозяйства // Финансовое право. 2012. №4. С. 14-21.

6. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2012. 103. с.

7. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации. Субфедеральный и местный уровни: учебное пособие / Л.Ф. Курченко. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2016. 252 с.

8. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ Д.В.Дементьев.— М. : КНОРУС, 2016. 332 с.

9. Дадашева А.З. Финансы: Учебник. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 393 с.

10. Минэкономразвития рассказало, какова будет российская экономика к 2030 году. Режим доступа: http://www.newsru.com/finance/13apr2012/klepach.html (Дата обращения 18.11.2017)

11. Смирникова Ю.Л. Бюджетно-правовые способы поддержки бизнеса: учебное пособие / Ю.Л. Смирникова.

— М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015. 64 с.

Статья поступила в редакцию 18.10.2017

Статья принята к публикации 24.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.