Научная статья на тему 'Перспективы развития бюджетного учета'

Перспективы развития бюджетного учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития бюджетного учета»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

(Тезисы доклада на 1У Съезде бухгалтеров и аудиторов)

В.Д. Арапов,

заместитель начальника Управления бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Московской области

В июле 2004 г. Минфином России одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2010 г.). С участием заинтересованных организаций и профессионального сообщества разрабатывается План мероприятий по реализации Концепции.

Концепция разработана по решению Правительства РФ и направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение доступа к ней всем заинтересованным пользователям.

Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета в нашей стране во многом совпадают с теми, что были определены Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1993 N9 283, а именно: повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете, совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета, усиление контроля качества бухгалтерского учета и отчетности, существенное повышение квалификации специалистов, занятых ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, и других работников, активизация использования МСФО.

Предусмотренные Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем сферам и отраслям экономики. Вместе с тем реализация их в отдельных отраслях, втом числе в некоммерческих организациях, имеет определенные особенности.

В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг., одобренной

постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249. Главная задача в этой области заключается в приведении принципов и требований бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие с требованиями рыночной экономики, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным инструментом реформирования бюджетного учета и отчетности в нашей стране должны стать МСФО для общественного сектора.

Новые принципы организации и ведения бухгалтерского учета должны максимально соответствовать реальным процессам движения денежных средств в бюджетной системе, сделать их прозрачными, хорошо контролируемыми.

Руководствуясь требованиями ст. 240 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей, что все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета и операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов, Главное управление федерального казначейства Минфина России разработало новый План счетов, единый для двух областей бюджетного учета:

• учета исполнения бюджетов;

• учета исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений.

Указанный План счетов является составной частью Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 N9 70н. Данный приказ введен в действие с 1 января 2005 г., осуществить переход к применению новой Инструкции по бюджетному учету планируется до 1 октября 2005 г.

Что же касается содержания новой Инструкции, то оно в значительной степени приближено к Инструкции по применению Плана счетов, утвер-

жденногодля хозяйственный организаций. Инструкция вносит кардинальные изменения в порядок ведения бюджетного учета, отражения объектов учета, при этом даются минимальные комментарии по режиму вновь вводимых счетов.

При построении кода счета, состоящего из 26 разрядов, в Плане счетов бюджетного учета использованы:

• код бюджетной классификации РФ в соответствии с новой бюджетной классификацией, введенной с 1 января 2005 г., указания по применению которой утверждены приказом Минфина России от 27.08.2004 № 72н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год»;

• код вида деятельности;

• коды синтетического и аналитического счетов Плана счетов бюджетного учета;

• код классификации операций. Разрешено вводить в код аналитического счета

дополнительные разряды для получения более подробной информации для внутренних пользователей.

Столь громоздкая конструкция номера счета делает невозможным ведение бухгалтерского учета вручную, без применения современной компьютерной техники.

По оперативным данным, запрошенным Минфином Московской области в начале текущего года, рабочие места бухгалтеров бюджетных учреждений Московской области оснащены компьютерной техникой в среднем на 67% (численность бухгалтерских кадров составила 9,5 тыс. человек, количество компьютеров - 6,4 тыс.). А в ряде муниципальных образований этот показатель составляет 27-44%. Это в основном удаленные муниципальные образования: Волоколамск, Кашира, Лотошино, Луховицы, Серебряные Пруды, Талдом. В ряде муниципальных образований сельские и поселковые администрации вообще не имеют компьютеров, и выделение средств на их приобретение не планируется.

Современные модели компьютерной техники (Pentium Ш-1У)составляютлишьоколо50% общего парка компьютерной техники.

Еще одна серьезная проблема — необеспечение сохранности компьютерной техники в ЦБ и бюджетных учреждениях муниципальных образований. В последнее время участились случаи хищения компьютерной техники в связи с отсутствием охраны, охранной сигнализации или хотя бы решеток и металлических дверей в служебных помещениях, где установлены компьютеры.

Комплексная автоматизация бухгалтерского учета (по всем разделам бухгалтерского учета с составлением баланса) на начало текущего года осуществлялась в 426 учреждениях (4,5%) из 9 277. В остальных учреждениях автоматизированы отдельные участки: «Учет основных средств» — 16,5% (от общего количества автоматизированных участков); «Учет малоценных предметов» (17%); «Учет продуктов питания» (10%); «Учет заработной платы» (26,6%).

В большинстве ЦБ и бухгалтерий, обслуживающих бюджетные учреждения, применялись программные продукты «1С-бухгалтерия» и «Парус». Обработка бухгалтерских документов велась также с применением индивидуальных проектов и программного обеспечения других фирм.

В свою очередь, внедрение комплексной автоматизации бюджетного учета наиболее эффективно при условии централизации учета.

Работа над документами, сопутствующими внедрению новой Инструкции, пока не завершена, хотелось бы лишь в общих чертах перечислить ее принципиальные отличия от действующих в настоящее время документов.

В соответствии с требованиями МСФО и руководством по статистике государственных финансов, разработанным Международным валютным фондом, отражение в бухгалтерском учете одной части объектов учета будет осуществляться по методу начислений (нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, доходы, расходы, финансовый результат (чистая стоимость активов), счета по учету санкционирования расходов, юридические обязательства), что приближает бюджетный учет к коммерческому.

В частности, в отличие от действующе го порядка, планируется начисление администраторами поступлений доходов бюджета: налогов, сборов, неналоговых платежей и других поступлений. Проблема сейчас заключается в том, что не разработаны и не утверждены в установленном порядке классификаторы администраторов поступлений, что может уже в первые дни нового года оказаться серьезным препятствием для своевременного зачисления доходов в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований.

В то же время по-прежнему кассовым методом будут учитываться кассовые поступления, кассовые выбытия, финансовые активы и обязательства, связанные с кассовыми поступлениями и выбытиями, а также отражение операций по счетам по учету санкционирования расходов бюджетов, юридических обязательств.

Основательно пересмотрены и приближены к учету в хозяйственных организациях принципы учета нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов).

Упразднено понятие «малоценные предметы». Вместо износа основных средств в бухгалтерском учете будут отражаться суммы амортизации основных средств и нематериальных активов, которые в отличие от действующего порядка, будут относиться на счета расходов.

Аналогично коммерческому учету в бюджетном учете будет ежегодно отражаться переоценка нефинансовых активов.

Помимо изменения методики учета существующих объектов предусмотрен учет новых нефинансовых активов - непроизведенных активов (земля, ресурсы недр, прочие непроизведенные активы) и незавершенного строительства.

В отличие от действующей, в новой Инструкции учтены принципы казначейского исполнения бюджетов.

Новая Инструкция концептуально отличается от предыдущих нормативных правовых актов, регламентирующих бюджетный учет. Поэтому перед Минфином России сейчас стоит основная задача — разработка механизма перехода на новый План счетов, механизма внедрения новых подходов. Необходимы таблицы перехода на новый План счетов,

комментарии к Инструкции. Следовало бы также проанализировать возможность распространения на бюджетные организации действия стандартов бухгалтерского учета (ПБУ).

Без этих документов разработчикам невозможно обеспечить подготовку качественных программных продуктов, бухгалтерам - единообразие ведения и повышение качества бюджетного учета.

В связи с введением в 2005 г. новой Инструкции по бюджетному учету Минфин Московской области планирует:

• организовать обучение бухгалтерского персонала, прежде всего работников финансовых органов и областных организаций, на базе Московского областного учебного центра «Нахабино»;

• обеспечить взаимодействие с разработчиками и поставщиками программных продуктов с целью обеспечения организаций бюджетной сферы Московской области качественными проектами, отвечающими требованиям нового нормативного правового акта в области бюджетного учета;

• принять все необходимые меры для перевода бюджетного учета нашего региона на новый план счетов до 1 октября 2005 г.

Успех этой работы будет в первую очередь зависеть от творческого и добросовестного труда наших программистов и бухгалтеров-практиков, разрабатывающих и внедряющих новый программный продукт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.