Научная статья на тему 'Перспективы развития береговой инфраструктуры СМП на основе опыта проектирования морских портов (ОАО «Ленморниипроект»)'

Перспективы развития береговой инфраструктуры СМП на основе опыта проектирования морских портов (ОАО «Ленморниипроект») Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
637
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Минин М. В.

Создание комплексной системы современных арктических портов позволит увеличить объемы транзитных перевозок, будет способствовать активному освоению шельфа, выходу российских производителей к рынкам Юго-Восточной Азии. Сформулированы предложения по развитию береговой инфраструктуры Северного морского пути (СМП) на основе опыта проектирования морских портов в губе Териберская и Сабетта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Минин М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития береговой инфраструктуры СМП на основе опыта проектирования морских портов (ОАО «Ленморниипроект»)»

Перспективы развития береговой инфраструктуры СМП на основе опыта проектирования морских портов

м-в- Минин, Создание комплексной системы современных арктических портов

I главный инженер позволит увеличить объемы транзитных перевозок, будет способст-

проекта оао вовать активному освоению шельфа, выходу российских произво-

«ленморниипроект» дителей к рынкам Юго-Восточной Азии. Сформулированы предло-

ШШ^^^ШЖ жения по развитию береговой инфраструктуры Северного морского

1 пути (СМП) на основе опыта проектирования морских портов в губе

Териберская и Сабетта.

Современное состояние Северного морского пути

Северный морской путь объединяет в общую транспортную сеть европейские и дальневосточные порты, крупнейшие речные артерии Сибири (Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма, Хатанга) и обслуживает основные порты Севера (Амдерма, Диксон, Дудинка, Игарка, Хатанга, Тикси, Зеленый Мыс, Певек, Мыс Шмидта). По трассе СМП осуществляется завоз товаров первой необходимости в города арктического побережья 29 регионов России.

СМП обеспечивает доступ к месторождениям полезных ископаемых европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока и позволяет кратчайшим водным путем соединить порты Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Одним из важнейших показателей уровня развития арктического судоходства является объем перевозок, который определяется комплексом следующих составляющих: грузовой базой, ледокольным обеспечением, составом транспортного флота и наличием достаточной для обеспечения судоходства береговой инфраструктуры. С точки зрения экономической эффективности рентабелен в настоящее время только порт Дудинка.

Арктические порты являются самым слабым звеном СМП. Большинство из них имеют целый ряд серьезных недостатков:

• причальные сооружения требуют капитального ремонта, реконструкции и дноуглубления для приема современных судов;

• требуется развитие и совершенствование сооружений по приему и утилизации судовых отходов;

• отсутствуют или находятся в критическом состоянии аварийно-спасательные средства;

• недостаточна инфраструктура объектов обеспечения безопасности мореплавания;

• отсутствуют услуги по бункеровке судов, приему сточных вод и твердых отходов;

• отсутствуют морские пункты пропуска через государственную границу;

• фактически отсутствуют средства экологического контроля и мониторинга.

Негативные изменения претерпела система радиосвязи с судами на трассах СМП.

В целом современное состояние СМП можно охарактеризовать как начальный этап возрождения его инфраструктуры. Активность деятельности в западной зоне Арктики выше, чем в ее восточном районе, где пока сохраняется депрессивное состояние всей системы СМП из-за свертывания производства и соответствующего сокращения грузовой базы.

Морской порт в губе Териберская

Хотя реализация проекта строительства морского порта в губе Териберская на берегу Баренцева моря на сегодня приостановлена, этот объект представляет собой комплекс инфраструктуры, необходимой не только для отгрузки сжиженного природного газа (СПГ) и газоконденсата (ГК) Штокмановского

месторождения на экспорт в объеме до 30 млн т в год, но и для снабжения транспортных судов топливом объемом до 1 млн т в год, аварийно-спасательных мероприятий силами собственных средств и др.

Инфраструктура этого порта имеет как морское, так и сухопутное сообщение с Мурманском.

Комплексное развитие порта в губе Териберская и других береговых объектов Баренцева и Белого морей благоприятно скажется на системном освоении СМП в качестве базы, обеспечивающей строительными материалами, оборудованием, аварийно-спасательными мероприятиями, услугами по бункеровке судов, площадками для накопления партии грузов, навигационно-гидрографическим обслуживанием, кадровым составом, а также необходимым судоремонтом.

Сабетта

Морской порт Сабетта на восточном берегу полуострова Ямал у Обской губы Карского моря будет способствовать утверждению России в качестве мирового лидера в освоении Арктики. Создание инфраструктуры, сопутствующей его строительству, поможет сформировать условия, необходимые для разведки и разработки богатых залежами нефти и газа месторождений полуострова Ямал и Обской губы, обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и определенное развитие ледокольного флота России.

В рамках проекта ОАО «Ямал СПГ» предусмотрено строительство завода по

18 | «Транспорт Российской Федерации»

№ 5 (54) 2014

сжижению газа, морского порта, аэропорта международного класса, пункта пропуска через государственную границу, судоходного морского канала для судов с осадкой до 12,5 м, объектов обеспечения безопасности мореплавания в Обской губе, а также строительство танкерного флота ледового класса.

Реализация проекта «Ямал СПГ» обеспечит ежегодный грузооборот продукции в объеме 16,5 млн т, что в несколько раз превышает существующий максимальный годовой грузопоток. Объем экспорта через порт Сабетта по СМП к 2017 г. составит 5 млн т в год, а при расширении соответствующей инфраструктуры возможно увеличение грузооборота до 30 млн т в год.

Для развития смежной инфраструктуры к проекту «Ямал СПГ» разработан проект «Северный широтный ход», который предусматривает строительство 700 км железных дорог, связывающих Ямал с сетью железных дорог страны.

Предложения по развитию российских арктических портов

Для развития портовой инфраструктуры СМП необходимо, в частности, создание в регионе автодорожной и железнодорожной сетей, использование природных водных путей, развитие авиационных пассажирских перевозок. Это невозможно без разработки и реализации соответствующей государственной программы.

Развивая новую инфраструктуру, необходимо исключить известные недостатки существующих портов.

Развитие портовой инфраструктуры должно учитывать наличие и перспективы изменений грузовой базы. Имеется реальная возможность увеличения объема транзитных перевозок по СМП за счет экспорта черных металлов и минеральных удобрений, производимых предприятиями-экспортерами в европейской части России. Можно ожидать роста экспорта цветных металлов с Норильского ГМК. Также возможно появление новой арктической судоходной трассы губа Белушья - порт Мурманск, связанной с освоением крупного полиметаллического месторождения (с геологическими запасами сырья в 10 млн т) и залежей марганцевых руд (3 млрд т) на островах Новая Земля. Стимулом для развития судоходства в восточной части СМП может стать экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона редкоземельных полезных ископаемых и апа-

титов из арктического месторождения в Республике Саха (Якутии), полиметаллов из чукотских месторождений.

При непосредственной государственной поддержке смогут развиваться коммерческие предприятия лесопере-работки в бассейнах рек Енисея и Лены. По мере оживления экономики арктической зоны увеличатся объемы каботажных перевозок по СМП.

Перспективным следует считать развитие круизного туризма по Арктике.

Необходимо обеспечить портам надежные круглогодично действующие сухопутный/авиационный транспорт и связь, увязанные в единую телекоммуникационную сеть вдоль трассы СМП. При этом арктические порты должны быть подключены к глобальной морской системе связи и иметь службы аварийного наблюдения для оперативного определения координат и государственной принадлежности терпящих бедствие судов и самолетов.

Большинство портовых ледоколов находится в составе флота ФГУП «Рос-морпорт» (26 единиц). Средний возраст ледоколов - более 30 лет при нормативном сроке их эксплуатации 25 лет. Поэтому необходимо строительство вспомогательных и портовых дизельных ледоколов.

Требуется учитывать неблагоприятные природно-климатические и географические факторы. В частности, предусматривать расширенные номенклатуру и количество запасных частей, оборудования, материалов, инструмента для технического обслуживания вследствие трудности их оперативной доставки, особенно в периоды тяжелой ледовой обстановки и из-за удаленности от промышленных центров. В решениях по обслуживанию и ремонту объектов следует отдавать предпочтение замене оборудования, а не его ремонту.

При планировании работ необходимо предусматривать увеличенные нормы времени на выполнение основных работ в условиях очень низкой температуры воздуха. Во время полярной ночи рекомендуется использование световых приборов с повышенной светоотдачей и/ или их дополнительное количество в местах технического обслуживания оборудования, расположенного вне освещенных участков.

Для сокращения сроков строительства и снижения финансовых затрат приоритет следует отдавать конструкциям и оборудованию максимальной

заводской готовности (блочное и модульное строительство).

Эффективными могут стать объекты малой энергетики, например, ветроге-нераторы на побережье, мини-ТЭЦ, парогазовые и газотурбинные установки, работающие, в частности, на подлежащем утилизации попутном газе.

Необходимо обеспечить высокую степень подготовленности руководителей к самостоятельному принятию решений, особенно в нештатной ситуации. Целесообразна специальная подготовка и повышение квалификации руководящего состава береговой инфраструктуры.

Развитие портов должно быть согласовано с требованиями экологической безопасности, которые обеспечиваются государственным регулированием, с учетом «Стратегии охраны окружающей природной среды Арктики», принятой арктическими странами.

С целью реализации обозначенных предложений необходимо разработать документ, определяющий не только общие принципы создания портовой инфраструктуры и включающий программу прогнозируемого грузооборота, но и обязательные требования к учету при проектировании. Они должны быть разработаны специализированными организациями и согласованы с контролирующими органами при координации профильной организации в сфере проектирования объектов морского транспорта. □

ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ

ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»

198035, Санкт-Петербург,

Межевой канал, 3, корп. 2

Тел.: +7 (812) 703-40-10, 703-40-11

Факс: +7 (812) 703-49-70

[email protected]

www.lenmor.ru

№ 5 (54) 2014

«Транспорт Российской Федерации» | 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.