Научная статья на тему 'Перспективы развития автомобильной промышленности Вьетнама'

Перспективы развития автомобильной промышленности Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / VAMA (VIETNAM AUTOMOBILE MANUFACTURES’ ASSOCIATION) / АВТОСБОРОЧНАЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ECONOMY / AUTOMOTIVE / ASSEMBLY PLANT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чан Тху Чанг

В статье приводится история развития и состояние автомобильной промышленности Вьетнама, а также представлены перспективы развития автосборочной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE AUTOMOTIVE INDUSTRY IN VIETNAM

The article provides a history of the development and the state of the automobile industry in Vietnam, and also presents prospects for car assembly industry.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития автомобильной промышленности Вьетнама»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВЬЕТНАМА

Чан Тху Чанг, аспирант кафедры Экономика и организация производства, Московский Государственный Машиностроительный

Университет (МАМИ)

В статье приводится история развития и состояние автомобильной промышленности Вьетнама, а также представлены перспективы развития автосборочной отрасли.

Ключевые слова: экономика; автомобильная промышленность; VAMA (Vietnam Automobile Manufactures’ Association) , автосборочная предприятия.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE AUTOMOTIVE INDUSTRY IN VIETNAM

Chan Thu Chang, the post-graduate student, Department of Economics and Production, Moscow State Engineering University (MAMI)

The article provides a history of the development and the state of the automobile industry in Vietnam, and also presents prospects for car assembly industry.

Keywords: Economy, Automotive, VAMA (Vietnam Automobile Manufactures’ Association), assembly plant.

Автомобильная промышленность является одной из ведущих отраслей экономики развитых стран. Отечественный автопром концентрирует в себе последние технические достижения промышленности из разных областей и дает импульс к развитию огромного числа разных сфер жизни общества. Особый статус данной отрасли определяется способностью генерировать инновации и активно их внедрять, являясь тем самым двигателем экономического развития. Мировой автомобильный рынок находится в постоянной динамике - непрерывно изменяется количество производителей, их доля на рынке, ассортимент выпускаемой продукции, а также сами подходы к организации производства.

История автосборочного Вьетнама начинается с 1986 года, когда был основан Первый автомобильный завод в г. Ханое. С началом реформ особое внимание уделяется развитию производства легкового автотранспорта при активном сотрудничестве с иностранными предприятиями. До середины 90-х гг. ХХ в. автосборочные Вьетнама развивалось достаточно неравномерно. С 1999 г. начинается этап относительно стабильного развития.

Учитывая объемы вьетнамского рынка и его перспективность, в стране представлены производства практически всех крупнейших автопроизводителей. Первое совместное предприятие в СРВ было учреждено в 1991 г. Ханойской автомобильной корпорацией и компанией Volkswagen. К настоящему времени General Motors, Ford,

Toyota, Daimler Chrysler, Nissan-Renault, Honda и BMW также создали во Вьетнаме совместные предприятия, инвестировав в автомобильную отрасль уже свыше 20 млрд.долл. Таким образом, одной из причин динамичного развития автосборочных в СРВ является значительный объем привлечения прямых иностранных инвестиций. Для успешного дальнейшего развития автомобильным компаниями СРВ был взят курс на экспортную ориентацию, получивший государственную поддержку. По данным таможенной статистики СРВ, в 2006 г. экспорт легковых автомобилей достиг 92,5 тыс. шт., что на 197% больше, чем в 2005 г., когда впервые в истории Вьетнама объем экспорта превысил импорт. По сообщению Ассо-

циации автомобильной промышленности Вьетнама, рост экспорта автомашин объясняется повышением конкурентоспособности вьетнамского сборочного автомобиля. Министерство торговли Вьетнама намерено за 10 лет повысить ежегодный стоимостный объем экспорта автомашин и автозапчастей до 120 млрд. долл.. Азия стала одним из главных рынков сбыта вьетнамских автомобилей; в страны АСЕАН в 2006 г. было экспортировано 76,6 тыс. автомашин общей стоимостью 748 млн. долл. (прирост составил соответственно 172% и 154% по сравнению с 2005 г.). Успех вьетнамских компаний на мировом рынке объясняется особенностями стратегии этих компаний и теми экономическими условиями, которые сложились во Вьетнаме. Во вьетнамских стратегиях на сегодня наиболее оптимально сочетается успешное использование аутсорсинга из развитых стран с развитием самостоятельного производства. В них преобладает элемент копирования наиболее успешных моделей автомобилей и вариантов стратегий мировых (преимущественно японских) лидеров для производства и продвижения своей продукции на мировом рынке. В дальнейшем вьетнамские автопроизводители планируют перейти к производству самостоятельно разработанных автомобилей. Кроме того, вьетнамские компании стремятся увеличить потребительскую ценность своей продукции при более низкой цене. Копирование технологий ведущих зарубежных компаний позволяет вьетнамским автосборочным добиться достаточно высокого качества производимой продукции, существенно снизив при этом затраты на разработку дизайна, узлов и компонентов своих автомобилей. Как следствие, значительно снижается цена продукции по сравнению с более качественной, но и гораздо более дорогой продукцией американских, японских и западноевропейских производителей. Кроме того, снижение цены достигается за счет использования более дешевой рабочей силы, менее дорогого сырья и материалов (в том числе электронного оборудования собственного производства, не уступающего по производительности и надежности зарубежным аналогам, но имеющим более низкую стоимость). Массовость производства продукции вьетнамски-

Объемы сборочного производства автомобилей в 2010г. основными продуцентами -членами Vietnam Automobile Manufactures’ Association (VAMA), I-2009r.; II-20 Юг.; III-прирост

I (шт.) II (шт.) III (%)

Всего 35013 34681 -0,95

Toyota 11813 14784 25

Ford 5040 3610 -28

Vinastar (Mitsubishi, Proton) 4212 3398 -19

Isuzu 2157 2344 9

Visuko (Suzuki) 3365 1807 -46

Vidamco (GM-Daewoo) 4198 1634 -61

Mercedes-Benz 1683 1202 -29

Honda Motors Vietnam - 1100 -1

Hino Motors Vietnam 541 613 13

VMC (BMW, Mazda, Kia) 1042 659 -37

Mekong (Fiat, Ssangyong, PMC) 509 597 17

Vidanco (Daihatsu) 453 530 17

Источник : VAMA

ми компаниями противопоставляется индивидуализации продукции ведущих автосборочных (наиболее ярко данная тенденция прослеживается в стратегии компании BMW). Вьетнамские автосборочные ориентированы прежде всего на собственный рынок и рынки азиатских стран, которые характеризуются невысокой покупательной способностью населения. Как следствие, ценовой фактор принимает на этих рынках решающее значение при выборе продукции.

В целом по итогом 2010г. продажи автомобилей сократились на 1% по сравнению с 2009г., при этом сбыт легковых автомобилей снизился на 40% в связи с некоторой либерализацией ввоза новых и подержанных легковых автомобилей и резким удорожанием топлива.

Использование производственных мощностей существующих предприятий составляет в среднем 27-30%. Несмотря на недогрузку производственных мощностей, 11 СП заявили, что их прибыли возрастают в среднем на 10,8-24% ежегодно.

Эксперты отмечают, что общие производственные мощности автомобильной промышленности во Вьетнаме в несколько раз превышают внутренний спрос, который в 2009г. оценивался по грузовикам в 68 тыс. шт., включая 40 тыс. шт. легких грузовиков грузоподъемностью до 2 т, 14 тыс. - от 7до 14т и 13,6 тыс. - от 14 до 20 т. Заявленные производственные мощности только СП (до 150 тыс. машин) в 2-3 раза превосходят нынешний спрос.

Несмотря на позитивные тенденции в экспорте продукции на американский и европейский рынки, позиции вьетнамских компаний на них еще слишком слабы, так как потребители предпочитают более совершенную продукцию и известные товарные марки. Поэтому автомобили вьетнамского сборка на этих рынках ориентированы на наименее обеспеченные слои населения. Особенностью автомобильной промышленности Вьетнама является большое число экспортеров (в 2009 году их насчитывалось 1025). В результате внутренней конкуренции и «войны цен» среднестатистическая стоимость одного экспортируемого готового легкового автомобиля понизилась с 16,1 тыс. долл. в 1995 г. до 9,1 тыс. в 2008 г. Необоснованному падению цен призвана противодействовать новая система упорядочения цен на экспортную продукцию, предусматривающая, в частности, введение индикативных цен, в которые включаются отчисления на охрану окружающей среды, рекультивацию земель и социальное страхование.

Правительство также предусмотрело систему санкций для предприятий за незаконные действия в ценообразовании. С января 2007 г. во Вьетнаме введена система, ограничивающая количество компаний - сборочных автомобилей, и утверждены 8 городов в качестве национальных баз производства и сборка автомобилей и автокомпонентов, в которых законом определены 160 продуцентов в качестве национальных компаний, имеющих право в сборочных автомобилей. Для них создан режим наибольшего благоприятствования во внешнеэкономических связях. Целью новой системы является противостояние ненужной и чрезмерной конкуренции между вьетнамскими компаниями на зарубежных рынках. Департамент машиностроительной, электронной и высокотехнологической отраслей промышленности Министерства торговли Вьетнама выработал новую политику по поддержке автомобильного экспорта, основными положениями которой являются:

- создание государственной базы НИОКР для компаний, занимающихся экспортом автомобильной продукции;

- развитие страхования кредитов при экспорте автомобилей;

- повышение размеров кредитов для расширения экспорта;

- расширение экспорта автомобилей под вьетнамскими брэндами;

- развитие стратегического альянса между автоэкспортными и транспортными компаниями;

- широкомасштабное информационное обеспечение;

- укрепление связей между вьетнамскими и иностранными автомобильными продуцентами в сфере автокомпонентов;

- создание механизма защиты авторских интеллектуальных прав.

Однако, несмотря на все положительные тенденции, наметившиеся в автосборочной промышленности Вьетнама, существует целый ряд проблем, препятствующих развитию отрасли. Во-первых, это “перегрев” отрасли во Вьетнаме, все больше городов становятся или готовятся стать автосборочными. В стране зарегистрировано 243 предприятия по сборке автомобилей, 15 провинция и города центрального подчинения выпускают легковые автомобили

и 9 географических центров готовятся внедриться в отрасль. Во-вторых, зарубежные брэнды удерживают большую часть местного рынка автомашин. Число произведенных чисто вьетнамских запатентованных марок автомобилей в 2002 г. составляло 32%, при этом на легковые марки приходилось 10,5%. В-третьих, значительно сдерживают развитие отрасли транспортные проблемы, обусловленные необходимостью закупать часть компонентов за рубежом и низкой эффективностью внутреннего железнодорожного транспорта, что приводит к повышению стоимости готовой продукции. В-четвертых, серьезной проблемой для вьетнамского автопрома уже сейчас являются сложности выхода на внешние рынки, обусловленные копированием вьетнамскими компаниями продукции известных мировых брендов, и как следствие - проблемы с защитой авторских прав и значительные расходы на ведение судебных разбирательств.

Автомобильная промышленность Вьетнама развивается высокими темпами (среднегодовые темпы роста составляют более 6%). Экспортная ориентация сборки и быстрые темпы роста позволят вьетнамским автосборочным уже в ближайшее время составить серьезную конкуренцию на мировом автомобильном рынке. Успех вьетнамских компаний на мировом рынке объясняется значительными объемами прямых иностранных и внутренних инвестиций в отрасль и особенностями выбранной ими стратегии развития.

Суть данной стратегии - в массовом сборки и экспорте дешевой продукции достаточно высокого качества, основанном на копировании технологий ведущих автосборочных с использованием дешевой рабочей силы и более дешевых узлов и агрегатов собственного производства. Немаловажное значение имеет государственная политика, направленная на поддержку экспортной ориентации отрасли. Среди проблем развития отрасли следует выделить трудности, возникающие при выходе на внешние рынки и связанные с незаконным использованием технологий зарубежных компаний. В целом же продукция вьетнамского автосборки конкурентоспособна на сегментах азиатского рынка, характеризующихся низким уровнем цен. Дальнейшее развитие, основанное на создании и использовании собственных технологий, а также повышении качества производимой продукции, позволит вьетнамским компаниям уже в среднесрочном периоде составить серьезную конкуренцию на всех региональных рынках.

Стратегия вьетнамских автосборочных, во многом напоминающая стратегию компаний Японии и Южной Кореи на начальном этапе развития отрасли в этих странах, является перспективной и позволяет развиваться высокими темпами, завоевывая в краткосрочном периоде определенный сегмент мирового рынка. Похожие стратегии развития сегодня уже избрали автосборочных других развивающихся стран (в частности Индии, Бразилии и России). Использование опыта Вьетнама даст возможность автосборочных других развивающихся стран выбрать оптимальную стратегию развития и потеснить на мировом рынке компании развитых стран.

Литература:

1. Нгуен Ши Хиен. Экономика и социальная сфера Вьетнама: Итоги развития //Экономика и управление. - 2007.

2. Нгуен Ван Бинь. Развитие внешнеторговых отношений Социалистической Республики Вьетнам со странами ЕС - 2009.

3. Обзор ситуации в автомобильной промышленности СРВ. -www.ved.gov.ru.

4. О состоянии мирового рынка автомобилей в 2007 году. БИКИ, № 35-36 (1931-1932), 31 марта 2007 г.

5. Перспективы развития автомобильной промышленности СРВ. - www.autoconsultant.com.ua

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.