Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ТУРИЗМА В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ТУРИЗМА В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ЭКОНОМИКА ТЕРРИТОРИЙ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / AGRICULTURAL TOURISM / TOURISM INDUSTRY / TERRITORIAL ECONOMICS / COVID-19 PANDEMIC / STATE AND MUNICIPAL SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамидова А.Э.

В статье рассмотрены особенности развития туризма в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19. Выделены специфические черты аграрного туризма и определены его преимущества, в сравнении с другими видами туризма. Отмечена возможность пропульсивного влияния аграрного туризма на экономику и социальную сферу депрессивных территорий в постпандемийный период. Определены перспективные направления развития аграрного туризма в Республике Дагестан. Указано на необходимость государственной и муниципальной поддержки указанного вида туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF AGRARIAN TOURISM DEVELOPMENT IN THE POST-PANDEMIC PERIOD

The article discusses the features of the development of tourism in the context of the pandemic of the new coronavirus infection Covid-19. The specific features of agricultural tourism are highlighted, and its advantages are determined in comparison with other types of tourism. The possibility of the propulsive influence of agricultural tourism on the economy and social sphere of depressed territories in the post-pandemic period is noted. The promising directions for the development of agrarian tourism in the Republic of Dagestan have been identified. The need for state and municipal support for this type of tourism is indicated.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ТУРИЗМА В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД»

/р ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ

Гамидова А.Э.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ТУРИЗМА В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития туризма в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19. Выделены специфические черты аграрного туризма и определены его преимущества, в сравнении с другими видами туризма. Отмечена возможность пропульсивного влияния аграрного туризма на экономику и социальную сферу депрессивных территорий в постпандемийный период. Определены перспективные направления развития аграрного туризма в Республике Дагестан. Указано на необходимость государственной и муниципальной поддержки указанного вида туризма.

Ключевые слова. Аграрный туризм, туристическая индустрия, экономика территорий, пандемия Covid-19, государственная и муниципальная поддержка предпринимательства.

Gamidova A.E.

PROSPECTS OF AGRARIAN TOURISM DEVELOPMENT IN THE POST-PANDEMIC PERIOD

Abstract. The article discusses the features of the development of tourism in the context of the pandemic of the new coronavirus infection Covid-19. The specific features of agricultural tourism are highlighted, and its advantages are determined in comparison with other types of tourism. The possibility of the propulsive influence of agricultural tourism on the economy and social sphere of depressed territories in the post-pandemic period is noted. The promising directions for the development of agrarian tourism in the Republic of Dagestan have been identified. The need for state and municipal support for this type of tourism is indicated.

Keywords. Agricultural tourism, tourism industry, territorial economics, Covid-19 pandemic, state and municipal support for entrepreneurship.

Туризм в современных условиях - один из ключевых видов экономической деятельности, играющий заметную роль в мировом ВВП [1, 2, 3]. Так, по оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (см.: https://www.interfax.ru/business/605743), вклад в него туризма в 2017 году составил $8,3 трлн (10,4%). При этом, на долю Азиатско-Тихоокеанского региона приходилось $2,7 трлн, Северной и Южной Америки - $2,2 трлн, Европы - $2,1 трлн, Африки и Ближнего Востока -$402 млрд. Согласно прогнозам, к 2028 году вклад туризма в мировой ВВП вырастет до $12,5 трлн (11,7%). Велика значимость туризма и в решении социальных проблем: по оценкам той же организации, туристическая отрасль обеспечивает каждое десятое рабочее место в мире.

ГРНТИ 06.71.57 © Гамидова А.Э., 2020

Ариза Элдикаровна Гамидова - директор Махачкалинского представительства Московского финансово-промышленного университета «Синергия».

Контактные данные для связи с автором: 367027, г. Махачкала, просп. Али Гаджи Акушинского, 21 (Russia, Mahachkala, Ali Gagi Akushinskogo av., 21). E-mail: uglana2013@mail.ru.

Развитие туризма тесно связано с изменением структуры экономики, ее сервисизацией [4]. Особое значение он имеет для решения задач ускорения социально-экономического развития «проблемных» территорий, экономики которых длительное время пребывают в состоянии стагнации [5]. В частности, в России значительные перспективы туризм имеет в Северо-Кавказском регионе [6], имеющем сравнительно невысокие (по сравнению с другими макрорегионами страны) показатели социально-экономического развития. Дело в том, что туризм для своего развития (по крайней мере, на начальных этапах) требует сравнительно незначительных ресурсов, т.к. он может опираться на уже имеющиеся аттрактивные возможности территорий, вовлечение которых в хозяйственный оборот может быть осуществлено со сравнительно небольшими издержками.

Конечно, в 2020 году мировая туриндустрия испытала существенный «удар» вследствие распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19. В частности, «Всемирная туристская организация прогнозирует, что в 2020 году число туристов по всему миру снизится на треть - с 1,4 до 1 млрд человек... Организация экономического сотрудничества и развития исходит из того, что количество туристов в мире в этом году может сократиться на 40-70 процентов» (цит. по: https://www.dw.com/m/туризм-после-пандемии-как-коронавирус-изменит-путешествия/a-53225995). «По оценке Ростуризма [по состоянию на конец мая 2020 г.], недополученные турот-раслью доходы достигают 1,5 трлн рублей» (цит. по: https://expert.ru/2020/05/26/turizm-nachnet-vozrozhdatsya-iz-шchego).

Тем не менее, по мнению автора, эти изменения при всей их кажущейся трагичности, являются временными. Пандемия не может длиться вечно. Рано или поздно (различные специалисты называют сроки от одного до трех лет) она закончится, после чего в экономике, в том числе в туризме, начнется восстановление. Помимо этого, как показывает уже имеющийся опыт, пандемия распространяется своеобразными «волнами», в промежутке между «гребнями» которых вполне возможны всплески туристической активности. Именно такая картина наблюдалась в России летом 2020 года, когда вследствие сохранившихся запретов на транспортное сообщение с рядом стран наблюдался бум внутреннего туризма.

Заметим, что существует множество видов туризма. Среди них особое место занимает аграрный туризм. В России он пока еще не является распространенным, хотя во многих стран с высоким уровнем социально-экономического развития он пользуется большой популярностью [7]. В том числе, в «ковидной экономике» он обладает тем несомненным преимуществом, что позволяет сохранять социальное дистанцирование, что делает возможным его развитие даже в условиях довольно жестких противоэпидемических ограничений. Эта возможность обусловлена тем обстоятельством, что аграрный туризм осуществляется в дестинациях, обладающих меньшей плотностью населения и находящихся под воздействием естественных оздоравливающих факторов.

Указанные обстоятельства позволяют нам утверждать, что в среднесрочной перспективе, если наблюдаемые сегодня тенденции сохранятся, аграрный туризм будет приобретать всё больше и больше приверженцев, что требует развития методов и технологий его ведения, а также разработки и реализации государственных и муниципальных программ его поддержки.

Эта поддержка может быть достаточно гибкой, что обусловлено той особенностью аграрного туризма, что он имеет множество подвидов, которые тесно переплетаются с другими видами туризма. В частности, можно назвать: медицинский; исторический; экологический («зелёный»); спортивный; образовательный; сельскохозяйственный; фольклорный; международный и другие виды аграрного туризма. Для Северного Кавказа, население которого отличается значительным этническим разнообразием, по мнению автора, особое значение может иметь фольклорный туризм, дающий возможность приезжим ознакомиться с традициями коренных народов и народностей, их историческим и культурных своеобразием.

При этом, такого рода туризм, в силу незначительных масштабов (не самого явления аграрного туризма, а аграрных дестинаций), позволяет активно привлекать в эту сферу индивидуальных предпринимателей и самозанятых (лиц, стоящих на учете как плательщики налога на профессиональный доход), что делает соответствующие услуги более гибкими, а туристские сервисы - кли-ентоориентированными. За счет такого акцента возникает возможность решить не только экономические, но и социальные проблемы отдаленных сельских районов.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 3 (45).

33

Конечно, аграрный туризм, в силу его обозначенной специфики, должен подстраиваться под местные особенности и возможности (природно-климатические, этнографические, исторические и пр.). Поэтому программы его развития должны эту специфику в полной мере учитывать. В частности, автором выполнена такого рода адаптация применительно к конкретным условиям Республики Дагестан. Мы выделяем несколько направлений развития аграрного туризма:

1. Исторический и образовательный туризм;

2. Медицинский туризм. В Дагестане для туристов доступны бальнеология, минеральные и термальные воды, лечение озерными грязями, использование моря, пляжей и морского воздуха для оздоровления;

3. Экологический («зеленый») туризм. Отдых в отдаленных районах горного Дагестана позволяет «отойти от цивилизации» и «соединиться с природой», побывать на территориях с дикой природой, не затронутых или слабо затронутых хозяйственной деятельностью человека;

4. Спортивный туризм. Дагестан имеет богатые традиции народных спортивных состязаний. С учетом создания привлекательных для туристов событий, возможна организация ежегодных турниров по разным видам спорта в сельской местности;

5. Сельскохозяйственный туризм. В зависимости от профиля, он может быть животноводческий (например, посещение совхоза Червленые Буруны Ногайского района - центра племенного овцеводства Дагестана) и растениеводческий (здесь высокой аттрактивностью обладают южные районы Дагестана, где население традиционно занимается виноградарством и садоводством, а также абрикосовые сады горного Дагестана);

6. Кулинарный туризм тесно связан со всеми остальными видами аграрного туризма. Он подразумевает знакомство с традиционными блюдами народов Дагестана;

7. Фольклорный туризм опирается на изучение местных традиций (праздники первой борозды в селах, праздник Навруз Байрам в Юждаге, обряды сватовства и свадеб в горных районах и др.);

8. Охотничий и рыболовный туризм (высокогорные районы Дагестана, Аграханский и Кизляр-ский заливы Каспийского моря).

Если говорить о мерах поддержки развития аграрного туризма, то, как мы упоминали выше, они могут осуществляться на государственном (федеральном и региональном) и муниципальном уровнях. Причем именно на муниципальном уровне эти меры могут оказаться более действенными, в силу их конкретной направленности, адресности и гибкости применения. В то же время, как хорошо известно, муниципальные бюджеты в России, как правило, не имеют достаточных доходов.

Как указывает в своем аналитическом отчете Минфин России, «наряду с налоговыми и неналоговыми доходами значительную часть доходов местных бюджетов составляют межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. В общем объеме доходов местных бюджетов в 2018 году доля межбюджетных трансфертов без учета возврата остатков (включая субвенции) составляет 64,5% или 2 737,6 млрд рублей (в 2017 году данный показатель составлял 63,7% или 2 451,5 млрд рублей)» [8, с. 18].

Следовательно, требуется использовать такие меры поддержки аграрного туризма, которые не окажутся тяжелым бременем для местных бюджетов, но, в то же время, не будут носить декларативный характер. По нашему мнению, к такого рода мерам может быть отнесено создание специализированных информационных ресурсов силами сотрудников муниципальных учреждений или органов или по их заказу - сторонними организациями и волонтерами. На рисунке приведен пример графического отражения туристических объектов на территории Республики Дагестан в информационной системе подобного рода.

Подводя итог, отметим, что в настоящее время индустрия туризма является одной из самых крупных, доходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Пандемия Covid-19, хотя и нанесла значительный ущерб развитию туризма, по мнению автора, не может полностью заблокировать его развитие. При этом, многообразие видов туризма позволяет использовать его как инструмент стимулирования социально-экономического развития применительно к различным типам экономик, с разными стартовыми условиями. В том числе - в постпандемических реалиях.

Рис. Графическое изображение объектов аграрного туризма на территории Дагестана (вариант)

Как показывает анализ, сравнительно недооцененным в России является аграрный туризм. Низкая ресурсоемкость и высокая резистентность к противоэпидемическим мероприятиям делают его перспективным направлением развития как туризма в целом, так и экономик депрессивных регионов. Но для запуска механизмов его саморазвития необходима определенная поддержка со стороны властей, которая должна носить приоритетный характер на муниципальном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балабанов И. Т. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 173 с.

2. Здоров А.Б. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 320 с.

3. Карпова Г.А. Стратегические направления формирования и развития туристско-рекреационных зон в России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 4 (118). С. 85-89.

4. Крестьянинова О.Г. Механизм сопряженного развития медицинских услуг и туристской дестинации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 1. С. 29-32.

5. Плотников В.А., Федотова Г.В. Индикаторы стратегического регионального планирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 17 (203). С. 21-33.

6. Гамидова А.Э. Перспективы развития аграрного сектора индустрии туризма в Республике Дагестан // Проблемы развития АПК региона. 2015. Т. 23. № 3 (23). С. 96-100.

7. Мерзлов А.В. Значение туризма для устойчивого развития сельской местности // Рекреационная география Азиатской России: современное состояние и перспективы развития. Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2000.

8. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2018 год / Минфин России. М., 2019. 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.