Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТОВ ОСТРОВА КОРСИКА (ФРАНЦИЯ) В УСЛОВИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТОВ ОСТРОВА КОРСИКА (ФРАНЦИЯ) В УСЛОВИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК ФРАНЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АЭРОПОРТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ / БЮДЖЕТНЫЕ АВИАКОМПАНИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АВИАКОМПАНИИ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рублев Владимир Владимирович, Ларин Олег Николаевич

Цель работы. Целью проводимого исследования является анализ деятельности аэропортов острова Корсика. Авиасообщение для островных территорий является одним из ключевых элементов транспортной логистики. В условиях преодоления кризиса 2020 г. падение пассажиропотока на французском рынке пассажирских авиаперевозок превысило 60%, что стало наихудшим показателем за всю историю развития гражданской авиации. Методология и методы проведения работы. На основании анализа статистических данных пассажиропотока аэропортов Франции докризисного уровня, на основании анализа маршрутной сети аэропортов Корсики в условиях преодоления кризиса, а также на основании данных авиакомпании «Air Corsica» (региональной авиакомпании Франции, базирующейся на территории островных аэропортов) было представлено заключение о перспективах посткризисного развития. Результаты. Результатом проведенного исследования стало заключение о необходимости развития маршрутной сети аэропортов Корсики при условии расширения сотрудничества с ведущими европейскими бюджетными авиакомпаниями. В качестве позитивного опыта развития островных аэропортов представлен анализ международной маршрутной сети аэропорта Кальяри (остров Сардиния, Италия). Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применимы при разработке стратегии развития аэропорта Симферополь в условиях преодоления кризиса 2020 г. Выводы. Результатом преодоления кризиса 2020 г., вызванного негативным влиянием пандемии COVID -19, может стать банкротство региональной французской авиакомпании «Air Corsica» на фоне падения пассажиропотока и неразвитости маршрутной сети авиакомпании. Возможным эффективным сценарием развития аэропортов Корсики может стать расширение внутренней и международной маршрутной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рублев Владимир Владимирович, Ларин Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CORSICA ISLAND AIRPORTS (FRANCE) IN CONDITIONS OF MACROECONOMIC INSTABILITY

The purpose of the work. The purpose of the study is to analyze the activities of Corsica Island airports. Air traffic for island territories is one of the key elements of transport logistics. In the conditions of overcoming the crisis of 2020, the drop in passenger traffic in the French passenger air transportation market exceeded 60%, which was the worst indicator in the history of the development of civil aviation. Methodology and methods of work. Based on the analysis of statistical data on the passenger traffic of French airports at the pre-crisis level, based on the analysis of the route network of Corsica airports in the conditions of overcoming the crisis, as well as on the basis of data from Air Corsica (a regional airline of France based on the territory of island airports), a conclusion was presented on the prospects for post-crisis development. Results. The result of the study was the conclusion that it is necessary to develop the route network of Corsica airports, provided that cooperation with leading European budget airlines is expanded. The analysis of the international route network of Cagliari Airport (Sardinia Island, Italy) is presented as a positive experience of the development of island airports. The scope of the results. The results of the study can be applied in the development of a strategy for the development of Simferopol Airport in the conditions of overcoming the crisis of 2020. Conclusions. The result of overcoming the crisis of 2020 caused by the negative impact of the COVID-19 pandemic may be the bankruptcy of the regional French airline "Air Corsica" against the background of falling passenger traffic and the underdevelopment of the airline's route network. A possible effective scenario for the development of Corsica airports may be the expansion of the domestic and international route network.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТОВ ОСТРОВА КОРСИКА (ФРАНЦИЯ) В УСЛОВИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

Транспорт

УДК 656.71 РУБЛЕВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

аспирант кафедры Предпринимательства и логистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),

e-mail: v.v.rublev@yandex.ru

ЛАРИНОЛЕГНИКОЛАЕВИЧ

д.т.н., профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва), профессор Российского университета транспорта (г. Москва), Академик Российской и Международной

академий транспорта, e-mail: larin_on@mail.ru

D0l:10.26726/1812-7096-2021 -9-34-44 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТОВ ОСТРОВА КОРСИКА (ФРАНЦИЯ) В УСЛОВИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Аннотация. Цель работы. Целью проводимого исследования является анализ деятельности аэропортов острова Корсика. Авиасообщение для островных территорий является одним из ключевых элементов транспортной логистики. В условиях преодоления кризиса 2020 г. падение пассажиропотока на французском рынке пассажирских авиаперевозок превысило 60%, что стало наихудшим показателем за всю историю развития гражданской авиации. Методология и методы проведения работы. На основании анализа статистических данных пассажиропотока аэропортов Франции докризисного уровня, на основании анализа маршрутной сети аэропортов Корсики в условиях преодоления кризиса, а также на основании данных авиакомпании «Air Corsica» (региональной авиакомпании Франции, базирующейся на территории островных аэропортов) было представлено заключение о перспективах посткризисного развития. Результаты. Результатом проведенного исследования стало заключение о необходимости развития маршрутной сети аэропортов Корсики при условии расширения сотрудничества с ведущими европейскими бюджетными авиакомпаниями. В качестве позитивного опыта развития островных аэропортов представлен анализ международной маршрутной сети аэропорта Кальяри (остров Сардиния, Италия). Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применимы при разработке стратегии развития аэропорта Симферополь в условиях преодоления кризиса 2020 г. Выводы. Результатом преодоления кризиса 2020 г., вызванного негативным влиянием пандемии COVID-19, может стать банкротство региональной французской авиакомпании «Air Corsica» на фоне падения пассажиропотока и неразвитости маршрутной сети авиакомпании. Возможным эффективным сценарием развития аэропортов Корсики может стать расширение внутренней и международной маршрутной сети.

Ключевые слова: рынок авиаперевозок Франции, региональные аэропорты, региональные авиаперевозки, бюджетные авиакомпании, региональные авиакомпании, антикризисное управление.

RUBLEV VLADIMIR VLADIMIROVICH

Postgraduate Student of the Department of Entrepreneurship and Logistics of the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow),

e-mail: v.v.rublev@yandex.ru

LARIN OLEG NIKOLAEVICH

Dr.Sc of Technics, Professor of the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow), Professor of the Russian University

of Transport (Moscow), Academician of the Russian and International Academies of Transport, e-mail: larin_on@mail.ru

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CORSICA ISLAND AIRPORTS (FRANCE) IN CONDITIONS OF MACROECONOMIC INSTABILITY

Abstract. The purpose of the work. The purpose of the study is to analyze the activities of Corsica Island airports. Air traffic for island territories is one of the key elements of transport logistics. In the conditions of overcoming the crisis of 2020, the drop in passenger traffic in the French passenger air transportation market exceeded 60%, which was the worst indicator in the history of the development of civil aviation. Methodology and methods of work. Based on the analysis of statistical data on the passenger traffic of French airports at the pre-crisis level, based on the analysis of the route network of Corsica airports in the conditions of overcoming the crisis, as well as on the basis of data from Air Corsica (a regional airline of France based on the territory of island airports), a conclusion was presented on the prospects for post-crisis development. Results. The result of the study was the conclusion that it is necessary to develop the route network of Corsica airports, provided that cooperation with leading European budget airlines is expanded. The analysis of the international route network of Cagliari Airport (Sardinia Island, Italy) is presented as a positive experience of the development of island airports. The scope of the results. The results of the study can be applied in the development of a strategy for the development of Simferopol Airport in the conditions of overcoming the crisis of 2020. Conclusions. The result of overcoming the crisis of 2020 caused by the negative impact of the COVID-19 pandemic may be the bankruptcy of the regional French airline "Air Corsica" against the background of falling passenger traffic and the underdevelopment of the airline's route network. A possible effective scenario for the development of Corsica airports may be the expansion of the domestic and international route network.

Keywords: French air transportation market, regional airports, regional air transportation, budget airlines, regional airlines, crisis management.

Введение. Остров Корсика является территорией Республики Франция и входит в число ключевых туристических достопримечательностей Европы. На территории Корсики функционируют четыре региональных аэропорта, обслуживающих внутренние и международные (европейские) регулярные и чартерные рейсы. Совокупный пассажиропоток аэропортов острова по итогам докризисного 2019 г. составил 4 263 381 пасс. Представим данные пассажиропотока аэропортов Франции по итогам деятельности за 2019 г. (табл. 1) в сравнении с 2018 г.

Мы видим, что аэропорты Корсики не входят в число ведущих аэропортов Франции, однако на территории острова, как указано выше, действуют 4 аэропорта. К примеру, на территории острова Сардиния (Италия) действуют три региональных аэропорта: Кальяри, Ольбия, Альгеро. При этом Сардиния значительно превосходит остров Корсика по территории. Пассажиропоток аэропортов о. Корсика в 2019 г. был на уровне показателей 2018 г., что свидетельствует об отсутствии тенденции развития маршрутной сети.

Покажем аэропорты острова Корсика на карте (рис. 1).

Основной туристический поток Корсики составляют граждане Франции, Бельгии, Швейцарии и Италии. Стоимость пребывания на острове «Иль де боте» значительно выше, чем на островах Сицилия и Сардиния. Этим и обусловлен низкий показатель пассажиропотока, а также незначительная доля иностранных туристов в структуре туристического потока. Для подтверждения этого рассмотрим количество ночей пребывания туристов на территории о. Корсика в 2019 г.: ночи пребывания французских туристов (рис. 2), ночи пребывания зарубежных туристов (рис. 3).

Туризм является важной составляющей экономики острова. Более 30% населения работает на предприятиях в сфере услуг. Население острова, по данным на 2019 г., составляло 330 тыс. жителей [4]. Помимо туризма на территории острова действуют аграрные предприятия по выращиванию фруктов: яблок, персиков, нектарин, мандарин и овощей, а также осуществляется

Таблица 1

Аэропорт Пассажиропоток, чел. %, 2019 / 2018 гг.

г. Париж (Шарль де Голль) 76 150 007 + 5,4

г. Париж (Орли) 31 853 049 - 3,8

г. Ницца 14 485 423 + 4,6

г. Лион 11 739 600 + 6,4

г. Марсель 10 151 743 + 8,1

г. Тулуза 9 620 224 - 0,1

г. Базель - Мюлуз 9 094 821 + 6,0

г. Бордо 7 703 135 + 13,3

г. Нант 7 227 411 + 16,6

г. Париж (Бове) 3 983 250 + 5,2

г. Лилль 2 189 221 + 5,3

г. Монпелье 1 935 631 + 3,0

г. Аяччо (о. Корсика) 1 618 723 - 3,3

г. Бастия (о. Корсика) 1 559 492 + 2,3

г. Страсбург 1 301 886 + 0,4

г. Брест 1 236 121 + 11,9

г. Биариц 1 066 204 - 9,9

г. Ренн 851 976 - 0,6

г. Фигари (о. Корсика) 748 652 - 1,0

г. По 606 003 - 1,1

г. Тулон 507 199 - 11,1

г. Тарб 466 235 + 0,9

г. Периньян 447 938 -3,3

г. Клермон-Ферран 431 180 +0,1

г. Каркассон 351 982 - 6,2

г. Кальви (о. Корсика) 336 514 + 0,4

г. Гренобль 307 979 - 13,5

г. Кан 304 769 + 11,2

г. Лимож 300 840 - 0,2

г. Бержерак 285 182 - 0,4

г. Бези 267 712 + 14,5

г. Мец 263 619 - 5,4

г. Ля Рошель 233 001 - 3,0

г. Ним 231 031 - 3,0

г. Шамбери 204 573 - 0,1

г. Тур 197 109 + 8,6

г. Довиль 134 612 - 8,7

г. Потьё 114 134 - 4,4

^■[ИСШтник: Результаты деятельности аэропортов Фр 1анции в 2019 ^УСтОпистика и тр фик [1]. + 3,4

тт____ - 17,2

г. Лорен

Рис. 1. Аэропорты острова Корсика на карте Источник: Carte touristique de la Corse (фр. Туристическая карта Корсики) [2].

Рис. 2. Количество ночей пребывания французских туристов на территории острова Корсика в 2019 г., млн ночей Источник: Bilan économique 2019 - Corse (фр. Экономический доклад 2019 - Корсика) [3].

Рис. 3. Количество ночей пребывания зарубежных туристов на территории острова Корсика в 2019 г., млн ночей

Для российских туристов остров Корсика не имеет статуса популярного туристического маршрута. Приобретение авиабилетов из Москвы и Санкт-Петербурга возможно с промежуточной стыковкой в Париже, стоимость авиабилетов на 100-200% выше стоимости авиабилетов по направлениям Москва - Ницца, Москва - Марсель, Москва - Бордо. В докризисный 2019 г. стоимость авиабилета на рейс Москва - Ницца - Москва составляла от 13500 руб. (авиакомпания «S7»), стоимость авиаперелета по направлению Москва - Аяччо - Москва авиакомпании «Air France» с промежуточной стыковкой в аэропорту Шарль де Голль (Париж) превышала 35000 рублей. Ценовая разница является ключевым фактором невостребованности о. Корсика в качестве туристического направления для россиян.

Методы исследования. Вопросам развития региональных аэропортов посвящены труды российских и зарубежных ученых. В статье Пахорукова К.И. «Децентрализация во Франции: особая роль Корсики» [5] автор заключает, что власти Французской Республики уделяют незначительное внимание развитию туристического потенциала острова. В условиях развития туриндустрии как важной составляющей экономики стран Европейского Союза развитие туризма на острове Корсика могло бы оказать положительное влияние на снижение уровня безработицы и повышение благосостояния населения региона. В дополнение к результатам исследования автора необходимо отметить, что развитие туризма на итальянских островах Сицилия и Сардиния осуществляется более высокими темпами. Важную роль в этом играют аэропорты Сицилии и Сардинии, имеющие разветвленную внутреннюю и международную сеть. Ведущие бюджетные авиакомпании Европы имеют развитую маршрутную сеть на территории аэропортов итальянских островов [6]. Так, испанская бюджетная авиакомпания

Рис. 4. Маршрутная сеть испанской бюджетной авиакомпании «Volotea» на базе аэропорта Кальяри (о. Сардиния, Италия) по состоянию на 2021 г. Источник: «Volotea». География полетов. Официальный сайт [7].

В статье Маленцевой П.С. и Тишкиной А.Г. «Условия и организация гастрономического туризма во Франции» [8] авторы исследования подчеркивают, что остров Корсика славится своим культурным и историческим наследием, но продолжает оставаться невостребованным для значительной части туристов, прибывающих во Францию. Между Корсикой действует авиасообщение с крупными городами Франции, а также городами Италии и Испании (рейсы выполняются бюджетными авиакомпаниями), вторым возможным способом добраться до острова является паромная переправа между островом и городами Ницца и Тулон.

С 1989 г. на территории острова осуществляет деятельность французская региональная авиакомпания «Air Corsica» [9], собственниками которой являются: Территориальное управление острова Корсика (60,37%), франко-голландский авиационный холдинг «Air France -KLM» (11,94%), французская финансовая группа «Credit Agricole» (7,55%), частная инвестиционная компания «SNCM» (6,68%). Согласно данным, размещенным на официальном сайте авиаперевозчика (по состоянию на 27.01.2021 г.), стоимость авиабилетов из аэропортов Аяччо, Кальяри, Фигари, Бастия до Парижа (Орли) составляет 69 евро. Следует отметить для сравнения, что стоимость авиабилетов европейских бюджетных авиакомпаний на маршрутах малой протяженности (до 100 км) на аналогичный период составляет от 9 евро до 50 евро.

Анализ аэропортов острова Корсика. Сопоставим данные анализа маршрутной сети клас-

Рис. 5. Доля рейсов классических и бюджетных авиакомпаний в структуре маршрутной сети аэропортов о. Корсика. Докризисный уровень, % (январь 2020 г.) Источник: Результаты деятельности аэропортов Франции в 2019 г. Статистика и трафик [1].

До кризиса 2020 г. аэропорты Корсики обслуживали регулярные рейсы европейских бюджетных авиакомпаний: «Ryanair» (Ирландия), «EasyJet» (Великобритания), «Volotea» (Испания), «Vueling» (Испания), «Transavia» (Франция - Нидерланды). Однако их доля в структуре маршрутной сети аэропортов была незначительной и составляла от 1 до 3 направлений с периодичностью от 1 до 4 рейсов в неделю.

В статье итальянского исследователя Ventisette E. (ит. Ветисетте Э.) «Means of transport of foreign tourists in Italy and the tourism balance of payments» (англ. Транспортные средства иностранных туристов в Италии и баланс платежей по статье «туризм») [10] сделан вывод о том, что аэропорты Корсики проигрывают итальянским аэропортам Сардинии и Сицилии в развитости маршрутной сети, и это является препятствующим фактором в развитии туризма. Автор подчеркивает, что Правительство Италии, совместно с органами исполнительной власти Сицилии и Сардинии в период с 2008 по 2015 гг., инициировало реализацию комплекса мер по совершенствованию региональных аэропортов, а также расширило доступ иностранных авиакомпаний в островные регионы. Бюрократизация французских властей и непонимание структурных особенностей развития островных территорий оказывают негативное влияние и пре-

пятствуют развитию корсиканских аэропортов.

Роль консолидации республиканских и региональных органов исполнительной власти оказала положительное влияние на развитие туризма в Испании [11]. На территории Испании были образованы две бюджетные авиакомпании «Vueling» и «Volotea», оказавшие положительное влияние на развитие национальной сферы туризма. Италия не имеет бюджетной авиакомпании, однако для ведущих европейских бюджетных авиакомпаний из Ирландии, Великобритании, Венгрии, Италии и Германии итальянский рынок является одним из приоритетных в структуре европейского рынка пассажирских авиаперевозок в бюджетном сегменте. Франко-голландский авиационный холдинг «Air France - KLM» владеет бюджетной авиакомпанией «Transavia», однако компания не имеет высоких темпов роста и развития; флот компании составляют 42 ед. Boeing 737-700 и Boeing 737-800 [12]. Для сравнения укажем, что флот ирландской бюджетной авиакомпании «Ryanair» составляют 442 ед. Boeing 737-800; британской «easyJet» - 332 ед. Airbus модификаций A-319, A-320, A-321. Увеличение доли рынка Франции в структуре бюджетных авиаперевозок возможно только благодаря многократному увеличению парка воздушных судов «Transavia» или благодаря созданию национальной бюджетной авиакомпании. Парк воздушных судов островной региональной авиакомпании «Air Corsica» составляют 9 ед. Airbus A-320-200 (вместимостью 180 пасс.), обслуживающие направления Корсика - Париж, в количестве 5 ед. и 4 ед. лайнера ATR-72-500 (вместимостью 70 пасс.), обслуживающих направления, связывающие Корсику с регионами Франции. Ребрендинг «Air Corsica» и переход авиакомпании в бюджетный сегмент является маловероятным сценарием развития. Испания и Италия не имеют региональных авиакомпаний, базирующихся на территории островной части государств. Пассажиропоток между Испанией и островами Майорка, Минорка, Канарскими обслуживается испанскими бюджетными авиакомпаниями «Vueling», «Volotea» и классической испанской авиакомпанией «Iberia». Пассажиропоток островов Сицилия, Сардиния, Лампедуза обслуживается итальянскими классическими авиакомпаниями «Alitalia» и «Air Italy», а также европейскими бюджетными и классическими авиаперевозчиками.

Необходимо вспомнить, что в результате последствий мирового финансового кризиса 2008 г. падение пассажиропотока не превышало 10%. Кризис же 2020 г. оказал глобальное негативное влияние на мировой и европейский рынок пассажирских авиаперевозок. Падение пассажиропотока в 2020 г. составило 60% к показателю 2019 года. Начиная с марта и до конца 2020 года были введены временные запретительные и ограничительные меры на выполнение международных авиарейсов. Регулярное авиасообщение между о. Корсика и материковой Францией осуществляется только авиакомпаниями «Air Corsica» и «Air France». На момент проведения исследования (январь 2021 г.) корсиканские аэропорты не осуществляли обслуживание регулярных рейсов, связывающих Корсику с зарубежными странами. Ограничения, действую-

Направление Авиакомпания Тип авиакомпании

г. Париж - Орли «Air Corsica» «Air France» Классическая Классическая

г. Лион «Air Corsica» Классическая

г. Марсель «Air Corsica» Классическая

г. Ницца «Air Corsica» Классическая

*Источник: Официальный сайт аэропорта Бастия (о. Корсика) [13]. Таблица 3

Направление Авиакомпания Тип авиакомпании

г. Париж - Орли «Air Corsica» «Air France» Классическая Классическая

г. Марсель «Air Corsica» Классическая

г. Ницца «Air Corsica» Классическая

*Источник: Официальный сайт аэропорта Кальви (о. Корсика) [14].

Таблица 4

Направление Авиакомпания Тип авиакомпании

г. Париж - Орли «Air Corsica» Классическая

«Air France» Классическая

г. Марсель «Air Corsica» Классическая

г. Ницца «Air Corsica» Классическая

*Источник: Официальный сайт аэропорта Аяччо (о. Корсика) [15].

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направление Авиакомпания Тип авиакомпании

г. Париж - Орли «Air Corsica» Классическая

«Air France» Классическая

г. Марсель «Air Corsica» Классическая

г. Тулон «Air Corsica» Классическая

г. Ницца «Air Corsica» Классическая

*Источник: Официальный сайт аэропорта Фигари (о. Корсика) [16].

Сокращение маршрутной сети аэропортов Корсики носит временный характер и обусловлено введением ограничительных мер на осуществление регулярного пассажирского авиасообщения в период пандемии COVID-19. В случае улучшения эпидемиологической ситуации введенные ограничительные меры будут поэтапно сниматься. Важно отметить, что меры, введенные французскими властями, являются одними из самых жестких в рамках Европейского Союза [17]. В период с марта по май 2020 г. падение пассажиропотока достигало 90-95% к аналогичному показателю 2019 г.

Выводы. Возможным вероятным сценарием развития является банкротство региональной французской авиакомпании «Air Corsica». Этот прогноз был сделан французским экспертом Антуаном Альбертани (фр. Antoin Albertani) в статье «Effondrement du transport et tourisme à l'arrêt : avec le Covid-19, la Corse redécouvre qu'elle est une île» (фр. Транспортный коллапс и туризм на останове: с Covid-19 Корсика вновь заявляет, что она является островом) [18]. Необходимо учитывать потери предприятий сферы туризма острова Корсика от введения временных ограничительных и запретительных мер на осуществление регулярного международного авиасообщения.

Эффективным сценарием посткризисного развития аэропортов о. Корсика является расширение действующей маршрутной сети международного авиасообщения. При разработке проекта посткризисного развития полезно учесть опыт Италии (на примере аэропорта Кальяри) в построении международной маршрутной сети. Рассмотрим подробнее данный пример и представим данные международной маршрутной сети аэропорта Кальяри по состоянию на 2021 г. (табл. 6).

Мы видим, что доминирующее положение в структуре маршрутной сети аэропорта Кальяри - Элмас (остров Сардиния, Республика Италия) занимают направления бюджетных авиакомпаний. Пассажиропоток аэропорта Кальяри - Элмас по итогам работы за 2019 г. составил 4,747 млн пасс. [20], что превышает совокупный пассажиропоток 4 аэропортов острова Корсика - 4,263 млн пасс. за аналогичный период.

Таблица 6

Направление Авиакомпания Тип авиакомпании

Аликанте «Ryanair» Бюджетная

Гамбург «Eurowings» Бюджетная

Амстердам «KLM» Классическая

Афины «Volotea» Бюджетная

Барселона «Vueling» «Ryanair» Бюджетная Бюджетная

Базилия «easyJet» Бюджетная

Берлин «easyJet» Бюджетная

Бильбао «Volotea» Бюджетная

Бордо «Volotea» Бюджетная

Бреславия «Ryanair» Бюджетная

Брюссель «Ryanair» Бюджетная

Будапешт «Ryanair» Бюджетная

Колонья «Eurowings» Бюджетная

Краковица «Ryanair» Бюджетная

Дёвиль «Volotea» Бюджетная

Дублин «Ryanair» Бюджетная

Дюссельдорф «Ryanair» «Eurowings» Бюджетная Бюджетная

Франкфурт-на-Майне «Lufthansa» «Condor» «Ryanair» Классическая Чартерная Бюджетная

Женева «easyJet» Бюджетная

Ганновер «Volotea» Бюджетная

Карлсруэ - Баден «Ryanair» Бюджетная

Лиль «Tui Fly» Чартерная

Лион «Volotea» Бюджетная

Лондон «British Airways» «Ryanair» «easyJet» Классическая Бюджетная Бюджетная

Люксембург «Luxair» Классическая

Мадрид «Ryanair» «Iberia» Бюджетная Классическая

Мальта «Air Malta» Классическая

Манчестер «Ryanair» Бюджетная

Марсель «Volotea» Бюджетная

Москва «S7» Классическая

Нант «Volotea» Бюджетная

Ницца «easyJet» Бюджетная

Прага «Volotea» « Smartwings» Бюджетная Бюджетная

Париж «Ryanair» «Air France» «Tui Fly» «easyJet» Бюджетная Классическая Чартерная Бюджетная

Порту «Ryanair» Бюджетная

Севилья «Ryanair» Бюджетная

Стоккарда «Eurowings» Бюджетная

Страсбург «Volotea» Бюджетная

Тулуза «Volotea» «easyJet» Бюджетная Бюджетная

Валенсия «Ryanair» Бюджетная

Варсавия «Ryanair» Бюджетная

Вена «Ryanair» «Austrian» Бюджетная Классическая

Цюрих «Edelweiss» Чартерная

^Источник: Cagliari Airport. Destinazioni (ит. Аэропорт Кальяри. Направления) [19].

Литература

1. Résultats d'activite des aéroports français - 2019. Statistiques de traffic (фр. Результаты деятельности аэропортов Франции в 2019 г. Статистика и трафик) // UAF&FRA (Union des Aeroports Français & Francophones Associes). 2020.

2. Carte touristique de la Corse (фр. Туристическая карта Корсики) [Электронный ресурс]. - URL : https://www.bonifacio.fr/brochures/carte-touristique-de-corse/ (дата обращения: 28.01.2021).

3. Bilan économique 2019 - Corse (фр. Экономический доклад 2019 - Корсика) [Электронный ресурс]. -URL : https://www.insee.fr/fr/statistiques/4475858?sommaire=4475962 (дата обращения: 28.01.2021).

4. Остров Корсика. Туристический информационный портал Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - URL : https://ru.qaz.wiki/wiki/Corsica (дата обращения: 28.01.2021).

5. Пахоруков, К. И. Децентрализация во Франции : особая роль Корсики // Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. №7 (8). С.69-71.

6. Рублев, В. В. Региональная маршрутная сеть как основа концепции бюджетной авиакомпании : европейский опыт и российская практика // Современная экономика : проблемы и решения. - Воронеж, 2020. №10 (130) (октябрь). С.150-168.

7. «Volotea». География полетов. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL : https:// www.volotea.com/es/destinos/ (дата обращения: 28.01.2021).

8. Маленцова, П. С., Тишкина, А. Г. Условия и организация гастрономического туризма во Франции // Парадигма. 2018. № 28. С.112-121.

9. «Air Corsica - французская региональная авиакомпания». Официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL : https://www.aircorsica.com/ (дата обращения: 28.01.2021).

10. Ventisette, E. Means of transport offoreign tourists in Italy and the tourism balance ofpayments // Tourism and hospitality management. 2019. No. 25 (2). P. 247-268.

11. Рублев, В. В. Анализ влияния бюджетных авиакомпаний «Volotea» и «Vueling» на рынок пассажирских авиаперевозок Испании в условиях макроэкономической нестабильности // Теоретическая экономика. Ярославский государственный технический университет. 2020. №11 (71) (ноябрь). С. 68-78.

12. Transavia. Официальный сайт. Русская версия [Электронный ресурс]. - URL : https:// www.transavia.com/fr-FR/accueil/ (дата обращения: 28.01.2021).

13. Aéroport Bastia Poretta (фр. Аэропорт Бастия - Поретта) [Электронный ресурс]. - URL : http:// bastia.aeroport.fr/en/ (дата обращения: 28.01.2021).

14. Aéroport de Calvi (фр. Аэропорт Кальви) [Электронный ресурс]. - URL : http://calvi.aeroport.fr/en/ (дата обращения: 28.01.2021).

15. Aéroport d'Ajaccio Napoléon Bonaparte (фр. Аэропорт Аяччо им. Наполеона Бонапарта) [Электронный ресурс]. - URL : http://www.2a.cci.fr/Aeroport-Napoleon-Bonaparte-Ajaccio.html (дата обращения: 28.01.2021).

16. AéroportFigari (фр. Аэропорт Фигари) [Электронныйресурс]. - URL : http://www.2a.cci.fr/Aeroport-Figari-Sud-Corse.html (дата обращения: 28.01.2021).

17. Власти Франции продлили действие жестких антикоронавирусных ограничений. ИНТЕРФАКС [Электронныйресурс]. - URL : https://www.interfax.ru/world/744301 (дата обращения: 28.01.2021).

17. Antoin Albertani Effondrement du transport et tourisme à l'arrêt : avec le Covid-19, la Corse redécouvre qu'elle est une île [Электронный ресурс]. - URL : https://www.lemonde.fr/economie/article/2021/01/07/le-covid-19-frappe-au-c-ur-l-economie-corse_6065468_3234.html (дата обращения: 28.01.2021).

19. Cagliari Airport. Destinazioni (ит. Аэропорт Кальяри. Направления). [Электронный ресурс]. - URL : http://www.sogaer.it/it (дата обращения: 28.01.2021).

20. Cagliari Airport. Analisi statistiche di traffico - 2019 (ит. Аэропорт Кальяри. Анализ авиационной статистики за 2019 г.) [Электронный ресурс]. - URL : http://www.sogaer.it/it/societa-trasparente (дата обращения: 29.01.2021).

References:

1. Resultats d'activite des aeroports francais - 2019. Statistiques de traffic (fr. Rezul'taty deyatel'nosti aeropor-tov Francii v 2019 g. Statistika i trafik) // UAF&FRA (Union des Aeroports Francais & Francophones Associes). 2020.

2. Carte touristique de la Corse (fr. Turisticheskaya karta Korsiki) [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// www.bonifacio.fr/brochures/carte-touristique-de-corse/ (data obrashcheniya: 28.01.2021).

3. Bilan économique 2019 - Corse (fr. Ekonomicheskij doklad 2019 - Korsika) [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.insee.fr/fr/statistiques/4475858?sommaire=4475962 (data obrashcheniya: 28.01.2021).

4. Ostrov Korsika. Turisticheskij informacionnyj portal Respubliki Kazahstan [Elektronnyj resurs]. - URL : https://ru.qaz.wiki/wiki/Corsica (data obrashcheniya: 28.01.2021).

5. Pahorukov, K. I. Decentralizaciya vo Francii : osobaya rol' Korsiki // Vserossijskij zhurnal nauchnyh pub-likacij. 2011. №7 (8). S.69-71.

6. Rublev, V. V. Regional'naya marshrutnaya set' kak osnova koncepcii byudzhetnoj aviakompanii : evropejskij opyt i rossijskaya praktika // Sovremennaya ekonomika : problemy i resheniya. - Voronezh, 2020. №10 (130) (oktyabr'). S.150-168.

7. «Volotea». Geografiya poletov. Oficial'nyj sajt [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.volotea.com/es/ destinos/ (data obrashcheniya: 28.01.2021).

8. Malencova, P. S., Tishkina, A. G. Usloviya i organizaciya gastronomicheskogo turizma vo Francii //Para-digma. 2018. № 28. S.112-121.

9. «Air Corsica - francuzskaya regional'naya aviakompaniya». Oficial'nyj sajt [Elektronnyj resurs]. - URL :

https://www.aircorsica.com/ (data obrashcheniya: 28.01.2021).

10. Ventisette, E. Means of transport offoreign tourists in Italy and the tourism balance ofpayments // Tourism and hospitality management. 2019. No. 25 (2). P. 247-268.

11. Rublev, V. V. Analiz vliyaniya byudzhetnyh aviakompanij «Volotea» i «Vueling» na rynok passazhirskih aviaperevozok Ispanii v usloviyah makroekonomicheskoj nestabil'nosti // Teoreticheskaya ekonomika. YAro-slavskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet. 2020. №11 (71) (noyabr'). S. 68-78.

12. Transavia. Oficial'nyj sajt. Russkaya versiya [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.transavia.com/fr-FR/accueil/ (data obrashcheniya: 28.01.2021).

13. Aéroport Bastia Poretta (fr. Aeroport Bastiya - Poretta) [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// bastia.aeroport.fr/en/ (data obrashcheniya: 28.01.2021).

14. Aéroport de Calvi (fr. Aeroport Kal'vi) [Elektronnyj resurs]. - URL : http://calvi.aeroport.fr/en/ (data obrashcheniya: 28.01.2021).

15. Aéroport d'Ajaccio Napoléon Bonaparte (fr. Aeroport Ayachcho im. Napoleona Bonaparta) [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.2a.cci.fr/Aeroport-Napoleon-Bonaparte-Ajaccio.html (data obrashcheniya: 28.01.2021).

16. Aéroport Figari (fr. Aeroport Figari) [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.2a.cci.fr/Aeroport-Figari-Sud-Corse.html (data obrashcheniya: 28.01.2021).

17. Vlasti Francii prodlili dejstvie zhestkih antikoronavirusnyh ogranichenij. INTERFAKS [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.interfax.ru/world/744301 (data obrashcheniya: 28.01.2021).

17. Antoin Albertani Effondrement du transport et tourisme à l'arrêt : avec le Covid-19, la Corse redécouvre qu 'elle est une île [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.lemonde.fr/economie/article/2021/01/07/le-covid -19-frappe-au-c-ur-l-economie-corse_6065468_3234.html (data obrashcheniya: 28.01.2021).

19. Cagliari Airport. Destinazioni (it. Aeroport Kal'yari. Napravleniya). [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// www.sogaer.it/it (data obrashcheniya: 28.01.2021).

20. Cagliari Airport. Analisi statistiche di traffico - 2019 (it. Aeroport Kal'yari. Analiz aviacionnoj statistiki za 2019 g.) [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.sogaer.it/it/societa-trasparente (data obrashcheniya: 29.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.