ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
© В.С. Щенников, 2018 УДК 338 ББК 65
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ СВЕРХЗВУКОВЫХ ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ
Владимир Сергеевич Щенников,
инженер-конструктор АО «ИЦ ИКАР» E-mail: tshennikov@gmail.com Рецензент: А.М. Еропкин, кандидат экономических наук, профессор Научная пециальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Проанализирована проблема прогнозировании цены нового перспективного самолета на этапе предварительного проектирования. Представлена корреляционная зависимость между ценой и техническими параметрами гражданских самолетов в трех категориях: ближнемагистральные, дальнемагистральные и сверхзвуковые. С использованием метода факторного анализа эти параметры распределены на 3 группы по характеристикам полезной нагрузки, энерговооруженности и комфорта гражданского самолета. Впоследствии получено факторное отображение, позволяющее перейти от пространства множества технических параметров современного самолета к пространству минимума технических факторов.
Ключевые слова: прогнозирование цены самолета, методы прогнозирования цены, сверхзвуковая гражданская авиация, параметры самолета, конкурентоспособность, лимитная цена самолета, производительность самолета, энерговооруженность самолета.
Для цитирования: Щенников В.С. Перспективы разработки сверхзвуковых пассажирских самолетов. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):369-73.
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SUPERSONIC PASSENGER AIRCRAFT
Vladimir S. Shchennikov,
Design engineer in JSC «Engineering Center ECAR»
Abstract. In this article shortly analyses the problem of forecasting the price of a new perspective aircraft at the stage of preliminary design. Correlation dependency between price and technical parameters are used in civil aircraft industry divided in three categories: short- to medium-range, long-range and supersonic aircrafts. In this paper was using the method of the factor analysis, these parameters were divided into 3 groups characterized by the payload parameters, power-to-weight ratio and comfort parameters of a civil aircraft. As result factor mapping which made it possible to move from space of many technical parameters of modern aircraft to space of minimum technical factors was obtained.
Keywords: aircraft price forecasting, methods for forecasting prices, supersonic civil aviation, aircraft parameters, competitiveness, limit cost of aircraft, aircraft performance, power-to-weight ratio of aircraft.
При разработке самолета цена нового изделия является одним из основных параметров в расчетах таких показателей инвестиционной привлекательности, как объем рынка и срок возврата инвестиций. Также стоимость является важным оценочным параметром при определении конкурентоспособности будущего самолета.
Для выбора стратегии ценообразования используются ценовые ориентиры — так называемые лимитные цены. В работе [1, с. 280—293] предлагается при исследовании цены нового товара рассматривают подходы к ценообразованию на основе:
• себестоимости товара (прибавление к себестоимости товара стандартной надбавки, что обе-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
спечивает безубыточность функционирования фирмы);
• ценности товара (установление цены на основе восприятия ценности товара покупателем, а не издержек продавца);
• конкуренции (выбор за основу цен конкурентов, а не собственных издержек или ценности товара).
Ценность рассматриваемого в данной статье товара, т.е. гражданского самолета, определяется его потребительскими качествами, такими, как крейсерская скорость, дальность полета, максимальная коммерческая нагрузка и другие технические параметры самолета. В качестве лимитной цены рассматривается устанавливаемый в проектах расчетный предельный уровень цен на будущую продукцию. Сложность обоснования лимитной цены самолета возрастает, когда разрабатывается самолет, характеристики которого существенно отличаются от характеристик самолетов, продаваемых на рынке в настоящее время. Примером такого товара может являться проект компании «Сухой» — сверхзвуковой самолет бизнескласса С-21. Также проводит работы по тематике пассажирских и деловых сверхзвуковых самолетов ЦАГИ.
При маркетинговых исследованиях обоснование лимитной цены самолета может быть проведено на основании двух вариантов: как на результатах опроса потенциальных потребителей, так и при статистической обработке параметров действующих самолетов. Второй вариант предоставляет более доступную и дешевую информацию, поскольку она, как правило, не связана ни с разрабатываемым товаром, ни с его потенциальным потребителем. Использование именно этого варианта более предпочтительно, особенно на этапе формирования бизнес-концепции самолета.
Расчет лимитной цены C на проектируемый товар на стадии формирования бизнес-концепции рекомендуется осуществлять по формуле [1, с. 290]:
где Р1 — потенциальный полезный эффект проектируемого товара за нормативный срок его службы, Р0 — полезный эффект лучшего ми-
370
рового образца, С0 — цена лучшего мирового образца.
Однако сведение многочисленных потребительских свойств самолета к одному показателю «полезный эффект» является чрезвычайно сложной задачей, относящейся к классу многокритериальных задач. Решение подобных задач осуществляется с использованием, в частности, метода экспертных оценок и других процедур. Результаты подобных оценок могут оказаться недостаточно убедительными для потенциального покупателя. Поэтому для расчета лимитной цены перспективного гражданского самолета часто используются информационные модели, сформированные на основе статистических данных о продажах гражданских самолетов.
При формировании цены на продукцию необходимо учитывать влияние множества факторов. Достаточно распространена классификация факторов ценообразования по признакам [1, с. 230—232]. По своему содержанию выделяют технические, экономические, социальные, психологические, организационные и политические факторы. На ранних этапах проработки бизнес-концепции допустимо ограничиться рассмотрением лишь технических факторов.
При прогнозировании цены часто используют корреляционную связь между ценой и взлетным весом самолета. На рисунке 1 представлены опубликованные данные о существующих дозвуковых реактивных ближне- и дальнемагистральных гражданских самолетах, разрабатываемых и выведенных из эксплуатации сверхзвуковых гражданских самолетах. В статье [2, р. 10] указано на наличие корреляционной связи также между ценой гражданского самолета и так называемый «производительностью» (productivity) — произведением максимальной крейсерской скорости, максимальной дальности полета и объема пассажирского салона. Однако корреляционные связи между ценой и взлетным весом, между ценой и «производительностью», которые четко прослеживается для дозвуковых гражданских самолетов, не наблюдаются для рассматриваемых проектов сверхзвуковых гражданских самолетов. Чтобы иметь возможность использовать обширный статистический материал по дозвуковым реактивным гражданским самолетам в
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
♦ Ближнемагистральные ▲ Дальнемагистральные
---Экспоненциальная (Ближнемагистральные)
---Экспоненциальная (Дальнемагистральные)
■ Среднемагистральные X Сверзвуковые
---Экспоненциальная (Среднемагистральные)
---Экспоненциальная (Сверзвуковые)
Рис. 1. Корреляция цены и полезной нагрузки гражданских самолетов
целях прогнозирования цены сверхзвукового гражданского самолета, представляется целесообразным модифицировать обобщенный параметр «производительность» таким образом, чтобы корреляционная связь между этим параметром и ценой имела место как для дозвуковых, так и для сверхзвуковых гражданских самолетов. Изменения основаны на вполне рациональном предположении о различной мере влияния трех составляющих обобщенного параметра на цену самолета. Это различие предлагается учесть, представив модифицированный вариант показателя «производительности», получивший наименование «ценность», представляющий собой произведение степенных функций параметров максимальной скорости, максимальной дальности полета и объема салона. Различные показатели степеней этих функций должны отображать различную меру влияния параметра на цену
самолета: __________
Z = \/w -L2 • V4 ,
где Z — «ценность», W — объем салона (определяет уровень комфорта), L — максимальная дальность полета (определяет досягаемость пункта назначения), V — максимальная скорость полета (определяет затраты времени).
Критерием подбора коэффициентов было достижение корреляционной зависимости между «ценностью» и ценой, возможно, более близкой к линейной зависимости — для всей совокупности рассмотренных гражданских самолетов. В результате, как видно на рис. 1, цены для известных проектов звуковых гражданских самолетов также оказались достаточно близки к величинам, соответствующим данной корреляционной зависимости. Это дало основания для предварительной оценки цены исследуемого сверхзвукового гражданского самолета, обобщенный параметр «ценность» которого составляет приблизительно $150 млн.
Полученный параметр «ценность» является более предпочтительным при прогнозировании цены гражданского самолета, чем обобщенный параметр «производительность», поскольку позволяет учесть новое качество — сверхзвуковую скорость полета. Отметим также, что полученная зависимость цены самолета от отдельных технических параметров является существенно нелинейной.
При прогнозировании цены сверхзвукового самолета обобщенный параметр «ценность» является более подходящим, чем обобщенный параметр
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
1000000,00
^VV Л' л* °>*s
^ ^ ь*
■ь ,о ,.о .о Оо Оо .* о о о о о <л -о <Ь £■ <Ь .<*- <3 Л» <> ^ л усу,'Г У Л» У У N? *У ол с^.о4" > ,v*
■> -Л ****** *> Лл>лА^° <* <*
V V V-'
о,-
*4*
л*
-V Jb' Jb' Jb' <о V’ V’ V’ V’ ^b
/Л /Л V V v
-типовое число пассажиров, чел -эксплуатационный потолок, м цена B&CA, млн. долл. США -макс. коммерч. нагрузка, т -Fuel capacity, л
-взлетная дистанция (H=0, MCA), м -высота салона, м
число двигателей, шт дальность, км длина салона общая, м макс. крейсерск. скорость, км/ч ширина салона (макс), м крейсерская скорость макс. дальности, км/ч
Рис. 2. Отношение значений двенадцати исходных технических параметров к средним ценам для двадцати восьми реактивных самолетов
«производительность», так как учитывает важное качество именно этой группы товаров — сверхзвуковую скорость. Необходимо отметить, что полученная зависимость цены самолета от отдельных технических параметров является существенно нелинейной. Также стоит отметить, что на цену товара влияет большое количество других технических параметров, которые не учтены в параметре «ценность».
Ввиду этого, представляется целесообразным сформировать информационную модель прогнозирования цены перспективного гражданского самолета, основываясь на максимально большом количестве параметров технического и эксплуатационного характера эксплуатируемых и проектируемых в настоящий момент гражданских самолетов.
372
Исходные данные по характеристикам гражданских самолетов были взяты из ежегодника [3, р. 109—230] и материалов по проектам сверхзвуковых гражданских самолетов, опубликованных в печати и в сети Internet [4—7]. После анализа статистических данных, полученных из этих источников, рассматриваемая в настоящей работе информационная модель была сформирована на базе двенадцати технических параметров двадцати девяти реактивных гражданских самолетов, из которых двадцать шесть — дозвуковые самолеты и три — сверхзвуковые самолеты. Отношения значений параметров этих самолетов к средним ценам продаж (приведенных к ценам 2016—2017 гг.) представлены на рис. 2.
Таким образом, прогнозирование цены сверхзвукового гражданского самолета на этапе пред-
№ 2/2018
Вестник экономической безопасности
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
проектных исследований является важнейшей задачей, определяющей конкурентоспособность нового самолета и его перспективы на рынке воздушных судов. В статье проведена корреляционная зависимость между ценой и полезной нагрузкой действующих образцов гражданских самолетов.
Проведен анализ технических параметров и создана информационная модель прогнозирования цены нового гражданского самолета на основе выявления статистической зависимости между уровнем потребительских свойств и сложившейся на рынке ценой самолета. В качестве потребительских свойств в статье рассмотрен набор из двенадцати технических параметров, продаваемых на рынке и проектируемых в настоящее время гражданских самолетов. С использованием метода факторного анализа сформирована система трех технических факторов: максимальная скорость полета, максимальная дальность полета и объем салона, характеризующих в обобщенном виде такие по-
требительские свойства гражданского самолета, как полезная нагрузка, энерговооруженность и комфорт.
Литература
1. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
2. Killingsworth E.C., Jr.Wolz R.R. Requirements for business jet aircraft // AIAA-90-2038, SAE, ASME, and ASEE, 26th Joint Propulsion Conference. 1990.
3. 2016 Purchase Planning Handbook // Business & Commercial Aviation. 2016. V 98, №. 5.
4. http://www.airbus.com/aircraftfamilies/ passengeraircraft/
5. https://en.wikipedia.org/wiki/
6. http://www.boeing.com/assets/pdf/ commercial/
7. http://www.embraercommercialaviation.com/ AircraftPDF/
| Magister |
НАЛОГОВАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
iif айюШШ'Г h I ft Hi ifitnf aia?r4ifi;f h 'PV,r
5^.1» iWtitt),
v ^ •* °ej-
• 'T-'’<pra i1 q°[ I'
„I s ?
Налоговая безопасность: монография для магистров вузов // под ред. О.А. Мироновой. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 463 с. (Серия «Magister»).
Монография подготовлена коллективом ведущих ученых и специалистов в сфере налогообложения с целью формирования новой дисциплины магистратуры и профессионального курса аспирантуры.
Содержит развернутое теоретическое и методологическое обоснование проблем налоговой безопасности государства на всех уровнях управления, хозяйствующих субъектов и личности. Сформулированы новые концептуальные положения и систематизирован методический инструментарий отдельных областей деятельности по обеспечению налоговой безопасности. Предложены оригинальные методические разработки по анализу и оценке налоговой безопасности на региональном уровне и уровне предприятия.
Для магистрантов, аспирантов, преподавателей экономических и налоговых дисциплин вузов, а также специалистов-практиков.