Научная статья на тему 'Перспективы расширения Таможенного союза ЕврАзЭС на постсоветском пространстве'

Перспективы расширения Таможенного союза ЕврАзЭС на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1101
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЕВРАЗЭС / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЭС / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРАЗЭС / CUSTOMS UNION OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / THE INTEGRATION PROCESSES IN THE FORMER SOVIET REPUBLICS / POTENTIAL MEMBERS OF THE CUSTOMS UNION OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / THE COMMON ECONOMIC SPACE OF EURASEC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимова Мария Валерьевна

В статье рассмотрены перспективы интеграционных процессов на постсоветском пространстве и расширения Таможенного союза Республики Казахстан, Республики Беларусь и России. Осуществлен анализ рисков и возможных положительных последствий вступления отдельных стран СНГ в Таможенный союз ЕврАзЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR EXPANDING THE EURASEC CUSTOMS UNION IN THE POST-SOVIET SPACE

The prospects of integration processes in Former Soviet Republics and the expansion of the Customs Union of Belarus, Kazakhstan and Russian are regarded in the article. The risks and possible positive results of joining of some countries of the Commonwealth of Independent States to the Customs Union are analyzed.

Текст научной работы на тему «Перспективы расширения Таможенного союза ЕврАзЭС на постсоветском пространстве»

© Акимова М.В., 2013

УДК 339.543.622 ББК 65.428.803

ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЭС НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Акимова Мария Валерьевна

Магистрант кафедры мировой и региональной экономики Волгоградский государственный университет [email protected]

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены перспективы интеграционных процессов на постсоветском пространстве и расширения Таможенного союза Республики Казахстан, Республики Беларусь и России. Осуществлен анализ рисков и возможных положительных последствий вступления отдельных стран СНГ в Таможенный союз ЕврАзЭС.

Ключевые слова: Таможенный союз ЕврАзЭС, интеграционные процессы на постсоветском пространстве, потенциальные участники Таможенного союза ЕврАзЭС, единое экономическое пространство ЕврАзЭС.

В 2010-2011 гг. начали функционировать все основные механизмы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России: введены в действие Таможенный кодекс, единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования; отменено таможенное оформление на внутренних границах.

Уже сейчас Таможенный союз - одно из самых больших формирований такого рода в мире и вопреки многим прогнозам за неполные три года функционирования он уже доказал свою жизнеспособность. И в скором будущем интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС должны выйти на качественно новый уровень -создание единого экономического пространства. Также высока вероятность расширения интеграционного объединения. В данной работе рассмотрены перспективы такого роста Таможенного союза.

Наиболее вероятным и соответствующим логике процессов интеграции на постсоветском пространстве направлением расширения Таможенного союза ЕврАзЭС является вхождение в него стран ЕврАзЭС, которые еще не являются членами Таможенного союза, - Таджикистана и Киргизии.

Являясь действующими членами ЕврАзЭС, Киргизия и Таджикистан имеют возможность активно наблюдать и изнутри следить за положением дел в Таможенном союзе. Однако необходимость вхождения в Таможенный союз таджикской и киргизской экономик остается дискуссионной. Связано это с тем, что последствия вхождения Таджикистана и Киргизии неоднозначны и могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Примечательно, что набор стратегических «плюсов» и «минусов» практически идентичен ввиду очевидного сходства экономик этих стран [6].

Положительными последствиями участия Киргизии и Таджикистана в Таможенном союзе могут быть: беспошлинный доступ продукции на рынок Таможенного союза; сокращение стоимости сырьевых ресурсов, поставляемых из стран Таможенного союз - нефтепродуктов, древесины, зерна и другого сырья; рост инвестиций в экономики государств из государств-участников Таможенного союза; формализация и легализация трудовой миграции и увеличение финансовых и социальных выгод от трудовой миграции.

Возможные отрицательные последствия в большинстве своем вытекают из неразвитости самих экономик и излишней зависимости от поставок зарубежной, прежде всего китайской, продукции. Так, страны могут потерять значительную часть платежей, взимаемых при ввозе и вывозе продукции (в основном китайской, меньше - турецкой) и за счет которых формируется большая часть доходов бюджета как Киргизии, так и Таджикистана. После повышения степени открытости экономик предприятиям сложно будет конкурировать с крупным бизнесом из стран-участни-ков Таможенного союза [7]. Кроме того, после вступления России в ВТО, ставки таможенных пошлин в Киргизии и Таджикистане значительно ниже. Поэтому вступление в Таможенный союз сейчас обернется снижением товарооборота со странами дальнего зарубежья и чувствительным повышением потребительских цен на многие виды товаров. Болезненно воспринимается также неизбежная потеря части экономического суверенитета и ее делегирование при вступлении органам Таможенного союза.

Для самого Таможенного союза расширение за счет экономик, в сотни раз уступающих по объему странам-участницам союза, больших видимых экономических выгод не принесет. Однако системно-синергетический эффект от такой интеграции, а также ее геополитические последствия для стран союза, а в особенности для России, представляются более значимыми.

Другим государством, вхождение которого в Таможенный союз является предметом дискуссий в научном сообществе, является Украина. Вхождение в союз второй экономики постсоветского пространства значительно усилило бы позиции Таможенного союза как экономического, так и как геополитического формирования. Ни одно другое государство СНГ не может при вхождении обеспечить такое же усиление роли Таможенного союза, как геополитического фактора развития мировой экономики. По данным ООН, по объему ВВП Украина сопоставима с Казахстаном, превосходит Беларусь и значительно превосходит все страны СНГ, не являющиеся членами Таможенного союза, в том числе Киргизию (в 27 раз) и Таджикистан (в 25 раз) [5, с. 327-329].

Но в самой Украине отношение к перспективам евразийской интеграции крайне неоднозначное. Противоречия во внешней и внутренней политике Украины неизбежно отражаются на устойчивости и направленности ее экономического развития. По мнению многих исследователей, вступление в Таможенный союз может выступить в роли дополнительного дестабилизирующего фактора экономики. Прежде всего, такой шаг будет означать отказ от ключевого внешнеполитического вектора Украины последних лет - евроинтеграции. Интеграция в двух направлениях невозможна в силу альтернативности этих вариантов. При этом Таможенный союз Украина рассматривает прежде всего как реинтеграционный проект России, направленный на укрепление ее стратегического влияния на интегрируемые территории. Поэтому перспектива усиления влияния России при одновременном сворачивании программы по евроинтеграции уже сейчас используется прозападными силами и противниками России в качестве аргумента в политической борьбе.

Кроме этого, участие в Таможенном союзе для Украины сопряжено с определенными экономическими рисками, которые вытекают из специализации Украины и стран Таможенного союза в международном разделении труда. Авторы аналитического доклада «Перспективы взаимоотношений Украины и Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» А.В. Ермолаев и И.В. Клименко к числу таких рисков относят:

- консервацию «статус-кво» в текущей конкурентоспособности Украины (сырьевой профиль внешней торговли, низкая добавленная стоимость, неконкурентная продукция);

- возникновение и усиление рисков для украинской экономики, вытекающие из глобального позиционирования стран ТС в международном разделении труда;

- ухудшение структуры импорта (снижение его технологического уровня из-за роста импортных тарифов и переориентации на российских поставщиков - особенно актуальное для импорта транспортных средств);

- замораживание высокого уровня энергоемкости украинского ВВП (из-за снижения цен на энергоносители и демотивации произ-

водителей к модернизации и энергоэффективности);

- потенциальную потерю контроля над профильными для Украины производствами (из-за дружественных и недружественных поглощений более мощными конкурентами с РФ);

- потеря текущей сравнительной конкурентоспособности в результате усиления гео-экономической мощи РФ и/или путем снижения конкурентоспособности украинских производителей вследствие изменения таможенных тарифов (актуально для следующих экспортных позиций: черные металлы, продукция АПК и продовольствие, удобрения) [3, с. 34].

Вместе с тем, положительный экономический эффект от присоединения Украины к Таможенному союзу может быть гораздо более ощутимым, чем присоединение к любому другому экономическому интеграционному блоку. Расчеты с использованием интегрированной модели межотраслевого баланса России, Беларуси, Казахстана и Украины, проведенные С. Глазьевым и Ф. Клоцвогом, показали безусловный выигрыш для всех участников. При вхождении Украины в Таможенный союз темпы роста украинской экономики могли бы увеличиться в два раза [2]. Способствовать такому росту должны следующие факторы:

- улучшение условий сбыта на рынках Таможенного союза украинской продукции;

- снижение цен на производимую в Украине продукцию и повышение ее конкурентоспособности на международных рынках вследствие отмены экспортной таможенной пошлины на российские энергетические ресурсы;

- отмена действующих изъятий из режима свободной торговли по применению импортной таможенной пошлины по важным позициям украинского экспорта (белый сахар, этиловый и прочие спирты, водка, сигары и сигареты);

- сокращение практики применения специальных и антидемпинговых мер в отношении украинских товаропроизводителей;

- улучшение условий производственной кооперации и научного сотрудничества с государствами;

- гарантирование равноправного доступа к транзитным мощностям государств-участниц;

- более эффективное использование транспортной инфраструктуры, повышение качества и конкурентоспособности Украины на международном рынке транспортных услуг, усиление позиций Украины в качестве транзитного государства [9].

Несмотря на наличие большого количества положительных факторов, вступление в ЕврАзЭС и Таможенный союз Украины в скором времени маловероятно.

Также возможными участниками Таможенного союза могут быть страны-наблюдатели - Молдова и Армения. Рассмотрим плюсы и минусы вступления этих стран в ТС.

В случае вступления в Таможенный Союз Республика Молдова, являясь суверенным государством, берет на себя обязательства по гармонизации таможенного законодательства и принимает правила игры, устанавливаемые наднациональными органами Таможенного Союза, чему никоим образом не мешает отсутствие общих границ с другими странами-участницами ТС.

Нельзя отрицать, что не все задачи построения единого таможенного пространства в рамках такого союза будут достигнуты для Республики Молдова.

Так, например, одной из задач, не достигаемой при подписании всех учредительных и иных нормативных актов Таможенного Союза России, Беларуси и Казахстана является невозможность полной отмены на границах Республики Молдова таможенного контроля, что может быть выражено в виде специальной оговорки при подписании Республикой Молдова учредительных документов при вступлении в Таможенный Союз. Посты таможенного контроля в Республике Молдова в случае невступления Украины в Таможенный Союз будут сохранены, а с Румынией, как с членом другого таможенного пространства Европейского Союза, обязательно сохранят свое действие.

Отсутствие общих границ с государствами-членами ТС никоим образом не мешает Республике Молдова гармонизировать и имплементировать общее таможенное законодательство в рамках Союза то, что сейчас происходит в отношениях Европейский Союз -Республика Молдова.

Применение пониженных таможенных пошлин при импорте и/или экспорте товаров на территорию другого государства, члена такого союза, также не ставится в юридическую взаимосвязь с физическими границами того или иного государства.

Участие в Таможенном Союзе поможет Молдове привлечь инвесторов для воссоздания утраченного потенциала предприятий с высокой добавленной стоимостью и воссоздать старые индустриальные цепочки. Это означает сохранение критически важных технологических рубежей [4].

В ходе переговоров в августе 2013 г. с президентом РФ Владимиром Путиным президент Армении Серж Саргсян заявил о готовности этой страны вступить в Таможенный союз (ТС). Это, по мнению Саргсяна, принесет экономике Армении и всего ТС выгоду.

В Закавказье появится экономико-географическая зона ТС, граничащая, в частности, с Ираном, а эта страна наряду с Россией, Арменией и другими странами Закавказья участвует в проектах создания новых транзитных коридоров между регионом Персидского залива и бывшим СССР.

Транзитные и таможенные правила ТС при их распространении на Армению позволят упростить процедуру пропуска грузов по этим коридорам. А технологической «подпоркой» здесь является проект прямого железнодорожного сообщения «Армения - Иран». Осуществление этого проекта в рамках ТС проложит для экспортных товаров из стран ТС наиболее короткий сухопутный маршрут к портам Персидского залива.

Свыше 60 % объема грузоперевозок между Арменией и странами ТС, в том числе 100 % объема поставок газа из РФ, идут через Грузию. Для решения вопросов по транзиту может использоваться практика транзитных соглашений в других регионах ТС - например, между Калининградом, Литвой, Беларусью и остальной территорией России.

Кроме того, распространение на Армению правил ТС в сфере капиталовложений ускорит приток в ее экономику инвестиций из других стран ТС, в том числе в энергетику. Президент РФ выделил в этой сфере такие крупные проекты с российским участием, как продление срока действия Армянской АЭС до

2026 г.; участие «Газпрома» в строительстве газопровода «Иран - Армения»; обновление Севана-Разданского каскада ГЭС с помощью «Интер РАО ЕЭС». А эти проекты позволят увеличить экспорт электроэнергии из Армении, в чем заинтересованы многие соседние страны.

Вступление Армении в ТС обусловлено также динамикой ее связей со странами союза, особенно с РФ. Так, Россия - ведущий торговый партнер Армении. А объем прямых инвестиций РФ в этой стране уже превысил 2,4 млрд долл. - это почти 45 % прямых зарубежных инвестиций в экономику Армении. И более 25 % совместных предприятий с иностранным участием в этой стране приходится на российско-армянские.

Подтверждением заинтересованности РФ в участии Армении в ТС является и тот факт, что Москва в конце августа согласилась частично субсидировать цены на российский газ для этой. До 90 % газового спроса Армении - это поставки из России.

Существуют и проблемные факторы участия Армении в ТС. Как считает вице-президент ТПП РФ Георгий Петров, решение Армении вступить в ТС обусловлено тем, что страны ТС, прежде всего Россия, являются основными экономическими партнерами Армении. Крупнейшим инвестором в ее экономику остается опять же Россия. Членство в ТС, как подчеркивает Петров, предполагает целый ряд изменений в экономической, в том числе в таможенной нормативно-правовой базе вступающей страны. Поэтому следует ожидать соответствующих решений правительства и парламента Армении, нацеленных на то, чтобы на эту страну распространялась нормативно-правовая база ТС [1].

Анализ перспектив расширения Таможенного союза ЕврАзЭС позволяет сделать следующие выводы:

1) Расширение Таможенного союза путем вовлечения в него новых членов является необходимым условием повышения конкурентных позиций и роста значимости этого интеграционного формирования на мировой экономической и геополитической карте;

2) Для всех потенциальных участников Таможенного союза, рассмотренных в настоящей работе, вступление в Таможенный со-

юза связано с большим количеством экономических, социальных и политических рисков, из-за чего процесс интеграции значительно усложняется;

3) Важным аспектом, влияющим на отношения Украины, Киргизии и Таджикистана с Таможенным союзом, являются их обязательства перед ВТО. Присоединение Украины, Киргизии и Таджикистана к Таможенному союзу возможно в настоящее время, только если между странами будет достигнута договоренность об уровне тарифных ограничений в отношении третьих стран с учетом принятых ими обязательств перед ВТО;

4) ТВ отличие от Таджикистана и Киргизии, на Украине вопрос евразийской экономической интеграции более политизирован, а общественное мнение крайне поляризовано. Только при сочетании удачной политической и экономической конъюнктуры возможны реальные шаги по пути активизации участия Украины в евразийских интеграционных процессах.

5) Украина, Киргизия и Таджикистан пытаются строить свои внешнеэкономические отношения в соответствии с концепцией национального прагматизма. Задача России как драйвера «перезагрузки» интеграционных процессов в СНГ состоит в том, чтобы доказать соответствие участия в Таможенном союзе национальным экономическим интересам этих стран.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Балиев, А. Через две границы / А. Балиев / / Российская Бизнес-газета. - N° 913 (35). - Электрон текстовые дан. - Режим доступа : http:// www.rg.ru/2013/09/10/ts.html. - Загл. с экрана.

2. Глазьев, С. Ю. Зачем нужен Таможенный союз? / С. Ю. Глазьев - Электрон. текстовые дан. -

Режим доступа: http://www.evrazes-bc.ru/userfiles/ file/bibl/glazev_zachem_nujen_tam_souz.pdf. - Загл. с экрана.

3. Ермолаев, А. В. Перспективы взаимоотношений Украины и Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации / А. В. Ермолаев, И. В. Клименко ; под ред. Я. А. Жалило. - К. : НИСИ, 2011. - 80 с.

4. Кисеев, Д. Евразийский Союз для Молдовы: перспективы с точки зрения отсутствия общих границ / Д. Кисеев // Информационно-аналитический центр EURASIA INFORM. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http://eurasiainform.md/ evrazijskij-soyuz-dlya-moldovy-perspektivy-s-tochki-zreniya-otsutstviya-obshhix-granic-dmitrij-kiseev.html. - Загл. с экрана.

5. Оразалиев, А. А. Перспективы расширения Таможенного союза ЕврАзЭс: среднеазиатское направление / А. А. Оразалиев // Современная экономическая теория и поиск эффективных механизмов хозяйствования : Материалы Международной научно-практической конференции 15-16 марта 2013 г. - Симферополь, 2013. - 467 с.

6. Спартак, А. Н. Потенциал и ограничения постсоветской интеграции / А. Н. Спартак - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http:// strategy2020.rian.ru/load/366079113. - Загл с экрана.

7. Тихонович, Э. А. Субъектная структура рынка околотаможенных услуг для малого и среднего бизнеса / Э. А. Тихонович, Е. Н. Завгородняя // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2009. -Вып. 1 (14). - С. 199.

8. Хрипкова, Л. Н. Таможенный союз ЕврАзЭС как основной реинтеграционный проект на постсоветском пространстве и перспективы его расширения / Л. Н. Хрипкова // Управление экономическими системами : электрон. науч. журн. - (52) УЭкС, 4/ 2013. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-52-522013/item/2115-2013-04-29-08-33-33. - Загл. с экрана.

9. Черняк, Т. ЕврАзЭС или западноевропейский выбор Украины? / Т. Черняк. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.kiev-advocate.com/index.php/download_file/52/210. - Загл. с экрана.

PROSPECTS FOR EXPANDING THE EURASEC CUSTOMS UNION IN THE POST-SOVIET SPACE

Akimova Mariya Valerievna

Master Student, World and Regional Economics Department,

Volgograd State University [email protected]

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The prospects of integration processes in Former Soviet Republics and the expansion of the Customs Union of Belarus, Kazakhstan and Russian are regarded in the article. The risks and possible positive results of joining of some countries of the Commonwealth of Independent States to the Customs Union are analyzed.

Key words: Customs Union of the Eurasian Economic Community, the integration processes in the Former Soviet Republics, potential members of the Customs Union of the Eurasian Economic Community, the common economic space of EurAsEC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.