Научная статья на тему 'Перспективы расширения рынка КПГ в южных регионах Российской Федерации'

Перспективы расширения рынка КПГ в южных регионах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
55
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — И. Ф. Маленкина

Развитие сети метановых автозаправок в значительной мере зависит от степени развития газораспределительных сетей, транспортной инфраструктуры, состояния региональной экономики, взаимодействия с субъектами Федерации, наличия потенциальных потребителей компримированного природного газа (КПГ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — И. Ф. Маленкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы расширения рынка КПГ в южных регионах Российской Федерации»



Перспективы расширения рынка КПГ в южных регионах Российской Федерации

И.Ф. Маленкина, начальник лаборатории ООО «ВНИИГАЗ», к.т.н.

Развитие сети метановых автозаправок в значительной мере зависит от степени развития газораспределительных сетей, транспортной инфраструктуры, состояния региональной экономики, взаимодействия с субъектами Федерации, наличия потенциальных потребителей компримирован-ного природного газа (КПГ).

Все эти факторы благоприятным

образом сложились в южных регионах России, которые сегодня являются лидером в использовании природного газа на автотранспорте в нашей стране. Оспаривать пальму первенства может только Уральский федеральный округ.

В Южном федеральном округе (ЮФО) более 130 крупных городов и промышленных центров, хорошо развита транспортная сеть. Протяженность магистральных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет около 65 тыс. км, также в регионе восемь автомобильных магистралей общегосударственного значения:

М4 - трасса «Дон» Москва-Ростов-на-Дону;

М6 - трасса «Каспий» Москва -Астрахань;

М19 - Киев-Донецк-Луганск-Шахты;

М21 - Кишенев-Волгоград;

М23 - Одесса-Ростов-на-Дону;

М25 - Симферополь-Краснодар;

М27 - Краснодар-Баку;

М29 - трасса «Кавказ» Ростов-на-Дону-Баку.

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 110 км/1000 км2, что является средним показателем по России. Грузооборот автомобильного транспорта составляет более 12 млн. т • км.

Одна только Ростовская область осуществляет внешнеторговые операции с 95 государствами, а продукция, производимая ее предприятиями, экспортируется более чем в 70 стран мира. Через Ростовскую об-

ласть проходит 90% пассажирских и 80% грузовых перевозок Кавказского региона.

Около 15 тыс. км2 территории Южного федерального округа (ЮФО) занимают шесть уникальных по своей экосистеме заповедников - Дагестанский, Кабардино-Балкарский, Кавказский, Ростовский, Северо-Осетин-ский, Тебердинский, национальные парки - Приэльбрусье и Сочинский. Это обстоятельство делает регион зоной особого внимания экологов к состоянию атмосферы. А газомоторное топливо это путь к ее улучшению.

На территории Южного федерального округа эксплуатируются 45 АГНКС пяти дочерних предприятий ОАО «Газпром». Суммарная проектная мощность сети АГНКС Южного федерального округа составляет 382 млн. м3 КПГ в год.

Половина станций размещена в Краснодарском, Ставропольском краях и в Ростовской области. Наиболее успешно по реализации КПГ работает дочернее общество «Кавказтрансгаз», на его долю приходится 60% всей реализации КПГ в округе.

В 2005 г. в ЮФО реализовано 83 млн. м3 КПГ, в 2006 г. - 100,5 млн. м3. Прирост объема реализации составил 21%, при этом загрузка АГНКС увеличилась с 22 до 26% (рис. 1).

В первом полугодии 2007 г. реализовано 51,5 млн. м3 КПГ. Это указывает на то, что объем продаж КПГ по отношению к предыдущему году сохраняется, но тенденция роста приостанавливается, и в 2007 г. согласно прогнозу составит около 4-5%.

Диаграмма на рис. 2 указывает на то, что процентный прирост реализации КПГ снижается на станциях как ОАО «Газпром», так и частных компаний. Возможно, причиной является некоторое временное насыщение рынка, но нельзя забывать о существенных недостатках самой сети АГНКС.

Сегодня остро ощущается недостаточная плотность и неравномерность распределения станций газовой заправки автомобилей КПГ. Практически каждая федеральная

тыс. м

110 000 100 000 90 000 80 000

20 000 10 000

2004 г. 2005 г. 2006 г.

Рис. 1. Реализация КПГ в Южном федеральном округе в 2004-2006 гг.

2005/2004 2006/2005 2007/2006 прогноз

Рис. 2. Рост продаж КПГ в регионах России в 2004-2005 гг.

автомагистраль нуждается в дополнительном размещении АГНКС. В подавляющем большинстве крупных городов имеются одна или две станции, которые, как правило, размещены за городской чертой. Автоперевозчики вынуждены совершать холостые пробеги для заправки КПГ

Поэтому, несмотря на то, что автотранспортные предприятия этого региона проявляют большой интерес к природному газу, недостаток газозаправочных станций сдерживает темпы газификации автотранспорта в ЮФО.

Целевая комплексная программа ОАО «Газпром», построенная на принципах регионального размещения и общепринятой мировой маркетинговой практики, содержит только минимум объектов, необходимых для полноценного функционирования сети метановых газовых заправок. Этот минимум включает строительство АГНКС в наиболее урбанизированных районах ЮФО.

В 2006 г. по заказу ОАО «Газпром» институтом «ВНИИГАЗ» была выполнена отдельная работа специально для Южного федерального округа, в которой предложена следующая схема поэтапного уплотнения сети метановых автозаправок.

На рис. 3 красными треугольниками отмечена действующая сеть. Желтыми треугольниками - строительство 1-го этапа, включающего 17 АГНКС в городах черноморского побережья

Анапе, Новороссийске, Архипо-Оси-повке, Сочи, Адлере, далее - в городах Баксан, Пятигорск, Минеральные Воды, Казминка; в зоне действия «Кав-казтрансгаза» - Владикавказ, Прохладный, Георгиевск; в зоне действия «Каспийгазпрома» - в Кизилюрте и Та-румовке; в зоне действия «Волгоград-трансгаза» - в Миллерово, Камекнск-Шахтинском, Котельниково. Синими треугольниками отмечен перспектив-

ный этап, включающий дополнительное строительство еще 21 АГНКС.

Таким образом, всего в Южном федеральном округе необходимо построить не менее 38 АГНКС суммарной проектной производительностью в 125 млн. м3 КПГ в год. При этом каждая третья новая станция должна быть оснащена передвижными средствами заправки КПГ

С учетом действующих станций суммарная мощность газозаправочной сети ЮФО составит около 500 млн. м3 КПГ в год, способной заправлять до 90 тыс. автомобилей.

По данным Госкомстата на начало 2001 г. численность автотранспортных средств в ЮФО насчитывала чуть более 3 млн. ед., ежегодный прирост численности автотранспортных средств составляет 4-5% в среднем по субъектам округа и по нашему прогнозу сегодня приближается к 4 млн. ед.

Подвижной состав автотранспортных средств характеризуется следующей структурой:

■ грузовые автомобили - 16%;

■ автобусы - 4%;

■ легковые автомобили, включая таксомоторный парк - 78%;

■ специальные автомобили - 2%.

Рис. 3. Схема размещения АГНКС на территории Южного федерального округа

В индивидуальной и частной собственности находятся 80% всего подвижного состава.

В структуре легковых автомобилей преобладают:

■ ВАЗ 21 и его модификации - 43%;

■ иномарки - 22%;

■ «Москвич 412» - 11%.

Грузовые автомобили (преимущественно ГАЗ 52, 53, 66, 2310 и 2705 и их модификации; «КамАЗ» и его модификации; иномарки и прочие) составляют 24%.

Автобусный парк:

■ КАВЗ и УАЗ - 23%;

■ модификации ГАЗ - 12%;

■ ПАЗ - 14%;

■ ЛИАЗ - 5%;

■ иномарки - 46%.

По уровню износа автотранспортный парк характеризуется следующими цифрами: среди автомобилей, находящиеся в эксплуатации от 8 до 13 и более лет, грузовые составляют 76%, автобусы 58%. Это указывает на то, что потенциально возможный к переоборудованию на КПГ парк обновляется медленно.

Анализ численности и топливо-потребления автомобильного парка ЮФО представлен в табл. 1. Среднее удельное потребление газа для одного автомобиля в южных регионах составляет 7,5 тыс. м3 в год. В соответствии с приведенными характеристиками прогноз по потенциальному парку ГБА в округе может составить от 70 до 80 тыс. автомобилей.

Разумеется, что параллельно с ростом численности парка ГБА должна развиваться сеть сервисного обслуживания автомобилей на природном газе по временному графику, согласованному с вводом в эксплуатацию АГНКС. На начало 2006 г. на территории ЮФО насчитывалось 11 пунктов ОАО «Газпром» по переоборудованию автомобилей для работы на КПГ (в поселке Гумрак, ст. Кущевская, городах Таганрог, Невинномысск, Георгиевск, Ставрополь, Кропоткин, Крымск, Майкоп, Махачкала, Моздок) общей производительностью около 3,5 тыс. автомобилей в год.

Однако этой структуры в настоящее время недостаточно даже для переоборудования корпоративного автотранспорта. Поэтому наравне с дополнительным строительством газовых заправок необходимо создавать объекты сопутствующей инфраструктуры. Такие объекты в первую очередь должны быть во всех крупных городах, где уже существуют или планируются к строительству АГНКС.

На сегодняшний день пункты сервисного обслуживания газовых автомобилей необходимы на предприятиях Каневское УТТиСТ, Кущевское ЛПУМГ, Майкопское УДТГ, Березанское ЛПУМГ, в Краснодарской автотранспортной колонне и Краснодарском УДТГ.

Следует особо отметить возросший интерес к КПГ в Республиках ЮФО.

Республика Дагестан по размерам территории является самой крупной республикой на Северном Кавка-

зе. Административный центр - город Махачкала - является международным морским торговым портом, находясь в зоне сосредоточения грузов международных транспортных коридоров Север - Юг, Восток - Запад.

По заказу «Каспийгазпрома» специалистами из ООО «ВНИИГАЗ» была обоснована схема развития сети АГНКС на территории республики, которая занимает важное геостратегическое положение, но имеет только две газовых заправки в Махачкале и Дербенте. Строительство станций необходимо в Кизилюрте, Тарумовке, а в дальнейшем в городах Избербаш и Бабаюрт.

В Республике Северная Осетия-Алания планируется строительство АГНКС в административном центре Владикавказ. Здесь отмечен наивысший среди субъектов Южного федерального округа прирост численности автотранспортных средств - 10,8%.

В Кабардино-Балкарской Республике автозаправочные станции имеют постоянных потребителей, обеспечивающих стабильный спрос на КПГ. АГНКС в г. Нальчик превысила паспортную производительность, а в г.Прохладный производительность составляет уже около 80%. Планируется строительство АГНКС в городах Бак-сан, Нальчик, Прохладный, Майский.

Среди субъектов Южного федерального округа Кабардино-Балкария характеризуется высокой плотностью автомобильных дорог с твердым покрытием - 233 км на 1000 км2.

Таблица 1

округа

Парк ГБА в субъектах Южного федерального

Субъект округа Потенциальный парк ГБА Современный парк ГБА Потребление КПГ в 2006 г. Удельн. потребл. КПГ на 1 а/м

тыс. ед. ед. тыс . м3 тыс. м3 / г.

Волгоградская область 25,8 380 1 021 2,7

Ростовская область 50,1 2 000 11 028 5,5

Ставропольский край 39,8 2 788 21 711 7,8

Краснодарский край 75,3 2 350 15 376 6,5

Республика Адыгея 5,4 230 1 227 5,3

Республика Дагестан 16,1 150 814 5,4

Республика Северная Осетия 11,3 1 360 9 754 7,2

Республика Кабардино-Балкария 11,0 1 740 21 608 12,4

Республика Карачаево-Черкессия 6,7 180 980 5,4

ИТОГО: 241,5 11 178 83 519 7,5

НШ! ЯННЯИР ШОО ^Ьь НИИ Л «Транспорт на альтернативном топливе» № 1 январь 2008 г.

Потенциальные потребители, удаленные от основных транспортных магистралей, практически не имеют доступа к газомоторному топливу. Использование ПАГЗ позволяет сохранить эту категорию потребителей.

Приобретение ПАГЗ необходимо: для ООО «Волгоградтрансгаз» - в пос. Фролово, в Сохрановском ЛПУМГ; для ООО «Каспийгазпром» - в с. Бабаюрт (ГБА Тарумовского и Кизилюртовского ЛПУМГ), на АГНКС в г. Махачкале (ГБА Махачкалинского ЛПУМГ), в п. Герей-Тюз (ГБА Избербашского и Дербентского ЛПУМГ); для ООО «Кубаньгазпром» - на АГНКС в Краснодаре и Крымске.

Если парк ГБА будет увеличиваться на 3,5-4 тыс. ед. в год, то планируемое первоочередное уплотнение сети АГНКС в округе даже после реализации предложенного плана не даст желаемой плотности размещения станций и сможет обеспечить 70-80 тыс. автомобилей. Так что в перспективе потребуется дальнейшее развитие сети заправок.

На сегодняшний день для достижения рентабельной эксплуатации

Таблица 2

Численность ГБА, необходимых для рентабельной эксплуатации АГНКС

Субъекты Округа 20% производительности АГНКС Дополнительный парк ГБА

тыс. м3 ед.

Волгоградская область 9 370 3 090

Ростовская область 21730 1 951

Ставропольский край 10 340 —

Краснодарский край 19 383 632

Республика Адыгея 2 014 150

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Дагестан 4 800 739

Республика Северная Осетия 3 200 —

Республика Кабардино-Балкария 4 520 —

Республика Карачаево-Черкессия 1 010 7

ИТОГО: 76 367 6 569

АГНКС на юге России необходимо дополнительно переоборудовать на КПГ около 6,5 тыс. автомобилей в нескольких субъектах. Согласованность графиков газификации автомобильного парка и строительства АГНКС - основа эффективного развития газомоторного рынка в целом.

В табл. 2 представлены расчетные данные о количестве ГБА, необходимых для обеспечения рентабельной эксплуатации АГНКС в субъектах ЮФО.

Расширение рынка газомоторного топлива способствует сохранению экологии атмосферного воздуха и уникальной экосистемы курортных зон ЮФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.