КЛЮЕВ Н. Н.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ ФОРМАТА БРИКС В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация. В статье рассматриваются возможные сценарии расширения формата БРИКС. Анализируются перспективы вступления в БРИКС ряда стран, а также потенциал расширения взаимодействия в формате БРИКС+. Автор акцентирует внимание на важности углубления сотрудничества в формате БРИКС и возможности включения в состав новых членов в контексте интересов РФ в условиях динамики современного мироустройства.
Ключевые слова: Россия, БРИКС, расширение формата БРИКС, БРИКС+, БРИКС-аутрич, многополярность, интеграция, Аргентина, Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Алжир, Египет, Бахрейн.
KLYUEV N. N.
PROSPECTS FOR EXPANDING THE BRICS FORMAT IN THE CONTEXT OF THE INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract. The article discusses possible scenarios for the expansion of the BRICS format. It analyzes the prospects for a number of countries to join BRICS and the potential of expanding cooperation in the BRICS+ format. The author focuses on the importance of deepening cooperation in the BRICS format and the possibility of including new members in the context of Russia's interests in the dynamics of the modern world order.
Keywords: Russia, BRICS, expansion of the BRICS format, BRICS+, BRICS outreach, multipolarity, integration, Argentina, Iran, Saudi Arabia, UAE, Algeria, Egypt, Bahrain.
В условиях продолжающейся гибридной войны коллективного Запада против России и турбулентности современного миропорядка всё большую популярность приобретают «незападные» интеграционные объединения (ШОС, БРИКС и др.). Межгосударственное объединение БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) в последние годы всё чаще привлекает внимание международного сообщества. На саммиты «пятёрки» в качестве участников приглашаются представители различных геополитических регионов. Не утихают дискуссии относительно жизнеспособности БРИКС, его институционализации и роли на международной арене. Некоторые исследователи считают, что БРИКС останется всего лишь форумом для обсуждения возникающих в мире проблем, другие рассматривают БРИКС как реальную альтернативу коллективному Западу и заявляют, что в будущем объединение могло бы стать основным полюсом силы в формирующемся
«новом мироустройстве». Отдельного внимания заслуживает перспектива расширения формата БРИКС.
Проблема расширения формата БРИКС нашла своё отражение в работах А. А. Беленькой [1], А. Д. Володиной [5], К. И. Тютиковой [15]. Особенности формата взаимодействия БРИКС+ рассмотрены в исследованиях Ц. Ли [9], Н. В. Поповой [13], А. Н. Семеновой [14].
Цель исследования - проанализировать перспективы расширения формата БРИКС в контексте интересов РФ и выделить основные сценарии дальнейшего развития объединения. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач. Во-первых, рассмотреть возможность присоединения новых стран-членов к формату БРИКС. Во-вторых, проанализировать перспективы сотрудничества в формате БРИКС+ как с отдельными странами, так и с другими крупными международными объединениями (ШОС, МЕРКОСУР, ЕАЭС, Африканский Союз и др.). В-третьих, выявить особенности гибридного сценария объединяющего вступления новых членов в формат и параллельное расширение интеграции в БРИКС+.
В рамках данной статьи нами будет рассмотрено несколько сценариев расширения формата БРИКС.
Первым сценарием является расширение БРИКС путём присоединения к формату новых стран-членов. Идея расширения объединения обрела популярность сразу после присоединения к БРИК Южно-Африканской республики в 2011 году. Присоединение ЮАР имело больше геополитическое нежели экономическое значение, и объединение, которое стало охватывать практически все континенты мира, стало одним из главных предметов дискуссий международного сообщества. Возрастающая роль и перспективы БРИКС на мировой арене вызывают интерес у многих развивающихся государств, и некоторые из них уже подали заявки на вступление в формат.
Одним из вероятных кандидатов на вступление в БРИКС считается Аргентина. Ещё в 2014 году Президент РФ В. В. Путин в ходе рабочей поездки в Латинскую Америку высоко оценил масштабы взаимодействия с данной страной. На вопрос журналистов о возможном присоединении Аргентины к БРИКС он отметил, что «формальных поводов для вступления в БРИКС нет, как не существует и строгих критериев присоединения для того или иного государства, и в каждом конкретном случае решение принимается в индивидуальном порядке» [2]. В 2022 году, сразу после XIV саммита БРИКС, Аргентина и Иран официально подали заявки на вступление в объединение.
Оценивая совокупный потенциал Аргентины, стоит отметить, что она занимает 24 место в рейтинге ВВП стран мира [6] и 47 место в рейтинге по индексу человеческого развития
2
[8]. Аргентина является одним из крупнейших и надежных поставщиков продуктов питания в мире, а также обладает большим ресурсным потенциалом и имеет преимущества в областях прикладной логистики и биотехнологий. Она входит в «большую тройку» стран Латинской Америки и играет решающую роль в данном регионе, является членом МЕРКОСУР, а также входит в «большую двадцатку» стран с наиболее развитой и развивающейся экономикой ^20).
Ещё одним, не менее перспективным, кандидатом на вступление в БРИКС признается Иран. Учитывая то, что Иран в 2022 году был принят в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), можно с большой долей вероятности предположить, что для дальнейшей более тесной интеграции со странами РИК (Россия - Индия - Китай), являющимися основным ядром БРИКС, Иран будет также принят и в данный формат. Исламская Республика Иран занимает 28 место в рейтинге ВВП стран мира [6] и 76 место в рейтинге по индексу человеческого развития [8]. Государство обладает большими военными, демографическими, политическими и экономическими ресурсами в регионе Ближнего Востока. Как отмечает Президент Ирана Э. Раиси, «геополитическое и геоэкономическое положение Ирана может сделать его стабильным и надежным партнером БРИКС, и Тегеран готов предоставить странам, входящим в организацию, свои возможности для выхода на новые рынки и обеспечения энергетических потребностей» [12].
22 января 2023 года в ходе визита в РФ посол ЮАР М. Макетука рассказал журналистам, что на данный момент есть около 13 претендентов на вступление в формат БРИКС. Страны, официально подавшие заявки, - это Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Алжир, Египет [12]. Рассмотрим подробнее каждую из них.
Саудовская Аравия занимает 18 место в рейтинге ВВП стран мира [6] и 35 место в рейтинге по индексу человеческого развития [8]. Эта страна - крупнейший в мире поставщик нефти, самая крупная экономика в регионе Ближнего Востока. Также государство входит в G20, является членом Лиги арабских государств (ЛАГ) и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). С присоединением данного государства к формату роль БРИКС на мировой арене значительно укрепится: это может стать всерьез угрожать стабильности стран коллективного Запада и «пошатнуть» существующий баланс сил.
ОАЭ занимают 30 место в рейтинге ВВП стран мира [6] и 26 место в рейтинге по индексу человеческого развития [8]. Объединенные Арабские Эмираты входят в пятёрку крупнейших стран - экспортеров нефти в мире. В государстве сильно развита сфера туризма и бизнеса, реализуются крупные проекты в сфере строительства. Государство является членом ЛАГ и ССАГПЗ, а в 2021 году присоединилось к Новому банку развития (НБР) БРИКС. Темпы роста ВВП в стране исторически опережали показатели других соседей в регионе. Хоть
3
государство и сильно зависит от экспорта нефтепродуктов, однако в последние годы ОАЭ находится в топ-15 стран по показателю индекса инвестиционного доверия [7].
Бахрейн занимает 99 место в рейтинге ВВП стран мира [6] и 35 место в рейтинге по индексу человеческого развития [8]. Бахрейн традиционно называют «воротами в арабские страны Персидского залива». Экономика государства, как и остальных стран региона, зависит от экспорта нефти и газа. Бахрейн также является членом ЛАГ и ССАГПЗ. Стоит отметить, что столица Бахрейна Манама служит центром для различных крупных финансовых структур. В государстве в последние годы сильно развивается сфера туризма и банковский сектор.
Алжир занимает 55 место в рейтинге ВВП стран мира [6] и 91 место в рейтинге по индексу человеческого развития [8]. Экономика государства сильно зависит от экспорта нефти и газа, также в стране развита сфера сельского хозяйства (активно экспортируются пшеница, фрукты и овощи). Государство является членом Африканского союза, ЛАГ и Союза арабского Магриба. Алжир входит в десятку стран мира по запасам природного газа и находится на 15 месте по запасам нефти. Основными торговыми партнерами Алжира традиционно выступают страны ЕС и США.
Египет занимает 45 место в рейтинге ВВП стран мира [6] и 97 место в рейтинге по индексу человеческого развития [8]. В стране сильно развита сфера туризма и сельского хозяйства, также Египет активно экспортирует сырую нефть и нефтепродукты, текстиль и т.д. Государство является членом Африканского союза и ЛАГ, а в 2022 году присоединилось к НБР БРИКС. Важно отметить, что страна имеет очень выгодное географическое положение. Египет контролирует Суэцкий канал и получает пошлину с судов, проходящих по нему, а это около 20 тысяч судов в год.
Рассмотрев страны, которые официально подали заявки на вступление в БРИКС, можно сделать вывод, что экономика большинства из них не соответствует уровню стран-членов объединения. Однако вступление ЮАР в БРИКС показало, что экономический фактор не является главным при принятии в состав новых государств. Проанализировав совокупный потенциал представленных стран, можно предположить, что больше всего шансов на вступление имеют следующие страны: Аргентина, Иран, Саудовская Аравия, Египет.
С присоединением Аргентины влияние БРИКС в стратегически важном регионе Латинской Америки только усилится. Страна, как и другие члены БРИКС, входит в G20 и имеет перспективную и развивающуюся экономику, а также большой ресурсный потенциал. Иран, как уже отмечалось выше, может продолжить налаживать сотрудничество со странами РИК и в рамках формата БРИКС, а вступление в формат этого государства может усилить влияние объединения в стратегически важном регионе Ближнего Востока, который находится в сфере интересов всех крупных держав мира. Саудовская Аравия - нефтяной гигант Ближнего
4
Востока - имеет огромное влияние на мировой арене, и его присоединение к формату очень сильно изменит существующий баланс сил: общий ВВП стран БРИКС будет практически соизмерим с общим ВВП стран коллективного Запада. Египет недавно вступил в НБР, а значит, не менее заинтересован в сотрудничестве с БРИКС, чем другие представленные страны. Выгодное географическое положение страны, её влияние на африканском континенте существенно повысят роль БРИКС в этом регионе. Учитывая то, что в 2023 году в БРИКС председательствует ЮАР, шанс на вступление одной из перспективных африканских стран очень велик. К тому же страны-члены БРИКС уже не раз высказывались в поддержку данной кандидатуры так же, как и Ирана и Аргентины.
По мере повышения интереса к формату БРИКС исследователями и СМИ в разное время предлагались варианты новой аббревиатуры БРИКС после вступления тех или иных членов, например, БРИКСТЕС - с присоединением Турции, Саудовской Аравии и Египта [4], БАРСИКИ - с присоединением Аргентины и Ирана [11] и др. В данном контексте, исходя из представленных выводов нашего исследования, можно предложить следующие возможные варианты: БРИКСАИС - с присоединением Аргентины, Ирана и Саудовской Аравии, БРИКСИА - с присоединением Ирана и Аргентины, БРИКСЕА - с присоединением Египта и Аргентины, БРИКСИ - с присоединением Ирана и др.
Вторым сценарием является расширение БРИКС путем развития взаимоотношений в формате БРИКС+ и БРИКС-аутрич.
Инициатива приглашения стран на заседания БРИКС была предложена ЮАР в 2013 году. Идея состояла в том, что председательствующие государства-члены приглашают на саммиты разные страны, входящие в зону их стратегических интересов, в формате БРИКС-аутрич. В 2013 году в момент председательства ЮАР состоялся диалог БРИКС и стран Африканского союза. В 2015 году Россия пригласила на саммит представителей ШОС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В 2016 году Индия привлекала к диалогу представителей «Инициативы стран Бенгальского залива по Многоотраслевой Технико-Экономической Кооперации» (БИМСТЕК).
В 2017 году председательствующий в формате Китай предложил инициативу БРИКС+ и пригласил на саммит стран-представительниц различных развивающихся регионов - Египет, Таджикистан, Мексику, Гвинею, Таиланд. Идея БРИКС+ направлена на увеличение числа партнёров формата и «круга друзей» в целях создания эффективной платформы для сотрудничества развивающихся стран мира. В 2018 году в БРИКС председательствовала ЮАР. На саммит БРИКС+ были приглашены лидеры 18 африканских стран, а также главы Аргентины, Турции и Ямайки. В 2019 году в год председательства Бразилии лидеры отказались от проведения формата БРИКС+ по инициативе председательствующей стороны.
5
В момент предложения Китаем данного формата сотрудничества было отмечено, что оно не имеет обязательный характер и может быть инициировано только по решению страны-председателя. В 2020-2021 годах XII и XIII саммиты БРИКС проходили в онлайн формате из-за пандемии COVID-19 и форматы БРИКС+ и БРИКС-аутрич не использовались, т.к. весь акцент был смещен на решение глобальных экономических и иных проблем, в т.ч. основной темой была борьба с распространением вируса и разработка вакцины.
В 2022 году саммит БРИКС также проходил в формате видеоконференции, однако диалог в формате БРИКС+ всё-таки состоялся с участием следующих стран: от Африканского региона - Алжир, Египет, Сенегал и Эфиопия; от Юго-Восточной Азии - Индонезия, Камбоджа, Малайзия, Таиланд; представитель Латинской Америки - Аргентина; от Центральной Азии - Казахстан, Узбекистан; представитель Ближнего Востока - Иран; представитель Океании - Фиджи. Стоит отметить, что Китай с 2017 года традиционно приглашает на саммиты под своим председательством (2017, 2022) представителей всех ключевых геополитических регионов мира, и, вероятно, в ближайшие годы данная тенденция будет только развиваться.
В 2023 году страной-председателем является Южно-Африканская Республика, и, судя по вышеупомянутым высказываниям посла в РФ М. Макетуки, можно предположить, что на саммит БРИКС+ в этом году будут приглашены представители всех 13 заинтересованных в вступлении в формат стран, а также продолжится диалог с Африканским союзом и представителями африканских стран. Идея интеграции в формате БРИКС+ активно развивается уже с момента создания объединения, т.к. каждая страна-участница формата представляет свои различные региональные объединения, в которых она является лидером: для РФ - это ЕАЭС, для Китая - ШОС, для Бразилии - МЕРКОСУР, для Индии - СААРК, для ЮАР - Африканский союз и САДК. Судя по последним саммитам БРИКС+ и привлечению представителей других ведущих региональных организаций, уже в ближайшее время с присоединением новых членов к формату возможен диалог в формате БРИКС - АСЕАН, БРИКС - ЛАГ, БРИКС - СНГ, БРИКС - ССАГПЗ и др.
Третьим сценарием является гибридный сценарий, при котором одновременно расширяется основной состав БРИКС и развивается формат взаимоотношений БРИКС+.
Несомненным плюсом данного варианта расширения БРИКС служит охват практически всех геополитических регионов мира, т.к. будет решена проблема представленности участников конкретных регионов. Наиболее развитые страны-члены так называемого «ядра БРИКС» будут представлять свои региональные организации и включать в состав БРИКС+ представителей данного региона. Например, с присоединением Саудовской Аравии к формату БРИКС можно будет подключить к диалогу БРИКС+ страны ССАГПЗ.
6
Однако данный сценарий имеет и существенный минус, т. к. появится очень много сложностей с распределением стран, которые будут включены в состав и с которыми будет происходить взаимодействие в формате БРИКС+.
Таким образом, проанализировав возможные сценарии расширения БРИКС, можно сделать ряд выводов.
Во-первых, формат БРИКС в последние годы обрёл большую популярность и имеет огромные перспективы развития, т.к. крупнейшие страны мира заинтересованы во вступлении в объединение.
Во-вторых, странами-членами БРИКС ещё не были оформлены основные критерии и принципы для присоединения к формату новых стран-членов, а также не доработаны основы взаимодействия в формате БРИКС+. Данные вопросы будут обсуждаться уже совсем скоро на юбилейном XV саммите БРИКС в ЮАР. В условиях турбулентности миропорядка и новых вызовов государства-члены БРИКС серьезно обсуждают вопросы укрепления позиций объединения, его расширения и институционализации.
В-третьих, по нашему мнению, крупного расширения БРИКС ожидать не стоит, т.к. это может нарушить принцип консенсуса и баланса в объединении. В первую очередь в состав формата будут включены ведущие страны на мировой арене, которые имеют стратегически важный ресурсный и экономический потенциал (например, представители G20 - Аргентина, Саудовская Аравия и др.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беленькая А. А. Страны БРИКС: перспективы расширения и экономические последствия // Мировая экономика в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Москва, 07 декабря 2017 года / Отв. ред. И. А. Айдрус. - Т. 2. - М.: Российский университет дружбы народов, 2018. - С. 17-21.
2. БРИКС может расширяться поэтапно [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vesti.ru/article/1833409 (дата обращения: 27.03.2023).
3. БРИКС+: ответ глобального Юга на новые вызовы (в контексте китайского председательства в БРИКС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.valdaiclub.com/files/41948 (дата обращения: 27.03.2023).
4. БРИКСТЕС вместо БРИКС - почему расширение организации важно именно сейчас [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://az-sputniknews-ru.turbopages.org/az.sputniknews.ru/s/20220719/brikstes-vmesto-briks—pochemu-
rasshirenie-organizatsii-vazhno-imenno-seychas-444041089.html (дата обращения: 27.03.2023).
5. Володина А. Д. Перспективы расширения БРИКС и создание новой резервной валюты в современных условиях // Развитие современной экономики: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 декабря 2022 года. - Пенза: Наука и Просвещение, 2022. - С. 63-66.
6. Всемирный банк. ВВП. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD (дата обращения: 27.03.2023).
7. Индекс доверия ПИИ 2022 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kearney.com/foreign-direct-investment-confidence-index (дата обращения: 27.03.2023).
8. Индекс человеческого развития. Отчёт 2021-2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hdr.undp.org/content/human-development-report-2021-22 (дата обращения: 27.03.2023).
9. Ли Ц. Состояние и перспективы международного сотрудничества в рамках «БРИКС+» // Управленческое консультирование. - 2020. - № 3(135). - С. 110-120.
10. Мзувукиле Макетука: даже ребенок в ЮАР знает, кто такой Путин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20230122/maketuka-1846387820.html (дата обращения: 27.03.2023).
11. Панорама БРИКС. БРИКС в январе-июне 2022 года. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://russiancouncil.ru/blogs/mihail-lavrov/brics-january-june-2022/ (дата обращения: 27.03.2023).
12. По кирпичу: Иран и Аргентина подали заявки на вступление в БРИКС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/1356676/kseniia-loginova/po-kirpichu-iran-i-argentina-podali-zaiavki-na-vstuplenie-v-briks (дата обращения: 27.03.2023).
13. Попова Н. В. Перспективы развития объединения «БРИКС плюс» // Россия и современный мир. - 2018. - № 2(99). - С. 110-118.
14. Семенова А. Н. Перспективы расширения межгосударственного объединения -БРИКС // Приоритеты социально-экономического развития Евразийского пространства: сборник статей Международной научно-практической конференции, Казань, 11 мая 2018 года. - Казань: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2018. - С. 61-65.
15. Тютикова К. И. История становления БРИКС: Формирование организации и перспективы расширения числа участников // Интернаука: электрон. научн. журн. - 2022. - № 5-2(228). - С. 26-28.