Научная статья на тему 'Перспективы производства и упаковки пищевой продукции на малых региональных предприятиях'

Перспективы производства и упаковки пищевой продукции на малых региональных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
245
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / MANUFACTURE / ПИЩЕВАЯ ПРОДУКЦИЯ / FOOD PRODUCTION / ОБОРУДОВАНИЕ / EQUIPMENT / УПАКОВКА / ФАСОВКА / PACKING / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL-SCALE BUSINESS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Белов Н.А.

В статье обоснована перспективность выпуска пищевой продукции малыми и средними региональными предприятиями на современном этапе развития страны. Рассмотрены проблемы, связанные с отсутствием необходимых технологий, технологического и фасовочно-упаковочного оборудования, а также современных видов упаковки для малых и средних предприятий. Предложены пути решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of manufacture and packing of food production at the small regional enterprises

In article prospect of release of food production by the small and average regional enterprises at the present stage of development of the country is proved. The problems connected with absence of necessary technologies, the technological and packing equipment, and also modern kinds of packing for the small and average enterprises are considered. Ways of the decision of these problems are offered.

Текст научной работы на тему «Перспективы производства и упаковки пищевой продукции на малых региональных предприятиях»

РШУПАКОВКА И ЛОГИСТИКА

Щ ТЕМА НОМЕРА

УДК: 644. 339.3. 338.439.

Перспективы производства и упаковки пищевой продукции

на малых

региональных предприятиях

Н.А. Белов, канд. техн. наук ООО «ИПК ПРОМБИОФИТ»

Ключевые слова: производство; пищевая продукция; оборудование; фасовка; упаковка; малый бизнес.

Key words: manufacture; food production; the equipment; packing; packing; a small-scale business.

В развитых западных странах снабжение населения продуктами питания и народно-хозяйственной продукцией осуществляется в основном из одного или нескольких крупных перерабатывающих или логистических центров. В нашей стране на современном этапе развития более экономически выгодно снабжать население продовольственными товарами и народно-хозяйственной продукцией путем выпуска ее в регионах на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Это связано с тем, что, во-первых, страна имеет огромную территорию, транспортная сеть недостаточно развита, поэтому возить готовую продукцию из центра в регионы менее выгодно, чем выпускать ее на месте, используя местное сырье или завозимый концентрат. Во-вторых, плотность населения страны невысока, поэтому продукцию можно выпускать на малых и средних производствах с мощностью, достаточной для обеспечения продукцией своего региона.

Развитию сети таких предприятий способствуют малая занятость населения в регионах и наличие пустующих производственных помещений с готовыми инженерными сетями. Поэтому затраты на заработную плату и аренду ниже, что влияет на себестоимость и конкурентоспособность конечного продукта.

Однако бурного роста малых и средних предприятий пока не наблюдается. Почему же этого не происходит, какие факторы сдерживают их развитие?

Постараемся выявить эти факторы и наметить пути их устранения на примере выпуска широкого ассортимента жидких пищевых и непищевых продуктов. Эти факторы являются общими для развития всего регионального малого и среднего бизнеса.

Поставим себя на место типичного российского предпринимателя, ко-

торый заработал определенный капитал на торговле, видит на рынке большое количество не всегда качественной, но дорогой импортной пищевой продукции и хочет начать производить собственную более качественную продукцию из местного сырья.

С какими же трудностями он сталкивается?

Проблем с производственными помещениями, дешевой рабочей силой и доступным, а зачастую практически дармовым, сырьем у него нет. Каналы сбыта продукции у него налажены, так как он долгое время занимался торговлей. Таким образом, для успешного начала бизнеса вроде бы все есть: финансовые средства, помещение, сырье, рабочая сила, каналы сбыта.

Однако предприниматель прекрасно понимает, что просто произвести продукцию сейчас недостаточно. Для того, чтобы торговая организация приняла его продукцию, а покупатели ее купили, она должна отвечать ряду требований. Помимо высокого качества продукция должна быть расфасована и упакована в современную упаковку и иметь красивую этикетку. Кроме того, каждая единица продукции должна быть промаркирована соответствующим образом, защищена от несанкционированного вскрытия и храниться достаточно долгое время до момента ее реализации. Цена на продукцию не должна быть выше цены аналогов, присутствующих на рынке. Без этого она не будет реализовываться и предприятие прогорит.

Для выполнения этих условий предпринимателю нужно иметь технологию производства продукции, ее фасовки и упаковки, а также соответствующее оборудование. Необходимо найти организацию, которая поставит, смонтирует, наладит и запустит такое оборудование. Нужно обеспечить производство современ-

ной упаковкой и другими расходными материалами.

И вот тут начинаются основные сложности. Прежде всего, это отсутствие необходимой информации.

Зачастую предприниматель знает, какую продукцию и из какого сырья ему нужно производить, но как это сделать и что для этого обходимо среднестатистический предприниматель чаще всего совершенно не представляет.

Пытаясь изучить вопрос, он выясняет, что технологий для выпуска продукции на малых предприятиях практически не существует. И это неудивительно. Те технологии, которые пришли к нам из советского прошлого, в основном были ориентированы на изготовление продукции на крупных предприятиях на морально устаревшем отечественном или импортном оборудовании. Учитывая специфику того времени (состояние «холодной» войны), эти технологии были в основном нацелены не на производство продукции с максимально высоким качеством при минимальных затратах, а на возможность выпуска этой продукции для армии или для нужд военного времени. Кроме того, в тот период никто не заботился об упаковке готовой продукции.

За время перестройки кое-какие технологии были разработаны, но теперь они не являются всенародным достоянием, а имеют конкретных владельцев, которым совершенно невыгодно их распространение среди потенциальных конкурентов.

Таким образом, для производства продукции предпринимателю необходимо раздобыть технологию производства, которая в настоящее время либо не существует, либо имеются большие сложности в ее получении.

Одно из препятствий на пути начинающего производителя - отсутствие необходимого оборудования.

PACKAGING AND LOGISTICS Eg

H I II

Предположим, наш предприниматель нашел нужную технологию, но зачастую она не может быть реализована в условиях малого предприятия, так как для этого нет необходимого оборудования. Причин несколько. После развала СССР многие машиностроительные предприятия, выпускавшие отечественное технологическое оборудование, прекратили свое существование, а зарубежные компании поставляют на наш рынок оборудование, в основном ориентированное на крупный бизнес. Правда, в последнее время ситуация стала меняться в лучшую сторону, но пока еще оборудования для организации выпуска продукции на малых предприятиях остро не хватает.

Предположим, что предприниматель нашел требующиеся ему технологии и оборудование. Тогда он сталкивается еще с одной серьезной проблемой. Произведенная продукция должна быть соответствующим образом расфасована и упакована. Теперь ему приходится решать вопросы, связанные с выбором необходимого вида упаковки и оборудования для фасовки и упаковки готовой продукции.

Правильное решение этих вопросов при производстве пищевой продукции имеет первостепенное значение, так как упаковка продукции должна защищать продукт от механических повреждений; обеспечивать достаточно длительный срок хранения продукта без ухудшения его качества; препятствовать несанкционированному вскрытию упаковки с продуктом; иметь современный, привлекательный вид; иметь этикетку с данными о составе продукта, информацию о дате выпуска продукта и пр.

Оказывается, не все виды упаковки могут быть использованы в условиях малых предприятий. Так, например, широко применяемые для упаковки соков упаковки из ламинированного картона типа «Комби-блок», «Тетра-брик» и другие изготавливаются только на крупных предприятиях, так как оборудования малой мощности для их производства и наполнения не существует. Жестебанки и стеклобанки в ряде случаев также могут оказаться экономически невыгодными, если их завозить издалека, так как это сопряжено с перевозками воздуха. Вроде бы очень удобны пластиковые упаковки «Дой-Пак», однако предприятия изготавливают их только крупными партиями и др.

Таким образом, в настоящий момент для использования в условиях

малого предприятия более всего подходят два вида упаковок:

упаковки, которые можно изготавливать на месте производства -ПЭТ-бутылки и банки, коррексы, пластиковые пакеты и др.;

упаковки или их заготовки, которые можно перевозить в компактном, сложенном виде. Это различные виды пластиковых стаканчиков и емкостей под заварку крышечками из фольги или пластика, а также тара из многослойной пластиковой пленки и комбинированных материалов. Например, пакеты «Дой-Пак» и «Реторт-пакеты», высечки (заготовки) пакетов «Пюр-Пак» и «Тетра-Рекс», преформы и крышки для ПЭТ-бутылок и банок. Однако все они изготавливаются на крупных предприятиях и обладают одним существенным недостатком, значительно ограничивающим их использование на предприятиях малой мощности. А именно: производить такую упаковку с оригинальной полиграфией рентабельно только при выпуске ее большими партиями. Например, минимальная партия пакетов «Дой-Пак» составляет несколько миллионов штук. Такая партия покрывает потребности малого предприятия в упаковке на несколько лет и стоит немалых денег.

Однако не все так плохо, и сегодня в связи с новыми потребностями рынка рождаются соответствующие предложения. Так, ряд научно-исследовательских организаций и вузов (ВНИМИ, МГУПП, МГУТУ и др.) разработали технологии, которые с успехом можно использовать для приготовления различных продуктов на предприятиях малого бизнеса. Например, в настоящее время для фасовки жидких и пастообразных пищевых продуктов вместо автокла-вирования широко применяют метод «горячего розлива» продукции, который позволяет обеспечить достаточный срок хранения упакованной продукции с гораздо меньшими энергозатратами.

Ряд предприятий («ИПК ПРОМБИО-ФИТ», «Агромаш», ОАО «Цвет» и др.) наладил выпуск технологического оборудования (емкости, реакторы, гомогенизаторы, насосы, запорная арматура, производственные столы, мойки и др.), которое можно использовать на малых предприятиях для производства различных продуктов.

Развивается выпуск отечественных видов пластиковой упаковки, которые наиболее удобны для применения на малых предприятиях, а также и оборудования для ее производства. Например, если несколько лет

назад отмечался большой дефицит полуавтоматического оборудования для выдува ПЭТ-бутылок и банок, которое позволяет производить упаковку на месте производства, то теперь потребности рынка в таком оборудовании полностью удовлетворены.

Такие предприятия, как «ИПК ПРОМБИОФИТ», «Эльф-4М», «Спецпромавтомат» и др., наладили выпуск малогабаритного, но достаточно производительного оборудования для фасовки и упаковки продуктов в современные виды пластиковых упаковок, в том числе и методом горячего розлива, а также оборудования для нанесения на тару клеевых или самоклеящихся этикеток.

«ИПК ПРОМБИОФИТ», «Агромаш» и другие предприятия предлагают услуги по выполнению всего комплекса работ по поставке полностью укомплектованных производств «под ключ» для предприятий малого и среднего бизнеса.

К сожалению, в настоящее время информация о таких технологиях и оборудовании отсутствует или очень скудна. Те сведения, которые можно найти, весьма разрознены и не систематизированы. До региональных потенциальных потребителей они чаще всего не доходят. Кроме того, сегодня наблюдается поголовная неграмотность предпринимателей в вопросах ведения производственного бизнеса, технологии производства продукции, ее фасовки и упаковки, что, в свою очередь, порождает отсутствие обратной связи между инновационными предприятиями и потенциальными потребителями их продукции.

В ближайшее время вследствие объективных причин в России следует ожидать бурного развития малого и среднего регионального бизнеса производственного и перерабатывающего направления.

Развитие малых региональных предприятий, вероятно, будет происходить по трем направлениям:

крупные производители пищевой продукции будут развивать сеть производственных филиалов малой мощности, которые будут выпускать продукцию под общим брендом;

крупные международные, российские, а также региональные торговые сети будут развивать в регионах на малых предприятиях выпуск товаров под маркой «Приват лейбл» для реализации их через свои региональные торговые центры;

региональные предприниматели будут самостоятельно создавать в регионах свои предприятия, преодо-

РШУПАКОВКА И ЛОГИСТИКА

ТЕМА НОМЕРА

левая все преграды, о которых было сказано выше.

Такие процессы в стране уже идут и тому есть немало подтверждений.

Организация малых и средних предприятий будет способствовать повышению занятости в регионах и увеличению покупательной способности населения, что будет стимулировать работу таких предприятий и способствовать формированию новых. Образование большого числа малых и средних производственных предприятий создаст потребность в тех видах сырья, которые нельзя приобрести непосредственно в регионе. Это различного вида добавки и концентраты, которые целесообразно выпускать на крупных предприятиях и доставлять в регионы расфасованными в упаковку большой емкости. Следовательно, возникнет нужда как в такой упаковке, так и в оборудовании для ее наполнения. Данные виды упаковки (в рассматриваемом случае для жидких и пастообразных продуктов) представля-

ют собой различные канистры, бочки, упаковки типа «Биг-Бэг», «Кубо-тейнеры» и др.

Таким образом, на российском рынке в ближайшее время должны появиться ниши, емкость которых трудно переоценить. Первая ниша связана с информационным обеспечением региональных предпринимателей в вопросах организации и ведения малого бизнеса производственного направления.

Вторая касается обеспечения технологиями малых региональных предприятий. Причем такие технологии должны быть адаптированы к существующему оборудованию для приготовления, фасовки и упаковки готовой продукции, к современным видам упаковки и упаковочных материалов. Третья связана с производством технологического и фасо-вочно-упаковочного оборудования для малого бизнеса, а также для изготовления упаковки на месте производства, которое имеет ряд отличительных черт.

Четвертая ниша - это производство и поставка упаковки, заготовок для упаковки и упаковочных материалов для малого и среднего бизнеса, что связано с рядом проблем, описанных выше. Решить эти проблемы можно путем организации выпуска обезличенной упаковки, на которую каждый производитель будет наносить свою этикетку. Пятая связана с производством крупногабаритной упаковки и оборудования для ее наполнения. Здесь определенные перспективы имеет создание оборудования для выпуска и наполнения упаковок типа «Биг-Бэг», которые сегодня недостаточно широко представлены на рынке.

Кто заполнит эти ниши, во многом зависит от нас с Вами. Вероятно, приоритет будут иметь те организации или их объединения, которые смогут предложить региональным потребителям комплексные решения в виде готовых производств «под ключ».

Vinetta

для предприятий среднего бизнеса

/ККОМЕБ

Компания «Кронес» разработала новую этикетировочную машину У/'пеПа Кронес специально для предприятий среднего бизнеса.

На выставке intervitis interfructa АО «Кронес» впервые представила два варианта этой новой машины производительностью 4000 или 8000 сосудов в час.

УтеМа может использоваться для оформления самой разнообразной тары. В стандартном исполнении корпусными и передними этикетка-

У1пеНа Кронес

для современного этикетирования

ми могут оформляться бутылки из стекла и пластмассы, а также тара специальной формы. С помощью дополнительного агрегата этикети-рования холодным клеем можно наносить также этикетки на заднюю часть, горловину или пробку свинг-топ. Имеется также возможность точного нанесения фирменных печатей на бутылки с вином, наклонных полосок или медальонов. При необходимости машину можно дооснас-тить агрегатом для приклеивания самоклеящихся этикеток, который позволяет реализовать различные варианты современного оформления продукции.

УтеШ представляет интерес в первую очередь для предприятий, находящихся в поисках новой машины и еще не принявших нужное решение, однако желающих обеспечить себе надежность и безопас-

ность в требуемой области производительности. При этом должны обеспечиваться отличное качество этикетирования, точная воспроизводимость, короткое время на переоснащение, высокая эффективность и длительная готовность оборудования. В конструкции машины «Кро-нес» в значительной степени использованы опыт и узлы из области высокой производительности.

УтеШ - малогабаритная машина кругового нанесения этикеток. Ее магазин вмещает 5000 этикеток. При смене сосуда или этикетки требуется очень мало времени на переналадку. Сменные изнашивающиеся полосы обеспечивают длительный срок службы направляющих гарнитур. Насос клея и интегрированный обогреватель гарантируют постоянное качество этикетирования и позволяют экономить клей. Теперь с помощью УтеНа Кронес предприятия, разливающие небольшие объемы вина, пива и других напитков, смогут выполнять оформление этикетками на самом высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.