Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА ТРАНСКОРЕЙСКОЙ МАГИСТРАЛИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА ТРАНСКОРЕЙСКОЙ МАГИСТРАЛИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
241
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНАЯ КОРЕЯ / РОССИЯ / КНДР / ЭКОНОМИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / РОССИЙСКО-КОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Милов Барей Маратович

Периодически южнокорейское правительство поднимает вопрос строительства и железной дороги, проходящей по территории КНДР, которое потенциально может включить Южную Корею в евразийскую железнодорожную систему. В данной статье рассмотрена транскорейской железной дороги. Целью работы является анализ концепта, строительства, потенциальные трудности и реализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Милов Барей Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE PROJECT OF THE TRANS-KOREAN RAILWAY

Periodically, the South Korean government raises the issue of building a railway passing through the territory of the DPRK, which could potentially include South Korea in the Eurasian railway system. This article discusses the trans-Korean railway. The purpose of the work is to analyze the project, construction, potential di culties, and implementation.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА ТРАНСКОРЕЙСКОЙ МАГИСТРАЛИ»

УДК 339

Б.М. МИЛОВ

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА ТРАНСКОРЕЙСКОЙ МАГИСТРАЛИ

Милов Барей Маратович, магистр, Кафедра международных экономических отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: milov.boris@outlook.com

Аннотация. Периодически южнокорейское правительство поднимает вопрос строительства и железной дороги, проходящей по территории КНДР, которое потенциально может включить Южную Корею в евразийскую железнодорожную систему. В данной статье рассмотрена транскорейской железной дороги. Целью работы является анализ концепта, строительства, потенциальные трудности и реализация.

Ключевые слова и фразы: Южная Корея, Россия, КНДР, экономика, международные транспортные коридоры, железные дороги, российско-корейские отношения.

Благодарности: Данная работа осуществлялась при поддержке Базовой университетской программы исследований Кореи через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию Корееведения Академии корееведения (AKS-2019-OLU-2250001).

Для цитирования: Милов Б.М. Перспективы проекта Транскорейской магистрали // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 3. С. 114-119.

B.M. MILOV

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

PROSPECTS FOR THE PROJECT OF THE TRANS-KOREAN RAILWAY

Barei M. Milov, master-student Department of International Economic Relations, Kazan (Volga region) Federal University E-mail: milov.boris@outlook.com

Abstract. Periodically, the South Korean government raises the issue of building a railway passing through the territory of the DPRK, which could potentially include South Korea in the Eurasian railway system. This article discusses the trans-Korean railway. The purpose of the work is to analyze the project, construction, potential difficulties, and implementation.

Keywords and phrases: South Korea, Russia, North Korea, economy, international transport corridors, railways, Russian-Korean relations.

Acknowledgment: The Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001) supported this work.

For citation: Milov B.M. Prospects for the Trans-Korean Railway Project // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3. № 3. P. 114-119.

■■■■ii ■■■in iiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■in iiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■in iiiiii iiiiii ■■■■■■ iiiiii ■■■■■■ ■■■in iiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■in ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■

Введение

В 2000 году, между Северной Корей и Российской Федерацией, было подписано соглашения об аренде порта Наджин, сроком на 50 лет. В 2008 году началась его реконструкция, которая включала в себя реконструкцию железнодорожной системы и была завершена в 2013 году. Главным итогом этой работы стал участок железной дороги длинной в 54 км который соединял порт Наджин в Северной Корее, с поселком Хасан, в Приморском Крае. В 2018 году, на фоне улучшения ситуации на Корейском полуострове, президентом Мун Чжэ Ином была озвучена идея создания участка железной дороги, который бы соединял Республику Корея, с Российской Федерацией, и фактически включал бы Южную Корею в Евразийскую железнодорожную систему.

Правительство Республики Корея проявляет активный интерес к данному проекту, поскольку, сегодня Южная Корея в транспортном плане является островом, так как соединяется с другими странами морским и воздушным транспортом. Строительство Транс Корейской Железной дороги, может оказаться выгодна всем участникам данного проекта, в лице России, Республики Корея и КНДР как с точки зрения экономики, так и со стороны улучшения политической ситуации на полуострове, что позволит если не решить корейский вопрос, но позволит улучшить отношения между севером и югом.

Результаты исследования

Потенциально, южнокорейская сторона рассматривает строительство двух линий, проходящих по территории КНДР, которые ведут в Китай (маршрут Пусан-Сеул-Пхеньян-Синиджу-Пекин) и Россию (Пусан-Раджин-Хасан) соответственно (По классификации UNESCAP они обозначены как N1G и ШН).

Исследования данной темы активно стартовали в Республике Корея в 2015 году. При этом строительство железной дороги в Россию, является более приоритетным, поскольку помимо существующего участка из Наджина в Хасан, протяженностью в 54 км. Российская сторона проявляет большую заинтересованность в данном проекте. Стоит отметить, что Сеул уже давно обсуждает с представителями Российской Федерации, возможность реализации данного проекта, поскольку в будущем, может пойти речь о строительстве газопровода из России в Республику Корея. Из приведенного ниже списка можно оценить заинтересованность обеих сторон по количеству проведенных встреч, между представителями железнодорожной отрасли.

• Соглашение о железнодорожном сотрудничестве РК и России (2001 г.)

• Комитет транспортного сотрудничества между Россией и РК (2001-2002 г)

• Трехсторонняя конференция представителей Республика Корея - КНДР - Россия (2004 г.)

Рис. 1. Маршруты N1H и N1G

• Встреча Министров железных дорог Республика Корея - КНДР - Россия (2006 г.)

• Евразийская инициатива и разговор на высшем уровне между РК и Россия (2013 г.)

• Соглашение между РК и Китаем о сотрудничестве в области железных дорог (1998 г.)

• КНДР и Россия договорились о совместном осуществлении проекта модернизации железных дорог КНДР и провели церемонию закладки фундамента 21 октября 2014 г. на станции Донпхёнъян.

Реализовывать проект планируется в 3 этапа: 1 этап. Минимальное обслуживание северокорейской железнодорожной сети с последующим получением и реинвестированием полученной прибыли в транспортный бизнес.

2 этап. Улучшение северокорейской железнодорожной сети с последующим расширением транспортного бизнеса, организацией международных консорциумов.

3 этап. Глубокая модернизация, можно сказать фактически строительство новой железнодорожной сети на территории КНДР и окончательное включение Корейского полуострова в евразийскую железнодорожную систему.

В 2018 году, на встрече Владимира Путина и Мун Чжэ Ина в Москве был подписан меморандум между РЖД и Корейскими Железными Дорогами (КогаН), стороны выразили готовность к проработке условий реализации перевозок по маршруту «Республика Корея - Россия - Европа», в которую также входил проект соединения Корейской железнодорожной сети и Транссибирской магистрали с участием России, КНДР и Республики Корея. По предварительным оценкам РЖД, реализация данного проекта может обойтись в 3-4 млрд. долл. США. Реализацию проекта также оценивал Научно-Исследовательский Институт Канвона, по их расчетам реализация обойдется в 3,85 млрд. долл. США производства, 1,56 млрд. долл. США добавленной стоимости и создаст 38910 новых рабочих мест. Сроки реализации оценивались в 2-3 года.

В случае реализации проекта железная дорога составит серьезную конкуренцию морским перевозкам. Чтобы примерно оценить преимущества маршрута, рассмотрим Таблицу 1 и сравним существующие маршруты из Китая в Европу, точнее стоимость и время доставки одного 40 футового контейнера между Таньцзинем и Антверпеном, Ляонином и Роттердамом.

Из таблицы видно, что морская перевозка обходится почти в 2 раза дешевле, железнодорожного транспорта, при этом перевозка железной дорогой занимает на 12-15 дней быстрее, что является несомненным преимуществом перед морским транспортом. Время доставки становится важным фактором, когда речь заходит о товарах с высокой добавленной стоимостью, характер товара или производственные потребности, в таком случае сэкономленное время нивелирует увеличение затрат на транспортировку и делает наземный вид транспорта (в данном случае железнодорожный) более предпочтительным вариантом. В то время как доставка габаритных, но при этом более дешевых товаров, таких как нефть или газ, более предпочтительна морским или трубопроводным транспортом. Республика Корея является поставщиком товаров с высокой добавленной стоимостью, поэтому можно полагать, что железнодорожный транспорт станет если не полной заменой морским перевозкам, то по крайней мере точно составит им серьёзную конкуренцию.

Помимо прямого железнодорожного сообщения, Республика Корея может получить доступ к незамерзающим портам Владивосток, Находка, Восточный и Посьет, что в перспективе поможет развитию Северного Морского Пути, который Российская Федерация предлагает, как альтернативу морскому пути, проходящему через Суэцкий Канал.

Как говорилось выше, реализация подобных проектов с привлечением России, КНДР и Южной Кореи, может принести не только экономическую выгоду всем странам участникам, но

Таблица 1

Сравнение морского и железнодорожного транспорта

Маршрут Цена (в долл. США) за 1 контейнер. Время(дни)

Тяньцзинь - Антверпен Морской $2600 40

Железнодорожный $5600 14

Ляонин - Роттердам Морской $3500 35

Железнодорожный $7000 14

и поможет улучшить ситуацию с безопасностью в Восточной Азии, путем улучшения отношений между Северной и Южной Кореей.

Проблемам организации и финансирования международных транспортных коридоров (МТК), проектирования и строительства межрегиональных и трансконтинентальных железных дорог представлены в трудах Кашбразиева Р.В., Нехорошкова В.П. и др., Реализация транскорейской железной дороги может столкнуться с проблемами, описанными этими авторами. В частности, касающихся технической стороны и решения юридических аспектов, как будет происходить взаимодействие с северокорейской стороной, а также каким образом могут повлиять наложенные на КНДР санкции, сильно ограничивающие внешнеэкономические взаимоотношения Северной Кореи с другими странами.

Допустимая длина состава в Российской Федерации составляет 1060 метров, в то время, когда на Корейском полуострове допустимой является длина в 400 метров, поскольку в Южной Корее существует мнение, что разгрузка/погрузка короткого поезда занимает меньше времени, по сравнению с более длинными составами. Это по мнению некоторых исследователей может вызвать задержки на основных линиях.

Также сама техническая составляющая имеет различия, которые на пограничных пунктах могут вызвать определенные трудности. Ширина колеи российских поездов (а также казахских и монгольских) составляет 1520 мм в то время, как на Корейском полуострове ширина колеи составляет 1435 мм, данная проблема является физическим препятствием, сообщается что на пограничных переходах разница колеи вызывает длительные задержки. Но стоит отметить, что существуют предложения для решения данной проблемы, это использование совмещенной колеи, перемена тележек или переход на единую колею. Отличается и максимальная допустимая нагрузка, РЖД использует вагоны с нагрузкой в 23.5-25 тонн на ось, Когай использует вагоны с максимальной нагрузкой в 22 тонны на ось.

Задержки на пограничных переходах занимают 34.5% времени всего движения поезда,

к таким выводам пришла Организация Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД) по итогам проведенного опроса в 2012 году. Помимо этого, существует сложная тарифная система, и вопрос доступности вагонов. Вопросы также вызывает каким образом будет происходить пересечение на границе между Республикой Корея и КНДР, т. к. на данный момент она закрыта.

Главным вопросом, как было указано выше, остается взаимодействие с Северной Кореей, поскольку КНДР имеет ряд ограничений связанных с санкциями со стороны Совбеза ООН, которые сильно ограничивают возможности, но стоит признать, что Республика Корея предпринимает шаги для решения и этого вопроса, так в 2018 году, представитель южнокорейского Министерства объединения сообщил агентству Ренхап, что Республика Корея ведет консультации с США и рядом других стран относительно возможности вывода из-под санкций проекта по подготовке соединения железных дорог страны с двумя северокорейскими линиями. Вопрос финансирования, а именно каким образом и в каких долях проект будет финансироваться со стороны России и Республики Корея, также остается открытым, ожидается что именно эти странны будут спонсировать этот проект, в то время как КНДР будет предоставлять только трудовые ресурсы.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что строительства Транс-Корейской Железной дороги потенциально выглядит выгодно для всех стран участниц, и возможно, будет большим шагом для достижения мира на корейском полуострове. Но в то же время вопрос технической реализации, финансирование проекта, международные санкции, наложенные на КНДР, ставят серьезные барьеры. Также стоит отметить, в последние годы, экономическая активность между Северной Кореей и Россией также начала стремительно снижаться, а также отсутствие интереса у российского капитала в северокорейской экономике на данный момент. В очередной раз откладывает строительство на неопределенный срок.

Список литературы

1. Кашбразиев Р.В., Организация и финансирование международного транспортного коридора «Европа-Западный Китай»: Современное состояние и проблемы / Р.В. Кашбразиев // Финансы и кредит. - Москва, 2013. -46-56 с. - ISSN 2071-4688. - Текст: непосредственный.

2. Нехорошков В.П., Нехорошков Е.В. Транссибирская, Транскорейская и трансконтинентальная магистрали - звенья одной цепи // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2006. №5 (5). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transsibirskaya-transkoreyskaya-i-transkontinentalnaya-magistrali-zvenya-odnoy-tsepi (дата обращения: 30.03.2022).

3. РЖД призвали южнокорейских партнеров к реализации проекта Транскорейской магистрали - Текст: электронный // Tans.ru: [сайт]. - URL: https://trans.ru/news/rzhd-prizvali-yuzhnokoreiskih-partnerov-k-realizatsii-proekta-transkoreiskoi-magistrali (дата обращения 02.03.2022) - Текст: электронный.

4. Россия и КНДР - рядом, но не вместе - Текст: электронный // EastRussia: [сайт]. - URL: https://www. eastrussia.ru/material/rossiya-i-kndr-ryadom-no-ne-vmeste/ (дата обращения 02.03.2022) - Текст: электронный.

5. В МИДе рассказали о важности интеграции корейских железных дорог и Транссиба - Текст: электронный // Прайм: [сайт]. - URL: https://1prime.ru/transport/20200929/832084474.html (дата обращения 02.03.2022) -Текст: электронный.

6. OSJD. Report on the Activities of the Organization for Cooperation between Railways for 2011 - Текст: электронный // OJSD: [sajt]. - С. 22. - 2012. - URL: https://osjd.org/api/media/resources/c/51/121/659 (дата обращения 02.03.2022). - Текст: электронный.

7. OTIF. Study on Corridors - Текст: электронный. // OTIF: [sajt]. - 2016. - URL: https://otif/org/fileadmin/ user_upload/otif_verlinkte_files/07_veroeff/Studien/STUDY_ON_CORRIDORS_-_Final/pdf (дата обращения 02.03.2022). - Текст: электронный.

8. ESCAP. Comprehensive planning of Eurasian Transport Corridors to Strengthen the Intra- and Inter-Regional Transport Connectivity - Study report - Текст: электронный // ESCAP: [sajt]. - 2017. - URL: https://www.unescap. org/resources/comprehensive-planning-eurasian-transport-corridors-strengthen-intra-and-inter-regional (дата обращения 02.03.2022). - Текст: электронный.

9. UN UNESCAP. Strengthening Transport Connectivity Between the Republic of Korea and Europe through the UNESCAP Eurasian transport corridors - Текст: электронный // UN UNESCAP: [sajt]. - 2019 - URL: https://www. unescap.org/sites/default/files/Strengthening%20transport%20connectivity%20between%20the%20Republic%20 of%20Korea%20and%20Europe%20through%20the%20UNESCAP%20Eurasian%20transport%20corridors-Full%20Text.pdf (дата обращения 02.03.2022). - Текст: электронный.

10. Транскорейская магистраль: pro et contra // Журнал «РЖД». - 2002. - URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/ page/78314?id=1563 (дата обращения 02.03.2022). - Текст: электронный.

References

1. Kashbraziev R.V., Organizatsiya i finansirovaniye mezhdunarodnogo transportnogo koridora «Yevropa-Zapadnyy Kitay»: Sovremennoye sostoyaniye i problemy / R.V. Kashbraziyev // Finansy i kredit. - Moskva, 2013. -46-56 s. - ISSN 2071-4688. - Tekst: neposredstvennyj.

2. Nekhoroshkov V.P., Nekhoroshkov E.V. Transsibirskaya, Transkoreyskaya i transkontinental'naya magistrali -zven'ya odnoy tsepi // Transport Rossiyskoy Federatsii. Zhurnal o nauke, praktike, ekonomike. 2006. No. 5 (5). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transsibirskaya-transkoreyskaya-i-transkontinentalnaya-magistrali-zvenya-odnoy-tsepi (data obrashhenija: 30.03.2022) - Tekst: jelektronnyj.

3. RZHD prizvali yuzhnokoreyskikh partnerov k realizatsii proyekta Transkoreyskoy magistrali - Tekst: jelektronnyj // Tans.ru: [sajt]. - URL: https://trans.ru/news/rzhd-prizvali-yuzhnokoreiskih-partnerov-k-realizatsii-proekta-transkoreiskoi-magistrali (data obrashhenija: 02.03.2022) - Tekst: jelektronnyj.

4. Rossiya i KNDR - ryadom, no ne vmeste. - Tekst: jelektronnyj // EastRussia: [sajt]. - URL: https://www. eastrussia.ru/material/rossiya-i-kndr-ryadom-no-ne-vmeste/ (data obrashhenija: 02.03.2022) - Tekst: jelektronnyj.

5. V MIDe rasskazali o vazhnosti integratsii koreyskikh zheleznykh dorog i Transsiba - Tekst: jelektronnyj // Prime: [sajt]. - URL: https://1prime.ru/transport/20200929/832084474.html (data obrashhenija: 02.03.2022) - Tekst: jelektronnyj.

6. OSJD. Report on the Activities of the Organization for Cooperation between Railways for 2011 - Tekst: jelektronnyj // OJSD: [sajt]. - P. 22. - 2012. - URL: https://osjd.org/api/media/resources/c/51/121/659 (data obrashhenija: 02.03.2022) - Tekst: jelektronnyj.

7. OTIF. Study on Corridors - Tekst: jelektronnyj // OTIF: [sajt]. - 2016. - URL: https://otif/org/fileadmin/ user_upload/otif_verlinkte_files/07_veroeff/Studien/STUDY_ON_CORRIDORS_-_Final/pdf (data obrashhenija: 02.03.2022) - Tekst: jelektronnyj.

8. ESCAP. Comprehensive planning of Eurasian Transport Corridors to Strengthen the Intra- and Inter-Regional Transport Connectivity - Study report. - Tekst: jelektronnyj // ESCAP: [sajt]. - 2017. - URL: https://www.unescap.org/ resources/comprehensive-planning-eurasian-transport-corridors-strengthen-intra-and-inter-regional (data obrashhenija: 02.03.2022) - Tekst: jelektronnyj.

9. UN UNESCAP. Strengthening Transport Connectivity Between the Republic of Korea and Europe through the UNESCAP Eurasian transport corridors - Tekst: jelektronnyj // UN UNESCAP: [sajt]. - 2019. - URL: https://www. unescap.org/sites/default/files/Strengthening%20transport%20connectivity%20between%20the%20Republic%20 of%20Korea%20and%20Europe%20through%20the%20UNESCAP%20Eurasian%20transport %20corridors-Full%20Text.pdf (data obrashhenija: 03.02.2022) - Tekst: jelektronnyj.

10. Transkoreyskaya magistral': pro et contra. - Tekst: jelektronnyj // Zhurnal «RZHD»: [sajt]. - 2002. - URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=1563 (data obrashhenija: 02.03.2022) - Tekst: jelektronnyj.

Дата поступления /Received дд. мм гггг Дата принятия в печать /Accepted дд. мм гггг

© Б.М. Милов, 2022 © B.M. Milov, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.