Научная статья на тему 'Перспективы продвижения российских нанопродуктов на внешнем рынке'

Перспективы продвижения российских нанопродуктов на внешнем рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАНОТЕХНОЛОГИЯ / НАНОИНДУСТРИЯ / РЫНОК НАНОПРОДУКТОВ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАНОТЕХНОЛОГИЙ / НАНОЦЕНТР / ИНТЕРНЕТ-ПРОДВИЖЕНИЕ / NANOTECHNOLOGY / NANOINDUSTRY / MARKET OF NANOPRODUCTS / COMMERCIALIZATION OF NANOTECHNOLOGY / NANOCENTER / INTERNET-PROMOTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Автономова Оксана Алексеевна

Выявление барьеров выхода нанотехнологий РФ на внешний рынок и выработка механизма их преодоления являются актуальными направлениями исследований в российской экономике. Охарактеризовав текущее состояние мирового рынка нанопродуктов, проанализировав отраслевую структуру российского рынка нанотехнологичной продукции и определив проблемы вхождения России на мировой рынок нанопродуктов, можно выделить направления развития рынка нанопродуктов РФ.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

dentifying barriers to Russian nanotechnology output on the external market and working out the mechanism to overcome them is the currently important research in the Russian economy. The article is about the current state of the world market of nanoproducts. The author analyzed the sectoral structure of the Russian nanotech production market. The problems of Russian nanotechnologies export are specified. The author defined the trends of Russian market of nanoproductsdevelopment.

Текст научной работы на тему «Перспективы продвижения российских нанопродуктов на внешнем рынке»

О.А. Автономова

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ НАНОПРОДУКТОВ

НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ Аннотация

Выявление барьеров выхода нанотехнологий РФ на внешний рынок и выработка механизма их преодоления являются актуальными направлениями исследований в российской экономике. Охарактеризовав текущее состояние мирового рынка нанопродуктов, проанализировав отраслевую структуру российского рынка нанотехнологичной продукции и определив проблемы вхождения России на мировой рынок нанопродуктов, можно выделить направления развития рынка нанопродуктов РФ.

Annotation

Identifying barriers to Russian nanotechnology output on the external market and working out the mechanism to overcome them is the currently important research in the Russian economy. The article is about the current state of the world market of nanoproducts. The author analyzed the sectoral structure of the Russian nanotech production market. The problems of Russian nanotechnologies export are specified. The author defined the trends of Russian market of nanoproductsdevelopment.

Ключевые слова

Нанотехнология, наноиндустрия, рынок нанопродуктов, коммерциализация нанотехнологий, наноцентр, Интернет-продвижение.

Keywords

Nanotechnology, nanoindustry, market of nanoproducts, commercialization of nanotechnology, nanocenter, internet-promotion.

Для развития мировой экономики значимость нанотехнологий определяется их ролью как основы нового, шестого технологического уклада, который существенно изменит все сектора экономики и сферы деятельности.В настоящее время в мировой экономике отмечается стремительный рост рынка нанотехнологий и нанопродуктов. Лидерские позиции на этом рынке занимают США, Западная Европа и Япония. Подтверждением этому являются результаты проведенного маркетингового

исследования компанией КеоАпа^^, согласно которому в 2011 году ведущее место по производству нанопродуктов с долей в 46% было занято США, доля стран Европы составила 28%, а Японии совместно с Китаем, Тайванем и Южной Кореей - 20%[1].

Общая фактическая емкость мирового рынка нанопродуктов в 2011 году составила около 1000 млрд. долларов США[2]. По прогнозным оценкам специалистов, рынок нанотехнологической продукции и услуг к 2015 году достиг-

2012 № 4 Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

нет 1,5-2 триллиона долларов США. Ядро рынка нанопродуктов составляют наноматериалы и технологии их получения. Оболочкой рынка выступает специальное оборудование и приборная база. Выделяют следующие сферы, обладающие потенциалом для выхода на рынок нанопродуктов: обрабатывающая промышленность, транспорт и строительство, медицина и биотехнологии, электроника и ^-технологии, энергетика.

Нанотехнологии в развитых странах привлекают повышенное внимание со стороны как государства, так и частного бизнеса, включая венчурных инве-

В России нанотехнологии получили развитие в рамках работы федерально-целевых программ. По различным данным, Россия занимает на мировом рынке нанопродуктов пока незначительную долю - от 0,04% до 0,07% [3, С. 14]. Правительство РФ ставит амбициозные цели по выходе российских нанопродуктов на мировой рынок, что

сторов. Совокупное государственное, корпоративное и венчурное финансирование этой области в мире, по оценкеКеоАпаїуІісв, достигло в 2011 г. 64 млрд. дол. США[2], что в 3,5 раза больше показателя 2010 г. (см. Рис. 1).Лидирующие позиции по объему инвестиций в нанотехнологии в 2011 г. занимали США (2,5 млрд. дол. США). Второе место было занято РФ с результатом в 2 млрд. дол. США. Затем в рейтинговой таблице расположился Китай и Европейский Союз с объемом финансирования развития нанотехнологий 1,5 и 1 млрд. дол. США соответственно [1].

предполагает развитие отечественной наноиндустрии, а также вовлеченность в инновационные процессы большого количества российских производителей и потребителей.

Согласно рейтингу стран-лидеров наноиндустрии, Россия в 2009 году была на седьмом месте с уровнем развития наноиндустрии 9%, в то время как у ли-

Рис. 1. Динамика мировых государственных, корпоративных и венчурных инвестиций в развитие нанотехнологий в период с 2004 по 2011 гг., млрд. дол. США*

* Рассчитано по данным консалтинговых агентствLuxResearch и NeoAnalytics

дера - США - этот показатель составил 90% [4]. В процесс финансирования должны активнее подключаться бюджеты министерств, ведомств, государственных корпораций и крупных акционерных компаний, что должно стимулироваться, по мнению большинства экспертов, понижением ставки НДС.

Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии», реализация Правительством РФ ряда целевых программ, направленных на создание инфраструктуры наноиндустрии и коммерциализации разработок в этой области, а также создание специализированного института развития ГК «Роснанотех» дали толчок внедрению нанотехнологий в сфере производства товаров и услуг.Из данных Росстата следует, что по состоянию на сентябрь 2012 г. в России - 287 производителей нанопродукции, из них всего 47 - проектные компании «Роснано». Большая часть -независимые производители. В 2011 г.

экспорт нанотехнологической продукции был равен 67 млрд. рублей, что составило 43% общего количества отгруженной продукции, связанной с нано-технологиями.Три четверти всей нанопродукции составляют нефтепродук-ты[3]. В первом полугодии 2012 г. благодаря увеличению использования нанотехнологий в химическом производстве, машиностроении, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования существенно повысилась роль этих отраслей в формировании рынка продукции нанонду-стрии. Их доля в общем объеме поставок товаров и услуг, связанных с нанотехнологиями, увеличилась с 15% в

2010 г. до 28% в январе - июне 2012 г. Сократился удельный вес нефтепродуктов в поставках продукции наноиндустрии, однако нефтепереработка продолжает сохранять свое доминирующее положение - 62% поставок (см. Рис. 2).

Рис. 2. Отраслевая структура продукции наноиндустрии в РФ в Ыолугодии

2012 г., в % к итогу*

*Составлено по: [5]

Современное состояние рынка нанопродуктов РФ во многом определяется существующими проблемами и рисками, препятствующими развитию на-

ноиндустрии. Профессор Г.Л. Азоев выделяет четыре вида барьеров, в которые включает: системные барьеры развития новых технологий; барьеры вне-

дрения нанотехнологий; специфические барьеры в секторах рынка нанопродуктов, связанные с производством наноматериалов и их применением в различных секторах промышленности; и, наконец, проблемы организации управления наноиндустрией на макро, мезо и микро уровнях[4].

В сфере коммерциализации нанотехнологий Россия значительно отстает от ведущих стран. Главной проблемой является разрыв между высоким качеством осуществляемых исследований, созданных научно-технологических заделов в сфере нанотехнологий, и критически низким уровнем инфраструктуры наноиндустрии в стране [6]. Для РФ характерно отсутствие специального оборудования и приборной базы, что существенно тормозит развитие наноиндуст-рии.Низкий уровень инфраструктуры не позволяет научно-технологическим и образовательным центрам России эффективно развивать международное сотрудничество в научно-технической и образовательной сферах, на равных правах с зарубежными коллегами участвовать в выполнении международных программ и проектов в области нанотехнологий.

Для решения этих проблем необходимо создать современные кадровую, приборно-инструментальную, технологическую и информационную базы, добиться эффективной координации работ в этой области, ликвидировать избыточные экономические, институциональные и правовые барьеры, препятствующие развитию рынка нанопродукции.

Россия уступает остальному миру ввиду неэффективной работы управленческого менеджмента. Наиболее продуктивные модели продвижения инноваций, по мнению многих экспертов, в настоящее время действуют в США и Великобритании, где вузы занимаются не только научно-исследовательской деятельностью, а создают стартапы и

центры по доработке и лицензированию новых технологий. Причем последнее направление становится более прибыльным. Рекордная сделка была заключена Гарвардской медицинской школой по лицензированию фармпро-дукции. Ее сумма составила 123 миллиона долларов США[7]. Необходимо использовать механизм международной экспертизы для повышения эффективности национальной системы отбора научно-технологических и инновационных проектов.

Для продвижения российских нанотехнологий на внешний рынок необходимо оформить международный патент. Этот процесс требует значительных затрат, на которые, как правило, средств у российских вузов или ученых нет. Например, профессор Пензенского медицинского института Сергей Геращенко получил патент на тонометр для измерения артериального давления повышенной точности. Чтобы получить зарубежный патент, необходимо вложить в исследования еще около одного миллиона рублей [7]. Ввиду отсутствия финансовых средств до сих пор изобретение не прошло промышленного освоения. Для решения этой проблемы должна быть доступна система венчурного финансирования. Также в разных регионах нашей страны планируется создать наноцентры, которые войдут в систему национальной нанотехнологической сети (ННС), созданной в рамках мероприятий ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы". Они будут оснащены самым современным оборудованием - с учётом профессиональных компетенций и потенциального спроса региона. Первый наноцентр откроется в 2012 году в Казани. В 2013 году появятся ещё 10 наноцентров в других городах России[5].«Роснано» предполагает довести к 2015 году число стартапов в России до 500 [8].

Прототипом создания наноцен-

тров в РФ являются центры поддержки нанонауки и наноинженерии в США, многоступенчатая система финансирования которых уже фактически отработана. Эти центры охватывают финансовой поддержкой проекты самого разного масштаба и длительности, от небольших грантов (на один год или конкретное исследование) до выделения крупных сумм на долговременные (5 и 10) периоды фундаментальных разработок. Объем финансовой помощи, особенно индивидуальным исследованиям, обычно невелик, но основная задача центров заключается в поддержке междисциплинарных и системных исследований, а также организации развитой инфраструктуры исследований и системы образования [9].

Принципиальным фактором синхронизации направлений развития отечественной наноиндустрии с международным научным и технологическим сообществом является участие России в крупных международных проектах, в межправительственных и двусторонних координирующих органах. Россия, в частности, принимает активное участие в работе специальных рабочих групп ОЭСР, а также других международных структур. Эта работа призвана обеспечить полноценное вхождение России на паритетных началах в основные международные научно-технические организации в сфере нанотехнологий, создать условия для формирования международных объединений российских и зарубежных партнеров в сфере наноиндустрии. Наиболее успешными примерами проектов, реализующихся при кооперации РФ с европейскими партнерами, выступают 1СРС№по№1 и EU-RU.NET. Благодаря реализации проекта 1СРС№по№1 создается эффективный канал информирования европейской нанотехнологической среды о российских исследователях и результатах их работ в сфере наноиндустрии. Одним из элементов проекта EU-RU.NET является

координация исследований в рамках реализации партнерами «пилотных» проектов, создание групп рабочих экспертов и проведение презентаций проектных идей, которые в дальнейшем могут стать основанием для подготовки масштабных совместных проектов, в том числе в рамках БР7 [10, с. 58-60].

Международная кооперация может привести к большей целенаправленности исследований нанотехнологий и более быстрому преодолению пробелов в знаниях. В конечном счете, совместные усилия могут быть направлены таким образом, что будут способствовать повышению качества жизни во всех частях мира. Международное сотрудничество в области нанотехнологий необходимо как с экономически и промышленно развитыми странами для обмена знаниями и накопления критической массы, необходимой для прогресса в этом направлении, так и с менее развитыми с целью обеспечения их доступа к знаниям и избегания появления любых искажений фактов о влиянии нано-техологий. Необходим диалог на международном уровне о совместной ответственности за развитие и использование нанотехнологий.

Потенциально огромным рынком для российских нанопродуктов являются страны Центральной и Южной Америки. Эти страны также стремятся развивать исследования в области нанотехнологий. Сотрудничество ученых в нанотехнологических исследованиях, проведение международных научно-

образовательных и выставочных мероприятий, демонстрация достижений России в области нанотехнологий могли бы расширить присутствие РФ на рынке наукоемкой продукции в этом регионе мира и способствовать установлению более тесных связей между научными и бизнес-структурами РФ и Центральной и Южной Америки.

Одной из причин, тормозящих продвижение российских нанопродук-

тов на внешнем рынке, является неосведомленность иностранных потребителей и исследователей о свойствах и качествах производимых нанотехнологичных товаров в РФ. Решением такой задачи может служить интернет-продвижение, принцип действия которого заключается в рекламе и опубликовании информации о российских наноразработках в крупнейших международных поисковых системах и социальных сетях, например,GoogleAwards, УапёехБ1гее1, Begunи другие [11].

Особенно хочется отметить потенциал такого типа кооперации России с зарубежными партнерами, как международное межвузовское сотрудничество. В качестве формы такого взаимодействия могут стать совместные образовательные программы (магистры и бакалавры) в сфере наноиндустрии, переподготовка кадров и повышение квалификации, в рамках которых должны быть разработаны дополнительные дисциплины: экономика нанопроизводства, наномаркетинг и наноменеджмент, а также совместная информационная поддержка в форме выпуска совместных сборников статей.

Успешное развитие российской наноиндустрии позволит осуществить экономический и технологический прорыв в краткосрочной перспективе и обеспечит фундамент для развития национальной промышленности в будущем.

Преодоление барьеров, тормозящих развитие российского рынка нанотехнологий, использование инструментов развития наноиндустрии зарубежных партнеров, международная кооперация с целью демонстрации отечественных достижений нанонауки и обмена опытом, Интернет-продвижение российских нанопродуктов на внешнем рынке должны обеспечить выгодное подключение ведущих российских исследовательских организаций к формируемым в мире технологическим плат-

формам и совместным технологическим инициативам, а также достигнуть 1015% доли на мировом рынке нанопродуктов.

Библиографический список

1. Мун Д. В. Маркетинговое исследование рынка нанотехнологий [Электронный ресурс] / Д. В. Мун // НИЦ «Курчатовский институт». -Режим доступа: http://www.nano.kiae. т/Б^й' шагкк^_г ybka_nanotech.pdf.

2.В 2011 г. объем мирового рынка нано-

технологий составил 1,2% мирового ВВП [Электронный ресурс] //

NanoNewsNet Сайт о нанотехнологиях # 1 в России. - Режим доступа:

http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/v-2011-g-obem-mirovogo-rynka-nanotekhnologii-sostavil-12-mirovogo-vvp.

3. Нанотехнологии в России [Электрон-

ный ресурс]// Нанотехнологии Экология Производство. - Ноябрь 2012.-

Электронный журнал. - Режим доступа :http://www.nanoprom.net/news/russia/141 4--2011-46.html.

4.Азоев Г. Л. Маркетинговый анализ

рынков нанопродуктов (результаты аналитического проекта) [Электронный ресурс] / Г. Л. Азоев // Федеральный Интернет-портал «Нанотехнологии и наноматериалы». - Режим доступа:

http://www.portalnano.ru/read/sci/analit/az oev.

5.Основные итоги развития наноиндустрии в Российской Федерации в 2009 -

2011 гг. и январе-июне 2012 года [Электронный ресурс] // Конгресс предприятий наноиндустрии. - Режим доступа: http://www.congressnano.ru/.

6. Программа развития наноиндустрии в

Российской Федерации до 2015 года [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. - Официальный сайт. - Режим доступа:

old.mon.gov.ru/work/nti/dok/str/nano15.do с.

7. Саванкова Н. Помогут коммерциали-

зировать идеи [Электронный ресурс] /

H. Саванкова // Российская газета.- Режим доступа:

http://www.rg.ru/2012/10/17/reg-pfo/nanozentr.html.

8.Новиков В. Заботы нанопроизводите-

лей [Электронный ресурс] / В. Новиков // Наука и технологии РФ. - Электронный журнал. - Режим доступа:

http://strf. ru/material.aspx?CatalogId=222 &d_ no=49043.

9.Фостер Л. Нанотехнологии. Наука, инновации и возможности [Текст] /Л. Фостер; пер. с англ. А. Хачояна. - М.: Техносфера, 2008. - 352 с.

10.Вардапетян Р. Кооперация с европейскими партнерами в сфере наноиндустрии [Текст] / Р. Вардапетян, А. Иванов, В. Лучинин, Л. Тобин // Наноиндустрия: научно-технический журнал.

- 2010. - №4. - С. 54-60.

11.Алешин Э. Б. Глобализация рынков

наноиндустрии и стратегия интернет-продвижения нанопродуктов РФ [Электронный ресурс] / Э. Б. Алешин, И. В. Алешина // Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов вузов в области нанотехнологий и наноматериалов. - Режим доступа:

http://rudocs.exdat.com/docs/index-205549.html

Bibliographic list

I.Moon, D. V. Research of the Nanotech-

nology Market [Internetresource] / D. V. Moon // National Research Centre “Kurchatov Institute”. -URL:

http://www.nano.kiae.ru/Stuff/markiting_r ybka_nanotech.pdf.

2.In 2011 the Global Nanotechnology Market Size Rose to 1,2% of the World GDP [Internetresource] // NanoNewsNet-Nanotechnology Website # 1 in Russia. -URL:http://www.nanonewsnet.ru/blog/niks t/v-2011-g-obem-mirovogo-rynka-nanotekhnologii-sostavil-12-mirovogo-vvp.

3.Nanotechnology in Russia [Internetresource] // NanotechnologyEcologyProduc-

tion. - November 2012. - Internet Journal.

- URL :

http://www.nanoprom.net/news/russia/141

4--2011-46.html.

4.Azoev, G. L. Nanoproduction Market Research Analysis (Analytic Project Result) [Internetresource] / G. L. Azoev // Federal Internet Portal «Nanotechnology and Nanomaterals». - URL: http://www.portalnano.ru/read/sci/analit/az oev.

5.Main Outcomes of Russian Nanoindustry

in 2009-2011 and from January 2012 to June 2012 [Internetresource] // Nanoindustry Companies Congress. - URL:

http://www.congressnano.ru/.

6.Russian National Nanoindustry Devel-

opment Programme till 2025 [Internetre-source] // MinistryofScience and Educa-tionof the Russian Federation. - Official-

Site. - URL:

old.mon.gov.ru/work/nti/dok/str/nano15.do c.

7.Savankova, N. They Will Help to Commercialize Ideas [Internetresource] / N.

Savankova // Russian Newspaper. - URL: http://www.rg.ru/2012/10/17/reg-pfo/nanozentr.html.

8.Novikov, V. Cares of Nanomanufactures

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Internetresource] / V. Novikov // Science and Technology in Russia. - Internet Journal. - URL:

http://strf.ru/material.aspx?CatalogId=222 &d_ no=49043.

9.Foster, L. Nanotechnology. Science, Innovation andOpportunity [Text] / Lynne-Foster ;translated from Eng. by A. Khachoyan. - M.: Technosphere, 2008. -352 p.

10.Vardapetyan, R. Cooperation with

European Partners in the Sphere of Nanotechnology [Text] / R. Vardapedyan, A. Ivanov, V. Luchinin, L. Tobin // Nanoindustry: ScientificandTechnicalJour-nal. - 2010. - №4. - P. 54-60.

11. Aleshin, E. B. Nanoindustry Markets

Globalization and Internet-promotion

Strategy of Russian nanoproduc-tion[Internetresource] / E. B. Aleshin, I. V.

Aleshina // All-Russian Competition of Students Scientific Works in the Sphere of Nanotechnology and Nanomaterials. -

URL: http ://rudocs. exdat. com/docs/index-205549.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.