Научная статья на тему 'Перспективы привлечения инвестиций в российские вузы'

Перспективы привлечения инвестиций в российские вузы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
786
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ / RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTERS / ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / VENTURE CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумова Наталия Валерьевна, Коробова Ольга Викторовна

Актуальность и цели. В последнее время все настойчивее говорится о необходимости реформирования отечественного образования, в частности о повышении конкурентоспособности российских вузов. В 2015 г. в рейтинг 200 университетов стран БРИКС вошли 15 российских вузов. По мнению Министерства образования и науки России, такое положение дел связано с реализацией Проекта повышения конкурентоспособности российских вузов и соответствующим государственным финансированием. Авторы делают упор на необходимости взаимодействия системы высшего образования и промышленных компаний в виде научно-образовательных центров (НОЦ). Актуальность темы заключается в том, что одной из основных проблем, стоящих перед научно-образовательными центрами, является недостаточное финансирование со стороны бизнеса. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить причины, обусловливающие необходимость инвестиций в российское образование, определить пути, способствующие ее решению. Материалы и методы. Реализация задач достигнута путем использования материалов ежегодного аналитического исследования агентства Quacquarelli Symonds (QS), материалов «Российской венчурной компании». В работе используется аналитический метод, а также изучается статистический материал. Результаты. В результате исследования выявлена необходимость венчурного финансирования научно-образовательных центров как эффективной формы сотрудничества вузов и промышленности. Выводы. Необходимо развитие сотрудничества вузов и бизнеса в сфере венчурных инвестиций. Это позволит получать инновационные разработки, материалы и технологии, даст возможность готовить к работе в компании молодых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF ATTRACTING INVESTMENT TO RUSSIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Background. Recently everything is more persistently told about need of reforming of domestic education, in particular, about increase of competitiveness of the Russian higher education institutions. In 2015 the rating of 200 universities of the countries of BRICS included 15 Russian higher education institutions. According to the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, such situation is connected with implementation of the Project of increase of competitiveness of the Russian higher education institutions and the corresponding public financing. Authors place emphasis on need of interaction of system of the higher education and the industrial companies in the form of the scientific and educational centers (SEC). Relevance of a subject is that one of the main problems facing the scientific and educational centers is insufficient financing from business. To solve this problem, it is necessary to establish the reasons causing need of investments into Russian education to define the ways promoting its decision... Background. Recently everything is more persistently told about need of reforming of domestic education, in particular, about increase of competitiveness of the Russian higher education institutions. In 2015 the rating of 200 universities of the countries of BRICS included 15 Russian higher education institutions. According to the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, such situation is connected with implementation of the Project of increase of competitiveness of the Russian higher education institutions and the corresponding public financing. Authors place emphasis on need of interaction of system of the higher education and the industrial companies in the form of the scientific and educational centers (SEC). Relevance of a subject is that one of the main problems facing the scientific and educational centers is insufficient financing from business. To solve this problem, it is necessary to establish the reasons causing need of investments into Russian education to define the ways promoting its decision. Materials and methods. Realization of tasks is reached by use of materials of annual analytical research of Quacquarelli Symonds (QS) agency, materials "Russian venture company". In work the analytical method is used, and also statistical material is studied. Results. As a result of research need of venture financing of the scientific and educational centers as effective form of cooperation of higher education institutions and industry is revealed. Conclusions. Development of cooperation of science and business in the sphere of venture investments is necessary. It will allow to receive innovative development, materials and technologies, will give the chance to prepare for work in the company of young specialists. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Перспективы привлечения инвестиций в российские вузы»

УДК 338.28

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ

Н. В. Наумова, О. В. Коробова

PROSPECTS OF ATTRACTING INVESTMENT TO RUSSIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

N. V. Naumova, O. V. КогоЬога

Аннотация. Актуальность и цели. В последнее время все настойчивее говорится о необходимости реформирования отечественного образования, в частности о повышении конкурентоспособности российских вузов. В 2015 г. в рейтинг 200 университетов стран БРИКС вошли 15 российских вузов. По мнению Министерства образования и науки России, такое положение дел связано с реализацией Проекта повышения конкурентоспособности российских вузов и соответствующим государственным финансированием. Авторы делают упор на необходимости взаимодействия системы высшего образования и промышленных компаний в виде научно-образовательных центров (НОЦ). Актуальность темы заключается в том, что одной из основных проблем, стоящих перед научно-образовательными центрами, является недостаточное финансирование со стороны бизнеса. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить причины, обусловливающие необходимость инвестиций в российское образование, определить пути, способствующие ее решению. Материалы и методы. Реализация задач достигнута путем использования материалов ежегодного аналитического исследования агентства Quacquarelli Symonds (QS), материалов «Российской венчурной компании». В работе используется аналитический метод, а также изучается статистический материал. Результаты. В результате исследования выявлена необходимость венчурного финансирования научно-образовательных центров как эффективной формы сотрудничества вузов и промышленности. Выводы. Необходимо развитие сотрудничества вузов и бизнеса в сфере венчурных инвестиций. Это позволит получать инновационные разработки, материалы и технологии, даст возможность готовить к работе в компании молодых специалистов.

Ключевые слова: инвестиции, российские вузы, образование, научно-образовательные центры, венчурный капитал.

Abstract. Background. Recently everything is more persistently told about need of reforming of domestic education, in particular, about increase of competitiveness of the Russian higher education institutions. In 2015 the rating of 200 universities of the countries of BRICS included 15 Russian higher education institutions. According to the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, such situation is connected with implementation of the Project of increase of competitiveness of the Russian higher education institutions and the corresponding public financing. Authors place emphasis on need of interaction of system of the higher education and the industrial companies in the form of the scientific and educational centers (SEC). Relevance of a subject is that one of the main problems facing the scientific and educational centers is insufficient financing from business. To solve this problem, it is necessary to establish the reasons causing need of investments into Russian education to define the ways promoting its decision. Materials and methods. Realization of tasks is reached by use of materials of annual analytical research of Quacquarelli Symonds (QS) agency, materials "Russian venture company". In work the analytical method is used, and also statistical material is studied. Results. As a result of research need of

venture financing of the scientific and educational centers as effective form of cooperation of higher education institutions and industry is revealed. Conclusions. Development of cooperation of science and business in the sphere of venture investments is necessary. It will allow to receive innovative development, materials and technologies, will give the chance to prepare for work in the company of young specialists.

Key words: investments, Russian higher education institutions, education, scientific and educational centers, venture capital.

Введение

В последнее время все настойчивее говорится о необходимости реформирования отечественной науки, в частности о повышении конкурентоспособности российских вузов. Одним из индикаторов, характеризующих положение дел в этой сфере, является рейтинг агентства Quacquarelli Symonds (QS).

1. Рейтинг российских вузов среди стран БРИКС

QS является составителем рейтинга QS World University Rankings, который считается одним из наиболее влиятельных глобальных рейтингов университетов. Рейтинг вузов стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская республика) был впервые составлен агентством в 2013 г. Лучшие вузы в нем отбираются на основе восьми индикаторов:

- академическая репутация;

- репутация среди работодателей;

- доля профессорско-преподавательского состава к числу студентов;

- доля профессорско-преподавательского состава с ученой степенью;

- количество опубликованных статей, приходящихся на одного преподавателя;

- цитируемость статей;

- доля иностранных преподавателей и доля иностранных студентов.

В первом исследовании университетов стран БРИКС участвовало более 400 вузов, результаты были представлены по первым 100. В новом рейтинге QS University Rankings: BRICS 2014/2015 представлены уже результаты первых 200 вузов.

В 2015 г. в рейтинг 200 университетов стран БРИКС и других активно развивающихся экономик мира, опубликованный агентством Times Higher Education, вошли 15 российских вузов, 11 из них - в сотне лучших. В прошлом году таких было семь.

Первые две строчки в рейтинге занимают вузы Китая - Пекинский и Цинхуа. Лучшим вузом из России стал МГУ им. М. В. Ломоносова, занимающий 3-ю строчку [1]. Если два года назад в рейтинг вузов стран БРИКС входили только МГУ и СПбГУ, то сейчас там можно увидеть плеяду ведущих российских университетов. Министерство образования и науки России связывает результаты с реализацией Проекта повышения конкурентоспособности российских вузов (5 в 100) [2].

В рамках Проекта 5 в 100 по решению Правительства Российской Федерации весной 2013 г. был образован Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации. Совет, действующий на постоянной основе, является главным управляющим органом Проекта. В состав Совета вошли иностранные и российские представители научно-

академического сообщества, государственные деятели, ответственные за реформы в образовании, признанные мировые эксперты и исследователи проблем высшего образования.

В октябре 2013 г. университеты, отобранные по результатам открытого конкурса, представили членам Совета к защите свои «дорожные карты» - планы мероприятий по реализации программ повышения конкурентоспособности, включающие:

- формирование кадрового резерва руководящего состава вуза и привлечение на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях;

- привлечение молодых научно-педагогических кадров, имеющих опыт работы в научно-исследовательской и образовательной сферах в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях;

- реализацию программ международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников (стажировки, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и др.);

- совершенствование третьей ступени высшего образования - аспирантуры и докторантуры;

- поддержку студентов, аспирантов, стажеров, молодых научно-педагогических работников;

- создание совместных образовательных программ с ведущими иностранными и российскими университетами и научными организациями;

- привлечение зарубежных студентов для обучения в российских вузах, в том числе по совместным образовательным программам с иностранными университетами;

- проведение фундаментальных и прикладных научных исследований совместно с российскими и международными научными организациями.

Проект повышения мировой конкурентоспособности ведущих российских университетов (5 в 100) направлен:

- на интернационализацию всех областей деятельности, развитие инфраструктуры для привлечения лучших ученых, преподавателей, управленцев и студентов;

- производство интеллектуальных продуктов мирового уровня;

- формирование выдающейся академической репутации за счет ведения прорывных исследований и привлечения ведущих мировых ученых;

- приведение образовательных программ в соответствие с лучшими международными образцами;

- развитие взаимодействия между университетами, промышленностью и бизнесом.

14 ведущих вузов страны получают субсидии из бюджета в рамках распоряжения Правительства РФ от 22 мая 2015 г. № 930-р. В 2015 г. объем финансирования составил 10 140 млн руб. Наибольшие суммы были выделены:

- Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск (964 млн руб.).

- Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Санкт-Петербургский национальный ис-

следовательский университет информационных технологий, механики и оптики», г. Санкт-Петербург (964 млн руб.).

Но если государство напрямую заинтересовано в повышении конкурентоспособности вузов страны и готово вкладывать в них средства, оправданы ли вложения в образование со стороны бизнеса?

2. Необходимость инвестиций в образование со стороны бизнеса

Инвестиции в образование неизбежно себя оправдывают. Именно это утверждение стало результатом десятилетней работы немецкого агентства HIS. Оно дало ответы на несколько важных вопросов: оправдываются ли расходы на учебу, способствует ли диплом успешной карьере и в какие сроки.

Было проведено исследование пяти тысяч немцев, которые окончили вуз в 2000-2001 гг.: через год после выпуска, через пять и десять лет. 89 % выпускников добились впечатляющих успехов, только 1 % не смогли реализоваться по специальности. Следует отметить, что экономические катаклизмы на процесс не повлияли. Как правило, первый год становится определяющим в поиске работы и старта карьеры. А десять лет - вполне реальный срок для реализации профессиональной пригодности и карьерного роста.

Не секрет, что немецкие компании с удовольствием принимают на работу молодых специалистов с опытом работы. Поэтому многие студенты совмещают учебу с практикой, чтобы к моменту окончания вуза иметь достаточный опыт. Для этого необходим здоровый энтузиазм и обширный круг знакомств, которые способствуют карьерному старту.

Следует отметить, что необходимость инвестиций в образование и исследования российский бизнес понял давно. Поэтому большинство крупных компаний сами оплачивают обучение будущих специалистов и научные разработки. Данный показатель на сегодня составляет порядка $36 500 на университетского ученого. Конечно, провинциальные вузы получают помощи на порядок меньше [3].

Возникает вопрос: почему инвестиции? Вложение финансов прямо или косвенно окупается в разы, поэтому выгоду получают бизнес и наука. Прямая выгода - это наличие реальных разработок, которые приносят огромный доход. Косвенная выгода предусматривает обучение специалистов высокого уровня.

Агентство Thomson Reuters привело только несколько примеров инновационных разработок, осуществленных в последние годы вузами мира. Это решения в области применения стволовых клеток (Университет Маастрихта), создание аудиоформата МР3 (Университет Эрлангена), интернета (UCLA), плазменные экраны (Университет Иллинойса). Здесь бизнес и наука добились совместного успеха.

Метод подсчета реальных вкладов компаний основан на делении общей суммы отчислений на количество ученых, работающих в вузе или исследовательском институте. Лидерство в этой области занимает Южная Корея (здесь ежегодно компании тратят до $98 000 на каждого университетского ученого), Сингапур ($84 500) и Нидерланды (около $73 000). На последних трех местах списка (опубликовано было тридцать первых мест) находятся Норвегия, Португалия и Ирландия. Здесь ежегодное инвестирование составляет от $9000 до $83 000.

Несомненно, что инвестиции в образование должны быть сегодня в приоритете. В большей степени это касается 1Т-технологий, электроники, машиностроительной, химической и других отраслей. Специалистов такого уровня не хватает на рынке, многим приходится переучиваться заново.

Все высокотехнологические компании в бюджетах предусматривают статью расходов на развитие научного и кадрового потенциала. Для этого назначаются именные стипендиаты, поддерживаются конкурсы, заключаются договоры с вузами.

В рамках вышесказанного особенно актуальны инвестиции в научно-образовательные центры (НОЦ), которые представляют собой взаимодействие вузов, промышленности и государства.

Основной мотивацией со стороны университетов для такого сотрудничества может являться:

- реализация научных разработок;

- дополнение к бюджетному финансированию;

- возможность работы над актуальными, востребованными рынком проблемами;

- возможность использования современного оборудования для качественной подготовки специалистов;

- перспективные возможности трудоустройства выпускников.

Мотивацией взаимодействия в рамках НОЦ для промышленных компаний может служить следующее:

- возможность прямого влияния на подготовку будущих специалистов для своих предприятий;

- помощь в разработках, освоении и внедрении наукоемких технологий;

- повышение уровня начальной фазы исследований.

Взаимосвязь между всеми участниками научно-образовательного центра представлена на рис. 1.

Университет . Общественность

'^ТПТГД Н Г ИрДЕЗ нив Гранты Контракты \ ВыСУСГгПГГ \\ - ' Знания V- Знанапг

Правительство Промышленность

Рис. 1. Модель взаимодействия участников научно-образовательного центра

Составляющие такого сотрудничества достаточно разнообразны и могут включать:

- тренинги, разрабатываемые и осуществляемые университетами для компаний (как правило, это касается бурно развивающихся направлений);

- целевую подготовку специалистов для компаний в рамках комплексных договоров между университетами и предприятиями;

- консалтинговые услуги, осуществляемые сотрудниками университетов для промышленных компаний;

- работы, осуществляемые для промышленных компаний через университетские инкубаторы и технопарки [4].

3. Проблемы и перспективы венчурного инвестирования в научно-образовательные центры

Наиболее реальным источником финансирования такой сферы совместного взаимодействия науки и промышленности, как НОЦ, может стать венчурный капитал.

Поскольку венчурный бизнес предъявляет довольно жесткие требования к потенциальным инвестициям, первоначальным источником финансирования могут выступать бизнес-ангелы, которые проявят большее желание инвестировать в рисковые и, вместе с тем, перспективные проекты.

Специфика данного сектора заключается в том, что бизнес-ангелы действуют в условиях наибольшего риска - там, куда не доходят венчурные фонды. Это довенчурные инвестиции. Такое название бизнес-ангелы получили в связи с тем, что вкладывают в компании средства на начальной («посевной») стадии, стадии 3F (friends, family, fools), когда мало кто желает осуществлять сверхрисковые вложения. Бизнес-ангелы доверяют в большей степени людям, их вере и энтузиазму, способности довести проект до конца, нежели финансовым показателям. Основными принципами бизнес-ангельского инвестирования являются вера, расчет и командный дух. Последнее означает, что бизнес-ангел и компания, в которую осуществлены инвестиции, становятся одним целым и действуют в общих интересах.

Бизнес-ангелы одновременно занимаются многими проектами, поскольку велика вероятность краха для большинства из них, и только один из многих, возможно, принесет прибыль.

Прежде чем начать финансирование компании, «ангелы» нередко привлекают видных ученых в качестве консультантов научно-технических проектов для того, чтобы получить от них квалифицированное заключение о реальной перспективности той идеи, на основе которой планируется развитие новой компании.

Важно подчеркнуть, что:

- бизнес-ангелы рискуют гораздо в большей мере, чем все остальные венчурные капиталисты, но гораздо меньшими суммами денег;

- они производят инвестиции в самые ранние этапы развития компаний, когда риск максимален, но объем требуемых средств относительно невелик.

Еще одной характерной особенностью деятельности бизнес-ангелов является то, что все документы, которые необходимы для предоставления инвестиций новой компании, они оформляют с гораздо меньшими накладными расходами.

В обмен на свои инвестиции в венчурные предприятия они получают долю растущего бизнеса, обещающую в последующем дать значительную прибыль (например, за инвестирование в стартовый этап $100 000 основатель

компании нередко такому «ангелу» должен отдать до 35 % ее стоимости, когда она станет рентабельной).

Для венчурных капиталистов, инвестирующих средства именно в ранние этапы развития малых высокотехнологичных компаний, государством, как правило, предусмотрены значительные налоговые льготы.

Хотя налоговые льготы и привлекательны для бизнес-ангелов, но не они являются определяющими. Опытный бизнес-ангел готов вложить средства в перспективную, малую компанию, даже если вообще никаких льгот не будет. Это связано с тем, что, активно участвуя в обеспечении ее успешного развития, он получит прибыль, значительно превышающую сэкономленные средства от уплаты меньшего процента налогов.

Проблемы венчурного инвестирования связаны с неразвитостью соответствующей инфраструктуры: финансовой, правовой, коммуникационной. Однако следует отметить, что венчурные инвесторы сейчас получают государственную протекцию. Так, «Российская венчурная компания» (РВК) призвана играть роль государственного фонда венчурных фондов в инновационной системе. Через РВК осуществляется стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом.

Лидером по распределению фондов РВК в настоящее время является Москва (57,89 %). Наименьший объем фондов приходится на Владивосток и Невинномысск (0,07 и 0,04 % соответственно).

Наибольший приоритет РВК отдает информационным технологиям, интернет-технологиям и сервисам - 24,27 %. На консалтинг и образование в общем объеме распределяемых фондов РВК по секторам экономики приходится всего лишь 2,13 %.

Заключение

Необходимо дальнейшее развитие сотрудничества вузов и бизнеса в сфере венчурных инвестиций. Это позволит получать инновационные разработки, материалы и технологии, даст возможность готовить к работе в компании молодых специалистов, а также становиться владельцем созданных на базе вузов продуктов.

Список литературы

1. МГУ занял 3 место в ТОП-100 рейтинга THE BRICS & Emerging Economies Rankings // Российское образование. Федеральный портал. - URL: http://www.edu.ru/news/international/mgu-zanyal-3-mesto-v-top-100-reytinga-the-brics/

2. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров // Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: http://5top100.ru/about/more-about/

3. Резник, Г. А.. Инвестиции в образование - ключевой фактор повышения благосостояния населения России / Г. А. Резник, Ю. С. Пономаренко, Д. Р. Амирова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2008. -№ 12. - С. 40-43.

4. Организация и функционирование научно-образовательных центров в вузе : учеб. пособие / под ред. Д. Г. Арсеньева и А. М. Алексанкова. - Изд. 2-е, изм. и доп. -СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 76 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наумова Наталия Валерьевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики,

Тамбовский филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

E-mail: natali_naumov@mail.ru

Коробова Ольга Викторовна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансового менеджмента, Тамбовский государственный технический университет E-mail: ovk77@list.ru

Naumova Nataliya Valerjevna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economic, Tambov branch of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation

Korobovа Olga Victorovna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of financial management,

Tambov State Technical University

УДК 338.28 Наумова, Н. В.

Перспективы привлечения инвестиций в российские вузы / Н. В. Наумова, О. В. Коробова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2016. - № 2 (18). - С. 54-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.