Научная статья на тему 'Перспективы принятия вынужденного переселенца на новом месте жительства'

Перспективы принятия вынужденного переселенца на новом месте жительства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
222
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ / БЕЖЕНЕЦ / REFUGEE / ПОНИМАНИЕ / UNDERSTANDING / ИНТЕР СУЩЕСТВОВАНИЕ / INTER EXISTENCE / ЛЮДИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА / MATURE AGE PEOPLE / ПОЗИТИВНОСТЬ / POSITIVITY / DISPLACED PERSON

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Султанова Н.Д.

миграционные процессы затронули судьбы многих людей. На процесс принятия вынужденных переселенцев в новой среде оказывают влияние многие факторы. Изучению причин, отрицательно влияющих на понимание, рассмотрению проблем принятия и позитивного развития вынужденных переселенцев в новой среде посвящена данная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF DISPLACED PERSON ACCEPTION ON THE NEW SETTLEMENT

immigration processes have touched many people fortune. A lot of factors influence on the taking displaced people to the new environment. Given work is devoted to study the reasons of negative influence in the understanding, to deal with the problems of accepting and positive development of displaced people.

Текст научной работы на тему «Перспективы принятия вынужденного переселенца на новом месте жительства»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ II СПОРТА» Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г. '

№8 (3/2008)

УДК 159.9

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИНЯТИЯ ВЫНУЖДЕННОГО ПЕРЕСЕЛЕНЦА НА НОВОМ МЕСТЕ ЖИТЕЛЬСТВА

Кандидат психологических наук, доцент Н.Д. Султанова Камская государственная академия физической культуры, спорта и

туризма Набережные Челны

PERSPECTIVES OF DISPLACED PERSON ACCEPTION ON THE NEW

SETTLEMENT

N.D. Sultanova, Ph.D., associate professor Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: nds1959@,yandex. ru

Ключевые слова: вынужденный переселенец, беженец, понимание, интер существование, люди зрелого возраста, позитивность.

Аннотация: миграционные процессы затронули судьбы многих людей. На процесс принятия вынужденных переселенцев в новой среде оказывают влияние многие факторы. Изучению причин, отрицательно влияющих на понимание, рассмотрению проблем принятия и позитивного развития вынужденных переселенцев в новой среде посвящена данная работа.

Key words: displaced person, refugee, understanding, inter existence, mature age people, positivity.

The summary: immigration processes have touched many people fortune. A lot offactors influence on the taking displaced people to the new environment. Given work is devoted to study the reasons of negative influence in the understanding, to deal with the problems of accepting and positive development of displaced people.

Понять - значит наполовину принять: принять достоинства и недостатки, уникальность и неповторимость человека, принять независимо от социального, материального положения. Однако не каждый из нас в сложный период развития нашего общества может выйти за рамки своих насущных потребностей и сиюминутных

интересов, выйти на другую плоскость измерения, в пространство принятия людей, особенности их положения.

В погоне за решением своих проблем, желанием успеть достичь цели в назначенный срок порой не остается места для того, чтобы оглядеться и посмотреть, кто рядом с тобой, каково ему в этой жизненной скачке, что волнует и тревожит его. Эта близорукость, стремление пройти и не обратить на вынужденных переселенцев внимания, вовремя не увидеть и не услышать оборачивается непринятием новой местности, ледяной стеной холода в отношениях с людьми.

Одним из приоритетных направлений в пространстве понимания является принятие роли и места вынужденных переселенцев в нашей судьбе, понимание проблем, тягостей и радостей наших соотечественников. В толпе они выделяются своим внешним видом: одеты не по сезону, отсутствует в гардеробе осенне-зимняя одежда, соответствующая суровому российскому климату. Их отличают поступки и действия, другой взгляд на мир и оценка мира, другие ценности и человеческие качества. Все это говорит о том, что они несколько другие на фоне привычных стандартов, сформированных стереотипов. Воспринимая их чужими, мы не принимаем близко к сердцу трудности, с которыми они сталкиваются. При этом возникает непроницаемая стена между «ними и нами», используется защитный механизм «у них и у нас». Непонимание порой усиливается под влиянием средств массовой информации, сообщающих об асоциальных поступках мигрантов, что вызывает у россиян чувство страха за себя и детей, усиливает рефлекс самосохранения от «пришлых», чужих, незнакомых людей.

Вместе с тем исторический процесс не остановить и отгородиться от вынужденных переселенцев в географическом, культурном, психологическом пространстве объективно невозможно. Процесс взаимодействия, взаимосуществования с ними со временем увеличит масштабы и станет всеобъемлющим. Они станут неотъемлемой частью нашего единого существования на обширной российской территории. В связи с этим возникает вопрос, как изначально строить процесс гуманизации взаимоотношений с вынужденными переселенцами, обеспечивать взаимопонимание, ведущее к цельности, согласованности и взаимообогащению.

Учитывая то, что понимание — это обоюдный процесс взаимопринятия, что в нем участвуют люди, а в нашем случае это представители разных географических территорий, имеющие единую исторической судьбу, остановимся на некоторых значимых аспектах, способных обеспечить процесс адаптации.

Негативное влияние на принятие вынужденных переселенцев оказывает отсутствие четкой дифференциации понятий беженец, вынужденный переселенец, гастербайтер,

эмигрант, иммигрант, внутренний социально-экономический мигрант, а также смешивание этих понятий. Обнаруживая во многом схожие черты, мы видим, что каждое из них вместе с тем занимает свое семантическое пространство. В своих исследованиях мы опираемся на Статью 1. Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» с изменениями и дополнениями от 20 декабря 1995 года, где указывается, что под вынужденным переселенцем понимается «гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по расовой или национальной принадлежности к определенной группе...» [54]. Решаясь на переезд, вынужденные переселенцы хотят обрести стабильное место жительства, стремятся жить в надежном, экономически и политически устойчивом мире, желают обеспечить определенный уровень жизни и удовлетворить потребности близких для них людей. В их намерениях представлены позитивные цели и мотивы.

Процесс миграции идет в основном с юга на север, из стран Ближнего Зарубежья в Россию. Существуют ли различия в принятии людей, приезжающих с севера на юг и наоборот?

Изучение литературы показало, что данный вопрос издавна привлекал внимание великих мыслителей. Например, преобладание разумной, благородной души свойственно, по мнению Платона, народам севера (грекам), а вожделеющей души - южанам (египтянам и другим народам Востока). В Новое время первые попытки сделать народы предметом различных психологических наблюдений были предприняты в XVIII в. И здесь опять именно среда и климат рассматривались в качестве основных факторов, лежащих в основе различий между южанами и северянами. Французский философ Ш. Монтескье полагал, что «народы жарких климатов» робки, ленивы, не способны к подвигам, но наделены живым воображением, а северные народы отважны и малочувствительны к наслаждениям. Не пересматривая сам ход постановки и решения данного вопроса учеными-мыслителями, остановимся на данной информации только с позиции ее воздействия на принятие или непринятие вынужденных переселенцев.

Во-первых, хочется указать на особую значимость взгляда мыслителей, постулирующих наличие благородства у северян и вожделения и некоторых отрицательных качеств у южан. Их позиция в ходе развития человеческого общества может привести к созданию ложных стереотипов, мифов, установок, которые могут лечь в основу оценочных суждений и наложить определенный отпечаток на взаимоотношения людей с севера и с юга. Такого рода информация оказывает косвенное воздействие на принятие вынужденных переселенцев. В данном случае характер информации может

способствовать созданию негативных представлений о мигрантах с юга, т.е. о вынужденных переселенцах из Средней Азии и Казахстана.

Во-вторых, сложно до конца объективно отразить, кто и для кого является представителем юга или севера. Например, кыргызы некогда жили на берегах реки Енисей, сейчас они проживают на территории Средней Азии, народности Чукотки намного ближе к северу, чем греки. Так какие черты добавляются или изменяются в связи со сменой северной или южной широты? В языковом запасе разных народов представлен схожий набор человеческих качеств, который говорит о всемирном наличии разнообразных черт характера, начиная от благородства и заканчивая низменными, плотскими или вожделеющими качествами. Поэтому принять предложенную выше мысль в полной мере не представляется возможным.

В-третьих, вынужденные переселенцы — это те же русские, татары, чуваши и др., которые когда-то поменяли свое место жительства и сегодня возвращаются на свою историческую родину. В состоянии ли мы сегодня отнести их в большей степени к южанам, чем к северянам из-за продолжительного проживания ими на территории Средней Азии и Казахстана?

Понимание ВП также зависит от информированности об особенностях контингента людей, отнесенных волею судьбы к новому типу социальной группы. При этом взгляд на них, как на «людей, искавших легкой жизни на стороне», «бросивших свои родные места ради богатств Востока», явно не обоснован. Линия начала их жизни на чужбине -результат всесоюзных строек, освоения целинных и залежных земель, политики гонений и репрессий, нужды и отсутствия возможности прокормить семью в голодные годы после нэпа и продразверстки и т.д. Они представляют часть нашего общества в виде его сокровищ, достоинств. Это люди, которые при отсутствии возможности продолжить жизнь в странах Ближнего Зарубежья, возвращаются в Россию.

Жизнь вдали от родины существенно обогатила их акмецелевую программу. Теперь, благодаря возвращению на историческую родину, ими может быть внедрена освоенная и закрепленная на старом месте жительства, но новая для российской территории технология жизни, обогащенная мудростью Востока. Им предоставляется возможность апробировать уникальный жизненный опыт и раскрыть потенциальный ресурс, взращенный там, где они до этого проживали. Невостребованный в странах Ближнего Зарубежья, он в полной мере может быть раскрыт на новом месте жительства. Богатство страны - это широкий спектр человеческих ресурсов, потенциальных возможностей людей и их разностороннего жизненного опыта. Поэтому переезд ВП будет способствовать успеху и процветанию новых жизненных стратегий и технологий на

российской территории. Все это может привести к акмеологическому, культурному, технологическому и экономическому эффекту, интеллектуальному взлету и демографическому подъему России.

Особый взгляд должен быть обращен на людей зрелого возраста, так как именно этот контингент представляет наибольшую часть мигрирующего населения. Это связано еще и с тем, что именно люди зрелого возраста в наибольшей степени включены в активный процесс социализации и именно они обеспечивают как полноценное развитие детей, так и здоровье людей пожилого и старческого возраста, прибывающих на новое место жительства.

Сумеют ли ВП зрелого возраста почувствовать свою востребованность для выбранного региона специалистов? Принятие их — это включение в профессионально-трудовую деятельность, помощь в решении актуальных проблем переезда, использование юридической среды как ресурса для социального развития. Нельзя забывать, что стабильность взрослых - это социальная, материальная защищенность детей и стариков!

Если учитывать мнение социологов о том, что каждый пятый житель нашей земли — мигрант (150), то вероятность того, что любой из нас в тот или иной социально-исторический момент может оказаться мигрантом, очень высока. Издревле говорили, что надо «побывать в чужой шкуре», чтобы почувствовать статус, позицию, место и боль другого человека. Однако человечество ушло далеко за рамки примерки чего-то на себя. Процесс современного развития далек от варварских экспериментов и негуманных опытов. Позитивность и интерсуществование становятся основной характеристикой сегодняшнего дня. Доказательством служит то, что люди научились не убивать слабых детей, как это было в Спарте, они не склонны сжигать людей из-за религиозных предубеждений и принимают других людей с различными вероисповеданиями. Находят пути и способы достижения вершин успеха здоровыми детьми и детьми-инвалидами и т.д. Такая же позиция необходима и в отношении вынужденных переселенцев.

Закончить работу хочется притчей о курице и об орле. Кому отдается предпочтение? В предпочтениях с позиции пищи на первом месте всегда находится курица. Орел же воспринимается нами как благородная, независимая птица. Однако это не все, что можно сказать об орлах. Если в курятнике заболевает курица, то остальные здоровые птицы ее просто затаптывают. А орлы? Они всей стаей выкармливают своего слабого сородича до того момента, пока больной орел не сможет самостоятельно жить дальше. Так кто же мы в отношении к вынужденным переселенцам: курицы или орлы? Как мы относимся к тем, кто сейчас переживает «болезнь»? Проявится ли у россиян гуманизм, чтобы понять и просто принять вынужденных переселенцев?

Список литературы:

1. Акмеология: учебник / под общ. ред. А. А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.

2. Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века / науч. ред. Е.В. Селезнева. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 277 с.

3. Ананьев, Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус / Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. - СПб: Питер, 2000. - С. 319324.

4. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. - М.Воронеж, 1996. - 256 с.

5. Бехтерев, В.М. Личность и условия ее развития и здоровья / В.М. Бехтерев // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. - СПб: Питер, 2000. - С. 146-161.

6. Бранский, В.П. Социальная синергетика и акмеология / В.П. Бранский, С. Д. Пожарский. - СПб.: Политехника, 2002. - 476 с.

7. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности: учебник для студентов психологических факультетов университетов / А.Н. Ждан. - 2-е изд., перераб. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 442 с.

8. Краснова, О.В. Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации: автореферат дисс. ... канд. псих. наук / О.В. Краснова. - М., 1996. - 21 с.

9. Назаров, А.Д. Проблемы миграции населения: исторические предпосылки, тенденции, социальные последствия (1985-1995): на материалах Российской Федерации, республик Средней Азии и Казахстана: автореферат дисс. ... докт. истор. наук / А.Д. Назаров. - М., 1995. - 23 с.

10. Пилкингтон, Х. Чужие на родине? Исследование «диаспоральной идентичности» русских вынужденных переселенцев / Х. Пилкингтон, М. Флинн // Диаспоры. - 2001. - № 2-3. - С. 8-34.

11. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / под ред. Г.У. Солдатовой. - М.: Смысл, 2001. - 279 с.

12. Якунин, В.А. История психологии: учебное пособие / В. А. Якунин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 379 с., С.63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.