Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЖУРНАЛИСТИКЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЖУРНАЛИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
654
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / журналистика / конвергенция / медиасфера / artificial intelligence / journalism / convergence / media sphere

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иляхина А. А., Деева И. В.

В данном исследовании проанализированы основные преимущества ИИ для журналистики, а также наиболее важные проблемы цифровой трансформации медиасферы. Рассматривается технологическое развитие с профессиональной точки зрения, а также обсуждает, что это значит для медиакомпаний и руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR USE OF TECHNOLOGY ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN JOURNALISM

This study analyzes the main advantages for journalism, as well as the most important problems of the digital transformation of the media sphere. Examines technological development from a professional point of view, and discusses what it means for media companies and executives.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЖУРНАЛИСТИКЕ»

УДК 316.77 Иляхина А.А., Деева И.В.

Иляхина А.А.

магистрант кафедры Мировой экономики и международных отношений Ростовский государственный экономический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

Деева И.В.

канд. филол. наук, доцент кафедры журналистики Ростовский государственный экономический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Аннотация: в данном исследовании проанализированы основные преимущества ИИ для журналистики, а также наиболее важные проблемы цифровой трансформации медиасферы. Рассматривается технологическое развитие с профессиональной точки зрения, а также обсуждает, что это значит для медиакомпаний и руководителей.

Ключевые слова: искусственный интеллект, журналистика, конвергенция, медиасфера.

В последнее время в сфере журналистики особое внимание привлекают возможности применения новых технологий, и особенно технологий искусственного интеллекта (ИИ).

Одни специалисты считают информационные технологии перспективным для отрасли, переживающей трансформацию, другие исследователи видят угрозу, которая механизирует творческую профессию и подталкивает к дальнейшей коммерциализации и необходимости переобучения журналистов.

Очевидно, что обе точки зрения обоснованы: новые технологии не только открывают перед журналистикой новые возможности, но и бросают ей вызовы. Одно можно сказать наверняка: ИИ станет неотъемлемой частью журналистики, что приведет к изменению ее основ - во всех звеньях цепочки создания, хранения и предоставления информации.

Все более активное применение технологий ИИ, основанных на обработке больших данных приведет к постепенной трансформации и пересмотру устоявшихся бизнес-моделей, профессиональных знаний и стратегий развития в медиасфере. Процесс трансформации журналистики можно рассматривать как конвергенцию журналистики.

Конвергенция (от лат. сопуе^еге - приближаться, сходиться) - термин, уже давно принятый в биологии, лингвистике, политологии для обозначения процессов сближения, схождения, компромиссов. Как отмечает российский исследователь А. Г. Качкаева, произошел трансферт понятия «конвергенция» в науку о массовых коммуникациях. В частности, автором отмечается, что основные отличия конвергентной журналистики от традиционной состоят «в новых подходах к содержанию, формированию редакций и распределению ролей, а также в использовании инструментария на основе интернет-технологий» [1, С. 60].

В основе технологической конвергенции лежит цифровизация, перевод содержания в цифровую форму. Более того, конвергенция обеспечила слияние разнообразных по видам и типам медиа. В результате этого процесса появился новый интегрированный рынок, на котором в единой системе объединяются мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов. Последствия технологической конвергенции для современных СМИ позволяют выдвинуть тезис о практически полной структурной перестройке медиаэкономики [2].

Важную роль в подобной перестройке играют технологии искусственного интеллекта. ИИ - это собирательное название для различных алгоритмов, роботов и систем, основанных на обработке данных, общей чертой которых

является то, что они могут заменить человеческий труд. Некоторые алгоритмы самообучаются и могут повышать свою точность по мере увеличения объема обрабатываемых данных, но во многих случаях речь идет о статичных кодах, выполняющих одно и то же действие каждый раз.

ИИ также способствует новому подходу к управлению контентом в коммуникации в целом. Благодаря применению полуавтоматических инструментов публикации, в которых ИИ используется для многогранного объединения модулей контента, новости приобретают более персонализированную и изменяемую форму. Это означает, что авторство больше не основывается на «истории», а вместо этого - на «вложенных блоках», которые позволяют лучше связывать истории между собой, облегчая перекомпоновку контента потенциально неограниченными способами.

Еще одна растущая область применения машинного обучения -использование машинного обучения для предотвращения оттока аудитории средств массовой информации. Автоматически собирая и анализируя данные о поведении пользователей, аналитики рынка могут работать непосредственно над выявлением причин, по которым реципиенты информации, скорее всего, перестанут пользоваться приложением или удалят его со своего устройства [3].

Таким образом, ИИ дает несколько преимуществ применения в коммуникавистике:

- более персонализированное распространение контента,

- более эффективное, автоматизированное производство контента,

- динамическое ценообразование, как на рекламу, так и на подписку

- возможность находить больше историй в данных и больше данных в историях

- лучшие автоматизированные транскрипции

- управляемая модерация контента

- распознавание фальшивых новостей и глубоких подделок

- улучшенный поиск изображений и видео

- более глубокий анализ настроений в пользовательском контенте.

Для новостного бизнеса, который уже много лет борется с финансовыми трудностями и истощением бизнес-моделей, возможности делать больше при меньших затратах очень важны. Особенно в условиях сокращения количества редакций на местных рынках, ИИ открывает возможности для более качественного цифрового освещения местной политики и экономики [4].

Разработка и внедрение искусственного интеллекта в журналистике - это часть более широких усилий по перестройке бизнес-моделей и внедрению инноваций в деятельность редакций. Многие медиакомпании долгое время боролись со снижением доходов от рекламы, происходившим в основном из-за растущей конкуренции за внимание пользователей в онлайн-среде. Во время пандемии Covid-19 постепенное снижение резко ускорилось.

В то же время доходы от онлайн-подписки росли, поскольку пандемия вызвала массовую потребность в получении актуальной информации. Рыночные и социальные тенденции быстро привели новостную индустрию в состояние активной цифровой трансформации, ключевую роль в которой играют новые технологии.

Активное использование новых технологий демонстрирует, что роботы могут выполнять большую часть рутинной работы журналистов, потенциально высвобождая человеческие ресурсы для выполнения более креативных задач. Например, в настоящее журналисты используют голосовые помощники при написании новости с диктофона, применяют текстовые расшифровщики аудиозаписей, используют автоматические переводчики текста, осуществляют с помощью специальных алгоритмов выжимку главной информации из больших по объему текстов и осуществляют поиск актуальных бэкграундов, применяют программы для генерации иллюстраций к новостям, проверки информации на достоверность и осуществления аналитики текстов.

Сейчас можно выявить использование ИИ во всех звеньях журналистской производственной цепочки. Однако некоторые части процесса автоматизируются в большей степени, чем другие. Наиболее распространенные

практики автоматизации включают сбор и исследование данных, а также автогенерирование новостных материалов [5].

Одним из примеров того, как ИИ может способствовать поиску и изучению информации, является алгоритм News Tracer от Reuters, который автоматически ищет свежие новости в социальных сетях. Обнаруживая скопления похожей информации и просматривая аккаунты, опубликовавшие ее, робот может уведомить журналиста о новости в момент ее появления.

Другой пример - алгоритм BBC Juicer, который функционирует как «конвейер» для агрегации новостей. Он и извлекает из большого объема новостных статей необходимую информацию. Таким образом журналист избавляется от рутины: выбора из большого сложного, многословного текста фактологической информации для «упаковки ее в другие жанры».

Конвейер BBC Juicer просматривает RSS-ленты новостных изданий. Когда на одном из этих RSS-каналов публикуется новая статья, BBC Juicer собирает ее текст и метаданные (например, дату, время, заголовок, источник новости). На следующем этапе BBC Juicer идентифицирует и помечает понятия, упомянутые в тексте статьи, делая их доступными для поиска и, следовательно, полезными для анализа тенденций. Упорядочивая таким образом рабочие процессы в СМИ, ИИ позволяет журналистам сосредоточиться на том, что у них получается лучше всего.

В отечественной журналистике применяются российские такие программные средства, YaGPT для работы с текстом), Кандинский для генерации изображений, 300.ya.ru для выжимки тезисов.

Согласно данным официальной статистики, количество отечественных медиакомпаний, применяющих технологии искусственного интеллекта, увеличилось в 2022 году по сравнению с 2021 годом (Рис. 1) [6].

Рис. 1. Количество организаций сектора контента средств массовой информации, использующих технологии ИИ для осуществления основных процессов деятельности.

Одной из первых отечественных компаний, широко внедривших технологии ИИ в свою деятельность, стала компания РБК. Первым шагом в персонализации контента стала фильтрация ленты новостей в приложениях и на сайте РБК. Данные меры позволили собирать больше данных о поведении пользователей, создали стимул для регистрации, а также сделали более востребованными платные подписки. Также внедрены рекомендательные системы: рекомендательные блоки видео встроены в статьи, что увеличивает дистрибуцию видео и таргетирует аудиторию по инфоповоду. Проводится работа по объединению всех продуктов РБК в единую систему, покрывающую все информационные потребности пользователя. Алгоритм позволяет улучшить вовлеченность пользователя и его рециркуляцию внутри продуктов РБК, увеличить время сессии и число просмотров контента.

Компания создает глубокие метрики, позволяющие понять интересы пользователя, уточнить его реакцию на медийный продукт. По мере развития алгоритма метрики будут совершенствоваться - с какой скоростью шел

скроллинг материала, какие клики делались во время чтения, какую реакцию вызвали различные рекомендации.

Если посмотреть на процесс создания сюжетов более пристально, то ИИ в основном используется как инструмент для сбора новостей и автоматической генерации сюжетов. Пока ИИ не может полностью заменить человека в процессе проверки информации. Фактчекинг сегодня в большей степени осуществляется людьми, поскольку данная функция, крайне сложна в автоматизации. При этом есть не очень сложные операции по проверке информации, которые можно доверить алгоритмам. Например, это уточнение имен собственных, географических названий и так далее. Также одной из первостепенных задач ИИ в журналистике является выявление фейковой информации и противодействие высокотехнологичным фейкам.

Один из примеров - шведская компания United Robots, которая поставляет решения для генерации текстов нескольким новостным компаниям. Они используют искусственный интеллект и генерацию естественного языка (NLG) для автоматического создания пригодных для публикации новостных текстов из больших массивов данных. Роботы анализируют большие массивы данных, которые находятся в открытом доступе и выявляют необычные события или закономерности. Затем эта информация может быть использована для создания расширенных статей или в качестве предварительного материала для отдела новостей, а также для «переупаковки» новости, например, создания мультимедийных жанров. Многие издатели также встроили в эти инструменты показатели, позволяющие автоматически отслеживать выход собственных новостей.

Рассмотрение этих изменений как конвергенции подчеркивает, что инновации в новостных редакциях - это не стратегия или конечная цель, а процесс, то есть совокупность динамики, механизмов, средств и изменений, которые приводят к определенному результату. Кросс-платформенная модель создания новостей, сформировавшаяся в последние десятилетия, получила

дополнительный импульс в связи с изменением экономических условий, а также ростом инвестиций в инновационное создание новостей.

Инновационную трансформацию в журналистике определяет сложное взаимодействие структурных и индивидуальных, человеческих и нечеловеческих факторов и субъектов. Данные процессы провоцируют изменения в медиасфере и появление новых профессиональных ролей журналистов.

Сфера медиа входит в число наиболее перспективных направлений применения инновационных технологий искусственного интеллекта. В мире избыточной информации у производителей качественных материалов имеются изначальный потенциал и конкурентное преимущество. Уже сегодня разнообразные системы искусственного интеллекта способствуют ускорению процесса конвергенции в медиаотрасли, что имеет огромное значение в условиях глобальной цифровой трансформации всех сфер общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г Качкаевой. М.: Аспект Пресс, 2010. 200 с.;

2. Лукина М. М., Замков А. В., Крашенниникова М. А., Кульчицкая Д.Ю. Искусственный интеллект в российских медиа и журналистике: к дискуссии об этической кодификации // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11, № 4. С. 680-694;

3. Морозова А. А., Арсентьева А. Д. Проблемы и перспективы использования искусственного интеллекта в сфере масс-медиа: мнение российской аудитории // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2 (44). С. 150-158. Б01 10.47475/2070-0695-2022-10219;

4. Третьякова А. О. Метод определения русскоязычных фейковых новостей с использованием элементов искусственного интеллекта // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Vol. 6, № 12. С. 99-105;

5. Чертовских О. О., Чертовских М. М. Искусственный интеллект на службе современной журналистики: история, факты и перспективы развития // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8, № 3. С. 555-568;

6. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.01.24).

Iliakhina A.A., Deeva I. V.

Iliakhina A.A.

Rostov State University of Economics (Rostov-on-Don, Russia)

Deeva I.V.

Rostov State University of Economics (Rostov-on-Don, Russia)

PROSPECTS FOR USE OF TECHNOLOGY ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN JOURNALISM

Abstract: this study analyzes the main advantages for journalism, as well as the most important problems of the digital transformation of the media sphere. Examines technological development from a professional point of view, and discusses what it means for media companies and executives.

Keywords: artificial intelligence, journalism, convergence, media sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.