Научная статья на тему 'Перспективы применения сверхмалых доз антител к с-концевому фрагменту AT1-рецептора ангиотензина II в клинической практике'

Перспективы применения сверхмалых доз антител к с-концевому фрагменту AT1-рецептора ангиотензина II в клинической практике Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
90
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Чепурина Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения сверхмалых доз антител к с-концевому фрагменту AT1-рецептора ангиотензина II в клинической практике»

24. Стэльмах K.K. Лечение нестабильных повреждений таза: Дис. ... д-ра мед. наук. Курган, 2005. 52 с.

25. Султанова М.И. Артериальное кровоснабжение безымянных костей и его прикладное значение: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Л., 1950. 15 с.

26. Трещев В.С., Матышев А.А. // Вестник хирургии. 1964. №10. С. 59-62.

27. Трещев В.С. Оперативное лечение больных с переломами костей таза: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Куйбышев, 1981. 36 с.

28. Фокин В.И. // Судебно-медицинская экспертиза. 1974. №3. С. 52-55.

29. Цуман В.Г., Муромский Ю.А. // Закрытая травма живота и забрюшинных органов. М., 1961. С. 118-123.

30. Шаповалов В.М., Гуманенко Е.К., Дудаев А.К. и др. // Хирургическая стабилизация таза у раненых и пострадавших. СПб., 2000. 240 с.

31. Школьников Л.Г., Селиванов В.П., Цодыкс В.М. // Повреждение таза и тазовых органов. М.: Медицина, 1966. 208 с.

32. Шустер Х.П., Шенборн X., Лауэр X. // Шок. М.: Медицина, 1981. 110 с.

33. Burgess A.R. // J.Trauma. 1990. Vol. 30, №7. Р. 848856.

34. Flint L. // Ann. Surg. 1990. Vol. 211(6), P. 703-766; 705-707.

35. Ghanayem A.J. // Clin. Orthop. 1995. Vol. (318), P. 75-80.

36. Pohlemann T. // Clin. Orthop. 1994. Vol. (305), P. 69-80.

37. Pohlemann T. // Outcome after pelvic ring injuries. 1996. Vol. 27, Suppl.2. Р. 31-38.

38. Poole G.V., Ward E.F. // Orthopedics. 1994. Vol. 17(8), P. 691-696.

□□□

удк 616.12 - 085.22

н.г. чепурина

перспективы применения сверхмалых доз антител к с-концевому фрагменту атгрецептора ангиотензина II в клинической практике

Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград

В настоящее время сердечно-сосудистые заболевания являются основной проблемой государственных, медицинских и общественных организаций в индустриально развитых странах в связи с высокой заболеваемостью, инвалидизацией и смертностью среди населения. И в Российской Федерации, к сожалению, эти показатели за последние 10-15 лет только растут, причем с тенденцией к «омоложению» данной патологии [1, 3]. Все это заставляет современную медицину работать над поиском новых подходов к диагностике и лечению этих заболеваний. В частности, речь идет о поиске новых классов соединений, способных, влияя на патогенез развития артериальной ги-пертензии (АГ) и хронической сердечной недостаточности (ХСН), останавливать прогрессирование заболевания, улучшать качество жизни, а самое главное — улучшать прогноз для этой категории пациентов.

несмотря на широкое использование ингибиторов АПФ, антагонистов рецепторов ангиотензина II (АРА II), в проведенных многочисленных клинических исследованиях явных клинических преимуществ у какой-либо из этих групп препаратов выявлено не было [1]. С другой стороны, высокая стоимость АРА II до сих пор не позволяет широко использовать их в реальной клинической практике.

Поиск эффективных, безопасных и, что немаловажно, относительно недорогих лекарственных средств и привел к разработке нового класса лекарственных препаратов, влияющих на ренин-ангиотензин-альдостероновую систему (РААС) и, в частности, на АТ1-рецепторы ангиотензина II — сверхмалые дозы (СМД) антител к С-конце-вому фрагменту АТ1-рецептора ангиотензина II (кардос, ООО «НПФ «Материа Медика Холдинг») [9, 10].

СМД антител являются уникальной группой средств, обладающих модифицирующим влиянием на соответствующий эндогенный регулятор, восстанавливающий его активность. История создания лекарственных средств на основе СМд антител такова, что первые препараты появились в клинической практике не так давно — всего 5-6 лет назад. Концепция лечебного применения антител в сверхмалых дозах была предложена ООО «НПФ «Материа Медика Холдинг». При введении в условиях патологического состояния, антитела в СМд оказывают модифицирующее действие на соответствующий эндогенный регулятор, восстанавливая его активность и модулируя функционально сопряженные с ним процессы [8]. Основанием для появления такой «формулы» послужил анализ данных экспериментальных исследований более чем 15 различных антител к регуляторным молекулам, а

также клинических исследований 6 антительных лекарственных средств [4].

Установлено, что терапия СМд носит щадящий характер, так как в организм вводится не вещество (лекарственное средство), а его потенцированный раствор. Вследствие этого сокращается этап первичного метаболического «узнавания» и вступления внесенного лекарственного средства в определенные взаимодействия. Экспериментально и клинически показано «быстродействие» лекарственных средств в СМд [8]. к СМд даже таких веществ, как этанол и морфин, не формируется зависимость и толерантность; осложнений при лечении СМд антител при проведении клинических исследований практически не наблюдалось [9].

Следующий позитивный момент заключается в том, что вещества в СМд в большинстве случаев по эффективности не уступают и даже превосходят современные синтетические препараты, более того, они использовались даже у больных с тяжелой и сочетанной патологией [9]. Показана возможность применения СМд (антител к МФн-у) для эффективной профилактики [8, 9].

Технология приготовления сверхразбавленных растворов такова, что они подвергаются последовательному многократному разведению исходного вещества и внешнему воздействию (встряхивание, воздействие ультразвуком, электромагнитным полем). очевидно, что именно такая технология потенцирования придает лекарственным средствам в СМд биологическую активность. Физические механизмы потенцирования неизвестны. Принципиально, что потенцированные растворы обладают активностью как в молярных, так и в субмолярных (выходящих за пределы числа Авогадро) концентрациях [9].

Специфичность эффектов СМд, установленная в многочисленных экспериментах, однозначно указывает, что в потенцированном растворе сохраняются специфические физико-химические свойства растворяемого вещества. очевидно, что носителем памяти об исходном веществе является измененная структура растворителя, то есть между молекулярными, атомарными, а, возможно, и другими частицами растворителя образуются новые связи. Разрешающие возможности современных физических методов не позволяют определить характер этих связей, а следовательно, и тонкие механизмы реализации действия СМд in vivo и in vitro. Поэтому для изучения эффектов СМд целесообразно использовать доказательные экспериментальные и клинические методы, а для их осмысления — системные подходы [8, 9].

Так, еще в эксперименте по изучению фармакологической активности было выявлено, что по выраженности гипотензивной активности, ее стабильности и воспроизводимости кардос не уступал стандартному антагонисту ATj-рецептора ангиотензина II лозартану, хотя скорость развития этого эффекта была ниже, чем у лозартана. Помимо этого, кардос оказывал отрицательное хронотроп-ное действие, что проявлялось в достоверном снижении ЧСС на фоне тахикардии и удлинении интервала RR на Экг [5]. немаловажным оказался и тот факт, что длительное применение кардоса в периоде становления Аг у животных оказывало профилактическое действие в отношении дальнейшего ее прогрессирования [4].

Что касается кардиопротективных свойств кардоса, то в условиях экспериментальной модели хронической

сердечной недостаточности было установлено, что при его курсовом введении увеличивается толерантность к физической нагрузке (особенно у самок), снижается общее периферическое сосудистое сопротивление, увеличивается ударный выброс и минутный объем крови (в большей степени у самцов). на фоне введения кардоса также повышается сократительный резерв миокарда животных, отмечается положительное влияние препарата на сердечный цикл. кардиопротективные свойства кардоса были подтверждены данными морфологических исследований [5].

клиническая часть исследований по изучению гипотензивного и кардиопротективного действия кардоса началась с изучения фармакодинамики и безопасности кардоса у здоровых добровольцев в острой фармакологической пробе. ни в одной из групп добровольцев с различными режимами дозирования кардоса не было отмечено снижения артериального давления (Ад). Также было показано, что использование кардоса в составе комбинированной терапии с ИАПФ и тиазидным диуретиком (гипотиазидом) может привести к повышению эффективности лечения и может быть показано при неэффективности монотерапии [2]. В других клинических исследованиях кардос показал свою мягкую гипотензивную активность при лечении пациентов с начальными степенями Аг при хорошей переносимости и высоком профиле безопасности [7, 11]. Таким образом, при подтверждении полученных результатов в дальнейших исследованиях кардос может быть рекомендован как препарат выбора при лечении Аг 1-2 ст. у больных с непереносимостью иАПФ и антагонистов рецепторов ангиотензина II.

В открытом сравнительном исследовании эффективности и безопасности кардоса у пациентов с ХСн было выявлено достоверное улучшение фракции выброса, увеличение толерантности к физической нагрузке на фоне длительного (в течение 6 мес.) приема препарата, что подтверждает результаты экспериментальных исследований в этой области [6].

Заключение

Таким образом, интенсивные исследования в различных областях экспериментальной и клинической фармакологии СМд уже сейчас позволяют сделать выводы об эффективности и безопасности кардоса.

Полученные факты делают перспективным дальнейшее изучение безопасности и эффективности антител к С-концевому фрагменту AT1-рецептора ангиотензина II у больных АГ и ХСн. Применение технологии потенцирования на антителах является, по всей видимости, наиболее перспективным вариантом использования СМд, поскольку позволяет модифицировать такую тонкую регуляторную систему, как естественные антитела. Это открывает новые возможности в терапии патологических процессов разного характера и локализации.

литература

1. Беленков Ю.н., Мареев В.Ю., Агеев Ф.Т. Хроническая сердечная недостаточность. М., 2006. 424 с.

2. Зернюкова Е.А. Сравнительная эффективность и фармакодинамика препарата на основе сверхмалых доз антител к С-концевому фрагменту АТ1-рецептора

ангиотензина II, ингибиторов АПФ и блокаторов рецепторов ангиотензина II у больных гипертонической болезнью: Дис. ... канд. мед. наук. Волгоград, 2005. 156 с.

3. Кисляк О.А. // Фарматека. 2005. № 20. С. 28-32.

4. Маркель А.Л., Кудряшова Д.Р., Мартюшев А.В. и др. // Бюл. эксперим. биол. и мед. 2003. Прил. С. 66-68.

5. Названова А.В. Экспериментальное обоснование применения кардоса для лечения гипертонической болезни и хронической сердечной недостаточности: Дис. ... канд. мед. наук. Волгоград, 2006. 153 с.

6. Петров В.И., Иваненко В.В., Лопатин Ю.М. и др. // Сердечная недостаточность. 2007. Т. 8, №4 (42). С. 175177.

7. Чепурина Н.Г., Колебошина А.А. // Фармакология — практическому здравоохранению: Мат-лы III съезда фармакологов России. СПб., 2007. С. 2-2006 - 2-2007.

8. Эпштейн О.И. // Бюл. эксперим. биол. и медицины. Прил. 4. М.: 2002. С. 8-14.

9. Эпштейн О.И., Штарк М.Б., Дыгай A.M. и др. Фармакология сверхмалых доз антител к эндогенным регуляторам функций. М., 2005. 224 с.

10. Эпштейн О.И., Мартюшев А.В., Кудряшова Д.Р. и др. // Бюл. эксперим. биол. и мед. 2003. Прил. С. 71-74.

11. Nedigoda S., Petrov V., Epstein О. et al. Treatment of arterial hypertension with very-small doses of antibodies to C-end fragment of AT1 reseptors of angiotensin II. The 2008 World Congress of Cardiology Abstracts, Buenos Aires, Argentina, May, 18-21, 2008. P. 147.

□□□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.