И. М. Реморенко, А. И. Рожков
перспективы применения сетевой формы реализации образовательных программ в сфере педагогического образования
Проблематика сетевого взаимодействия образовательных организаций не нова для системы образования. Она начинала живо обсуждаться в педагогической научной литературе и публицистике каждый раз в связи с очередным уточнением приоритетов развития системы образования. Начиная с 90-х годов прошлого века в системе образования ведутся активные поиски адекватных организационно-правовых форм для осуществления изменений в системе образования. В том случае, когда речь заходит о поддержке инициатив на местах, развитии самостоятельности образовательных организаций, поиске образовательных ресурсов за пределами образовательных организаций, начинает обсуждаться и идея сетевого взаимодействия. Так, сетевое взаимодействие рассматривается как механизм реализации новых воспитательных программ [4], непременный атрибут образовательной деятельности [2], целостный механизм достижения нового качества образования [8], способ проектирования образовательной системы в целом [9; 5].
Актуальное значение сетевое взаимодействие приобрело для системы высшего образования. Здесь наиболее значимой стала сетевая форма реализации образовательных программ, когда образовательная программа реализуется посредством различного рода кооперации ресурсов нескольких организаций высшего образования [7]. Данная тенденция была связана с несколькими процессами в системе высшего образования, к числу которых относился начавшийся в прошлом веке Болонский процесс, предполагавший развитие кооперации между университетами, синхронизацию большей части образовательных программ; развитие дистанционных форм получения образования и появление новых организаций высшего образования, что естественным образом привело к увеличению общего числа совместителей в среде профессорско-преподавательского состава; развитие исследовательской деятельности, в том числе и на международном уровне, что также коснулось расширения академической мобильности, распространения программ обмена студентами и преподавателями.
Следует отметить, что при всех положительных характеристиках сетевой формы реализации образовательных программ иногда сетевая форма рассматривается и как определенный охранительный или защитный аргумент со стороны образовательных организаций. В связи с начавшимся и во многом закономерным процессом объединения образовательных организаций высшего образования сетевая форма реализации образовательных программ рассматривается как компенсация недостатка у вузов собственных ресурсов по реализации образовательных программ. Это своего рода защита перед проверяющими и контролирующими органами, выявляющими ограниченность вузовских материально-технических или кадровых ресурсов с точки зрения обеспечения необходимого качества реализации образовательных программ [6].
Как справедливо отмечали И. Б. Медведев и В. И. Скрипченко, «практическая реализация идей сетевого взаимодействия образовательных учреждений будет возможна в полной мере только после принятия нового Закона "Об образовании", который на законодательном уровне закрепит организационные, технологические, инфраструктурные формы организации образования» [3]. Действительно, в 2012 году в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) впервые была закреплена норма, регламентирующая сетевую форму реализации образовательных программ (ст. 15). Данная норма появилась с целью правового оформления
отношений, сложившихся на практике как в сфере общего, так и в сфере профессионального образования. При этом формулировки в Федеральном законе носят общий характер, устанавливая рамочное регулирование института сетевого взаимодействия при осуществлении образовательной деятельности. При реализации данной статьи возникает ряд правоприменительных сложностей, требующих отдельного рассмотрения и решения. Однако на сегодня перспективность использования сетевой формы вряд ли может быть оспорена.
Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
При реализации основных образовательных программ высшего образования в сетевой форме двумя и более образовательными организациями каждый вуз должен иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующему направлению подготовки. Исключением из этого правила могут быть случаи реализации одной образовательной организацией дисциплин (модулей), относящихся к базовой части образовательной программы, которые согласно федеральным государственным образовательным стандартам (далее — ФГОС) имеют одно и то же содержание по разным профессиям, специальностям, направлениям подготовки (например, дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту). В таком случае для организации, реализующей в рамках сетевой формы такие дисциплины (модули), достаточно наличия лицензии на осуществление образовательной деятельности по любой профессии, специальности, направлениям подготовки соответствующего уровня профессионального образования, которые предусматривают согласно ФГОС освоение данных дисциплин (модулей).
При этом в соответствии с пунктом 17 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966, при намерении лицензиата оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ посредством сетевой формы в лицензирующий орган предоставляется копия договора между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ.
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона для реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы. Утверждение совместных образовательных программ осуществляется руководителем организации (уполномоченным им лицом) либо коллегиальным органом управления (например, ученым советом) каждой образовательной организации в соответствии с их уставами.
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.
В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
При сетевой форме обучающиеся, как правило, принимаются в одну из организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — базовая организация), в соответствии с установленным порядком приема по соответствующим образовательным программам. Другие организации, осуществляющие образовательную деятельность и участвующие в сетевой форме, реализуют предусмотренную договором часть образовательной программы (оказывают образовательные услуги) в отношении указанных студентов и направляют необходимую информацию в базовую организацию для зачета освоения соответствующих учебных предметов, дисциплин, модулей.
Образовательная деятельность, осуществляемая в рамках сетевой формы, является возмездной, в том числе, когда обучающиеся приняты в базовую организацию за счет средств бюджетных ассигнований. В связи с этим договор о сетевой форме должен содержать элементы договора оказания платных образовательных услуг, предусмотренные статьей 54 Федерального закона (стоимость обучения и порядок оплаты).
На практике наиболее распространен вариант реализации образовательной программы совместно двумя (редко больше) образовательными организациями. В условиях реализации программ высшего образования это означает, что студент поступает и зачисляется в один вуз, в котором он осваивает основную часть образовательной программы, но при этом часть дисциплин (модулей) изучается в другом вузе, в котором, например, есть ведущие специалисты в соответствующей предметной области. При этом основной вуз зачитывает результаты освоения данных дисциплин. На самом деле такая практика имеет большую историю, однако, в несколько иной организационно-правовой форме. Фактически предшественником сетевой формы в данном варианте является приглашение вузом ведущих преподавателей в соответствующей области из другого вуза (других вузов) на условиях совместительства или почасовой оплаты труда. Очевидно, что в данном случае преподаватель будет использовать все те наработки, которые были сделаны в том вузе, где он работает по основному месту. Сетевая форма реализации образовательной программы позволяет исключить необходимость перегрузки преподавателей, транспортных издержек, конфликта интересов, даёт возможность использовать материально-техническую базу вуза, что наиболее актуально в инженерной и технологической сферах [1].
Однако представляется, что использование сетевой формы реализации образовательных программ не исчерпывается описанным вариантом, а может быть существенно расширенно за счет новых механизмов сетевого взаимодействия в первую очередь за счёт использования современных информационных технологий. Это связано также с тем, что возникновение социальных сетей, массивов больших данных (big data), облачных технологий и систем краудсорсинга открывают принципиально новые возможности для решения актуальных задач, стоящих перед системой образования.
Сегодня в качестве стержневой профессиональной компетенции учителя рассматривается проектная деятельность. Базовой трудовой функцией педагога в соответствии с профессиональным стандартом, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, является педагогическая деятельность по проектированию и реализации:
образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; основных общеобразовательных программ.
Данные положения означают, что и при подготовке педагога в первую очередь следует опираться на формирование проектных компетенций как в сфере целостных образовательных программ, предполагающих коллективно-распределённую деятельность в педагогических коллективах, так и в сфере индивидуальной педагогической деятельности, связанной с преподаванием определённых учебных предметов, основных общеобразовательных программ.
Как следствие, это предполагает способность выпускника педагогического вуза проектировать образовательное пространство, образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения в рамках федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом примерных образовательных программ. Формирование проектных компетенций наиболее полно может быть реализовано в рамках совместной работы больших студенческих групп под руководством (при модерации или координации) преподавателей, которые организуют проектные дискуссии студентов, задают рамку и направления обсуждения. Модель сетевой формы в данном контексте предусматривает использование современных информационных технологий, позволяющих эффективно настроить такую работу (проводить декомпозицию проектируемого объекта на обсуждаемые части, предоставить возможность совместного редактирования
«-» u U N г»
документов, высказывания мнений и построения их рейтинговой оценки и т. д.). Здесь можно говорить о появлении новой предметности сетевого взаимодействия — построение обучающих систем с участием больших групп людей, причём эффективность работы таких систем прямым образом зависит от количества участников сетевого взаимодействия и координации их взаимодействия.
Организационная модель сетевой формы реализации образовательных программ в данном случае может выглядеть следующим образом. В сформированной группе (объединении) вузов выбирается базовая организация, которая определяет объект проектирования, формирует программу и осуществляет руководство проектированием. В образовательные программы каждого из вузов, участвующих в сетевом взаимодействии, включается единая специальная дисциплина (модуль), направленная на развитие проектировочных компетенций. Программа данной дисциплины (модуля) утверждается всеми участниками сетевого взаимодействия. Базовая организация по договору с другими организациями реализует указанную дисциплину (модуль) с использованием дистанционных образовательных технологий (организует проектную деятельность студентов), проводит аттестацию по ней (также возможно дистанционно) и выдает документ
(справку), подтверждающий освоение данной дисциплины. Сетевая форма организации проектировочной деятельности осуществляется не только через дистанционные технологии, но и предполагает периодические встречи, семинары и конференции.
В качестве прообраза такой совместной вузовской работы может быть рассмотрена деятельность Московского городского педагогического университета и его партнёров
' и и и ' и
по организации общественных консультаций по примерной основной образовательной программе основного общего образования, проходившая на сайте edu.croedexpert.ru с участием более чем 70 тыс. человек. Данная работа осуществлялась по заказу Минобр-науки России в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годам. Указанные консультации обеспечили построение особой социальной сети работников образования, которая, функционируя на принципах кра-удсорсинга, позволяла оценивать, дорабатывать и обеспечивать общественное принятие примерной образовательной программы основного общего образования. Созданная система предполагала не только возможность высказаться по тем или иным аспектам
и «_» ' и •• и и
примерной основной образовательной программы, но и за счёт взаимной добровольной оценки высказываний участниками обсуждения выявить наиболее острые проблемы в сфере содержания школьного образования, представить сотни возможных вариантов учебных планов, созданных педагогами-практиками, скоординировать учебную и воспитательную деятельность школы, обменяться опытом реализации элективных курсов в системе общего образования.
Фактически, на основе подобным образом организованной работы может строиться и деятельность вузов по организации современной сетевой формы реализации образовательных программ. В этом случае предмет сетевого взаимодействия — уже не только обмен имеющимися ресурсами, но и работа над совместным проектом, когда в одиночку каждый вуз сам по себе с таким проектом качественно справиться не в состоянии. Созданная среда проектирования образовательных программ позволит каждому студенту:
— научиться самостоятельно проектировать образовательные программы;
— обмениваться идеями и ресурсами как с уже состоявшимися учителями-практиками из разные регионов России, так и со студентами из других вузов;
— овладеть общей консультационной средой по различным аспектам образовательной деятельности.
Кроме того, появится возможность сопоставить и сблизить исследовательские интересы преподавателей вузов, скоординировать научный потенциал педагогических вузов с актуальными задачами в сфере образовательной политики, создать реальную основу формирования проектировочных компетенций у студентов.
В этом случае появится возможность строить сетевое взаимодействие не только ради обмена ресурсами, но и в связи с принципиально новым общим предметом взаимодействия. Более того, сам предмет развивается и является полезным учебным материалом только в случае многообразия мнений, способов отнесения к учебному содержания, в случае наличия достаточно богатой дискуссионной среды. Конечно, создание подобного рода дисциплин (модулей) требует значительных организационных усилий. Предстоит научить студентов работать в специальной дискуссионной среде, овладеть инструментами проектирования образовательных программ и учебных планов, планировать диагностический инструментарий, разбираться во взаимосвязи планирования урочной и внеурочной деятельности, оценивать предложения иных участников обсуждения. В качестве учебной дисциплины (модуля) может быть рассмотрена специальная сетевая дисциплина (модуль) «Проектирование образовательных программ». Понадобятся преподаватели-координаторы в рамках данной сетевой дисциплины (модуля),
надо будет отработать инструментарий оценки студенческих работ и критерии зачёта освоенной дисциплины (модуля). Однако, на наш взгляд, данные усилия вполне оправданы с позиции обеспечения соответствия качества подготовки студентов установленным требованиям профессионального стандарта.
В свою очередь, с точки зрения развития сетевого взаимодействия, мы имеем дело с новой его функцией — не только распределение или консолидация имеющихся образовательных ресурсов, но и такое объединение ресурсов, которое даёт возможность построения нового содержания образования, возникающего только в условиях особого взаимодействия участников сети, и не может возникнуть у каждого участника сети отдельно при отсутствии такого взаимодействия.
Таким образом, представляется, что в рамках формирования проектных компетенций студентов по направлению «Педагогическое образование» сетевая форма является не просто одной из новых возможностей, опцией по реализации образовательных программ, но и необходимым принципиально новым инструментом эффективного и качественного построения образовательной деятельности.
ЛиТЕРАТУРА
1. Кибардин М. М., Анголенко Е. Н., Богомолова Т. М. Сетевое взаимодействие в образовании. Официальный сайт Удмуртского государственного университета [Электронный ресурс]. — URL: http://udsu. ru/official/networking_education
2. Лобок А. М. Узлы культуры и педагогики. Сеть образовательных взаимодействий, ее реальные возможности и перспективы // Первое сентября. 2002. № 6.
3. Медведев И. Б., Скрипченко В. И. Проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13. С. 239-242.
4. Остапенко А. Как скоординировать воспитательные ресурсы // Народное образование. 2009. № 2. C. 187-189
5. Реморенко И. М. Разное управление для разного образования. Агентство образовательного сотрудничества. 2005.
6. Савзиханова С. Э. Горизонтальная интеграция вузов на ресурсном уровне путем сетевого взаимодействия // Креативная экономика. 2011. № 3 (51). C. 92-96.
7. Сетевое взаимодействие — ключевой фактор генерации инновационной среды образования, науки и бизнеса. Официальный сайт Томского государственного университета [Электронный ресурс]. — URL: http://univer.ntf.ru/DswMedia/keystgu.pdf
8. Стратегия развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений: новое качество образования: Материалы межрайонной научно-практической конференции: п. Ракитное. 2010.
9. Цирульников А. М. Сетевое образование: контуры новой парадигмы // Первое сентября. 2002. № 2.
С. А. Гончаров
стратегии и формы сетевого взаимодействия современных университетов
Конец ХХ и наиболее отчетливо начало XXI века выявили несоответствие радикально изменившейся жизненной среде, разомкнутому в мировое пространство обществу, актуальным проблемам и потребностям современности имеющейся системы образова-