правовое обеспечениеi социокультурного i
развития!
1УДК 433.930.2 ББК 65.01
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ В ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В. Ж. Цветков, Е. А. Цветкова
Статья посвящена проблеме применения количественных методов в экономических исследованиях и в образовании студентов-историков.
Несмотря на рост популярности исторических исследований, проводимых с применением математико-статистических методов, некоторые историки-профессионалы и студенты с предубеждением относятся к возможности совмещения гуманитарного и математического знания. Развеять сомнения по поводу возможности и необходимости применения математических методов при изучении экономических вопросов в историческом образовании призвана наша статья.
Ключевые слова: математические методы в исторических исследованиях, количественная история, квантитативная история, экономическая история, междисциплинарные исследования.
PROSPECTS OF APPLICATION OF MATHEMATICAL METHODS IN STUDYING ECONOMIC PROBLEMS IN HISTORICAL EDUCATION
V. J. Tsvetkov, E. A. Tsvetkova
The article is devoted to the problem of application of quantitative methods in the economic researches and in training students-historians.
Despite the growing popularity of historical researches conducted with the application of mathematical-statistical methods, some professional historians and students still have prejudice against the possibility of combination of humanitarian and mathematical knowledge. The article aims to dispel the doubts concerning the opportunity and necessity of application of mathematical methods in the researching of economic issues in historical education.
Keywords: mathematical methods in historical researches, quantitative history, economic history, quantitative history, interdisciplinary research.
Во все времена историки искали пути к истинному знанию. Особенность современного этапа развития науки - междис-циплинарность. Черпая новые методы из историографического процесса, включая прежде всего традицию развития социальных наук, историки дополняют традиционные методы
новыми, включая их в методологический арсенал исторического исследования. Необходимые условия для этого - учет специфики предметной области истории, постоянная забота об историческом контексте изучаемых явлений и процессов, историзм в подходе, проявляющийся на всех этапах исследования от постановки
задачи до интерпретации и исторического объяснения полученных итогов. Таким образом, историческая наука открыта новым методам изучения своей предметной области, но при этом весьма разборчива в отношении методов с точки зрения специфики истории как гуманитарной и социальной науки.
На уровне обыденного сознания сохраняется устойчивое противопоставление истории и математики, мнение об их несовместимости: история относится к гуманитарным наукам, а математика - к точным. Но математика - это уникальная наука, состоящая из двух частей -алгебры (благодаря которой математику, действительно, относят к точным, левополушар-ным наукам) и геометрии (сближающей математику с гуманитарными, правополушарными науками). Поэтому математика - это перекресток гуманитарных и точных наук, и противопоставление ее, в том числе и истории, является неверным. Контакты и довольно успешное сотрудничество специалистов-историков и математиков начались очень давно.
Но вторая половина XX в. характеризовалась формированием и активным развитием нового направления методологии истории в различных национальных историографических традициях, в том числе и в отечественной исторической науке. Это направление получило название количественной (квантитативной) истории. В США ее определяли как «новую», «научную» историю. По мнению западных ученых, «новая история», клиометрика должна была в отличие от «традиционной» сделать историческое знание научным на основе применения методов точных наук, в том числе математико-статистических методов. При этом предполагалось переписать историю человечества на основе собранных массовых данных об основных акциях человеческого поведения, в связи с чем актуальным стал анализ длинных динамических рядов [1].
Квантитативные исторические исследования в 1960-1970-х гг. были популярными не только в США, но и во Франции и Германии. Ле Руа Ладюри закончил одну из своих статей словами: «Историк завтрашнего дня будет программистом, или его не будет вовсе»1. Та-
1 Цит. по: Далин В. М. Историки Франции. С. 232.
кая позиция клиометрики воспринималась с трудом, ее противники, в частности постмодернисты, утверждали, что все, что существенно в истории, - неизмеримо, а что измеримо - несущественно. В борьбе клиометрики, основанной на номотетическом подходе, и традиционной истории, основанной на идеографическом подходе, победила клиометрика. В обиход историка вошли источниковедческие базы, таблицы, уравнения, коэффициенты, моделирование и т. п.
В отечественной историографии количественные методы предлагались в значительно более мягкой, не революционной, а эволюционной форме: как дальнейшее развитие методологии исторического исследования на основе системного подхода и структурного анализа исторических явлений, как дополнительный, наряду с описательными методами, способ изучения исторической реальности. Количественный анализ рассматривался как общенаучный метод, использующийся в различных областях научного знания. Основным же вопросом был вопрос о специфике и эффективности применения количественных методов в исследованиях различных областей исторической науки. В 1960-е гг. с применением математических методов были выполнены исследования И. Д. Ковальченко и Л. В. Миловым по истории формирования Всероссийского аграрного рынка, В. З. Дробижевым - по истории рабочего класса, К. В. Хвостовой - по социально-экономическим явлениям Средневековья и т. д. [1].
Например, Л. В. Милов, применив количественные методы к анализу материалов писцовых книг, установил достоверность сведений писцовых книг и выявил важнейшие черты аграрного развития страны в эпоху после Смуты. Так, было выяснено, что две формы крупного землевладения - вотчины и поместья - имеют по многим экономическим показателям существенные качественные различия, причем большей хозяйственной устойчивостью отличались (вопреки традиционному представлению об исторической «прогрессивности» поместного землевладения) вотчины.
В 1980-е гг. И. Д. Ковальченко поднял тему альтернатив, в противоположность закономер-
ностям, в истории. Изучать альтернативы надо не для того, чтобы понять, что было бы, если бы победила другая сторона, а для того, чтобы понять, почему победила именно эта сторона. В рамках этого направления было проведено исследование Столыпинской реформы.
В 1990-е гг. количественные методы стали более распространенными и разнообразными. Вниманием историков стали пользоваться: количественный контент-анализ текстов, а позже - фото- и видеоизображений; коллективные биографии на основе баз данных - просопо-графия (например, социальные портреты депутатов Государственных дум Российской империи, раскулаченных крестьян); социально-демографическое моделирование - ретроспективное и прогностическое; синергетические концепции в исследованиях неустойчивых исторических процессов; цифровая история Digital History и др. [2-7].
У количественной истории сложилась своя непростая, порой драматическая история существования и развития в мировом историческом сообществе. Всемогущество математики в исторических исследованиях, на что претендовала «новая история», как и в других науках, остается иллюзией. Во-первых, есть сферы исторических исследований, в которых математико-статисти-ческие методы необходимы и допустимы, - экономическая, социальная, политическая история; в истории культуры и ментальности остается актуальным традиционный подход. Во-вторых, любое научное исследование проходит несколько этапов: 1) постановка проблемы, выбор источников и определение существенных признаков; 2) выбор математических методов; 3) расчет показателей; 4) содержательная интерпретация полученных результатов. Второй и третий этапы исследования - это работа историка с применением количественных методов, а первый и четвертый - с применением качественных методов. Количественные и качественные характеристики явления взаимосвязаны, и если на первом этапе допущены ошибки, то, как бы качественно ни была проведена работа на последующих этапах, результаты будут получены ошибочные, и виноваты в этом окажутся не математические методы, а неправильная поста-
новка проблемы и неверный выбор существенных признаков [1].
Амбициозность претензий западных представителей «новой» истории уступила место реалиям конкретно-исторической практики, что и определило место количественного анализа как методологии конкретно-исторических исследований, основанной на измерении изучаемых явлений с помощью применения определенных методик и процедур. К настоящему моменту количественная история не только не утратила своего познавательного потенциала для исторического исследования, но и приобрела особую актуальность на современном этапе развития исторической науки в обстановке «постмодернистского вызова» и усиления тенденции «историзирующейся» истории.
Что может дать математику история? Без истории математик не продвинулся бы дальше элементарного счета предметов, оперируя цифрами, соответствующими количеству пальцев. Почему? Да потому, что история - это коллективная память человечества, а любое новое знание появляется только на основе уже достигнутого. В определенном смысле любая наука базируется прежде всего на истории - на сохранении, накоплении знаний, опыта.
Что может дать историку математика? Ответить на этот вопрос можно словами К. Маркса: «Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться мате-матикой»2. С помощью математики решаются многие сложнейшие задачи. Если представить любую науку, в том числе и историю, в виде закрытой двери, то в процессе изучения науки эту дверь необходимо открыть. Чем? Можно применить цивилизованное средство - ключ, а можно и нецивилизованное - лом. Проще и с отсутствием негативных последствий - необходимо использовать ключ. Но на связке может быть много ключей, а к конкретному замку подойдет только один, и его надо выбрать. Подобно этой аналогии, математические методы - это ключи к решению исторических проблем; и исходя из целей, задач и предмета исследования, из огромного арсенала математических средств выбираются адекватные математические методы.
Лафарг П. Воспоминания о Марксе // Воспоминания о Марксе и Энгельсе. М., 1956. С. 66.
На сегодняшний день владение навыком применения количественных методов является необходимым элементом инструментария историка-профессионала. Для того чтобы полноценно участвовать в развитии исторической науки, историк обязан не только уметь применять количественные методы в собственных исследованиях, но и осознавать аргументацию коллег, основанную на квантификации, а также ориентироваться в общем методологическом пространстве современной исторической науки.
Современными центрами исторической информатики являются Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (кафедра исторической информатики исторического факультета во главе с Л. И. Бородки-ным) и Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина (исследования под руководством Р. Б. Кончакова и В. В. Канищева).
Ежегодно под эгидой Ассоциации «История и компьютер» проводятся международные конференции, посвященные инновационным подходам в исторических исследованиях3. С 1991 г. издаются информационные бюллетени. Как показывают конференции, формирование междисциплинарного академического сообщества способствует координации профессиональной деятельности и обогащает методический арсенал исследований, которые ведутся на стыке наук.
В 1997-2002 гг. издавался ежегодный сборник «Социальная история», а с 2001 г. - «Экономическая история», редактором которых является Л. И. Бородкин4.
В МГУ были созданы и постоянно пополняются электронные тематические ресурсы: «Эволюция трудовых отношений в российской промышленности: от дореволюционной индустриализации к социалистической», «Коммерческие банки и развитие фондового рынка в Москве накануне Первой мировой войны», «ГУЛАГ на "Великих стройках коммунизма"».
Актуальными и перспективными направлениями в исторических исследованиях являются: виртуальная реконструкция монастырских комплексов (Д. И. Жеребятьев) [8-10], описание социального портрета репрессированных в
3 http://aik-sng.ru/
4 http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/obozren.htm
РСФСР в ходе «Большого террора» (19371938 гг.) (Л. А. Лягушкина), контент-анализ редакционных газетных статей, изображений, электронных источников, моделирование управляемого хаоса в неустойчивых системах -исследование поведения политических групп, синергетических эффектов 1917 г. и 1991 г. (Л. И. Бородкин), разработка геоинформационных систем ГИС и анализ на их основе (археологических данных, роли природных факторов в пространственной организации исторических систем сельского расселения лесной зоны Европейской части России, социальной инфраструктуры городов и т. д.), оцифровка данных и создание электронных архивов.
Родоначальником традиции преподавания математических (количественных) методов в исторических исследованиях является Иван Дмитриевич Ковальченко. Первым учебным заведением, включившим эту дисциплину в свой учебный план, стал Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. С 2012 г. дисциплина «Математические методы в исторических исследованиях» преподается и на историческом факультете МПГУ.
Этот курс ориентирован на учет специфики гуманитарного образования. При изложении математических понятий и методов основное внимание уделяется их логической структуре. Обсуждение принципов построения математических моделей и статистических теорий проводится с учетом ограничений, порождаемых особенностями социально-гуманитарного знания. Курс математики для историков имеет свою специфику и в том, что иллюстративный, учебный материал и задания базируются на фрагментах реальных источников. А в постановке задач выделяются наиболее характерные типы исследовательских проблем, с которыми сталкиваются историки (например, построение типологии или изучение динамики и т. д.).
Таким образом, методика преподавания курса «Математические методы в исторических исследованиях» особое внимание уделяет не чисто математическим аспектам, а скорее вопросам логики и корректности применения тех или иных методов, то есть умению выбирать
методически верные способы решения конкретных исследовательских проблем.
Логика изложения материала курса основана на демонстрации увеличивающихся возможностей использования процедур измерения: от качественных и атрибутивных признаков в неметрических шкалах, характеризующих прежде всего социокультурные и социально-политические явления, до количественных признаков в метрических шкалах, характеризующих социально-экономические явления.
Актуальным является обучение студентов интернет-эвристике. Цель данного раздела курса - с одной стороны, развеять самоуверенность студентов, что в Интернете можно найти все, а если какая-то информация содержится в Интернете, то она априори достоверная, а с другой стороны - дать знания и практические навыки по информационно-поисковым системам, системам пользовательского поиска, ме-тапоисковым системам, справочным онлайн-ресурсам по историческим наукам, библиографическому и документальному поиску в Интернете, принципам критической оценки онлайн-ресурсов, стратегиям информационного поиска. То есть преподаватель здесь выступает в роли сталкера во Всемирной паутине, функция которого - научить студентов отличать хорошее от плохого.
В МПГУ еще не такая длинная и насыщенная история применения математических методов в исторических исследованиях. Однако появляются первые ласточки. В 2015 г. Е. Аладиной под научным руководством В. Ж. Цветкова проведено дипломное исследование, посвященное анализу конвоев с гуманитарной помощью в Новороссию.
За период с августа 2014 г. по апрель 2015 г. в Донецкую и Луганскую области доставлено 23 конвоя с гуманитарной помощью общим тоннажем 29 000 т. В среднем в 1 конвое доставляется 1261 т груза 128 грузовыми автомобилями КАМАЗ 65117. Рассчитана стоимость доставки 1 т гуманитарной помощи автотранспортом - 7105 руб.
В качестве альтернативной возможности доставки гуманитарной помощи в Новороссию в дипломной работе рассматривается авиатранспорт, а именно транспортный самолет Руслан Ан-124-100. В результате проведенных расчетов
стоимость доставки 1 т гуманитарной помощи авиатранспортом составит 4597 руб., что экономически выгодно, экономия составляет 35%.
Исследование выявило экономическую выгоду доставки гуманитарной помощи авиационным транспортом.
На следующем этапе необходимо было выявить технические возможности доставки грузов на Юго-Восток Украины авиатранспортом.
Сейчас международный аэропорт «Донецк», который обслуживал Донецк и Донецкую, Харьковскую, Запорожскую и Луганскую области, полностью разрушен в ходе военных действий на территории Украины в июне 2014 - январе 2015 г, для приема и выпуска воздушных судов непригоден.
Аэропорт города Луганск тоже непригоден для приема и выпуска воздушных судов в связи с тем, что был разрушен в ходе военных действий 2014 г.
В 4 км к юго-востоку от Луганска расположен аэродром Северодонецка, неспособный принять самолеты типа Руслан.
Действующий аэропорт и военная взлетно-посадочная полоса в Краматорске также способны принять самолеты меньшей грузоподъемности. Следовательно, аэропорт в Краматорске принять самолет Руслан тоже не сможет.
В 260 км от Донецка расположен аэропорт в Днепропетровске. Полеты из Шереметьево осуществляются с 1 декабря 2014 г. Это единственный аэропорт в районе Новороссии, способный принять транспортный самолет Руслан.
В ходе проведенного с применением математических методов исследования доказана экономическая выгода замены доставки гуманитарной помощи с автотранспорта на авиатранспорт. Проведенный анализ технической возможности приема транспортных самолетов близлежащими аэропортами выявил один подходящий аэропорт.
Таким образом, изучив историю применения количественных методов в исторических исследованиях, современные инновационные подходы в исторических исследованиях, освоив образовательный курс «Математические методы в исторических исследованиях», студентка исторического факультета МПГУ провела исследование с применением математических методов.
Интересное мнение о значении экономических знаний и навыков анализа экономических показателей на историческом факультете было высказано профессором кафедры истории России С. В. Ильиным в мае 2015 г. в ходе обсуждения «Дорожной карты» факультета на ближайшие годы. По его мнению, «если школьный учитель не получил в вузе достаточной историко-экономической подготовки, он не в состоянии будет квалифицированно организовать занятия с учениками по таким темам, как "Реформа 19 февраля 1861 г.", "Столыпинская аграрная реформа", "Индустриализация", "Коллективизация". Необходимо тщательно разработать, обсудить на кафедрах и принять список научных направлений, поддерживаемых и развиваемых на факультете». И в этом отношении изучение истории экономики, экономических дисциплин приобретает весьма важное значение.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цветкова, Е. А. Математические методы в исторических исследованиях. Экономическая и социальная история [Текст] / Е. А. Цветкова. - М.: Новое время, 2015.
2. Бородкин, Л. И. Дискриминантный анализ с использованием концепции нечетких множеств в задаче оценки двух путей аграрной эволюции России на рубеже XIX-XX вв. [Текст] / Л. И. Бородкин // Историческая информатика. - 2013. - № 3. - С. 30-38.
3. Бородкин, Л. И. Количественные оценки дифференциации зарплаты рабочих в России в годы дореволюционной индустриализации и нэпа: роль профессионального фактора [Текст] / Л. И. Бородкин // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». Спец. вып. - Материалы Международной научной конференции «История профессий в ретроспективе: от анализа источников к технологиям обработки данных». - 2013. -№ 41. - С. 124-136.
4. Бородкин, Л. И. Медиа-ресурсы и компьютерное картографирование в изучении пространственной организации Гулага [Текст] / Л. И. Бородкин, В. И. Матвеев // Историческая информатика. - 2013. - № 4. - С. 32-59.
5. Володин, А. Ю. Digital Humanities (цифровые гуманитарные науки): в поисках самоопределения [Текст] / А. Ю. Володин // Вестн.
Пермского ун-та. Сер. «История». - 2014. -Т. 26, № 3. - С. 5-13.
6. Гарскова, И. М. Гуманитарные исследования в цифровую эпоху: методы, технологии, ресурсы [Электронный ресурс]: доклад на 16-м семинаре ИНИОН РАН «Методологические проблемы наук об информации» (М., РГГУ, 31 марта 2014 г.) / И. М. Гарскова. - М., 2014.
- С. 1-27. Режим доступа: http://www.inion. ru/files/File/MPNI_16_Garskova_I_M_ Doklad.pdf (дата обращения: 30.11.2015).
7. Саломатина, С. А. Реконструкции данных в исторической статистике: отделения коммерческих банков Российской империи в 1897 г. [Текст] / С. А. Саломатина // Вестн. Пермского ун-та. Сер. «История». - 2014. - Т. 26, № 3. - С. 87-98.
8. Бородкин, Л. И. Виртуальная реконструкция монастырских комплексов Москвы: проекты в контексте Digital Humanities [Текст] / Л. И. Бородкин // Вестн. Пермского ун-та. Сер. «История». - 2014. - № 3.
9. Жеребятьев, Д. И. Методы трехмерного компьютерного моделирования в задачах исторической реконструкции монастырских комплексов Москвы [Текст]: моногр. / Д. И. Жеребятьев. - М., МАКС Пресс, 2014.
10. Жеребятьев, Д. И., Компьютерные реконструкции исторических усадеб: Богородиц-кий дворцово-парковый ансамбль XVIII в. [Текст] / Д. И. Жеребятьев, О. Е. Глаголева, В. В. Моор, Е. М. Мишина // Историческая информатика: Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. - 2013. - № 3.
- С. 15-29.
REFERENCES
1. Tsvetkova E. A. Matematicheskie metody v is-toricheskikh issledovaniyakh. Ekonomicheska-ya i sotsialnaya istoriya. Moscow: Novoe vre-mya, 2015.
2. Borodkin L. I. Diskriminantnyy analiz s ispol-zovaniem kontseptsii nechetkikh mnozhestv v zadache otsenki dvukh putey agrarnoy evolyut-sii Rossii na rubezhe XIX-XX vv. Istoriches-kaya informatika. 2013, No. 3, pp. 30-38.
3. Borodkin L. I. Kolichestvennye otsenki differ-entsiatsii zarplaty rabochikh v Rossii v gody dorevolyutsionnoy industrializatsii i nepa: rol
professionalnogo faktora. Informatsionnyy byulleten assotsiatsii "Istoriya i kompyuter". Spets. vyp. Materialy Mezhdunar. nauch. konf. "Istoriya professiy v retrospektive: ot analiza istochnikov k tekhnologiyam obrabotki dan-nykh". 2013, No. 41, pp. 124-136.
4. Borodkin L. I., Matveev V. I. Media-resursy i kompyuternoe kartografirovanie v izuche-nii prostranstvennoy organizatsii Gulaga. Istori-cheskaya informatika. 2013, No. 4, pp. 32-59.
5. Volodin A. Yu. Digital Humanities (tsifrovye gumanitarnye nauki): v poiskakh samoopre-deleniya. Vestn. Permskogo un-ta. Ser. "Istoriya". 2014, Vol. 26, No. 3, pp. 5-13.
6. Garskova I. M. Gumanitarnye issledovaniya v tsifrovuyu epokhu: metody, tekhnologii, resur-sy: doklad na 16-m seminare INION RAN „Metodologicheskie problemy nauk ob infor-matsii" (Moscow, RGGU, 2014). Available at: http://www.inion.ru/files/File/MPNI_16_ Garskova_I_M_Doklad.pdf (accessed: 30.11.2015).
7. Salomatina S.A. Rekonstruktsii dannykh v is-toricheskoy statistike: otdeleniya kom-mercheskikh bankov Rossiyskoy imperii v 1897. Vestn. Permskogo un-ta. Ser. "Istoriya". 2014, Vol. 26, No. 3, pp. 87-98.
8. Borodkin L. I. Virtualnaya rekonstruktsiya mo-nastyrskikh kompleksov Moskvy: proekty v kontekste Digital Humanities. Vestn. Permskogo un-ta. Ser. "Istoriya". 2014, No. 3.
9. Zherebyatyev D. I. Metody trekhmernogo kom-pyuternogo modelirovaniya v zadachakh is-toricheskoy rekonstruktsii monastyrskikh kompleksov Moskvy: monogr. Moscow: MAKS Press, 2014.
10. Zherebyatyev D. I., Glagoleva O. E., Moor V. V., Mishina E. M. Kompyuternye rekonstruktsii is-toricheskikh usadeb: Bogoroditskiy dvortsovo-parkovyy ansambl XVIII v. Istoricheskaya infor-matika: Informatsionnye tekhnologii i matemati-cheskie metody v istoricheskikh issledovaniyakh i obrazovanii. 2013, No. 3, pp. 15-29.
Цветков Василий Жанович, доктор исторических наук, профессор кафедры Новейшей отечественной истории Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Tsvetkov Vasiliy J., ScD in History, Professor, Contemporary Russian History Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]
Цветкова Елена Александровна, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры Новейшей отечественной истории Московского педагогического государственного университета
e-mail: [email protected]
Tsvetkova Elena A., PhD in Economics, Lecturer, Contemporary Russian History Department, Moscow State Pedagogical University
e-mail: [email protected]