Научная статья на тему 'Перспективы применения коррозионностойких сталей в трубопроводном транспорте'

Перспективы применения коррозионностойких сталей в трубопроводном транспорте Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Территория Нефтегаз
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Новиков С. В., Гордеева В. Ю.

Прогресс - не случайность, а необходимость. Герберт Спенсер Не так давно в сфере антикоррозионной защиты трубопроводов в России началась новая эра - эра коррозионностойких сталей. На сегодняшний момент подобные стали все более активно используются как для производства труб, так и для производства соединительных деталей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения коррозионностойких сталей в трубопроводном транспорте»

ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ

С.В. Новиков, Главный конструктор;

В.Ю. Гордеева, заместитель генерального директора по маркетингу, ООО «Целер»

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ К0РР03И0НН0СТ0ЙКИХ СТАЛЕЙ В ТРУБ0ПР0В0ДН0М ТРАНСП0РТЕ

Прогресс - не случайность, а необходимость.

Герберт Спенсер

Не так давно в сфере антикоррозионной защиты трубопроводов в России началась новая эра - эра коррозионностойких сталей. На сегодняшний момент подобные стали все более активно используются как для производства труб, так и для производства соединительных деталей.

Мировой опыт доказывает, что надежную коррозионную защиту любого трубопровода, если говорить о его внутренней части, могут обеспечить только три фактора, действующих совместно: высокая коррозионная стойкость материала трубы, наличие правильно выбранного и правильно нанесенного антикоррозионного покрытия и применение обоснованных ингибиторов коррозии. Конечно же, в этой триаде существенную роль играет материал трубы, поэтому данному фактору

и уделяется повышенное внимание в последнее время, поскольку применение коррозионностойкихсталей вкупе с защитным покрытием (а также ингибиторами, если необходимо) сможет в несколько раз увеличить срок службы трубопровода.

В данный момент мы наблюдаем активную фазу процесса внедрения коррозионностойких сталей в трубопроводном транспорте. Локомотивами этого процесса выступили такие нефтегазодобывающие компании, как ТНК-ВР и Рос-

нефть, что было активно поддержано практически всеми трубопрокатными предприятиями: Нижнеднепровским и Челябинским трубопрокатными заводами, Северским, Волжским и Синарским трубными заводами, а также Выксун-ским и Таганрогским металлургическими заводами.

Речь идет о следующих марках сталей: 20А, 20С, 09ГСФ и 13ХФА. На первый взгляд это обычные низколегированные углеродистые стали, но после специальной термообработки - нормализации, закалки и отпуска трубы и деталей, изделия приобретают новые свойства. После всех этих процедур продукция из коррозионностойких сталей начинает обладать рядом отличительных качеств: повышенной стабильностью механических характеристик, повышенной хла-достойкостью, повышенной стойкостью к равномерной и язвенной коррозии, стойкостью к сульфидному коррозионному растрескиванию и образованию водородных трещин. Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет сталь 13ХФА. Этот материал был разработан ВНИИТнефть достаточно давно, но внедрение этой перспективной марки, как это часто бывает, затянулось. В связи с этим на рынке возникла нездоровая ситуация, когда спрос на изделия из этой марки стал резко превышать предложение,

Фото 1. Пресс горячей штамповки

\\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\

№ 2 \\ февраль \ 2010

Фото 2. Отрезка трубных заготовок

Фото 3. Отвод в процессе изготовления

поскольку перспективность использования стали 13ХФА была доказана и, соответственно, в проекты были заложены данные изделия, а производители оказались не готовы к обрушившемуся на них в связи с этим шквалу заказов. Однако, помимо всего прочего, всплеск спроса на изделия из этой стали, по нашему мнению, зачастую связан с иллюзиями достаточной коррозионной стойкости самого материала для создания надежных трубопроводных систем и необязательностью других способов защиты от коррозии: нанесению специальных антикоррозионных покрытий и применения ингибиторов коррозии. Мы полагаем, что в течение 1-2 лет данная ситуация может измениться после появления достоверной статистики от нефтегазодобывающих компаний. В своей статье «Актуальные вопросы и проблемы развития производства в сфере АКЗ» («Территория Нефтегаз», №3, 2009 г.) мы анонсировали запуск в эксплуатацию нового цеха по производству отводов и переходов методом горячей штамповки. На данный момент цех введен в эксплуатацию и налажено производство соединительных деталей трубопроводов из различных марок сталей. Однако приоритетным направлением в работе этого цеха мы считаем изготовление фитингов из коррозионностой-ких сталей, таких как 13ХФА, 20А, 20С и 09ГСФ для последующего изготовления комбинированных отводов с покрытием по ТУ 1469-004-48151375-2004 и комбинированных переходов с покрытием по ТУ 1469-007-48151375-2004.

Фото 4. Калибровочный пресс

Технология производства была разработана нами на базе рекомендаций Самарского Инженерно-технического центра. Совместно с данной организацией был определен сортамент и уточнены требования к предельным трубам для изготовления отводов и переходов, определены технические требования и виды испытаний для готовых деталей труб. В соответствии с возможностями оборудования были уточнены виды и отработаны режимы термообработки деталей. Выпущены ТУ 1469-009-48151375-2010 «Соединительные детали трубопроводов повышенной коррозионной стойкости для нефтегазопроводов на давление до 16 МПа». В настоящий момент идет сертификация продукции независимыми органами.

Таким образом, на сегодняшний день мы организовали наше производство таким образом, что оно образует замкнутый цикл. В начале нашей деятельности мы производили только втулку защиты внутреннего сварного шва трубопровода, затем мы разработали и запатентовали все виды фитингов (переходы, тройники, отводы, фланцы), предназначенных для соединения со втулкой, и наладили собственное производство данных изолированных деталей трубопровода на базе покупных комплектующих. Сейчас же мы можем собственными силами изготавливать и некоторые базовые детали трубопроводов как из коррозионностойких сталей, так и из традиционных сталей, с тем, чтобы в дальнейшем дорабаты-

WWW.NEFTEGAS.INFO

\\ защита от коррозии \\ 39

ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ

Фото 5. Контрольная плита

Фото 6. Комбинированные переходы

Фото 7. Комбинированные отвод и переход с полным антикоррозионным покрытием

вать их для дальнейшего соединения со втулкой.

Процесс производства комбинированных деталей труб с покрытием из коррозионностойких и обычных сталей на нашем предприятии включает в себя изготовление собственными силами отводов диаметром до 159 мм и переходов до 219 мм. Затем мы изготавливаем приварные катушки как из готовой трубной продукции, так и из листа с использованием автоматической сварки под флюсом, сварки деталей на специальных вращателях, используем также полуавтоматическую сварку в среде защитных газов. И на завершающем этапе наносим на готовые соединительные детали жидкие или по-

рошковые антикоррозионные покрытия как на наружную поверхность, так и на внутреннюю. Базовые соединительные детали, изготовление которых пока нами не освоено, по-прежнему приобретаются отдельно или могут быть предоставлены заказчиком. Конечно же, запуск нашей компанией цеха по изготовлению некоторых базовых фитингов существенно сокращает сроки исполнения заказов по изготовлению изолированных деталей из коррозионностойких и обычных сталей, позволяет контролировать качество всех этапов работ и учитывать индивидуальные пожелания заказчика. В завершение еще раз отметим, что, безусловно, уже само по себе по-

явление коррозионностойких марок сталей, которые в гораздо меньшей степени подвержены коррозии, нежели традиционные, можно рассматривать как прорыв в области защиты от коррозии. Однако, на наш взгляд, важно не забывать о том, что только комплексный подход к решению проблемы антикоррозионной защиты трубопроводов можно рассматривать как наиболее надежный. Коррозионно-стойкая сталь в данном случае важна именно как часть системы «материал-покрытие-ингибиторы». Конечно же, материал - это важная часть системы, но все же лишь часть, поскольку на данный момент лишь это триединство обеспечивает беспрецедентную и долговременную антикоррозионную защиту, так как каждый элемент системы дополняет друг друга, продлевая срок службы трубопровода. Безусловно, можно использовать эти составляющие и по отдельности, но результат никогда не будет таким надежным, как при использовании всей системы в целом.

(Zeßez.

ооо «целер»

443098, г. Самара, пр-т Карла Маркса, д. 499А Тел.: +7 (846) 221-98-62 Тел./Факс: +7 (846) 958-03-63, 958-03-90

e-mail: celer@camapa.ru www.celer.ru

.eurocorr.gubkin.ru

ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНГРЕСС ПО КОРРОЗИИ ВПЕРВЫЕ в Р0ССИИ

U ЭЛМ1ЫТГ МЛТСОЫЛППВ Более 800 участников

И ЗАЩП I С PIA I LrnAJIUB Ведущие научные школы мира

Уникальные возможности научного и делового общения Передовые технологии и лидеры рынка антикоррозионной защиты на выставке в рамках Конгресса

Контактная информация: Тел.: +7 495 726 51 35 E-mail: eurocorr2010@gubkin,ru

ANTI- О

РГУ И(фтм К flu ИЫ. И It. Г^йкНчИ

NACE

i п ■ ц i Т I С ц I I

коррозия

Гвн«о»пьнм13 нч фпрылимонный спонсор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.