Научная статья на тему 'Перспективы применения интеллектуальных материалов в топливной системе дизелей'

Перспективы применения интеллектуальных материалов в топливной системе дизелей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
224
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИК / МАГНИТОСТРИКЦИЯ / ПЬЕЗОАКТЮАТОР

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Воронков Александр Иванович, Николенко Ю. А., Отченашко С. И.

Предложен принципиально новый метод совершенствования форсунок дизелей с применением магнитострикционных материалов для актюаторов электроуправляемых форсунок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Воронков Александр Иванович, Николенко Ю. А., Отченашко С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW METHOD OF SPRAYERS IMPROVEMENT

Abstract a principally new method of impoved sprayers with the use of magnetic-striction matirials for actuators of electrically controlled sprayers has been offered.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения интеллектуальных материалов в топливной системе дизелей»

УДК 621.436.038

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЕ ДИЗЕЛЕЙ

А.И. Воронков, доцент, к.т.н., Николенко Ю.А., мл. научн. сотр., инженер, С.И. Отченашко, аспирант, ХНАДУ

Аннотация. Предложен принципиально новый метод совершенствования форсунок дизелей с применением магнитострикционных материалов для актюаторов элек-троуправляемых форсунок.

Ключевые слова: пьезоэлектрик, магнитострикция, пьезоактюатор.

Введение

Одним из основных направлений совершенствования дизельных двигателей является выбор оптимальной характеристики топливоподачи в цилиндр двигателя. Наиболее эффективным решением, обеспечивающим требуемые характеристики впрыскивания, на всех режимах работы двигателя следует признать применение топливной системы с электронным управлением аккумулирующего типа. В такой топливной системе узлом, задающим продолжительность, количество дополнительных впрыскиваний, а также оптимальный момент топливоподачи, является элек-троуправляемая форсунка, в которой используются интеллектуальные магнитострикционные и пьезоэлектрические материалы.

Интеллектуальные материалы способны «чувствовать» и реагировать на внешнее воздействие (например, электрическое или магнитное). По этой причине их все шире и шире применяют в машиностроении.

Анализ публикаций

Фирма Bosch разработала третье поколение систем Common Rail [1], в которых установлены форсунки типа Inline-Injektors. Примерно 75-80% стоимости форсунки - это стоимость пьезоэлемента, состоящего из более чем 300 кристаллических пластин с металлическими пленками - электродами на торцах общей толщиной каждой пластины 0,1 - 0,3 мм и электрически соединенными параллельно. Пьезопакет расположен в удлиненном носке распылителя в непосредственной близости от иглы. Характеристики форсунок по сравнению с известными пьезоэлектрическими форсунками существенно улучшены. Быстродействие увеличено вдвое, масса подвижных деталей снижена с 16 до 4 г, длина форсунки составляет

42 мм вместо прежних 152 мм. Допуск на объем цикловой подачи менее 0,2 мм3, минимальная подача - 0,5 мм3. Применение новых форсунок позволяет снизить токсичность ОГ на 15-20%, или повысить мощность двигателя на 5-7%, или снизить уровень шума на 3 дБ. Фирма планирует к 2007 году повысить давление впрыскивания топлива до 250 МПа.

Вполне очевидно, что такое усовершенствования стало возможно благодаря новым технологиям получения высокоэффективных пьезоэлектриков с применением в химических формулах пьезоэлектриков атомов с недостроенной М-элект-ронной оболочкой - это иттрий, цирконий, ниобий, молибден.

Кроме высокой стоимости пьезопакет имеет ограниченный ресурс (примерно 9-108 циклов срабатывания) работы из-за больших скоростей движения дислокаций в кристаллической решетке пьезоэлектрика; в результате - быстрое старение.

Цель и постановка задачи

Цель данной работы - обосновать выбор исполнительного электроуправляемого механизма для форсунки дизельного двигателя.

Использование магнитострикции редкоземельных магнетиков

Предлагается использовать магнитострикцион-ный материал для изготовления активного элемента форсунки.

Возможность силового воздействия с помощью магнитострикционных материалов на иглу либо на другой какой-либо исполнительный орган форсунки (инжектора) существовала практически с открытия эффекта магнитострикции. Поскольку

при приложении магнитного поля к стриктору (телу из материала, претерпевающего изменение длины при изменении приложенного к нему магнитного поля), в нем возникают значительные усилия (рис. 1). Однако в обычных, хорошо известных магнитострикционных материалах, например у N1, относительное удлинение X не превышает 10-8, что недостаточно для управления ни иглой, ни электрическим клапаном форсунки.

30 |--------1---------1---------1--------<---------

----ТЦС-преобразователь

Терфенол-преобразователь

1 20

2

ф

О 2 4 6 8 10

Сила (кН)

Рис. 1 Зависимость смещения от величины создаваемой силы для актюаторов на основе пьезокерамики (ТЦС) и редкоземельных металлов (Терфенол) одинакового размера [2]

В табл. 1 [3] приведены параметры типичных и экономически доступных магнитострикционных материалов. Из них можно изготавливать сплошные стержни не только для актюаторов форсунок, но и стержни для электрически управляемых клапанов в системе газораспределения двигателя.

Сравнение эффективности применения пьезоак-тюатора и магнитострикционного привода приведены в табл. 1.

Таблица 1 Сравнительные характеристики пьезо- и магнитострикционного приводов для форсунки

Параметр пьезопривод магнитострикци-онный привод

Относительное удлинение X до 10-3 более 10-3

Развиваемое усилие, кН 1 6

Применяя редкоземельные химические элементы, такие как 8ш - самарий, Gd - гадолиний, ТЬ -тербий для изготовления магнитострикционных материалов, можно получить стержни с гигантской магнитострикцией и в то же время с высокой прочностью.

В табл. 2 [3] приведены основные параметры магнитострикционных материалов, изготовленных из чистых металлов ТЬ - тербия, Бу - диспрозия, железа, никеля и кобальта.

Таблица 2 Характеристики материалов с гигантской магнитострикцимией

Магнетик ^-10-6 1 Т, °К Кюри Кристалл оси

ТЬ 1230 78 поликристалл

оу 1400 78 поликристалл

ТЬ 5460 4,2 Н II d - ось

ТЬ 22000 4,2 Н11 с - ось

ТЬРе2 4700 300 Н II [111]

ТЬзРез012 2460 4,2 Н II [111]

Бе - 10 300 поликристалл

N1 - 37 300 поликристалл

N1 - 60 78 Н II [111]

Со - 71 300 поликристалл

Включая в химический состав магнитострикци-онных материалов редкоземельные лантаноиды и актиноиды, можно получить гигантскую магни-тострикцию такую как у монокристаллического тербия. Если лантаноиды очень дорогие материалы, то можно использовать такой актиноид, как объединенный и - уран, который едва превосходит стоимость никеля. Из соединений урана методом порошковой металлургии можно изготовить сплошные стержни с гигантской магнито-стрикцией. Эти стержни будут удовлетворять самым жестким требованиям к деталям систем впрыска топлива управляемой системы и газораспределения двигателя.

Выводы

Предложено в качестве исполнительного механизма электрогидравлической дизельной форсунки использовать материал, обладающий магнито-стрикционными свойствами. Такой материал по сравнению с пьезокерамическими материалами имеет ряд преимуществ, главные из которых высокие относительное удлинение и развиваемое усилие.

Литература

1. УБШасЬг. - 2003. - №20. - с. 9. Нем. БЕ ¡ББМ

0042-1758.

2. Уорден К. Новые интеллектуальные материалы

и конструкции. Свойства и применение. М.: Техносфера, 2006. - 224 с.

3. Белов К. П. Магнитострикционные явления и их

технические приложения. - М., 1987.

Рецензент: Ф.И. Абрамчук, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 16 октября 2006 г.

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.