Научная статья на тему 'Перспективы применения информационных технологий в малой авиации'

Перспективы применения информационных технологий в малой авиации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / AVIATION / САЙТ / WEBSITE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калина Ирина Евгеньевна

В данном докладе пойдёт речь о разработке сайта для организации полётов малой авиации. Этот сайт представляется собой посредника между пользователем, желающим совершить полёт на летательном аппарате, относящимся к классу малой авиации, и аэронавигационной службой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This report will examine the development of the site for the organization flights on small aircrafts. This site is an intermediary between the user who wants to make a flight in an aircraft belonging to the class of small aircraft and air navigation services.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения информационных технологий в малой авиации»

кластером; r0 - стоимость эксплуатации гарантированного источника за единицу времени (содержится как стоимость оборудования, так и стоимость обслуживания); rk - стоимость эксплуатации в течение часа k-типа оборудования из остальных стахостических источников; g0 - доля (от a), вырабатываемая гарантированного источником; gk - доля (от a), вырабатываемая k- стахостическим источником.

Измеряемые случайные величины: Zk - количество энергии, вырабатываемой за единицу времени k- стахостиче-ским источником.

Пусть для каждой из случайных величин Zk имеется выборка из N наблюдений.

Вычисляемые (по выборке для Zk) случайные величины:

Yk=rk/Zk (5)

где Yk - стоимость энергии, произведенного k- стахости-ческим источником в единицу времени.

Далее получим для каждой из случайных величин Yk выборку, также состоящую из N наблюдений:

Y/a=go r,+gY+g2 Y+...+gn Y (6)

где Y/a - стоимость энергии, вырабатываемой кластером за единицу времени (это случайная величина, тогда как первое слагаемое в правой части - неслучайно).

Находим для Yk по выборкам: mk - средняя стоимость энергии, вырабатываемой k-источником за единицу времени (выборочное среднее по Yk); m2 - средняя стоимость 1 кВт-ч, вырабатываемого солнцем (выборочное среднее по

Y);

m=M(Y/b)=gr0+g1 m1+gm2 (7)

где m - средняя стоимость энергии, вырабатываемой кластером за единицу времени; b - допустимый уровень средней стоимости 1 кВт-ч, вырабатываемого кластером (b<r0).

Для объективного учета возмущающих воздействий, основным свойством которых является нестационарный случайный характер необходимо применять методы анализа нестационарных случайных процессов [3, с. 68].

Выводы:

1. Рассмотрена имитационная модель гибридного кластера НВИЭ и определена структура функционала для показателей его эффективности.

2. Предложен «пошаговый» подход к решению задачи нахождения экстремума функции отклика нелинейной модели полного факторного эксперимента.

3. Описан алгоритм математического анализа многофакторной модели для НВИЭ с учетом случайного характера динамических характеристик.

4. Предложен метод описания климатических процессов, учитывающий нестационарность их статистических свойств. Суть метода состоит в исключении из исследуемого процесса закономерностей и последующей оценке параметров случайной компоненты. Применение моделей нестационарных случайных процессов на практике позволит снизить неопределенность учета внешних факторов в задачах обоснования схем энергоснабжения на основе ВИЭ и повысить достоверность принимаемых решений.

Список литературы:

1. Велькин В.И., Логинов М. И. Выбор оптимального состава оборудования в кластере возобновляемых источников энергии на основе регрессионного анализа // Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология». №03 (107). 2012. С. 100-104.

2. Гапоненко А. М., Каграманова А. А. Оптимизация состава комплекса возобновляемых источников энергии с использованием кластерного подхода и теории случайных процессов / Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - №02(116). С. 94 -109. - IDA [article ID]: 1161602005. - Режим доступа: http:// ej.kubagro.ru/2016/02/pdf/05.pdf.

3. Щеклеин С.Е., Власов В.В. Моделирование нестационарных случайных процессов в задачах обоснования возобновляемых источников энергии // Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология». №03 (107). 2012. С. 67-71.

перспективы применения информационных

U U

технологии в малой авиации

Калина Ирина Евгеньевна

Магистр кафедры динамики процессов и управления, г. Казань

АННОТАЦИЯ

В данном докладе пойдёт речь о разработке сайта для организации полётов малой авиации. Этот сайт представляется собой посредника между пользователем, желающим совершить полёт на летательном аппарате, относящимся к классу малой авиации, и аэронавигационной службой.

ABSTRACT

This report will examine the development of the site for the organization flights on small aircrafts. This site is an intermediary between the user who wants to make a flight in an aircraft belonging to the class of small aircraft and air navigation services.

Ключевые слова: авиация, сайт.

Keywords: aviation, website.

Развитие малой авиации России постоянно сталкивается с разного рода трудностями, но не останавливает своего развития. Освоение нижнего коридора воздушного пространства является одной из задач высокотехнологичного секто-

ра российской экономики. Оно содержит в себе: обучение пилотов, патрулирование, туризм, перевозку небольших грузов, авиационный спорт, работы связанные с сельским хозяйством, а также отдельную отрасль деловой авиации.

Малая авиация - это важная составная часть авиации в целом. Проблема развития именно малой авиации является очень актуальной на современном этапе развития России, так как малая авиация предоставляет огромные возможности для производства, ведения бизнеса и для частных лиц. На первый взгляд может показаться, что самолет - это нечто достаточно сложное и недоступное для обычного человека. На самом деле стать пилотом и летать на самолете, даже своем собственном, не такая уж и сложная и дорогостоящая задача. Речь, конечно, идет о малой или сверхлегкой авиации. К огромной радости российских любителей авиации, законодательство нашей стране вполне толерантно регламентирует деятельность малой авиации.

Законодательство Российской федерации разрешает выполнять частные полеты почти над всей территорией России. Исключения составляют полеты над Москвой и рядом правительственных объектов режимного или секретного назначения. Для выполнения того или иного рейса необходимо только подать заявку уведомительного характера, содержащую информацию о месте взлета и посадки. Чуть сложнее обстоит ситуация с полетами за пределы России. Тут необходимо делать запрос, собирать определенные документы, получить разрешение на пересечение государственной границы.

В связи с проводимыми Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация) мероприятиями по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» необходимо:

• Пройти обучение в сертифицированных авиационных учебных центрах по утвержденным Программам.

• Зарегистрироваться в Межрегиональных территориальных управлениях Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, с целью внесения в единую электронную базу Росавиа-ции данных по авиационному персоналу, воздушным судам и эксплуатантам авиации общего назначения, в том числе в «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала».

• Получить в Межрегиональных территориальных управлениях Федерального агентства воздушного транспорта новое свидетельство пилота любителя гражданской авиации Российской Федерации или свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна Российской Федерации.

• Внести в новые свидетельства необходимые квалификационные отметки и своевременно продлевать срок их действия.

Новые Федеральные правила использования воздушного пространства России разработаны с учётом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Они устанавливают новую структуру и классификацию воздушного пространства России. Воздушное пространство Российской Федерации будет разделено на три класса - «А», «С» и <Ю». Для каждого из них определена высота полётов. Для полётов в классе «Ю» будет установлен принципиально новый, уведомительный порядок использования воздушного пространства. Полёты в этом классе будут выполняться без получения диспетчерского разрешения. Максимальная высота границы воздушного пространства класса «Ю» варьируется от 300 метров в Ростовской области до 4500 метров в районах Восточной

Сибири. Для выполнения полётов в классе «G» пилотам будет необходимо уведомить органы управления воздушным движением о времени и маршруте полёта для получения полётно-информационного обслуживания и аварийного оповещения. При этом для обеспечения безопасности полётов пилотам будет предоставляться вся необходимая аэронавигационная и метеорологическая информация. В случае входа в процессе полёта из класса «G» в класс «А» или «С» пилот обязан установить радиосвязь с диспетчером и продолжить полёт в классе «А» или «С» по его указаниям. При этом двухсторонняя радиосвязь пилот-диспетчер обязательна.

Информационная система для организации полётов малой авиации, о разработке которой пойдёт речь в данном докладе, позволяет лицам, желающих совершить некий перелёт, направить уведомление о вылете в аэронавигационную службы.

Целью разработки данной информационной системы (сайта) является упрощение существующей практики уведомительных полётов в воздушном пространстве «G» для малой авиации. С помощью данной информационной системы уведомительная система организации полётов малой авиации становится более прозрачной и понятной. Этим она привлечёт внимание всё большего количества людей. Использовать эту информационную систему очень просто, она обладает user friendly интерфейсом, что может показать случайным посетителям, что малая авиация - это просто, удобно и понятно.

Подобные информационные системы прекрасно показали себя в международной практике. Например, в Соединённых Штатах Америки пилот может направить уведомление в аэронавигационную службу о совершении полёта и в указанное время произвести вылет. Огромный плюс такой системы в США, что, если какие-либо внешние факторы мешают совершить перелёт в указанное время (например, плохие погодные условия), то пилот может отложить свой вылет на какое-то время, и ему не придётся заново посылать уведомление. В данное время подобная практика в России невозможна, так как нашей стране необходимо регулирование воздушного пространства.

Информационная система будет представлять собой сайт, через который пользователь сможет осуществлять связь с аэронавигационной службой. Так как рассматриваются только летательные аппараты, принадлежащие к малой авиации, и на которые распространяется закон 2011-го года об Уведомительной системе полётов, для организации полёта хватит лишь уведомления в соответствующую службу о вылете.

Сайт имеет очень простой интуитивный интерфейс. Перед тем, как направить уведомление, пользователю будет необходимо пройти несколько процедур регистрации: зарегистрировать в системе пилота и летательный аппарат. После чего пользователь преступает к написанию уведомления. Он заполняет необходимые поля и по нажатию клавиши отправляет уведомление. По указанному обратному адресу (электронная почта), диспетчер подтверждает или отказывает в полёте.

Так же сайт выполняет собой функцию информационного портала, на которой пилот может узнать последние новости, связанные с организацией полётов, узнать информацию о необходимых документах для регистрации пилота или летательного аппарата. Так же отдельная страница на сайте

будет отведена для полезных ссылок, например, на сайт метеорологической службы.

Система имеет огромные перспективы развития и в дальнейшем может быть доработана и дополнена новыми функциями. Например, работа с картами воздушного пространства, автоматизация рассмотрения уведомлений.

В России внедрение такой системы будет куда более трудоёмким из-за огромных размеров страны и тяжёлого поло-

жения малой авиации в целом, но со временем, я считаю, она себя оправдает.

Список литературы:

1. www.aex.ru Содружество авиационных экспертов

2. www.open-sky.su Открытое небо. Сайт любителей авиации

опыт применения методики банка россии для оценки рисков нарушения информационной безопасности в кредитной организации

Коновалова Юлия Николаевна

магистрант факультета информатики, учета и сервиса Байкальского государственного университета, г. Иркутск

АННОТАЦИЯ

В статье приведена оценка рисков нарушения информационной безопасности для кредитной организации, полученная по методике Банка России.

ABSTRACT

The article presents the experience of evaluating information security risks for bank on the basis of methodology of Central Bank of Russia.

Ключевые слова: оценка рисков информационной безопасности; информационная безопасность. Keywords: evaluation information security risks; information security.

Важным этапом в рамках построения и поддержания на должном уровне системы обеспечения информационной безопасности (ИБ) предприятия является проведение оценки рисков нарушения информационной безопасности. Оценка рисков позволяет обеспечить своевременное принятие необходимых мер по обеспечению ИБ предприятия, оценить необходимость внедрения средств защиты информации, снизить влияние непредвиденных и неблагоприятных ситуаций.

Оценка рисков нарушения ИБ была проведена в кредитной организации в соответствии с рекомендациями в области стандартизации Банка России РС БР ИББС-2.2-2009 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методика оценки рисков нарушения информационной безопасности» [1].

При проведении оценки рисков нарушения ИБ информационные активы кредитной организации, согласно методике, рассматриваются в совокупности с соответствующими им объектам среды. При этом обеспечение свойств ИБ для информационных активов выражается в создании необходимой защиты соответствующих им объектов среды.

Для выполнения оценки рисков нарушения ИБ в кредитной организации была создана рабочая группа, в которую вошли сотрудники отдела информационной безопасности, сотрудники управления автоматизации и риск-менеджер. При необходимости для участия в рабочей группе дополнительно привлекались сотрудники иных подразделений, обладающие необходимыми знаниями и опытом работы.

Сначала были определены типы информационного актива (служба, программный), для которых выполняются процедуры оценки рисков нарушения ИБ. Для каждого из типов информационных активов был определен перечень свойств

ИБ (конфиденциальность, целостность, доступность), поддержание которых необходимо обеспечивать в рамках системы обеспечения ИБ кредитной организации.

Затем был составлен перечень типов объектов среды для каждого из выделенных ранее типов информационных активов. Для типа информационного актива «служба» были выделены следующие типы объектов среды: линии связи, аппаратные и технические средства, физические носители информации (физический уровень); маршрутизаторы, коммутаторы, концентраторы (сетевой уровень); программные компоненты передачи данных по компьютерным сетям (уровень сетевых приложений и сервисов); сетевые ресурсы домена, сетей общего пользования, почтовых серверов (уровень операционных систем); базы данных домена, каталогов, web-серверов, почтовых серверов (уровень систем управления базами данных); прикладные программы для доступа к ресурсам сети, web-ресурсам и электронной почте (уровень банковских технологических приложений и сервисов). Для типа информационного актива «программный» типами объектов среды являются линии связи, аппаратные и технические средства, физические носители информации (физический уровень); маршрутизаторы, коммутаторы, концентраторы (сетевой уровень); программные компоненты передачи данных по компьютерным сетям (уровень сетевых приложений и сервисов); файлы данных (уровень операционных систем); базы данных (уровень систем управления базами данных); прикладные программы доступа и обработки данных (уровень банковских технологических приложений и сервисов).

Для каждого из определенных ранее типов объектов среды был составлен перечень источников угроз, воздействие которых может привести к потери свойств ИБ соответствующих типов информационных активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.