Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
генеративный искусственный интеллект / искусственная нейронная сеть / большие данные / образовательная деятельность / уголовно-исполнительная система Российской Федерации.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царькова Евгения Геннадьевна

В работе рассматривается актуальная задача оценки целесообразности и выработки направлений внедрения современных информационных технологий, в частности, систем генеративного искусственного интеллекта в учебный процесс ведомственных вузов. Одной из ключевых проблем при решении рассматриваемой задачи является необходимость взвешенного подхода использования искусственного интеллекта в образовании с учетом его преимуществ и неизбежных рисков использования. Выработка подходов осознанного применения генеративного искусственного интеллекта служит повышению эффективности процессов профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Царькова Евгения Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-304-306 ЦАРЬКОВА Евгения Геннадьевна,

NIION: 2018-0076-9/23-715 кандидат физико-математических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-9-715 ведущий научный сотрудник НИЦ-1

ФКУ НИИ ФСИН России, e-mail: university69@mail. ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ

Аннотация. В работе рассматривается актуальная задача оценки целесообразности и выработки направлений внедрения современных информационных технологий, в частности, систем генеративного искусственного интеллекта в учебный процесс ведомственных вузов. Одной из ключевых проблем при решении рассматриваемой задачи является необходимость взвешенного подхода использования искусственного интеллекта в образовании с учетом его преимуществ и неизбежных рисков использования. Выработка подходов осознанного применения генеративного искусственного интеллекта служит повышению эффективности процессов профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Ключевые слова: генеративный искусственный интеллект, искусственная нейронная сеть, большие данные, образовательная деятельность, уголовно-исполнительная система Российской Федерации.

TSARKOVA Evgeniya Gennadievna,

сandidate of Physical and Mathematical Sciences, Leading researcher of SIC-1 of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

PROSPECTS FOR THE USE OF GENERATIVE ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Annotation. The paper considers the urgent task of assessing the feasibility and developing directions and approaches to the introduction of modern information technologies, in particular generative artificial intelligence systems in the educational process of departmental universities. One of the key problems in solving this problem is the need for a balanced approach to the use of artificial intelligence in education, taking into account its advantages and the inevitable risks of its use. The development of approaches to the conscious application of generative artificial intelligence serves to increase the effectiveness of the processes of professional training of employees of the Penal System of the Russian Federation.

Key words: generative artificial intelligence, artificial neural network, big data, educational activities, Penal System of the Russian Federation.

В настоящее время использование систем искусственного интеллекта, основанных на методах обучения компьютеров обработке информации и принятию решений, служит драйвером для развития различных областей, и система ведомственного профессионального образования ФСИН России в данном плане не является исключением [1, ^2]. Отдельное вместо в данном контексте занимает генеративный искусственный интеллект, прекрасно работающий с текстом, изображениями,

речью и получивший на сегодня сильнейший импульс к развитию и применению за счет выхода в свет нейросетевых моделей Chat GPT [2, С.3]. Активное использование курсантами ведомственных вузов современных информационных технологий не может не влиять на учебную и досуговую деятельность обучающихся. В контексте применения генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в профессиональной подготовке будущих сотрудников пенитенциарного ведомства наряду с преимуществами ГИИ необходимо рассматривать

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

ЦИФРОВОЕ ПРАВО

вызовы и риски, которые несёт с собой искусственный интеллект, и возникающие в связи с этим потребности в формировании новых универсальных компетенций и навыков [3, ^4]. Генеративный искусственный интеллект представляет собой область искусственного интеллекта для создания новых данных, изображений, звуков, текстов, других форм информации с помощью алгоритмов машинного обучения и может использоваться для создания новых текстов, виртуальных объектов, генерации изображений, музыки и др. Представляет интерес оценка экономического потенциала генеративного искусственного интеллекта, новых факторов и возможностей, которые генеративный искусственный интеллект предоставляет современной экономике. Так, согласно экономическим исследованиям, ГИИ в ближайшей перспективе будет положительно влиять на рост мирового внутреннего валового продукта, повышение качества обслуживания клиентов в сфере продаж, оказывать положительное влияние на развитие персонализации товаров и услуг, служить созданию нового контента, росту эффективности продаж в сфере маркетинга, ускорению процессов разработки программного обеспечения (генеративный искусственный интеллект позволяет создавать программный код по запросу, тем самым высвобождая ресурсы программиста для решения более сложных задач), сокращению времени исследований и проектирования (прежде всего, в таких областях, как инжиниринг и производство) и др. [4, С.2].

К основным возможностям ГИИ в области профессионального образования можно отнести: освобождение пользователя от рутинных задач (например, генерация проверочных заданий, проверка сочинений, написание программного кода, создание презентаций), персонализация обучения, разработка учебных материалов (генерация тем для проверочных, квалификационных работ, рефератов). Отдельного внимания заслуживает обеспечиваемая ГИИ возможность обучения через дискуссию за счет организации взаимодействия ученика с интеллектуальным помощником. Вместе с тем, существует ряд рисков, связанных с применением ГИИ в системе ведомственного профессионального образования, в числе которых увеличение разрыва между классическим и основанном на применении ГИИ подходами к образованию, рост доли имитационных процессов в обучении (случай, когда тема для реферата генерируется с помощью ГИИ, а курсант пишет реферат по этой теме с помощью того же ГИИ, что приводит к фальсификациям и затрудняет формирование необходимого уровня знаний для выполнения в будущем служебных задач). Отдельного внимания заслуживает необходимость повышения ква-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

лификации и методического обеспечения преподавателей, внедряющих генеративный искусственный интеллект в учебный процесс. Вышеизложенное подтверждает необходимость совершенствования подходов к обучению в условиях современного научно-технического прогресса. Одним из возможных ответов на данные вызовы является формирование у преподавателей и курсантов ведомственных вузов грамотности в области искусственного интеллекта с учетом специфики служебной деятельности. Зачастую такая грамотность рассматриваемый как компонент грамотности в области информационных технологий (ИКТ-грамотность), а также концептуализация того, что входит в концепт грамотности в области искусственного интеллекта. Однако, существует ряд характерных особенностей. С одной стороны, сюда входит необходимость развивать технологические знания (сред, программ, устройств и т.д.). Это также входят знания, связанные с педагогическими подходами, поскольку развитие грамотности в области искусственного интеллекта сложно представить в традиционных формах обучения, в условиях ограничения чтением лекций или изучения учебника, что приводит к необходимости использования прежде всего активного обучения.

На рис. 1 приведены основные положения (так называемые «большие идеи в области ИИ»), на основе которых можно проектировать содержание образования в области ГИИ, вокруг которых можно строить обучающие курсы грамотности в области искусственного интеллекта.

Сформулируем ряд выводов по выработке подходов к формированию ИИ-грамотности в ведомственном вузе: ИИ-грамотность должна формироваться на основе междисциплинарного и компетентностного подходов и быть интегрирована в образовательную программу не в виде отдельного предмета, а в форме дополнения к уже существующему предмету;

целесообразно использование проектного обучения; ИИ-грамотность может быть использована для улучшения предметных результатов, поскольку внедрение активных техник обучения приводит к повышению предметных результатов, связанных с дисциплинарным знанием; целесообразна совместная работа работников сферы образования с экспертами в области искусственного интеллекта для содержательного дополнения дисциплин в части формирования ИИ-грамотности; играющая одну из ключевых ролей в формировании ИИ-грамотности мотивация, во многом обусловлена сложностью, содержанием, творческим наполнением решаемых с помощью искусственного интеллекта задач, которые ставятся перед обучающимися. Отдельного внимания

Восприятие

'Компьютеры вмприн и/лают мире помощью датчиков

•Интеллектуальным агентам требуетсп наличие различных знаний длп естественного взаимодействия с пользователями

Влияние на общество

■ИИ может оказывать на общество как положительное,, так и отрицательное влияние

Рис. 1 - Большие идеи в области ИИ

заслуживают также вопросы обеспечения защиты информации [5, C.1].

Таким образом, для реализации возможностей генеративного искусственного интеллекта в ведомственном образовании требуется тесное взаимодействие специалистов различного профиля, а также наличие у всех участников учебного процесса готовности к обучению и мотивации к формированию новых навыков.

Список литературы:

[1] Царькова Е.Г., Кочкина О.В. Аспект применения онтологического подхода в преподавании искусственного интеллекта при реализации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 12(247). С. 73-80.

[2] Загорская А.В. Применение GPT-чата в научном исследовании: возможности и ограничения // Строительное производство. 2023. № 3. С. 41-48.

[3] Садыкова Р.А. Опыт зарубежных стран по применению технологий искусственного интеллекта в пенитенциарной системе // Административное право и процесс. 2022. № 12. С. 67-69.

[4] Митин А.Н. О процессах внедрения в юриспруденцию новых информационных технологий // Российское право: образование, практика, наука. 2019. № 3(111). С. 82-86.

[5] Царькова Е.Г. К вопросу привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере оборота информации // Право и управление. 2023. № 3. С. 134-137.

Spisok literatury:

[1] Tsarkova E.G., Kochkina O.V. Aspekt prime-neniya ontologicheskogo podhoda v prepodavanii iskusstvennogo intellekta pri realizacii profession-al'nogo obrazovaniya sotrudnikov ugolovno-ispolni-tel'noj sistemy Rossijskoj Federacii // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2022. № 12(247). S. 73-80.

[2] Zagorskaya A.V. Primenenie GPT-chata v nauchnom issledovanii: vozmozhnosti i ogran-icheniya // Stroitel'noe proizvodstvo. 2023. № 3. S. 41-48.

[3] Sadykova R.A. Opyt zarubezhnyh stran po primeneniyu tekhnologij iskusstvennogo intellekta v penitenciarnoj sisteme // Administrativnoe pravo i process. 2022. № 12. S. 67-69.

[4] Mitin A.N. O processah vnedreniya v yuris-prudenciyu novyh informacionnyh tekhnologij // Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. 2019. № 3(111). S. 82-86.

[5] Tsarkova E.G. K voprosu privlecheniya k administrativnoj otvetstvennosti za pravonarusheniya v sfere oborota informacii // Pravo i upravlenie. 2023. № 3. S. 134-137.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.