УДК 629.733.54
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИРИЖАБЛЕЙ
Д. А. Андреев, А. А. Марков Научный руководитель - В. В. Лукасов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Появление дирижаблей. Современные российские и британские прототипы, их возможности и практическое применение. Достоинства и недостатки применения дирижаблей.
Ключевые слова: дирижабль, перспективы развития, безопасность полетов PERSPECTIVES OF THE USE OF AIRSHIPS
D. A. Andreev, A. A. Markov Scientific Supervisor - V. V. Lukasov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The appearance of airships. Modern Russian and British prototypes, their capabilities and practical application. Advantages and disadvantages of using airships.
Keywords: airship, development prospects, safety of flights
Эпоха дирижаблей завершилась с катастрофой «Гинденбурга» в 1937 году, который наполнялся взрывоопасным водородом, но современные технологии и принципиально иной подход к созданию новых дирижаблей оставляют надежду на возрождение дирижаблестроения, ведь данный летательный аппарат имеет большой потенциал в своем применении в различных целях.
Дирижабль - летательный аппарат легче воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с силовой установкой и системой управления ориентацией, благодаря чему дирижабль может двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных потоков.
В настоящее время одним из самых перспективных дирижаблей российского производства является дирижабль AU-30 (Рис.1).
Технические характеристики AU-30 приведены в таблице 1.
Рис. 1. Дирижабль AU-30
Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»
В конструкции нового российского дирижабля АЦ-30 были реализованы основные концепции современного дирижаблестроения - это полет без расходования «подъемного» газа, возможность взлета и посадки как вертикально, так и с укороченным разбегом, использование современного бортового оборудования и материалов, управление вектором тяги воздушного винта в вертикальной плоскости. Его оболочка была выполнена из современного тканепленочного материала.
Таблица 1
Основные тактико-технические характеристики:_
Характеристика Значение
Объём оболочки 5065 м3
Максимальный объём баллонета 1266 мз
Диаметр оболочки 13,5 м
Длина дирижабля 55 м
Масса конструкции дирижабля 3350 кг
Масса полезной нагрузки 1400 кг
Крейсерская скорость 80 км/ч
Дальность полёта на крейсерской скорости 1600 км
Перегоночная дальность полета 3000 км
Рабочая высота полёта 1500 м
Дирижабль AU-30 по праву можно отнести к дирижаблям нового поколения. Пилотажно-навигационное оборудование, установленное на нем, позволяет совершать длительные перелеты в любое время дня и ночи, в максимально комфортных условиях для экипажа дирижабля. Установленная на нем уникальная система автоматического пилотирования позволяет с высокой точностью проходить по заранее заданным маршрутам. Экономичная силовая установка и большой запас топлива позволяют совершать перелеты большой дальности. В настоящее время AU-30 существует в трех экземплярах, один из которых установивший официальный мировой рекорд дальности беспосадочных перелётов для мягких дирижаблей. Два дирижабля приобрело ЗАО "АэроСкан", занимающееся мониторингом линейных объектов топливно-энергетического комплекса страны. Они заменят эксплуатируемые в настоящее время компанией вертолеты Ми-8.
Дирижабли создаются и за рубежом. Британская компания Hybrid Air Vehicles разработала гибридный летательный аппарат Airlander 10.
Airlander - летательный аппарат (рис.2), представляющий собой комбинацию, включающую элементы воздушного судна с неподвижным крылом, вертолета и дирижабля, за счет чего достигается более высокая маневренность и быстрота набора высоты сравнительно классическими дирижаблями. Длина воздушного судна составляет 92 метра, оно может подниматься на высоту около 5 километров и развивать скорость до 150 километров в час. Это судно может находиться в воздухе несколько дней подряд. Основные характеристики представлены в Таблице 2.
Рис. 2. Airlander10
Airlander обладает характеристиками самолёта и аэростата использует аэродинамическую подъёмную силу при подъёме и затем находится в воздухе за счёт наполненного гелием объёма. Аппарат относится к мягким дирижаблям, оболочка выполнена из высокопрочных материалов -вектрана, кевлара и майлара. Airlander 10 способен выполнять полёт как в пилотируемом, так и в беспилотном режиме.
Таблица 2
Основные тактико-технические характеристики:_
Характеристика Значение
Масса полезной нагрузки 10 000 кг
Длина 92 м
Ширина 43,5 м
Высота 26 м
Объём оболочки 38 000 м3
Взлётная масса 20 000 кг
Крейсерская скорость 148 км/ч
Продолжительность полёта 5 дней в пилотируемом режиме, 14 дней в беспилотном режиме
Потолок 6100 м
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИРИЖАБЛЕЙ
Применение дирижаблей возможно для решения большого количества задач, таких как:
• Патрулирование и наблюдение за местностью, пожаротушение и лесоохрана;
• Грузоперевозки и строительные работы;
• Пассажирские перевозки;
• Геодезия и картография;
• Контроль морских и сухопутных границ;
• Реклама и туризм;
• Обеспечение связи.
В эксплуатации дирижаблей есть большой ряд преимуществ по сравнению с другими летательными аппаратами, к ним относятся: высокая экологичность в плане загрязнения окружающей среды и шума, высокая экономичность, практически неограниченная грузоподъемность, посадка практически на любую поверхность, большая длительность одного полета, возможность длительного зависания на одном месте, простота эксплуатации и др.
Наряду с достоинствами они имеют и ряд недостатков: относительно малая скорость по сравнению с самолётами и вертолётами, низкая маневренность- в первую очередь из-за высокого аэродинамического сопротивления при полёте, очень большие размеры требуемых ангаров (эллингов), сложность хранения и обслуживания на земле.
Библиографические ссылки
1. Маляр Джин «Эйрлэндер - 10» [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/news/economics/ 2016/3/12/4527
2. Юферев Сергей «В Россию вернулись дирижабли» [Электронный ресурс] URL: сhttps://topwar.ru/31935-v-rossiyu-vernulis-dirizhabli.html
3. Первый дирижабль | История мира [Электронный ресурс] URL: http://history-of-world.ru/pervyj-dirizhabl.html
© Андреев Д. А., Марков А. А., 2017