Научная статья на тему 'Перспективы применения дирижаблей'

Перспективы применения дирижаблей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
656
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРИЖАБЛЬ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / AIRSHIP / DEVELOPMENT PROSPECTS / SAFETY OF FLIGHTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Андреев Д.А., Марков А.А.

Появление дирижаблей. Современные российские и британские прототипы, их возможности и практическое применение. Достоинства и недостатки применения дирижаблей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Андреев Д.А., Марков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF THE USE OF AIRSHIPS

The appearance of airships. Modern Russian and British prototypes, their capabilities and practical application. Advantages and disadvantages of using airships.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения дирижаблей»

УДК 629.733.54

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИРИЖАБЛЕЙ

Д. А. Андреев, А. А. Марков Научный руководитель - В. В. Лукасов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: dm.andreev94@mail.ru

Появление дирижаблей. Современные российские и британские прототипы, их возможности и практическое применение. Достоинства и недостатки применения дирижаблей.

Ключевые слова: дирижабль, перспективы развития, безопасность полетов PERSPECTIVES OF THE USE OF AIRSHIPS

D. A. Andreev, A. A. Markov Scientific Supervisor - V. V. Lukasov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: dm.andreev94@mail.ru

The appearance of airships. Modern Russian and British prototypes, their capabilities and practical application. Advantages and disadvantages of using airships.

Keywords: airship, development prospects, safety of flights

Эпоха дирижаблей завершилась с катастрофой «Гинденбурга» в 1937 году, который наполнялся взрывоопасным водородом, но современные технологии и принципиально иной подход к созданию новых дирижаблей оставляют надежду на возрождение дирижаблестроения, ведь данный летательный аппарат имеет большой потенциал в своем применении в различных целях.

Дирижабль - летательный аппарат легче воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с силовой установкой и системой управления ориентацией, благодаря чему дирижабль может двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных потоков.

В настоящее время одним из самых перспективных дирижаблей российского производства является дирижабль AU-30 (Рис.1).

Технические характеристики AU-30 приведены в таблице 1.

Рис. 1. Дирижабль AU-30

Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»

В конструкции нового российского дирижабля АЦ-30 были реализованы основные концепции современного дирижаблестроения - это полет без расходования «подъемного» газа, возможность взлета и посадки как вертикально, так и с укороченным разбегом, использование современного бортового оборудования и материалов, управление вектором тяги воздушного винта в вертикальной плоскости. Его оболочка была выполнена из современного тканепленочного материала.

Таблица 1

Основные тактико-технические характеристики:_

Характеристика Значение

Объём оболочки 5065 м3

Максимальный объём баллонета 1266 мз

Диаметр оболочки 13,5 м

Длина дирижабля 55 м

Масса конструкции дирижабля 3350 кг

Масса полезной нагрузки 1400 кг

Крейсерская скорость 80 км/ч

Дальность полёта на крейсерской скорости 1600 км

Перегоночная дальность полета 3000 км

Рабочая высота полёта 1500 м

Дирижабль AU-30 по праву можно отнести к дирижаблям нового поколения. Пилотажно-навигационное оборудование, установленное на нем, позволяет совершать длительные перелеты в любое время дня и ночи, в максимально комфортных условиях для экипажа дирижабля. Установленная на нем уникальная система автоматического пилотирования позволяет с высокой точностью проходить по заранее заданным маршрутам. Экономичная силовая установка и большой запас топлива позволяют совершать перелеты большой дальности. В настоящее время AU-30 существует в трех экземплярах, один из которых установивший официальный мировой рекорд дальности беспосадочных перелётов для мягких дирижаблей. Два дирижабля приобрело ЗАО "АэроСкан", занимающееся мониторингом линейных объектов топливно-энергетического комплекса страны. Они заменят эксплуатируемые в настоящее время компанией вертолеты Ми-8.

Дирижабли создаются и за рубежом. Британская компания Hybrid Air Vehicles разработала гибридный летательный аппарат Airlander 10.

Airlander - летательный аппарат (рис.2), представляющий собой комбинацию, включающую элементы воздушного судна с неподвижным крылом, вертолета и дирижабля, за счет чего достигается более высокая маневренность и быстрота набора высоты сравнительно классическими дирижаблями. Длина воздушного судна составляет 92 метра, оно может подниматься на высоту около 5 километров и развивать скорость до 150 километров в час. Это судно может находиться в воздухе несколько дней подряд. Основные характеристики представлены в Таблице 2.

Рис. 2. Airlander10

Airlander обладает характеристиками самолёта и аэростата использует аэродинамическую подъёмную силу при подъёме и затем находится в воздухе за счёт наполненного гелием объёма. Аппарат относится к мягким дирижаблям, оболочка выполнена из высокопрочных материалов -вектрана, кевлара и майлара. Airlander 10 способен выполнять полёт как в пилотируемом, так и в беспилотном режиме.

Таблица 2

Основные тактико-технические характеристики:_

Характеристика Значение

Масса полезной нагрузки 10 000 кг

Длина 92 м

Ширина 43,5 м

Высота 26 м

Объём оболочки 38 000 м3

Взлётная масса 20 000 кг

Крейсерская скорость 148 км/ч

Продолжительность полёта 5 дней в пилотируемом режиме, 14 дней в беспилотном режиме

Потолок 6100 м

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИРИЖАБЛЕЙ

Применение дирижаблей возможно для решения большого количества задач, таких как:

• Патрулирование и наблюдение за местностью, пожаротушение и лесоохрана;

• Грузоперевозки и строительные работы;

• Пассажирские перевозки;

• Геодезия и картография;

• Контроль морских и сухопутных границ;

• Реклама и туризм;

• Обеспечение связи.

В эксплуатации дирижаблей есть большой ряд преимуществ по сравнению с другими летательными аппаратами, к ним относятся: высокая экологичность в плане загрязнения окружающей среды и шума, высокая экономичность, практически неограниченная грузоподъемность, посадка практически на любую поверхность, большая длительность одного полета, возможность длительного зависания на одном месте, простота эксплуатации и др.

Наряду с достоинствами они имеют и ряд недостатков: относительно малая скорость по сравнению с самолётами и вертолётами, низкая маневренность- в первую очередь из-за высокого аэродинамического сопротивления при полёте, очень большие размеры требуемых ангаров (эллингов), сложность хранения и обслуживания на земле.

Библиографические ссылки

1. Маляр Джин «Эйрлэндер - 10» [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/news/economics/ 2016/3/12/4527

2. Юферев Сергей «В Россию вернулись дирижабли» [Электронный ресурс] URL: сhttps://topwar.ru/31935-v-rossiyu-vernulis-dirizhabli.html

3. Первый дирижабль | История мира [Электронный ресурс] URL: http://history-of-world.ru/pervyj-dirizhabl.html

© Андреев Д. А., Марков А. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.