DOI 10.53980/24131997_2023_3_91
Н.И. Шестаков, канд. техн. наук, доц., e-mail: [email protected] Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет Е.В. Самарин, менеджер проекта развития рынка металлоконструкций А.Н. Козлов, руководитель по работе с ключевыми клиентами
ООО «ЕВРАЗ ТК» Ю.В. Новак, канд. техн. наук, гл. науч. сотрудник АО «ЦНИИТС» г. Москва
УДК 691.714
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АТМОСФЕРОСТОЙКОЙ СТАЛИ В МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ
В статье проводится комплексная оценка и анализ результатов технико-экономического сравнения различных вариантов пролетных строений малых мостов. В качестве сравниваемых вариантов рассматриваются стальные балки из прокатных двутавров стали 14ХГНДЦ, сварные двутавровые балки из стали 15ХСНД и деревянные конструкции пролетных строений. Использование стального проката марки 14ХГНДЦ позволяет получить эффективные и экономически выгодные решения в области транспортного строительства. Оптимальное использование атмосферостойких сталей в конструкциях мостов и других сооружений - это возможность увеличения срока службы объектов при минимальных затратах на их эксплуатацию и содержание. По результатам проведенного анализа установлено, что атмосферостойкая сталь является эффективным материалом для применения в мостостроении. Она обладает повышенной устойчивостью к атмосферным воздействиям, что повышает долговечность конструкции и безопасность на дорогах.
Ключевые слова: атмосферостойкая сталь, марки стали, коррозия, малые мосты, долговечность.
N.I. Shestakov, Cand. Sc. Engeneering, Assoc. Prof.
E.V. Samarin, project manager A.N. Kozlov, Key Account Manager Yu. V. Novak, Cand. Sc. Engeneering, Assoc. Prof.
PROSPECTS FOR THE APPLICATION OF WEATHERING STEEL IN BRIDGE STRUCTURES
The article provides a comprehensive assessment and analysis of the results of a technical and economic comparison of various options for span comparisons of small bridges. Steel rolled I-beams of steel 14KhGNDTS, welded I-beams from steel 15KHSND and wooden structures of superstructures are considered as compared options. The use of rolled steel 14KhGNDTS makes it possible to obtain efficient and cost-effective solutions in the field of transport construction. The optimal use of weather-resistant steels in the construction of bridges and other structures is an opportunity to increase the service life of objects with minimal costs for their operation and maintenance. Thus, weathering steel is an effective material for bridge building applications. It has increased weather resistance, which increases the durability of the structure and safety on the roads.
Key words: weathering steel, steel grades, corrosion, small bridges, durability.
Введение
Малые мосты являются важной частью транспортной инфраструктуры, обеспечивающей связь между различными населенными пунктами и облегчающей транспортировку грузов и пассажиров. Вместе с тем из-за недостаточного внимание к содержанию мостов, а также из-
за превышения допустимых нагрузок многие из них находятся в аварийном состоянии и представляют угрозу для безопасности людей и транспорта.
Для решения этой задачи реализуется ряд специальных федеральных проектов, например «Мосты и путепроводы», который объединяет восстановление аварийных и предаварий-ных мостов в регионах, а также строительство и реконструкцию путепроводов в местах пересечения с железнодорожными путями.
Программа ремонта и строительства мостов до 2035 г. была одобрена правительственной комиссией по транспорту. Общий объем заявленных сооружений составляет более 3,9 тыс. объектов на общую сумму около 1,125 трлн руб., из которых 370 млрд руб. выделены на мероприятия в отношении аварийных и предаварийных искусственных сооружений, а остальные средства направлены на строительство новых объектов.
Рисунок 1 - Распределение погонных метров Рисунок 2 - Распределение количества
ремонтируемых мостов объектов по дате начала плановых работ
по дате начала плановых работ
В мостовом строительстве выбор материалов играет ключевую роль в обеспечении безопасности и долговечности конструкции. Одним из важных материалов, используемых в мостостроении, является сталь. Однако при эксплуатации мостов сталь подвергается различным атмосферным воздействиям, сопровождающимся коррозией, что приводит к снижению прочности, повреждению конструкции и, как следствие, к снижению ее долговечности [1-4].
Для решения этой проблемы эффективным решением является атмосферостойкая сталь марки 14ХГНДЦ, которая обладает повышенной устойчивостью к атмосферным воздействиям. Этот материал проходит специальную обработку, которая позволяет ему сохранять свои свойства в течение длительного времени при эксплуатации в условиях высокой влажности, солености и многократных температурных перепадов [5, 6].
Цель исследования заключается в сравнительном анализе эффективности применения различных вариантов проектного строения малых мостов. Научная новизна заключается в применении в качестве альтернативного решения не сварных, а горячекатаных балок, изготовленных из атмосферостойкой стали 14ХГНДЦ.
Применение атмосферостойкой стали в мостовом строительстве имеет ряд преимуществ. Во-первых, это повышенная долговечность конструкции. Благодаря устойчивости к атмосферным воздействиям мосты, построенные из такого материала, имеет срок эксплуатации значительно дольше, чем мосты из традиционной стали. Во-вторых, это снижение затрат на обслуживание и ремонт мостов, так как атмосферостойкая сталь не требует такого частого обслуживания и ремонта, как обычная сталь, что позволяет сократить расходы на эти работы.
Сталь марки 14ХГНДЦ [7] является легированной конструкционной сталью, которая содержит в своем составе хром, никель, молибден и другие элементы. Этот материал обладает высокой прочностью и устойчивостью к различным воздействиям, что делает его перспективным в различных направлениях строительства, включая мостостроение.
Материалы и методы исследования
Низколегированная марка стали 14ХГНДЦ по ГОСТ 6713-2021 «Прокат из конструкционной стали для мостостроения. Технические условия» с повышенным сопротивлением к атмосферной коррозии является разработкой АО «Уральская Сталь» совместно с ЦНИИчер-метом им. И.П. Бардина. Коррозионностойкие свойства этой стали позволяют эксплуатировать металлоконструкции без лакокрасочного покрытия, обеспечивая сокращение эксплуатационных затрат примерно на 30 % в течение жизненного цикла [8].
Одной из особенностей стали 14ХГНДЦ является ее высокая устойчивость к коррозии (рис. 3). Поверхностный слой металла после нескольких годовых циклов воздействия окружающей среды покрывается оксидной пленкой, способствующей самозатуханию коррозионных процессов. Поверхность приобретает однородную структуру темно-коричневого цвета без каких-либо включений в локальных местах [9]. Стабильность материала достигается за счет наличия в составе стали хрома и никеля, которые образуют защитный слой на поверхности. Благодаря этому сталь 14ХГНДЦ может использоваться в условиях повышенной влажности, что актуально для мостовых конструкций.
Рисунок 3 - Фотография поверхности стали (без увеличения) без обработки лакокрасочными материалами после 3 лет эксплуатации: а - сталь 14ХГНДЦ; б - сталь 15ХСНД
В процессе эксплуатации на поверхности стали образуются два слоя ржавчины, формирующихся при атмосферной коррозии, как показано на рисунке 4. Внешний слой возрастает во время периодов повышенной влажности, таких как дождь и конденсация влаги, в то время как внутренний слой формируется в периоды засушливости. Общепринятой концепцией является начало процесса ржавления с образованием включений, которые со временем разрушаются. Внутри этих образований могут обнаруживаться промежуточные формы ржавчины, а также микротрещины. Повышение внутренних напряжений в локальных местах вызывает их дальнейшее разрушение, оголяя новый слой металла, и процесс продолжается.
а- РеООН
V- РеООН трещины Ре)Ол
V [
Обычная углеродистая сталь
а б
Рисунок 4 - Схема коррозионных процессов и образующихся продуктов коррозии для типов сталей: а - обычная углеродистая; б - атмосферостойкая сталь
Потери при коррозии характеризуются, кроме всего прочего, глубиной коррозии. Этот параметр зависит от нескольких факторов, основным из которых является химический состав стали и условия эксплуатации. В связи с тем, что мостовые конструкции эксплуатируются в условиях открытых для атмосферы конструкциях, основной тип разрушения поверхности связан с атмосферной коррозией [10]. Сравнительный анализ по известным данным [11] графически представлен на рисунке 5. Результаты многолетних наблюдений и исследований показали, что атмосферостойкие стали обладают способностью к затуханию коррозии уже после 5 лет эксплуатации, причем глубина коррозии относительно обычной стали на 50-250 % ниже, что подтверждает их эффективность.
я 300
я
Период эксплуатации, год ■ Обычная сталь ■ Атмосферостойкая сталь
Рисунок 5 - Сравнительная динамика коррозии для различных типов сталей (по данным [10])
В 2022 г. на базе научных лабораторий и проектных отделов АО «ЦНИИТС» была выполнена научная работа по исследованию возможности применения стальных прокатных двутавров для пролетных строений малых мостов с применением стали 14ХГНДЦ, в ходе которой установлено, что благодаря особому химическому составу и специальным легирующим элементам прокат из стали 14ХГНДЦ обладает повышенной стойкостью к коррозии и требуемой прочностью.
Применение атмосферостойких сталей [12-14] в конструкциях мостов - успешное инженерное решение, поскольку в среднем за 100-летний нормативный период эксплуатации моста затраты на антикоррозийную защиту превышают стоимость самих металлоконструкций. Внедрение и активное применение в мостостроении коррозионностойкого проката позволяют существенно снизить затраты на содержание мостовых сооружений.
Предлагаемое решение может конкурировать с традиционным прокатом и сварными решениями, при этом не требует окраски в течение всего срока службы конструкций. Таким образом, атмосферостойкая сталь будет оптимальным вариантом для малообслуживаемых [15, 16] и неокрашиваемых конструкций мостов.
Результаты исследования и их обсуждение
Для наглядной оценки экономической эффективности был проведен сравнительный анализ применения в разрезных пролетных строениях мостовых сооружений для длин пролетов 15 м вместо сварных металлических конструкций, а также деревянных конструкций пролетных строений, стальных прокатных двутавров.
Сравнительный анализ для различных вариантов пролетного строения (табл. 1) был выполнен для характеристик, указанных в таблице 2.
Таблица 1
Варианты пролетного строения, принятые для сравнительного анализа
Вариант Материал пролетного строения
Вариант 1 Мостовое сооружение из прокатных двутавровых металлических балок из стали 14ХГНДЦ
Вариант 2 Мостовое сооружение из сварных двутавровых балок из стали 15ХСНД
Вариант 3 Мостовое сооружение из дощато-гвоздевых ферм
Таблица 2
Характеристики сравниваемых вариантов мостов
Характеристика Значение
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Класс нагрузки АК 11 11 11
Класс нагрузки НК 11 11 11
Габарит, м Г4,5+1х1 Г4,5+1х1 Г4,5+1х1
Полная длина, м 38,7 38,7 38,7
Схема сооружения 2х15 2х15 2х15
Количество балок 4 4 2
Шаг балок 1,2х1,5х1,2 1,2х1,5х1,2 2,16x1,15x2,16
Описание варианта 1. Металлическое пролетное строение, запроектированное на основе рабочих чертежей серии 3.503-6, альбом I, часть 2. Металлоконструкции балок пролетного строения выполняются из стали 14ХГНДЦ по ГОСТ 6713-2021. В поперечном сечении по четыре главных балки из прокатных двутавров 70Б3 по ГОСТ Р 57837-2017, производства «ЕВРАЗ ЗСМК», объединенных поперечными и диагональными связями на высокопрочных болтах. Металлическое пролетное строение запроектировано на основе рабочих чертежей серии 3.503-6, альбом I, часть 2. Пролетные строения длиной 15,0 м. Рассмотрена для реализации в конструкции пролетного строения сталь класса прочности проката - С345 (марка стали 14ХГНДЦ) по ГОСТ 6713-2021.
Балки устанавливаются на резиновые опорные части РОЧ Н 20х25х3,2-0,8. Все соединения конструктивных элементов выполняются на высокопрочных болтах М20. Высокопрочные болты, гайки и шайбы по ГОСТ Р 53664-2009. Мостовое полотно выполнено из двускатного бруса толщиной 220 мм с расчетным шагом 600 мм. Поперечины закреплены к прогонам двумя лапчатыми болтами М20 каждая. Рабочий настил из бруса 100x150 мм, уложенный с зазором 30 мм. Сплошной защитный настил покрытия проезжей части моста из досок 50x180 мм.
Рисунок 6 - Поперечное сечение варианта 1
Описание варианта 2. Металлическое пролетное строение запроектировано на основе рабочих чертежей серии 3.503-6, альбом I, часть 2. Металлоконструкции балок пролетного строения выполняются из стали 15ХСНД по ГОСТ Р 55374-2012. В поперечном сечении по четыре главных балки из сварных двутавровых балок высотой 700 мм с поясами 22 х260 мм и стенкой 16x656 мм, объединенных поперечными и диагональными связями на высокопрочных болтах. Металлическое пролетное строение запроектировано на основе рабочих чертежей серии 3.503-6, альбом I, часть 2. Пролетные строения длиной 15,0 м.
Рассмотрена для реализации в конструкции пролетного строения сталь класса прочности проката - С345 (марка стали 15ХСНД) по ГОСТ Р 55374-2012. Балки устанавливаются на резиновые опорные части РОЧ Н 20х25х3,2-0,8. Все соединения конструктивных элементов выполняются на высокопрочных болтах М20. Высокопрочные болты, гайки и шайбы по ГОСТ Р 53664-2009. Мостовое полотно выполнено из двускатного бруса толщиной 220 мм с расчетным шагом 600 мм. Поперечины закреплены к прогонам двумя лапчатыми болтами М20 каждая. Рабочий настил из бруса 100x150 мм, уложенный с зазором 30 мм. Сплошной защитный настил покрытия проезжей части моста из досок 50x180 мм. Пролетное строение покрывается антикоррозийной защитой системы Steelpaint.
Рисунок 7 - Поперечное сечение варианта 2
Описание варианта 3. Пролетное строение состоит из четырех дощато-гвоздевых ферм по схеме 2.16x1.15x2.16 в поперечном сечении, объединенных попарно в блоки с помощью поперечных и нижних продольных связей. Высота ферм составляет 2 м.
Материал пролетных строений - сосна, подвергаемая искусственной сушке для снижения влажности до 15 % с последующим антисептированием. Пиломатериалы - I сорта по ГОСТ 8486-86. Балки устанавливаются на резиновые опорные части РОЧ Н 30x35x5.2.
Все соединения конструктивных элементов выполняются на скрепляющих болтах М16, М20 и гвоздях К5.0. Болты, гайки и шайбы по ГОСТ 1759.0-87, гвозди по ГОСТ 4028-63.
Рисунок 8 - Поперечное сечение варианта 3 96
Для комплексной оценки экономической эффективности сравниваемых вариантов были рассчитаны рыночные и сметные расценки на примере Архангельской области.
Для определения сметных расценок базисно-индексным методом были составлены локальные сметные расчеты с применением программного продукта «ГРАНД-Смета», версия 2022. Текущий уровень цен соответствует 15.12.2022, а базовый - 01.01.2000.
Определение рыночных расценок проводилось по укрупненным группам затрат с учетом реальной рыночной стоимости материалов и строительных работ по ценам на декабрь 2022 г.
Полученные результаты определения расценок графически представлены на рисунке 9.
ю 6000
Я 5000 т
н"
g 4000
S
и
5 3000
2000 1000 0
5207,603
вариант 1 вариант 2 вариант 3
■ Рыночные расценки ■ Сметные расценки
Рисунок 9 - Сравнительная диаграмма расценок вариантов
Согласно п. 6.1 ГОСТ Р 58861-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков», для металлических пролетных строений сроки проведения работ по ремонту составляют 30 лет. Таким образом, в течение планового периода эксплуатации потребуется проведение 2-5 повторных обработок металлических конструкций пролетов с дополнительными работами по подготовке поверхности перед обработкой.
Таблица 3
Межремонтные сроки проведения работ по ремонту и капитальному ремонту
искусственных сооружений
Наименование конструктивного элемента Межремонтные сроки проведения работ
по капитальному ремонту, лет по ремонту, лет
Основные несущие металлические и сталежелезобетонные конструкции 53 30
Основные несущие конструкции деревянных пролетных строений 10 6
Заключение
На основании сравнения технико-экономических показателей конкурентоспособных вариантов проектных решений, а также основных эксплуатационных затрат с учетом требований Технического задания, СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы», а также положений «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» самым эффективным решением для
малых мостов является проектирование пролетного строения из прокатных двутавров 70Б3 по ГОСТ 6713-2021 из стали 14ХГНДЦ.
Подобный опыт применения прокатных двутавровых балок из стали 14ХГНДЦ был реализован в Архангельской области в 2020 г., в частности на автодороге «Пиринемь - Труфа-ново». Реализованный проект позволяет серьезно экономить на окраске металлоконструкций, за счет типа применяемой стали. Кроме того, в этом решении были применены горячекатаные балки, которые исключают сварку (из листа) и предусматривают лишь болтовые соединения. Таким образом, в итоге получается довольно эффективная и простая конструкция, строительство которой не требует серьезных усилий.
Рисунок 10 - Мост в Пинежском районе через р. Юрву на региональной автомобильной дороге «Пиринемь - Труфаново» с пролетами из стали 14ХГНДЦ
Рисунок 11 - Мост через р. Пуксу на региональной автомобильной дороге с пролетами из стали 14ХГНДЦ
В 2021 г. АО «ЦНИИТС» было выполнено обследование мостовых переходов: через р. Юбра в Пинежском районе Архангельской области на км 65+783 а/д «Пинега (Кулогоры) -Чакола - Пиринемь», через р. Пуксу на км 33+323 и через р. Хима на км 33+771 а/д «Кочмас - Тарасово - Церковное», с металлическими пролетными строениями из стали 14ХГНДЦ, произведенными комбинатом ЕВРАЗ ЗСМК.
Техническое состояние сооружения, в соответствии с ГОСТ 59618-2021, находится в удовлетворительном состоянии. Дефектов, влияющих на безопасность и грузоподъемность, выявлено не было.
Таким образом, атмосферостойкая сталь является эффективным материалом для применения в мостостроении. Она обладает повышенной устойчивостью к атмосферным воздействиям, что повышает долговечность конструкции и безопасность на дорогах.
По результатам технико-экономических расчетов и выполненного обследования можно сделать ряд выводов:
1. Вариант 1 (мостовое сооружение из двутавровых прокатных металлических балок из стали 14ХГНДЦ) и вариант 2 (мостовое сооружение из сварных двутавровых балок) согласно локальным сметным расчетом дороже на 6 и на 20 % соответственно.
2. Вариант 1 имеет значительный повышенный срок службы, а также повышенные межремонтные сроки (по сравнению с вариантом 3, выполненным из дощато-гвоздевых ферм).
3. Для варианта 1 отсутствуют эксплуатационные затраты на антикоррозионную защиту, а также высокая скорость возведения за счет заводской готовности элементов пролетного строения.
Библиография
1. Jian P. N., Yu J. L., Li X. Zh. et al. The Research Situation and Development Trend of Weathering-Steel // Applied Mechanics and Materials. - 2015. - Vol. 713-715. - P. 2962-2965.
2. Morcillo M., Díaz I., Cano H. et al. Atmospheric corrosion of weathering steels. Overview for engineers. Part II: testing, inspection, main finance // Construction and Building Materials. - 2019. - Vol. 22. - P.750-765.
3. Barat B. R., Palomar T., García B. et al. Composition and protective properties of weathering steel artificial patinas for the conservation of contemporary outdoor sculpture // 9th interim meeting of the ICOM-CC Metals Working Group. Metal 2016. - 2016. - 6 p.
4. Krivy V., Urban V., Fabián L. Experimental investigation of corrosion processes on weathering steel structures // Key Engineering Materials. - 2013. - Vol. 577-578. - P. 397-400.
5. ASTM A588-2015. High-strength low-alloy structural steel with atmospheric corrosion resistance. Introduced: 01.03.2015. - California: American National Standards Institute, 2015.
6. Горицкий В.М., Шнейдеров Г.Р. Характеристики сопротивления хрупкому разрушению ат-мосферостойкой стали 14ХГНДЦ // Деформация и разрушение материалов. - 2020. - № 9. - C. 35-38.
7. Конюхов А.Д., Шуртаков А.К., Харчевников В.П. и др. Мосты из атмосферостойкой стали // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. - 2011. - № 4. - C. 16-20.
8. Самышева И.М., Павлова Л.В. Экологический аспект эксплуатации, строительства и реконструкции автомобильных мостов, дорог, тоннелей // Экология и научно-технический прогресс. Урбанистика. - 2015. - Т. 1. - С. 498-503.
9. Звирь В.И., Новак Ю.В. Совершенствование технологии монтажа фрикционно-болтовых соединений в стальных мостах // Транспортное строительство. - 2017. - № 1. - С. 27-30.
10. Суплецов В. С. Анализ количественных характеристик износа металлических конструкций зданий обогатительных фабрик алмазодобывающей промышленности // Вестник ВСГУТУ. - 2022. -№ 3(86). - С. 75-82. - DOI 10.53980/24131997_2022_3_75.
11. Kreislova, Katerina & Knotkova, Dagmar. (2017). The Results of 45 Years of Atmospheric Corrosion Study in the Czech Republic. Materials. 10. 10.3390/ma10040394.
12. Патент RU 2302491 C1 E01D 22/00 Способ реконструкции балочного моста / Вылегжа-нин А.А., Каменев Д.Ю., Токарев А.Г. Патентообладатели: Общество с ограниченной ответственностью Проектно-исследовательский институт «Кировмостдорпроект». - Заявка № 2005136766/03, заявл. 25.11.2005; опубл. 10.07.2007.
13. Овчинников И.И., Миронов М.Ю., Овчинников И.Г. и др. Обеспечение сохранности малых и средних мостов с металлическими пролетными строениями // Интернет-журнал Науковедение. -2013. - № 5 (18). - С. 110.
14. Распоров О.Н., Овчинников И.Г., Удалов В.Н. Мосты малые - проблемы большие //Дороги России XXI века. - 2009. - № 5. - С. 54-56.
15. Овчинников И.Г., Дудкин Е.В. Проблемы антикоррозионной защиты мостовых сооружений // Мир дорог. - № 6. - 2012. - С. 37-38.
16. Парышев Д.Н., Ильтяков А.В., Моисеев О.Ю. и др. Пути развития малого мостостроения в Российской Федерации // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. - 2018. -Т. 1.- С. 168-172.
Bibliography
1. Jian P.N., Yu J.L., Li X. Zh. et al. The Research Situation and Development Trend of Weathering-Steel // Applied Mechanics and Materials. - 2015. - Vol. 713-715. - P. 2962-2965.
2. Morcillo M., Díaz I., Cano H. et al. Atmospheric corrosion of weathering steels. Overview for engineers. Part II: Testing, inspection, main finance // Construction and Building Materials. - 2019. - Vol. 222.
- P.750-765.
3. Barat B.R., Palomar T., García B. et al. Composition and protective properties of weathering steel artificial patinas for the conservation of contemporary outdoor sculpture // 9th interim meeting of the ICOM-CC Metals Working Group. Metal 2016. - 2016. - 6 p.
4. Krivy V., Urban V., Fabián L. Experimental investigation of corrosion processes on weathering steel structures // Key Engineering Materials. - 2013. - Vol. 577-578. - P. 397-400.
5. ASTM A588-2015. High-strength low-alloy structural steel with atmospheric corrosion resistance. Introduced: 01.03.2015. - California: American National Standards Institute, 2015.
6. Goritskyi V.M., Shneyderov G.R. Characteristics of resistance to brittle breakage of weatherproof steel 14KHGNDTS2020 // Deformatsiya i Razrushenie materialov. - 2020. - N 9. - P. 35-38.
7. Konyukhov A.D., Shurtakov A.K., Kharchevnikov V.P. et al. Bridges made of weathering steel // Russian Railway Science Journal. - 2011. - N 4. - P. 16-20.
8. Samysheva I. M., Pavlova L.V. Environmental aspects of the operation, construction and reconstruction of road bridges, roads, tunnels // Ecology and scientific and technological progress. Urban Development, 2015. - Vol. 1. - P. 498-503.
9. Zvir V.I., Novak Yu.V. Improvement of friction and bolt connection technology in steel bridges // Transport construction, 2017. - N 1. - P. 27-30.
10. Supletsov V.S. Analysis of quantitative characteristics of wear of metal structures of buildings of diamond processing plants // The Bulletin of ESSTUM. - 2022. - № 3(86). - P. 75-82.
11. Kreislova, Katerina & Knotkova, Dagmar. (2017). The Results of 45 Years of Atmospheric Corrosion Study in the Czech Republic. Materials. 10. 10.3390/ma10040394.
12. Patent RU 2302491 C1 E01D 22/00 A method for reconstructing a beam bridge / Vylegzhanin A.A., Kamenev D.Yu., Tokarev A.G. Patent holders: Limited Liability Company Design and Research Institute "Kirovmostdorproekt". - Application 2005136766/03 appl. 11/25/2005. , publ. 07/10/2007.
13. Ovchinnikov I.I., Mironov M.Yu., Ovchinnikov I.G. et al. Maintenance of small and medium bridges with metal superstructures // Electronic scientific publication of "Naukovedenie", 2013. - N 5 (18). -P. 110.
14. Rasporov O.N., Ovchinnikov I.G., Udalov V.N. Small bridges - big problems // Roads of Russia XXI century. - 2009. - N 5. - P. 54-56.
15. Ovchinnikov I.G., Dudkin E.V. Problems of corrosion protection of bridge structures // Road World. - 2012. - N 6. - P. 37-38.
16. Paryshev D.N., Iltyakov A.V., Moiseev O.Yu. Ways of development of small bridge construction in the Russian Federation // Modernization and scientific research in the transport complex. - 2018. - Vol. 1.
- P.168-172.