Научная статья на тему 'Перспективы предотвращения гонки вооружений в космосе'

Перспективы предотвращения гонки вооружений в космосе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1187
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крумм Э.А., Фарафонтова Е.Л.

Проблема милитаризации космоса продолжает оставаться актуальной на сегодняшний день. Анализируется перспектива договорного ограничения распространения оружия в космосе, рассматриваются возможные нормативные варианты решения вопроса демилитаризации космического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы предотвращения гонки вооружений в космосе»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 669.713.7

Э. А. Крумм Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ В КОСМОСЕ

Проблема милитаризации космоса продолжает оставаться актуальной на сегодняшний день. Анализируется перспектива договорного ограничения распространения оружия в космосе, рассматриваются возможные нормативные варианты решения вопроса демилитаризации космического пространства.

С начала космической эры мировым сообществом наработан определенный договорно-правовой задел предотвращения гонки вооружений в космосе, определены меры обеспечения безопасности гражданских и военных космических полетов и космической деятельности.

Сделанное, однако, не получило никакого продолжения за последнее десятилетие мировой дипломатии, в том числе в отношениях между США и Россией. Несмотря на декларированные цели построения партнерских отношений, администрация США противилась заключению каких-либо формальных соглашений с Россией в сфере международной безопасности. Более всего это относилось к космическим средствам, где США традиционно стремится сохранить превосходство.

Имевшие место в последние годы попытки на международном уровне принять правовые нормы, ставящие новые препятствия на пути гонки вооружений в космосе не увенчались значительным успехом. Принятая после долгих дискуссий в 2002 г. Резолюция 57 Генеральной Ассамблеи ООН «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве» содержала чересчур компромиссные и мало к чему обязывающие положения. В ней содержался лишь общий призыв «активно содействовать достижению цели мирного использования космического пространства и предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве» [1].

Внесенный в 2008 г. на рассмотрение ООН российский проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов также содержит в себе лишь одну «ограничительную статью» - ст. II. Она слово в слово повторяет фразеологию части ст. IV документа 1967 г. -Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (27 января 1967 г.). Только если в Договоре 1967 г. речь шла об обязательствах «не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическим пространстве каким-либо иным образом» [2], то теперь буквально то же повторено в отношение «любых видов оружия». Международно-правового прорыва в предотвращении гонки космических вооружений данному проекту произвести не удалось.

Как и следовало ожидать, США сразу отвергли любую заключения возможность договора «о неразмещении оружия в космосе». Пресс-секретарь Белого дома Д. Перино, в частности, заявила, что «Соединенные Штаты выступают против соглашений или режимов, которые вводят ограничения или запрет на доступ в космическое пространство». По ее словам, контролировать соблюдение договора подобного рода было бы невозможно. А лучшим способом нераспространения оружия в космосе, по мнению американской администрации, было бы «поддержание диалога, направленного на повышение прозрачности в этой сфере и проведение мероприятий, целью которых было бы усиление доверия между заинтересованными странами» [3].

Данные проблемы на пути создания договорно-правового режима демилитаризации космоса побудили мировую общественность к поискам альтернативных путей и форм продвижения к этой цели. Одной из таких форм стали попытки согласования менее формализованного по сравнению с договором кодекса или рамок поведения в космическом пространстве. Подобные начинания исходят из того, что заключение полномасштабного договора является в нынешних условиях нереальной задачей. Обсуждение же и постепенное достижение согласия государств по применению принципов кодекса поведения вводило бы в оборот необходимые ограничения на добровольной основе и расширяло бы возможность использования космического пространства только в мирных или военно-вспомогательных целях.

На нынешнем этапе несколько вариантов таких кодексов обсуждаются экспертами на национальном и международном уровнях. Эти предложения представляются в терминологии документов, имеющих хождение в официальных кругах. Однако они содержат более общие и косвенные ограничения, чтобы сделать их приемлемыми для властей ведущих стран Запада и в первую очередь США.

Смена администрации в Вашингтоне в 2009 г., возможно, повлечет пересмотр в позитивном направлении отношения к проблеме невооружения космоса. В качестве промежуточного решения на передний план могут выйти разные варианты кодексов как политически обязывающих документов, не отягощенных сложнейшими определениями, правилами учета и подсчета, методикой контроля и обмена данными.

История переговоров по космическому оружию (в том числе по противоспутниковым системам и космическим системам ПРО) в предыдущие десятиле-

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

тия продемонстрировала огромную сложность договорно-правового ограничения космических военных систем. К настоящему времени политическая обстановка для таких переговоров и соглашений стала еще менее благоприятной ввиду ликвидации Договора по ПРО после одностороннего выхода из него США в 2002 г. и застоя в переговорах о сокращении ядерных вооружений [4].

Вместе с тем принятие ведущими государствами Кодекса космической деятельности может послужить повышению ответственности держав в этой области и формированию благоприятных условий для последующей подготовки более обязывающих и формализованных соглашений. Идея Кодекса поведения в космосе в различных его вариантах имеет сейчас достаточно широкую поддержку в мире. В настоящее время экспертной общественностью и даже в официальных кругах обсуждаются несколько подобных проектов.

Библиографические ссылки

1. Резолюция 57 Генеральной Ассамблеи ООН «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве». URL: http://www.oosa.unvienna.org/ pdf/gares/ARES_57_57R.pdf.

2. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 21 января 1967 г. // Действующее международное право. М. : Изд-во МНИМП, 1997. Т. 3. С. 625-630

3. США отвергли договор о неразмещении оружия в космосе. URL: http://lenta.ru/news/2008/02/12/ reject/

4. США вышли из договора по ПРО. URL: http://lenta.ru/articles/2001/12/14/agreement/

© Крумм Э. А., Фарафонтова Е. Л., 2011

УДК 669.713.7

И. Ф. Курс, Э. А. Крумм Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОКОЛОЗЕМНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Анализируются правовые аспекты экологических проблем космоса и предлагается перспектива решения проблем регулирования экологической ситуации в околоземном космическом пространстве (далее - ОКП).

Проблема экологии космического пространства стала обсуждаться с 1970-х гг. Официальное же признание на международном уровне она получила после доклада Генерального секретаря ООН под названием «Воздействие космической деятельности на окружающую среду» 10.12 1993 г., где особо отмечено, что проблема имеет международный, глобальный характер: нет засорения национального ОКП, есть засорение космического пространства Земли, одинаково негативно влияющее на все страны. Проблема засорения космических орбит является наиболее актуальной и объединяющей интересы всех стран мира без исключения, и, в будущем может привести к ограничению возможностей осуществления космической деятельности (далее - КД).

Загрязнение ОКП происходит в результате осуществления КД посредством искусственных объектов и их фрагментов в космосе, которые уже неисправны, не функционируют и никогда более не смогут служить никаким полезным целям, но являющимся опасным фактором воздействия на функционирующие космические аппараты, особенно пилотируемые [6]. Крупные или содержащие опасные (ядерные, токсичные и т. п.) материалы объекты космического мусора могут представлять прямую опасность и для Земли, например, при неконтролируемом сходе с орбиты, неполном сгорании при прохождении плотных слоев атмосферы Земли и выпадении обломков на населенные пункты, промышленные объекты, транспортные

коммуникации и т. п.

Предотвращение вредного загрязнения космического пространства тесно связано с глобальной задачей охраны окружающей среды. Например, такой принцип международного экологического права, как «Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества» [1] нашел свое отражение в ст. IX Договора о космосе 1967 г., ст. 3 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г., ст. 1 Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. Согласно этим договорам государства-участники обязуются осуществлять контроль деятельности ядерных установок на космических объектах, публиковать данные оценки ядерных источников энергии на борту космических объектов до их запуска, осуществлять изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.

Особое место в международно-правовом регулировании вопросов экологии космоса принадлежит «Конвенции об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» 1972 г. [5]. Ст. 2 Конвенции налагает на государство, осуществляющее запуск, абсолютную ответственность за ущерб, нане-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.