Научная статья на тему 'Перспективы повышения срока эксплуатации колесного диска и полезная модель для него'

Перспективы повышения срока эксплуатации колесного диска и полезная модель для него Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЕСНЫЙ ДИСК / ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ / СЪЕМНАЯ ОПОРНАЯ ПЛАСТИНА / СТУПИЦА / WHEEL DISK / UTILITY MODEL / REMOVABLE SUPPORT PLATE / HUB

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Иваницкая В.В.

Рассмотрены основные причины быстрого выхода из строя литых алюминиевых колесных дисков и предложены пути по повышению срока эксплуатации колесного диска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF INCREASING THE WHEELED DISC OPERATION LIFE AND ITS USEFUL MODEL

In this article are considered the main causes of rapid breaking of aluminum wheel disk and proposed the ways for increase a lifetime of wheel disk.

Текст научной работы на тему «Перспективы повышения срока эксплуатации колесного диска и полезная модель для него»

УДК 608.4

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ СРОКА ЭКСПЛУАТАЦИИ КОЛЕСНОГО ДИСКА И ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ НЕГО

В. В. Иваницкая* Научный руководитель - В. В. Галайко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: violetta.ivanitskaya@yandex.ru

Рассмотрены основные причины быстрого выхода из строя литых алюминиевых колесных дисков и предложены пути по повышению срока эксплуатации колесного диска.

Ключевые слова: колесный диск, полезная модель, съемная опорная пластина, ступица.

PROSPECTS OF INCREASING THE WHEELED DISC OPERATION LIFE

AND ITS USEFUL MODEL

V. V. Ivanitskaya* Scientific supervisor - V. V. Galayko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: violetta.ivanitskaya@yandex.ru

In this article are considered the main causes of rapid breaking of aluminum wheel disk and proposed the ways for increase a lifetime of wheel disk.

Keywords: wheel disk, utility model, removable support plate, hub.

В современном мире автомобиль является неотъемлемой частью в жизни каждого человека. Теперь автомобиль является не просто средством передвижения, но и показателем достатка и индивидуальности своего обладателя.

На сегодняшний день автомобильная индустрия предлагает не только огромное разнообразие моделей автомобилей, но и широкий ассортимент комплектующих элементов. Одним из таких элементов является колесный диск. В настоящее время на рынке колесных дисков существует огромное разнообразие, как дизайна, так и исполнения. Колесные диски производят из различных материалов и различными способами. Существуют:

- штампованные диски, изготавливаемые из стали;

- кованые диски, изготавливаемые из алюминиевых и магниевых сплавов;

- литые диски, изготавливаемые из алюминия;

Наибольшее предпочтение автолюбители отдают литым колесным дискам, поскольку они обладают высокой прочностью, меньшей массой и разнообразием дизайна.

Но, к сожалению, отдавая предпочтение литым дискам, автолюбитель не учитывает тот факт, что в случае повреждений данный колесный диск становится неремонтопригодным.

На практике, довольно частой ситуацией является быстрый износ посадочных отверстий из-за частой смены зимней и летней резины, а ведь осевое и радиальное смещение поврежденного диска приводит к выходу из строя амортизаторов, рулевого механизма, элементов подвески. Поврежденный колесный диск влечет за собой к разладу работы покрышки, ведет к повышенному расходу топлива и снижает безопасность во время движения.

С целью повышения срока эксплуатации посадочных отверстий и колесного диска в целом, нами была разработана съемная опорная пластина, которая способна значительно снизить износ

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

посадочных отверстий. Для снижения износа посадочных отверстий, нами предлагается в состав колесного диска помимо обода, спиц, центрального диска с посадочными отверстием и отверстиями крепления, добавить съемную опорную пластину по форме и размеру центрального диска, которая крепится к поверхности колесного диска и на котором оцентрована посадочными гнездами соосно с отверстиями крепления в количестве отверстий крепления колесного диска.

Технический результат будет достигаться за счет применения одинакового сплава и твердости стали контактных опорных поверхностей посредством одинаковой термической обработки поверхностей деталей: опорной пластины, гаек и шпилек.

На рисунке 1 показан элемент крепления колесного диска к ступице и съемной опорной пластины к диску колеса.

Рис. 1. Элемент крепления колесного диска к ступице и съемной опорной пластины к диску колеса: 1 - ступица; 2 - центральный диск с посадочным отверстием колесного диска; 3 - съемная опорная пластина по форме и размеру центрального диска; 4 - посадочный выступ на съемной опорной пластине и посадочное гнездо на центральном диске; 5 - гайка крепления колесного диска; 6 - шпилька крепления колесного диска;

7 - контактная опорная поверхность крепежной гайки и съемной опорной пластины диска колеса; 8 - шуруп -элемент крепления съемной опорной пластины к диску колеса

На колесный диск 2 из дорогого лекгосплавного материала устанавливают съемную опорную пластину 3 по форме и размеру центрального диска посадочными выступами на съемной опорной пластине 4 в посадочные гнезда на центральном диске выполненными соосно с отверстиями крепления шпилек 6. Съемная опорная пластина 3 крепится к колесному диску 2 шурупами 8 элементами крепления съемной опорной пластины к диску колеса в количестве равном количеству шпилек 6 крепления колесного диска и расположенных между шпильками на окружной линии осей шпилек. Закрепленная на колесном диске съемная опорная пластина 3 обеспечивает низкий износ контактной опорной поверхности крепежной гайки 5 и самой пластины за счет одинаковой термической обработки поверхностей деталей: опорной пластины, гаек и шпилек. В процессе эксплуатации колесного диска при конструктивном износе контактной опорной поверхности 7 крепежной гайки 5 и съемной опорной пластины 3 диска колеса эту пару можно за-

менить новыми запасными частями, а сам колесный диск 2 из дорогого легкосплавного материала продолжит эксплуатацию.

Данная полезная модель позволит повысить срок эксплуатации литого колесного диска, и будет способствовать предотвращению осевого и радиального смещения диска, которое в большинстве случаев приводит к выходу из строя амортизаторов, рулевого механизма и элементов подвески, а также влечет к разладу работы покрышки, повышенному расходу топлива и снижает безопасность во время движения.

Получение патента на выпускника ВУЗа позволит заключить лицензионный договор на уступку патента работодателю. Зарегистрированный лицензионный договор в Федеральной службе по интеллектуальной собственности Российской Федерации подтверждает возможность внедрения инновации в производство. Наличие такого факта ставит высокие перспективы в карьерном росте молодого специалиста.

Библиографические ссылки

1. Галайко В. В. Организация и управление интеллектуальной собственностью: учебное пособие; Сибирский государственный аэрокосмический университет: Красноярск, 2015. С. 100116.

2. Галайко В. В. Организация и управление интеллектуальной собственностью: методические указания к практическим занятиям для студентов магистратуры по направлению подготовки 27.04.06 «Организация и управление наукоемким производством»; Сибирский государственный аэрокосмический университет: Красноярск, 2016. С. 14-23.

3. ФИПС [Электронный ресурс]. URL: http://www1.fips.m/fips_servl/fips_servlet?DB= RUPAT&DocNumber=2322360&TypeFile=html (дата обращения: 10.04.2017).

© Иваницкая В. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.