УДК 608.4
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ СРОКА ЭКСПЛУАТАЦИИ КОЛЕСНОГО ДИСКА И ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ НЕГО
В. В. Иваницкая* Научный руководитель - В. В. Галайко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
*E-mail: violetta.ivanitskaya@yandex.ru
Рассмотрены основные причины быстрого выхода из строя литых алюминиевых колесных дисков и предложены пути по повышению срока эксплуатации колесного диска.
Ключевые слова: колесный диск, полезная модель, съемная опорная пластина, ступица.
PROSPECTS OF INCREASING THE WHEELED DISC OPERATION LIFE
AND ITS USEFUL MODEL
V. V. Ivanitskaya* Scientific supervisor - V. V. Galayko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: violetta.ivanitskaya@yandex.ru
In this article are considered the main causes of rapid breaking of aluminum wheel disk and proposed the ways for increase a lifetime of wheel disk.
Keywords: wheel disk, utility model, removable support plate, hub.
В современном мире автомобиль является неотъемлемой частью в жизни каждого человека. Теперь автомобиль является не просто средством передвижения, но и показателем достатка и индивидуальности своего обладателя.
На сегодняшний день автомобильная индустрия предлагает не только огромное разнообразие моделей автомобилей, но и широкий ассортимент комплектующих элементов. Одним из таких элементов является колесный диск. В настоящее время на рынке колесных дисков существует огромное разнообразие, как дизайна, так и исполнения. Колесные диски производят из различных материалов и различными способами. Существуют:
- штампованные диски, изготавливаемые из стали;
- кованые диски, изготавливаемые из алюминиевых и магниевых сплавов;
- литые диски, изготавливаемые из алюминия;
Наибольшее предпочтение автолюбители отдают литым колесным дискам, поскольку они обладают высокой прочностью, меньшей массой и разнообразием дизайна.
Но, к сожалению, отдавая предпочтение литым дискам, автолюбитель не учитывает тот факт, что в случае повреждений данный колесный диск становится неремонтопригодным.
На практике, довольно частой ситуацией является быстрый износ посадочных отверстий из-за частой смены зимней и летней резины, а ведь осевое и радиальное смещение поврежденного диска приводит к выходу из строя амортизаторов, рулевого механизма, элементов подвески. Поврежденный колесный диск влечет за собой к разладу работы покрышки, ведет к повышенному расходу топлива и снижает безопасность во время движения.
С целью повышения срока эксплуатации посадочных отверстий и колесного диска в целом, нами была разработана съемная опорная пластина, которая способна значительно снизить износ
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
посадочных отверстий. Для снижения износа посадочных отверстий, нами предлагается в состав колесного диска помимо обода, спиц, центрального диска с посадочными отверстием и отверстиями крепления, добавить съемную опорную пластину по форме и размеру центрального диска, которая крепится к поверхности колесного диска и на котором оцентрована посадочными гнездами соосно с отверстиями крепления в количестве отверстий крепления колесного диска.
Технический результат будет достигаться за счет применения одинакового сплава и твердости стали контактных опорных поверхностей посредством одинаковой термической обработки поверхностей деталей: опорной пластины, гаек и шпилек.
На рисунке 1 показан элемент крепления колесного диска к ступице и съемной опорной пластины к диску колеса.
Рис. 1. Элемент крепления колесного диска к ступице и съемной опорной пластины к диску колеса: 1 - ступица; 2 - центральный диск с посадочным отверстием колесного диска; 3 - съемная опорная пластина по форме и размеру центрального диска; 4 - посадочный выступ на съемной опорной пластине и посадочное гнездо на центральном диске; 5 - гайка крепления колесного диска; 6 - шпилька крепления колесного диска;
7 - контактная опорная поверхность крепежной гайки и съемной опорной пластины диска колеса; 8 - шуруп -элемент крепления съемной опорной пластины к диску колеса
На колесный диск 2 из дорогого лекгосплавного материала устанавливают съемную опорную пластину 3 по форме и размеру центрального диска посадочными выступами на съемной опорной пластине 4 в посадочные гнезда на центральном диске выполненными соосно с отверстиями крепления шпилек 6. Съемная опорная пластина 3 крепится к колесному диску 2 шурупами 8 элементами крепления съемной опорной пластины к диску колеса в количестве равном количеству шпилек 6 крепления колесного диска и расположенных между шпильками на окружной линии осей шпилек. Закрепленная на колесном диске съемная опорная пластина 3 обеспечивает низкий износ контактной опорной поверхности крепежной гайки 5 и самой пластины за счет одинаковой термической обработки поверхностей деталей: опорной пластины, гаек и шпилек. В процессе эксплуатации колесного диска при конструктивном износе контактной опорной поверхности 7 крепежной гайки 5 и съемной опорной пластины 3 диска колеса эту пару можно за-
менить новыми запасными частями, а сам колесный диск 2 из дорогого легкосплавного материала продолжит эксплуатацию.
Данная полезная модель позволит повысить срок эксплуатации литого колесного диска, и будет способствовать предотвращению осевого и радиального смещения диска, которое в большинстве случаев приводит к выходу из строя амортизаторов, рулевого механизма и элементов подвески, а также влечет к разладу работы покрышки, повышенному расходу топлива и снижает безопасность во время движения.
Получение патента на выпускника ВУЗа позволит заключить лицензионный договор на уступку патента работодателю. Зарегистрированный лицензионный договор в Федеральной службе по интеллектуальной собственности Российской Федерации подтверждает возможность внедрения инновации в производство. Наличие такого факта ставит высокие перспективы в карьерном росте молодого специалиста.
Библиографические ссылки
1. Галайко В. В. Организация и управление интеллектуальной собственностью: учебное пособие; Сибирский государственный аэрокосмический университет: Красноярск, 2015. С. 100116.
2. Галайко В. В. Организация и управление интеллектуальной собственностью: методические указания к практическим занятиям для студентов магистратуры по направлению подготовки 27.04.06 «Организация и управление наукоемким производством»; Сибирский государственный аэрокосмический университет: Красноярск, 2016. С. 14-23.
3. ФИПС [Электронный ресурс]. URL: http://www1.fips.m/fips_servl/fips_servlet?DB= RUPAT&DocNumber=2322360&TypeFile=html (дата обращения: 10.04.2017).
© Иваницкая В. В., 2017