Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕВОЗОК СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ В РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕВОЗОК СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобус
Область наук
Ключевые слова
МОРСКОЙ ВИД ТРАНСПОРТА / 5-PL ПРОВАЙДЕР / РЕФ-УСТАНОВКА JEN-SET / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ / СПГ / E-COMMERCE / RSM/TRAXENS - ТЕХНОЛОГИИ / SEA TRANSPORT / 5-PL PROVIDER / JET-SET / INFORMATION TECHNOLOGY IN LOGISTICS / LPG FUEL / REMOTE CONTAINER MANAGEMENT / TRAXENS - TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эглит Я. Я., Андорская А. В., Шаповалова М. И.

Рассмотрены перспективы перевозок скоропортящихся грузов морским транспортом, а также проблемы, возникающие в процессе транспортировки и пути их решения. Для повышения эффективности перевозок скоропортящихся грузов предложена система использования функционала 5pl-провайдера от перевозчика; использование e-commerce, включая оплату за хранение и демередж контейнеров кредитной картой; переход на сжиженный природный газ как новое экологическое топливо, соответствующее требованиям с 2020 года. А также необходимость в использовании последних информационных технологий, таких как применение rsm/traxens-технологии - системы gsm-слежения за реф-контейнерами и усовершенствования процессов перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF TRANSPORTATION OF PERISHABLE GOODS IN RUSSIA

Considered the prospects of transportation of perishable goods by sea, as well as the problems arising in the process of transportation and ways to solve them. To improve the efficiency of transportation of perishable goods, a system of using the functionality of 5 Pl-provider; using e-commerce, including payment for storage and demurrage by credit card; using LPG as a new eco-fuel, which corresponds to new requirements of 2020 year. As well as the necessity to use high top information technology as RSM/TRAXENS-system of GSM-following up the units and improvement of transport processes.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕВОЗОК СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ В РОССИИ»

Список источников литературы

1.Абрамова Е. А. Кризисная самозанятость в России: классификация, структура и уровни развития // Современные наукоёмкие технологии. Региональное приложение. - Иваново : Изд-во Ивановского государственного химико-технологического университета. - 2012. - № 4. - С. 7.

2.Бубновская Т. А. Самозанятость в российском туризме как способ импортозамещения в данной отрасли // Туризм: право и экономика. - 2015. - № 3. - С. 25-28.

3.Козачун Г. У., Легчилина Е. Ю. Самозанятость как направление государственной политики в области управления человеческими ресурсами в инновационном предпринимательстве // Вестник Сибирской автомобильно-дорожной академии (Омск). - 2012. - № 4. - С. 134.

4 Киреенко А. П., Климова М. О. Самозанятость населения и теневой рынок труда в России // Проблемы экономики. - 2015. - № 3. - С. 9-12. УДК 656.073

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕВОЗОК СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ В РОССИИ

Эглит Я.Я.

д.т.н.,профессор,заведующий кафедрой УТС ГУМРФ им.адм. С.О.Макарова;

Андорская А.В. ст.преподаватель кафедры УТС ГУМРФ им.адм. С.О.Макарова Шаповалова М.И. доцент кафедры УТС ГУМРФ им.адм. С.О.Макарова

PROSPECTS OF TRANSPORTATION OF PERISHABLE GOODS IN RUSSIA

Ya. Ya. Eglit

DtS, Professor, head of department TSM Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping

A. V.Andorskaya senior lecture of department TSM Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping

M.I. Shapovalova PhD,docent of department TSM Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping

Аннотация. Рассмотрены перспективы перевозок скоропортящихся грузов морским транспортом, а также проблемы, возникающие в процессе транспортировки и пути их решения. Для повышения эффективности перевозок скоропортящихся грузов предложена система использования функционала 5pl-провайдера от перевозчика; использование e-commerce, включая оплату за хранение и демередж контейнеров кредитной картой; переход на сжиженный природный газ как новое экологическое топливо, соответствующее требованиям с 2020 года. А также необходимость в использовании последних информационных технологий, таких как применение rsm/traxens-технологии - системы gsm-слежения за реф-контейнерами и усовершенствования процессов перевозки.

Annotation. Considered the prospects of transportation of perishable goods by sea, as well as the problems arising in the process of transportation and ways to solve them. To improve the efficiency of transportation of perishable goods, a system of using the functionality of 5 Pl-provider; using e-commerce, including payment for storage and demurrage by credit card; using LPG as a new eco-fuel, which corresponds to new requirements of 2020 year. As well as the necessity to use high top information technology as RSM/TRAXENS-system of GSM-following up the units and improvement of transport processes.

Ключевые слова: морской вид транспорта, 5-pl провайдер, реф-установка Jen-Set, информационные технологии в логистике, СПГ, e-commerce, RSM/TRAXENS - технологии.

Keywords: sea transport, 5-pl provider, Jet-Set, information technology in logistics, LPG fuel, e-commerce, Remote Container Management, TRAXENS - technologies.

Введение.

Российская Федерация - государство, обладающее крупнейшей в мире территорией. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире. Щ В транспортной сфере занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6 % работающего населения по данным 2019 года.

В статье рассмотрены: основные проблемы, возникающие в процессе транспортировки скоропортящихся грузов и инновационные методы их решения.

Данная тема актуальна в связи с непрекращающимся экономическим кризисом в России, необходимостью сокращением издержек на логистику недешевых скоропортящихся грузов, сокращением времени на отслеживание доставки контейнеров, своевременной подачи информации о состоянии температурного режима и наличии пломбы на контейнере, а также защиты окружающей среды, путем использования сжиженного природного газа в контейнерных морских перевозках.

Таким образом, целью работы является изучение практических аспектов в области организации доставки скоропортящихся грузов.

Объект исследования - проблемы организации доставки скоропортящихся грузов.

Предмет исследования - пути решения проблем организации скоропортящихся грузов.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1) определить основные проблемы доставки скоропортящихся грузов;

2) назвать и описать пути решения данных проблем.

1. Проблемы организации доставки скоропортящихся грузов

Перевозка скоропортящихся продуктов в прямых смешанных сообщениях является наиболее экономичной и прогрессивной. На сегодняшний день существуют преимущественно железнодорожно-водные, автомобильно-водные и железнодорожно-автомобильные перевозки скоропортящихся грузов. При перевозках скоропортящихся грузов в прямом смешанном сообщении к документам обязательно прилагаются сертификаты или удостоверения качества. В этих документах кроме информации, описывающей состояние перевозимых грузов, указывают сроки возможной транспортировки с учетом условий перевозки на конкретных видах транспорта. [2]

Говоря о морском транспорте, REFконтейнер предназначен для перевозки любых видов скоропортящихся грузов на любые расстояния. Его отличительной особенностью является тот фактор, что температура в REFконтейнере поддерживается на постоянном уровне в течение всего времени следования. Это гарантирует сохранение температуры груза на том уровне, который он имел при погрузке. [4] REFконтейнер используется для перевозки замороженных и охлажденных грузов (мяса, рыбы, полуфабрикатов), свежих фруктов и овощей, медикаментов, химикатов, цветов и других. Для перевозки скоропортящихся грузов используются следующие виды рефрижераторов -20, -40 футовые стандартные рефконтейнеры, -40 футовые высокие рефконтейнеры, -45 футовые высокие рефконтейнеры. Поддержание температуры груза в пути следования в необходимом диапазоне обеспечивается за счет теплоизоляции контейнера и запаса тепловой энергии при погрузке груза. Вследствие этого контейнеры-термосы имеют ограничения по срокам и дальности перевозки в них грузов. В контейнерах-термосах могут перевозиться различные скоропортящиеся грузы, например, пиво, соки, напитки и другие скоропортящиеся и термочувствительные грузы, за исключением свежих овощей и фруктов. Эти грузы, как правило, предварительно охлаждены или нагреты, хотя могут быть и термически не обработаны. Необходимый температурный режим транспортировки поддерживается посредством следующих факторов:

1) теплоизоляционных материалов и специальной конструкции поверхностей (стен, пола и потолка) контейнера;

2) системы вентиляции;

3) непосредственно системы охлаждения (нагрева). [3]

Серьезное влияние на технологию перевозок скоропортящихся грузов оказывает:

1) погодные условия и сезонность;

2) неравномерность погрузки грузов, связанная с неритмичным подходом судовых партий;

3) отсутствие встречных грузопотоков, приводящее к значительным порожним пробегам изотермического подвижного состава[5].

Уменьшение объемов перевозок связано, безусловно, с сокращением производства продуктов питания в России, а также импорта этой продукции в условиях экономического кризиса.

В настоящее время развитию перевозок скоропортящихся грузов препятствует ряд проблем, требующих совместного решения всеми участниками транспортного рынка, а именно:

1) отсутствие должного инвестирования в информационные технологии в логистике, такие как в8Ы-слежение за контейнерами;

2) несоответствие структуры портов и терминалов России для использования TRAXENS-технологий^8М;

3) физическое старение и исключение из эксплуатации по истечению срока службы контейнеров, невосполняемость REFконтейнерами смарт-рефами нового поколения;

4) отсутствие контроля качества находящихся в эксплуатации реф-контейнеров;

5) дефицит REFконтейнеров с надлежащими теплотехническими качествами, а также цистерн для перевозок наливных продовольственных грузов;

6) усилением экологических требований в сфере морских перевозок и регулирования выбросов вредных веществ в Мировом океане;

7) экономическая целесообразность переключения на СПГ с нефтепродуктов;

8) медленное создание бункеровочной инфраструктуры.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что перевозка скоропортящихся грузов в прямых смешанных сообщениях является наиболее экономичной и прогрессивной, так как, объединив положительные стороны каждого вида транспорта, можно получить наиболее выгодную либо оптимальную цепь поставок. Исходя из трудов Вальта Эрвина Бруновича следует, что в рефрижераторах температурный режим транспортировки поддерживается посредством таких факторов, как теплоизоляционные материалы и специальная конструкция поверхностей (стен, пола и потолка); системы вентиляции и непосредственно системы охлаждения (нагрева).

2. Пути решения проблем организации доставки скоропортящихся грузов

К 2020 году прогнозируется дальнейшее понижение объемов перевозок КЕРгрузов морским транспортом ввиду затяжного экономического кризиса. В отношении мяса птицы и свинины ожидается существенное (почти в 3 раза или на 500 тыс. тонн к уровню 2008 года) снижение объемов перевозок морским транспортом. Причиной этого будет служить импортозамещение, вызванное рядом санкций в отношении РФ, установленное в 2014 году.

В настоящее время приоритетная задача - кардинально изменить ситуацию, обеспечив условия для привлечения перевозок скоропортящихся грузов. Для этого:

1) повышается эффективность использования отключенных REFконтейнеров за счет организации перевозок непродовольственных грузов обратно по маршруту в так называемых NOR-ах.;

2) внедряются современные информационные технологии при оформлении перевозки груза такие как отслеживание температурного режима в режиме реального времени; отправка сообщений перевозчику о растарке, затарке, наличию пломбы и ЧП во время движения КЕРконтейнера;

3) реализованы предложения по новому порядку расчета сроков доставки грузов в рефконтейнерах, перевозимых на прямую на склады получателей за счет предоставления дверного, экспедиторского и таможенного сервиса, тем самым реализации себя как 5-PL провайдера - своеобразная added value service. Использование охлаждающей системы Jenset позволило существенно увеличить дальность перевозок грузов в рефконтейнерах;

4) применение e-commerce систем позволило сократить время ожидания на документацию, рассылку счетов, котировку ставок и тарифов, расчет транзитного времени.

Вследствие морального и физического старения используемых в настоящее время транспортных средств, а также прогнозируемого изменения в структуре спроса замороженных грузов и фруктов, для обеспечения возможности перевозок скоропортящихся грузов в период 2020-2030 гг. необходимо внедрение новых технологий перевозок, соответствующих изменениям потребностей рынка и использующих современные достижения научно-технического прогресса[61. Это требует разработки и создания принципиально новых технологий в КЕРконтейнерах на базе существующих перспективных разработок в области конструкции вентиляции и работы JenSet, используемого на дальние расстояния для поддержания необходимой температуры. С учетом того, что в рассматриваемой перспективе в соответствии с вышеизложенными прогнозами развития рынка для перевозок скоропортящихся грузов будут использоваться в основном КЕРконтейнеры, необходима их доработка. В этом случае общая сумма инвестиций в обновление парка контейнеров для перевозок замороженных и охлажденных грузов составит около 32 млрд. руб. в ценах 2019 года. Для развития транспортной логистики помимо эффективного функционирования собственно транспорта необходимы современные перегрузочные комплексы, с системами подключения RSM/TRAXENS - технологии, которая позволяет подключать все контейнеры на борту к единой информационной сети и всегда быть на связи с коммуникационным центром. Где бы ни находился контейнер на судне, центр будет располагать самой свежей информацией о нём. Собранные данные будут поступать в головной офис перевозчика. Связавшись с офисом, отправители и получатели грузов, а также сотрудники страховых компаний смогут в режиме реального времени узнать, что происходит с их КЕРконтейнеры. RSM/Traxens предоставляет исчерпывающую информацию о положении, температуре, влажности, вибрации, физическом воздействии и непредусмотренном вскрытии контейнера. Технология может стать настоящей находкой для рефрижераторных перевозчиков, поскольку предоставляет возможность контроля и удалённого изменения температуры в контейнерах. Применение RSM/Traxens также существенно облегчит работу инспекторов во время плановых проверок [7]

Поэтому в целях эффективного развития перевозок скоропортящихся грузов необходимо работать в следующих направлениях:

1) создание новых портов, хабов и терминалов для подхода океанских судов с осадкой до 16 метров глубиной и вместимостью 22000 ТЕЦ^, а также своевременной электронной их обработки;

2) совершенствование нормативно-правовой базы, участие в разработке основных отраслевых законов и технических регламентов на едином мировом уровне;

3) расширение перечня услуг (added value service) - экспедирования и предоставления сервиса таможенной очистки от основных игроков контейнерного бизнеса, предоставляемых конечным пользователям, своеобразный переход к системе 4 и 5-PL провайдеров;

4) активизация создания и продвижения на рынке RSM/TRAXENS-технологий;

5) развитие контейнерных перевозок скоропортящихся грузов путем глобализации и укрупнения морских линий в выгодные альянсы, тем самым увеличивая сетку покрытия земного шара и сокращения издержек в логистике;

6) полный переход на e-commerce (электронная документация, оплата по карте, использование приложения на телефоне, получения push-уведомления об изменениях контейнера, обеспечивающей рост перевозок как на внутреннем, так и на международном транспортном рынке [8];

7) полный переход на СПГ.

Исходя из вышеизложенного, существует ряд направлений, которые будут способствовать эффективному развитию и помогут решить проблемы организации доставки скоропортящихся грузов. Для этого всем участникам транспортного рынка необходимо сконцентрировать свое внимание на повышении качества перевозок скоропортящихся грузов за счет внедрения прорывных, инновационных научно -технических решений и совершенствования взаимодействия субъектов перевозочного процесса.

Заключение.

В работе зучены проблемы доставки скоропортящихся грузов и пути их решения. Также, отмечано, что серьезное влияние на технологию перевозок скоропортящихся грузов оказывают: погодные условия и сезонность, неравномерность погрузки грузов, связанная с неритмичным подходом судовых партий; отсутствие встречных грузопотоков, приводящее к значительным порожним пробегам реф-контейнеров.

Определен ряд проблем, препятствующих успешной транспортировке скоропортящихся грузов. В настоящее время приоритетная задача - кардинально изменить ситуацию, обеспечив условия для их привлечения. Для этого повышается эффективность использования REFконтейнеров за счет организации перевозок непродовольственных грузов, внедряются современные информационные технологии при оформлении перевозки груза, реализованы предложения по новому порядку расчета сроков доставки грузов в REFконтейнерах до двери клиента, использование RSM/TRAXENS технологии и предоставления сервиса 5-Pl провайдера. Это позволит существенно уменьшить время, сократить затраты и увеличить объем перевозок и дальность перевозок грузов в рефконтейнерах.

Перевозки скоропортящихся грузов являются одним из наиболее высокодоходных секторов транспортного бизнеса и не следует допускать их снижения. Для этого всем участникам транспортного рынка необходимо сконцентрировать свое внимание на повышении качества перевозок скоропортящихся грузов за счет внедрения прорывных, инновационных научно-технических решений и совершенствования взаимодействия субъектов перевозочного процесса.

Список литературы

1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Транспортная_система_России

2. Экономическая библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://eclib .net/6/30. html

3. Вальт Э.Б. «Организация перевозок скоропортящихся грузов». - Е.: УрГУПС, 2000. - 365 с.

4. Эглит Я.Я. «Управление транспортными системами».- СПБ.: Феникс, 2004.-424с.

5. Русинов И.А. «Обработка и хранение рефрижераторных грузов на специализированных терминалах». - СПБ.:Издательство Санкт-Петербургского Института Истории РАН «Нестор-История», 2005.168с.

6. https://www.maersk.com/news/2018/12/13/new-maersk-products-services (статья опубликована на английском 13/12/2018)

7. https ://www. msc.com/rus/sustainability

8. https://www.cma-cgm.com/products-services/ecommerce

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.