Научная статья на тему 'Перспективы переоснащения производственных предприятий Укравтодора'

Перспективы переоснащения производственных предприятий Укравтодора Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
112
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парки сдм / содержание и ремонт автодорог / переоснащение
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Дехнич Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of being of the SDM parks in the production enterprises Ukravtodora is resulted. On the basis of the State plan of perspective development of road building of Ukraine, the variant of retooling of road enterprises taking into account modern tendencies in technologies of care and repair of motorways is offered.

Текст научной работы на тему «Перспективы переоснащения производственных предприятий Укравтодора»

УДК 621.878

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕОСНАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАВТОДОРА

Ю.В. Дехнич, доцент, к.т.н., ХНАДУ

Аннотация. Приведен анализ состояния парков СДМ в производственных предприятиях Укравтодора. На основе Государственного плана перспективного развития дорожного строительства Украины, предложен вариант переоснащения дорожных предприятий с учетом современных тенденций в технологиях ухода и ремонта автодорог.

Ключевые слова: парки СДМ, содержание и ремонт автодорог, переоснащение.

Введение

Увеличение темпов развития производства в Украине привело к значительному увеличению грузопотоков по автомобильным дорогам. Состояние же автодорог на сегодняшний день оставляет желать много лучшего. Это и обусловило насущную потребность в резком повышении качества ремонта и содержания автодорог в стране.

В соответствие с плановыми заданиями, которые определены в Государственной Программе развития дорожного хозяйства Украины на 2005-2007 гг. на эти цели выделены значительные средства. Но состояние парков машин предприятий Укравто-дора, занимающихся ремонтом и содержанием автомобильных дорог, крайне неудовлетворительное и подвергалось неоднократно резкой критике за ее плохое состояние. Средства, которые заложены на обновление парков машин явно недостаточны и поэтому требуется тщательный анализ и расчеты, которые бы обосновано определили расходование этих средств при закупке новых машин.

Цели и постановка задачи

Значительная часть дорожной техники в парках дорожных предприятий Укравтодора не соответствует сегодняшним требованиям к технике ни по техническому уровню ни по их техническому состоянию. Наличие основных видов машин (9307 из 13713) в организациях Укравтодора приведено в табл. 1 [2]. Приведенные данные свидетельствуют о крайней необходимости переоснащения дорожных предприятий Укравтодора. Однако, закупка машин производится в настоящее время без должного обоснования, которое бы учитывало современные тенденции изменения

технологий работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Целью настоящей работы является обоснование необходимого количества техники в подразделениях Укравтодора и изменение структуры самих предприятий для рационального использования средств, выделенных на их переоснащение.

Решение задачи

Для достижения поставленной цели были проведены расчеты потребности машин для выполнения заданий, определенных в Государственной Программе развития дорожного хозяйства Украины на 2005-2007 гг. и сравнение результатов этих расчетов с наличием соответствующих видов техники в парках Укравтодора. Расчеты произведены на основании разработанных программ для расчетов оптимальных составов отрядов машин для дорожно-строительного производства [1].

Ниже приведены примеры результатов расчетов для основных типов машин, используемых при ремонтах и содержании автодорог.

Асфальтоукладчики 100-150 т/ч.

Для выполнения капремонтов Для строительства и реконструкции Для выполнения поточных ремонтов Всего В наличии

в т.ч., требующих списания

Автогрейдеры средние Для выполнения капремонтов Для строительства и реконструкции Для выполнения поточных ремонтов Всего В наличии

в т. ч., требующих списания

- 280 - 10

- 140

- 430

- 323

- 182

- 19

- 42

- 959

- 1020

- 1050

- 784

Таблица 1 Наличие основной техники в организациях Укравтодора на 11.11.2004 г.

Наименование механизмов Всего, ед. из них отработавшие

>10 лет %

Экскаваторы одноковшовые 956 732 76,6

Скреперы 147 133 90,5

Автогрейдеры 1374 874 63,6

Бульдозеры 825 646 78,3

Краны на ПКХ 16 13 81,3

Краны автомобильные 324 234 72,2

в т.ч. г/п 10т и больше 217 138 63,6

Погрузчики одноковшовые 1140 792 69,5

Автобитумовозы 75 57 76,0

Катки самоходные 1359 875 64,4

Асфальтосмесительные установки 373 291 78,0

Асфальтоукладчики 326 182 55,8

Автомобили специальные КДМ, ПМ, МДК 1278 831 65,0

Автогудронаторы 575 476 82,6

Роторные снегоочистители на базе автомобилей 122 98 80,3

Фрезы самоходные для снятия асфальтобетонного покрытия 34 2 5,9

Машины для поверхностной обработки 13 0 0

Машины для устройства тонкослойного покрытия 6 0 0

Машины для ямочного ремонта 17 0 0

Передвижные дробильно-сортировочные установки 22 22 100

Всего 9307 6471 69,5

Катки моторные самоходные

Для выполнения капремонтов - 896

Для строительства и реконструкции - 90

Для выполнения поточных ремонтов - 426

Всего - 1412

В наличии - 1359

в т.ч., требующих списания - 875

Таким образом, количество машин в парках подразделений Укравтодора не намного отличается от расчетного, однако, значительная их часть подлежит списанию. К тому же, например, подавляющее количество асфальтоукладчиков и моторных катков, как физически так и морально устаревшие, требуют значительных финансовых затрат на поддержание их в надлежащем техническом состоянии, не удовлетворяют современным требованиям к качеству работ и поэтому требуют немедленного обновления. В тоже время часть техники, которая необходима для применения новых современных технологий ремонта и содержания автомобильных дорог, вообще отсутствует в составе машинных парков Укравтодора, либо имеется в ограниченном количестве.

В настоящее время дорожными предприятиями производится массовое списание основных средств производства, которые отработали установленные нормативы и которые экономически невыгодно ремонтировать и поддерживать в работоспособном состоянии. В результате общая численность механизмов, которые находятся на

балансе предприятий, ежегодно уменьшалась до 2004 года. В 2004 году Укравтодором было приобретено более 200 единиц техники, в т. ч. машины, обеспечивающие работу по новым современным технологиям.

Государственной Программой развития дорожного хозяйства Украины на 2005-2007 гг. [3]. предусмотрено выделить на приобретение новой техники 400 млн. грн. По годам: 2005г - 100; 2006г -130 и 2007г - 170 млн. грн. Этих средств явно недостаточно даже на обновление техники, не говоря уже про замену устаревших видов на современные образцы техники. Так, только на обновление автогрейдеров требуется сумма почти равная, выделенной на все приобретения.

Поэтому вопрос выполнения заданных плановых показателей становится проблематичным, если не провести должным образом переоснащение парков машин дорожных подразделений.

Структурные преобразования

В первую очередь, необходимо произвести структурные изменения в организациях Укравтодора. Это подтверждается следующими соображениями. Для обеспечения высокого качества дорожностроительных работ необходимо приобретать новую современную технику, которая имеет высокую производительность и стоимость. Но в тоже время ее требуется в значительно меньших

количествах. В настоящее время ремонтом и содержанием дорог государственного значения занимаются все подразделения областных служб в небольших объемах.

Определим необходимое количество техники для выполнения всего годового объема работ по ремонту государственных автодорог. Для этого воспользуемся методикой расчетов фирмы “Wirtgen”, которую она прилагает при поставках своей продукции. В качестве исходных данных были приняты: среднегодовые значения плановой протяженности восстановления участков автодорог государственного значения для всех областных служб автомобильных дорог, кроме Киевской области - 69 км; расчетная толщина слоя асфальтобетона - 14 см; состав смеси - среднезернистая. Марка фрезы - Фреза W-2000 - была выбрана с самой низкой производительностью, а соответственно и ценой.

Результаты расчета показали, что одной машиной выбранного типа можно выполнить весь годовой план. На выполнение работ по результатам расчетов будет затрачено 1123 машино-часа работы фрезы, при среднем показателе продолжительности сезона в Украине около 1600 ч. Таким образом, двумя комплектами машин фирмы

“Wirtgen”, с учетом значительных затрат времени на перебазировку комплектов, можно выполнить годовой план ремонта автодорог государственного значения для всей области.

Отсюда следует, что рациональнее в каждой области создать одно подразделение для ремонта автодорог государственного значения, оснастив его комплектом современных высокопроизводительных машин, вместо планирования десятку подразделений в каждой области этих работ.

Следующая насущная проблема - это состояние службы технической эксплуатации в подразделениях Укравтодора. При такой изношенности парков машин потребность в объемах работ по технической эксплуатации СДМ резко возросли, а структура Укравтодора в настоящее время совершенно не приспособлена для осуществления эффективного обслуживания машин.

В этом плане необходимо решать проблему обеспечения средствами технического обслуживания ремонтные базы тех дорожных предприятий, которые имеют у себя производственные мастерские. Кроме того, необходимо создавать специализированные ремонтные предприятия для качественного выполнения ремонтов техники и региональные склады запасных частей для машин, находящихся в эксплуатации.

Подробному анализу и расчетам необходимого количества средств обслуживания техники для предприятий Укравтодора будет посвящена отдельная публикация. Это вопрос сложный и требует тщательного анализа и решения на достаточно высоком научном уровне, т.к. связан со значительными затратами на оснащение и структурные преобразования.

Выводы

Расчеты необходимого количества техники для выполнения заданных плановых объемов показали, что количество машин в парках подразделений Укравтодора не намного отличается от расчетного, однако, значительная их часть подлежит списанию. Кроме того, часть техники не соответствует современным требованиям технологических процессов к используемым машинам. Поэтому необходимо срочное обновление машинных парков дорожных предприятий, но осуществлять переоснащение их новыми средствами механизации технологических процессов необходимо на основании оптимизационных расчетов. При этом, в обязательном порядке следует учитывать современные тенденции в развитии новых технологий ремонта и содержания автомобильных дорог, происходящие в мировой практике.

Недостаточное выделение финансовых средств для переоснащения дорожных предприятий требует поиска иных форм рационального их использования. Одним из таких мероприятий предлагается структурная перестройка подразделений Укравтодора, в частности, для эффективного решения вопросов ремонта и содержания автомобильных дорог государственного значения.

Литература

1. Булыга В.В., Деревянко С.Н.. Расчет потребно-

сти в машинах для строительства автомобильных дорог по укрупненным нормативам. // Вестник ХНАДУ / Сб.научн. тр. - Харьков: Изд-во ХНАДУ. - 2000. - Вып. 5. - С.133-136.

2. 1нформащя про наявшсть основних дорожньо-

будiвельних машин в Державнш службi ав-томоб№них дор^ Украши. - Кшв: Укравто-дор, 2003.

3. Державна Програма розвитку дорожнього гос-

подарства Украши на 2005-2007 роки. - К.: Укравтодор. 2004. - 43 с.

Рецензент: В.В. Ничке, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 30 января 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.