Развитие АПК
ПЕРСПЕКТИВЫ ОТРАСЛЕВОЙ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
А.Е. ИЛЬИН,
доктор экономических наук, доцент
Г.В. ИЛЬИНА,
старший преподаватель Курская государственная сельскохозяйственная академия
Как известно, переходная экономика внесла много нового в механизм формирования и распределения фонда материального стимулирования на предприятиях сельского хозяйства. Наряду с традиционными системами и формами оплаты труда появились новые, ориентированные на дальнейшее углубление хозяйственного расчета и самофинансирование.
Однако использование сельскохозяйственными предприятиями при организации системы оплаты труда в качестве основы Единой тарифной сетки (ЕТС) становится камнем преткновения. Это обусловлено тем, что в ходе повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума наметилась тенденция к сдерживанию роста средней заработной платы в экономике путем снижения тарифных коэффициентов.
Из-за ограниченности средств в бюджете тарифные коэффициенты ЕТС с 1992 по 2006 г. пересматривались 7 раз. В результате произошло сглаживание дифференциации тарифных ставок путем сжатия диапазона значений тарифных коэффициентов с 10,07 до 4,50. Таким образом, Правительство РФ, по мнению многих экономистов, стремилось ослабить нарастающую дифференциацию оплаты труда, приостановить инфляцию и сократить расходы бюджета на социальную сферу. При этом необходимо отметить, что это привело к ослаблению мотивации труда и снижению связи заработной платы с результатами труда. При низком уровне тарифной ставки 1-го разряда заработная плата работников до 12-го разряда, как в Курской
области, так и в целом по России, находится на уровне ниже прожиточного минимума. Этот процесс неизбежно ведет к выравниванию заработной платы работников разной квалификации, в то время как дифференциация тарифных ставок должна способствовать обратному процессу.
Формирование заработной платы работников сельского хозяйства на основе ЕТС обусловило снижение уровня их номинальной заработной платы ниже величины прожиточного минимума. Следует отметить, что снижение заработной платы произошло в 1999 г. с введением новых тарифных ставок при неизменной ставке первого разряда и росте прожиточного минимума в результате кризиса 1998 г.
Недостатки применения ЕТС свидетельствуют о необходимости построения отраслевой тарифной сетки для сельскохозяйственных предприятий.
В целях безболезненного перехода к отраслевой тарифной системе мы считаем оправданным оставить число разрядов и порядок их присвоения работникам, действующий применительно к ЕТС. Это также обусловлено тем, что сокращение числа разрядов будет создавать предпосылки для уравнительности в оплате труда, поскольку не будут учтены в достаточной степени различия между должностями.
Не менее важным при разработке тарифной сетки является обоснованное установление разрядных (тарифных) коэффициентов. Степень возрастания коэффициентов должна быть увязана со степенью возрастания сложности работы, степенью
ответственности и т. д. По мнению специалистов, во многих случаях целесообразно применение прогрессивного повышения тарифных ставок, когда по мере возрастания разряда увеличивается не только абсолютное, но и относительное значение коэффициента. Это способствует росту заинтересованности работников в повышении своего образовательного уровня, в выполнении более сложных работ, в проявлении инициативы и т. д.
При построении ЕТС в России использован смешанный вариант, при котором абсолютное и относительное возрастание происходит как регрессивно, так и прогрессивно. Относительное возрастание тарифных коэффициентов в ЕТС сочетает в себе постоянный метод в пределах профессиональных групп и регрессивный метод по отношению к межгрупповым различиям.
Необходимо отметить непоследовательность при построении ЕТС, как действовавшей в 2005 г., так и введенной в 2006 г., и установлении тарифных коэффициентов, которая прослеживается при рассмотрении значений абсолютного возрастания (см. рисунок). Так, если с 1-го по 4-й разряды рост тарифных коэффициентов происходит прогрессивно на минимальную величину, то с 5-го по 11-й разряды прогрессивный рост увеличивается, что, несомненно, является большим стимулом для повышения разряда работника и свидетельствует о росте его квалификации. Однако дальнейшее снижение абсолютного возрастания тарифных коэффициентов не совсем обосновано. В результате рост заработной платы работников 12 — 13 разрядов не превышает межразрядного роста работников 11 разряда.
При построении тарифной сетки для сельскохозяйственных организаций авторами использован прогрессивный метод изменения абсолютных значений тарифных коэффициентов. При этом были выделены 3 уровня изменений: с 1-го разряда по 8-й разряд; с 9-го разряда по 14-й разряд; с 15-го разряда по 18-й разряд.
Такой подход был обусловлен более интенсивным изменением качества рабочей силы с ростом тарифного разряда. Поэтому темп роста тарифных коэффициентов с ростом разрядов возрастает. Так, если на первом уровне рост абсолютных изменений тарифных ко-
1,2
1
0,8
0,6
0,4
0,2
0
эффициентов составляет 0,01, то на втором — 0,02. При этом на третьем уровне абсолютное возрастание тарифных коэффициентов с ростом разряда составляет 0,03. По нашему мнению, это будет способствовать росту стимулирования работников к повышению своей квалификации.
Более того, увеличение соотношения тарифной ставки 1-го разряда и 18-го разряда до 5,05 позволит сформировать уровень доходов работников, обеспечивающий расширенное воспроизводство рабочей силы (табл. 1).
На наш взгляд, формирование системы материального стимулирования труда работников должно включать не только переход на отраслевую тарифную сетку, но и установление тарифной ставки 1-го разряда на уровне прожиточного минимума.
Основой установления тарифной ставки 1-го разряда во многих странах выступают общегосударственные нормативы, важнейшим из которых является минимальный размер оплаты труда. В России многие предприятия, освободившись от государственного вмешательства, в процессе за-рплатообразования при построении собственных систем также используют минимальный размер оплаты труда. Однако низкий уровень минимальной заработной платы в основе тарифной системы не позволяет повысить ее эффективность. Поэтому при переходе на отраслевую тарифную сетку необходимо пересмотреть процесс установления тарифной ставки 1-го разряда, которая должна ус-
т—I—I—г
13 14 15 16 17 18
Тарифные разряды
Абсолюные изменения тарифных коэффициентов ETC 2005 г. Абсолюные изменения тарифных коэффициентов ETC 2006 г.
Абсолютные изменения тарифных коэффициентов ЕТС
Таблица 1
Предлагаемые тарифные разряды и коэффициенты для работников сельскохозяйственного производства
Тариф- Тариф- Категории и профессии работников
ные ные Рабочие Рабочие Механизаторы, Брига- Специа- Начальни- Главные спе- Руководи-
разряды коэффициенты растениеводства животноводства водители автомобилей диры листы ки цехов циалисты тели предприятий
1 1 1
2 1,12 1,12 1,12
3 1,25 1,25 1,25
4 1,39 1,39 1,39
5 1,54 1,54 1,54 1,54
6 1,70 1,70 1,70 1,70
7 1,87 1,87 1,87
8 2,05 2,05 2,05 2,05
9 2,25 2,25 2,25 2,25
10 2,47 2,47 2,47 2,47 2,47
11 2,71 2,71 2,71 2,71
12 2,97 2,97 2,97
13 3,25 3,25 3,25
14 3,55 3,55 3,55
15 3,88 3,88 3,88
16 4,24 4,24 4,24
17 4,63 4,63
18 5,05 5,05
танавливаться не на основе минимального размера оплаты труда, а на базе величины прожиточного минимума.
За анализируемый период соотношение между тарифной ставкой 1-го разряда в сельском хозяйстве Курской области и прожиточным минимумом с 1998 г. по в 2005 г. практически не изменилось. В этой связи очевидно, что введение отраслевой тарифной сетки следует проводить одновременно с введением механизма установления тарифной ставки 1-го разряда.
Процесс реформирования в области установления тарифной ставки 1-го разряда, на наш взгляд, должен проходить в 2 этапа:
1) доведение тарифной ставки 1-го разряда до величины прожиточного минимума;
2) создание механизма установления тарифной ставки 1-го разряда.
Первый этап призван посредством повышения тарифной ставки 1-го разряда до величины прожиточного минимума вернуть ее функции, утраченные в процессе реформирования экономики. В целях достижения ощутимого для населения и экономики эффекта данный этап не должен превышать пяти лет. Повышение следует проводить ежегодно в виде серии равных платежей.
При этом обязательно должен учитываться уровень инфляции, что связано с зависимостью
уровня прожиточного минимума от роста цен. Так, при планируемом уровне инфляции размеры повышения тарифной ставки 1-го разряда должны быть скорректированы в среднем на 7 % роста прожиточного минимума, что позволит избежать снижения реальной величины тарифной ставки 1-го разряда. В связи с этим ежегодный прирост тарифной ставки 1-го разряда составит 622 руб. [(3830,4 руб. -720 руб.) / 5лет] (табл. 2).
Второй этап реформирования предполагает создание механизма, обеспечивающего поддержание соотношения между тарифной ставкой 1-го разряда и величиной прожиточного минимума. Механизм должен включаться при отклонении величины минимальной заработной платы от уровня прожиточного минимума более чем на 5 %, что позволит корректировать тарифную ставку 1 -го разряда путем небольших повышений. Таким образом, увеличение тарифной ставки 1-го разряда приведет к повышению материального стимулирования труда работников на базе роста основной заработной платы.
Анализ зависимости средней заработной платы по тарифным ставкам работников сельского хозяйства Курской области от изменения ставки 1 -го разряда за 1992 — 2005 гг. позволил сделать вывод, что при росте тарифной ставки 1-го разряда на 1 руб. средняя заработная плата работников сель-
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
185
Таблица 2
Показатели размеров прожиточного минимума и тарифной ставки 1-го разряда в Курской области согласно проекту
Наименование Годы
показателя 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Уровень инфляции, % 7 7 7 7 7 7
Величина прожиточного минимума на одного трудоспособного в месяц, руб. 2 731,0 2 922,2 3 126,7 3 345,6 3 579,8 3 830,4
Повышение величины прожиточного минимума, руб. - 191,2 204,6 218,9 234,2 250,6
Тарифная ставка 1 разряда, руб. 720 1 342,0 1 964,0 2 586,0 3 208,0 3830,0
Повышение тарифной ставки 1 разряда, руб. - 622 622 622 622 622
Соотношение тарифной ставки 1 разряда и прожиточного 26,4 45,9 62,8 77,3 89,6 100,0
минимума, %
Средняя заработная плата по тарифным ставкам работни- 2 045,31 3 193,8 4 156,0 5 011,5 5 795,0 6 525,4
ков сельского хозяйства
ского хозяйства повышалась на 0,65 руб. Такая сильная связь обусловлена низким уровнем заработной платы работников сельского хозяйства и построением заработной платы на основе ЕТС.
Выявление тесноты связи позволило спрогнозировать изменение средней заработной платы работников сельскохозяйственных организаций Курской области до 2010 г. при введении отраслевой тарифной сетки и повышении тарифной ставки 1 -го разряда до величины прожиточного минимума.
Проведенные расчеты свидетельствуют, что при реализации предложенных мероприятий по совершенствованию тарифной части фонда заработной платы произойдет существенный рост уровня жизни работников сельского хозяйства. Так, к 2010 г. по сравнению с 2005 г. средняя заработная плата работников сельского хозяйства по тарифным ставкам увеличится в 3,2 раза и составит 6 525,4 руб. В результате ее уровень превысит величину прожиточного минимума в 1,7 раз.
Таким образом, переход к отраслевой тарифной системе с построением механизма установления тарифной ставки 1-го разряда позволит повысить
материальное стимулирование труда работников сельского хозяйства и качество их жизни и на этой основе будет способствовать улучшению демографической ситуации на селе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2003 г. № 775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».
2. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
3. Воробьева Е. Тарифное нормирование заработной платы // АКДИ «Экономика и жизнь». 2001. № 16.
4. Родионова Н. Почему большинство россиян мало зарабатывает // Человек и труд. 2005. № 11.