УДК 336
И. А. Гусарова, А. А. Сагдеева
ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ НЕФТЕГАЗОКОНДЕНСАТНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ШЕЛЬФА КАРСКОГО МОРЯ
Ключевые слова: запасы нефти, добывающие скважины, санкции.
Российская часть Арктического материкового склона является одним из наиболее перспективных районов Карского моря, в связи с этим программа освоения шельфа российской Арктики является важной государственной стратегической задачей. Старт бурения в Арктике заложит основу масштабной программы развития береговой линии. Запланировано строительство новых морских терминалов, сети железнодорожных и автомобильных магистралей, а вместе с этим - и создание более двух тысяч новых рабочих мест.
Keywords: oil reserves, production wells, sanctions.
The Russian part of the Arctic continental slope is one of the most perspective regions of the Kara Sea, in this regard the program of development of the shelf of the Russian Arctic is an important national strategic objective. Start of drilling in the Arctic will lay the foundation of the large-scale program of development of the coastline. Construction of new sea terminals, networks of railway and automobile lines is planned, and together with it is also creation more than two thousand new workplaces.
Нефтяная компания «Роснефть» приступила к реализации проектов в Карском и Баренцевом морях, получив в 2010 г. 4 лицензии на изучение шельфа арктических морей: три из них - на участки в Карском море, Восточно-Приновоземельские - 1, 2 и 3 и одну лицензию на Южно-Русский участок в Печорском море. Ресурсы перечисленных участков оцениваются в 21,5 млрд. тонн нефтяного эквивалента.
Карское море является продолжением Западно-Сибирской нефтегазовой провинции, обеспечивающей 60% текущей добычи нефти в стране. Глубина моря составляет 40-350 м, сложная ледовая обстановка (лед 270-300 дней в году), температура зимой - до минус 46° С, толщина льда -1,2-1,6 метров. Приновоземельские участки Карского моря исследованы с помощью методов 2Д сейсмики. Оценочные извлекаемые ресурсы нефти по трем участкам - 6,2 млрд. т, ресурсы углеводородов - до 20,9 млрд. т нефтяного эквивалента [1].
В результате изучения геологического строения Южно-Карского бассейна выделен ряд крупных перспективных структур - таких как Университетская, Викуловская, Татариновская, Рождественского, Кропоткинского, Рогозинская, Розевская, Восточно-Анабарская, Матусевича, Вилькицкого.
В 2012 по 2016 гг. запланировано дальнейшее изучение Приновоземельских участков методами сейсмики 2Д и 3Д. Первую поисковую скважину планируется пробурить в 2015 году.
После проведённого «Роснефтью» анализа выяснилось, что общие запасы сырья в структуре «Университетская-1» (участок «Восточно-Приновоземельский-1») составляют около 1,3 млрд. тонн нефтяного эквивалента (н.э.) Если говорить о запасах всех трёх «Восточно-Приновоземельских» участков, то они просто колоссальны. По самым скромным подсчётам это около 87 млрд. баррелей лёгкой нефти.
В «Роснефти» говорят, что такая ресурсная база Карского шельфа по своим объёмам
сопоставима со всей нынешней ресурсной базой Саудовской Аравии и превосходит объёмы нефтегазоконденсатных месторождений
Мексиканского залива и арктического шельфа Канады и Аляски. Трансформируя указанные объёмы в денежный эквивалент при учёте нынешней стоимости барреля нефти (9798 долларов), можно получить сумму примерно в 8,5 трлн. долларов.
После аналитических выводов «Роснефти» о ресурсной базе Карского шельфа все осознали, что Россия с нынешнего 6-7 места по уровню разведанных запасов нефти автоматически (и главное - официально) переходит в первую тройку нефтевладельцев мира. Впереди только Венесуэла (около 295 млрд. баррелей) и Саудовская Аравия (260 млрд баррелей). У России вместе с карскими богатствами теперь около 175 млрд. баррелей.
Очевидно, что один только факт вхождения России в первую тройку стран мира по уровню запасов нефти при одновременной второй позиции России по уровню добычи «чёрного золота» (первое - у Саудовской Аравии) даёт государству дополнительные рычаги на мировом нефтяном рынке. Конечно, инновации - перспектива хорошая, но ведь было бы реально глупо в нынешних условиях давления на Россию взять и отказаться от использования нефтяных рычагов.
«Роснефть» и Exxon договорились о сотрудничестве в 2011 г. Компании подписали соглашение об освоении трех Восточно-Приновоземельских участков Карского моря. Exxon будет предоставлять финансирование на условиях carry: l0o% первых $1,7 млрд на геологоразведку, 50% следующих $500 млн, далее 33,3%, говорилось в презентации «Роснефти» к отчету за II квартал 2014 г. Но из-за санкций Exxon вынуждена свернуть работы по этому проекту к 10 октября 2014 года.
Минэнерго и сама Роснефть уверяют, что в состоянии продолжить бурение на арктическом шельфе и без американцев. Уход ExxonMobil усложнит, но не остановит проекты в Арктике. Особенно когда первая же поисковая скважина
привела к обнаружению нового крупного месторождения «Победа».
Российская сторона в 2015 году сможет проводить бурение в Карском море, даже если американская ExxonMobil прекратит работу по проекту. В этом уверил в понедельник замминистра энергетики России Кирилл Молодцов. По его словам, Россия способна самостоятельно, за счет принадлежащих российским компаниям буровых платформ обеспечить в 2015 году необходимые работы на месторождении в Карском море, где Роснефть открыла крупное месторождение нефти и газа.
Санкции США, запрещающие
предоставлять нефтесервисные услуги России, вступили в силу с 26 сентября 2014 года. В этот же день Роснефть торжественно остановила бурение на самой северной скважине, хотя изначально собиралась бурить до конца октября. Однако, как оказалось, компания добилась успеха: за рекордные полтора месяца бурения здесь была обнаружена нефть высокого качества, а также запасы газа.
Эта «легкая нефть даже по первичным результатам анализа сопоставима с сортом Siberian Light», заявил глава Ронефти Игорь Сечин. «Предварительная оценка ресурсной базы только по этой первой открытой нами ловушке - 338 млрд кубометров газа и более 100 млн тонн нефти, а это лишь одна из структур на данном месторождении. Это уникальный результат при первом поисковом бурении на шельфе на абсолютно новом месторождении», - подчеркнул он. [3]
Это не крупнейшее, но довольно крупное месторождение. Для сравнения, доказанные запасы месторождения Требса и Титова составляют 140 млн тонн нефти. Той же Башнефти при ежегодной добыче в 15 млн тонн запасов одной «Победы» хватило бы на семь лет без учета добычи в других местах. В рамках страны «Победа» способна покрыть пятую часть годовой добычи нефти в России (520 млн тонн нефти в год). При этом у «Победы» также имеются и газовые запасы. Но когда Россия подтвердит разведкой все запасы нетрадиционных видов углеводородов, в том числе на шельфе, она может занять первое место в мире по запасам.
Однако когда Минэнерго и Роснефть говорят о том, что Россия сможет самостоятельно продолжить бурение в Карском море, они абсолютно не лукавят. Выход американцев из проекта - это не очень хорошо, но это далеко не катастрофа. Разведку Россия потянет и сама. А когда придет время для коммерческого бурения, имеет все возможности подготовиться к этому.
«Полностью без «западных» технологий и оборудования полноценное освоение вряд ли возможно, - соглашается вице-президент Ассоциации нефтегазосервисных компаний Югры Виктор Хайков. - Но нужно понимать, что «западными» технологиями обладают не только компании, которые попадают под ограничения по
сотрудничеству с Россией». Во-первых, есть чисто российские буровые платформы, которые могут быть задействованы для дальнейшей работы, говорит эксперт [3].
Во-вторых, ряд компаний зарегистрированы в иных юрисдикциях, например Nord Atlantic Drilling, которая осуществляла фактическое бурение. Роснефть летом купила 30% этой компании, которая сама зарегистрирована в офшоре и под санкции не попадает.
Некоторые компании, по его словам, могут поставлять технологии и оборудование обходным путем - через третьи страны. Вот Eni и Statoil, например, пока не высказывают свою позицию по этому вопросу. Кроме того, открытое смешанное месторождение «Победа», имеющее и нефтяной, и газовый базис, относится к стратегическим [3].
Санкции только отодвигают по срокам реализацию этого проекта и уменьшают продуктивность, увеличивают затраты. У американцев более авангардные решения, технологическая база и опыт, поэтому мы и хотели с ними сотрудничать. Если бы мы продолжили с ними работать, эффективность была бы выше, а затраты -меньше. Однако это совершенно не значит, что мы не способны самостоятельно или с другими партнерами из Китая, Японии и Кореи выйти на разработку шельфа.
Кроме того, Минпромторг принял решение о создании нефтесервисной компании, объединяющей всю отечественную отрасль, государство и бизнес, с целью консолидации игроков. Это позволит нарастить производственные возможности и обеспечить нефтяников оборудованием в течение двух-четырех лет. Это решение свидетельствует о твердой политической воле в этом направлении, что, в свою очередь, не делает выход ExxonMobil из проекта шокирующим. Поэтому, если при поддержке государства Роснефть приступит к промышленному бурению на «Победе» своими силами, это обозначит серьезность намерений России по освоению шельфа, позволит удержать России одну из лидерских позиций в нефтегазовой сфере и снизит влияние санкций.
Литература
1. Гусарова И.А., Сагдеева А.А, Авилова В.В., Парфирьева Е.Н. Перспективы активизации использования углеводородного сырья путем освоения нефтегазовых ресурсов шельфа / И.А. Гусарова,
A.А. Сагдеева, В.В. Авилова, Е.Н. Парфирьева - Вестник Казанского технологического университета, № 21.-Казань: Изд-во КГТУ, 2013.
2. Гусарова И.А., Сагдеева А.А, Авилова В.В., Парфирьева Е.Н. Актуальность освоения нефтегазовых ресурсов шельфа / И.А. Гусарова, А.А. Сагдеева,
B.В. Авилова, Е.Н. Парфирьева - Вестник Казанского технологического университета, № 17.- Казань: Изд-во КГТУ, 2013.
3. Самофалова О. Внезапная «Победа» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.vz.ru/economy/2014/9/29/708033.html
© И. А. Гусарова - канд. эконом. наук, доцент каф. экономики КНИТУ, [email protected]; А. А. Сагдеева - канд. эконом. наук, доцент каф. экономики КНИТУ.
© 1 A. Gysarova - Candidate of Science (Economy), KNRTU, [email protected]; A. A. Sagdeeva - Candidate of Science (Economy), KNRTU.