Научная статья на тему 'Перспективы образовательного Интернет-телевидения'

Перспективы образовательного Интернет-телевидения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1142
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ПОДКАСТОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ВИДЕО ПО ЗАПРОСУ / УЧЕБНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / EDUCATIONAL TELEVISION / INTERNET TELEVISION / PODCASTING / VIDEO ON DEMAND / WEBCASTING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Латенкова Вера Михайловна

В работе дано обоснование перспектив развития системы образовательного телевидения на базе современных технологий Интернет-вещания. Рассматривается типология Интернет-телевидения, его современное состояние, особенности и формы представления образовательного контента. В работе затронуты проблемы специфики аудитории Интернет-телевидения, особенности потребительской активности, демографические характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of educational internet-television

The work substantiates the perspectives for the development of a system of educational television using modern technologies of webcasting. The article considers the typology of the Internet-television, its current state, and the specifics and forms of presentation of its educational content. In this article the problems of the Internet-television audience's specificities, the particularities of the consumer's activity, and their demographic characteristics are viewed.

Текст научной работы на тему «Перспективы образовательного Интернет-телевидения»

чаемым возможность формирования индивидуальной образовательной траектории и воплощающая общую концепцию обучения в течение жизни, а также методология перехода от пассивной (репродуктивной) передачи знаний к обучению студентов самостоятельно приобретать эти знания.

4. С целью повышения качества следует вести постоянный мониторинг качества компетенций и планировать корректирующие воздействия.

Литература

1. Семенова Г.П. Педагогические и организационные проблемы эффективности сочетания безотрывных форм образования взрослых. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2009. 255 с.

2. Помпеев К.С., Одинцова Л.В., Яблочков

Е.Н. Использование реального и виртуального лабораторного комплекса // Материалы международной научно-практической конференции «Механизмы научного и кадрового сопровождения инновационного развития предприятий в региональных экономических системах. 14— 15 апреля 2010 г. СПб., 2010.

3. Семенова Г.П., Стрижаченко А.И., Семе-

нов Д.М., Скоробогатова О.А., Матюхин А.Б. Применение облачных вычислений при создании университетского виртуального лабораторного комплекса // Материалы международной научно-практической конференции...

4. Пресс И.А. Педагогическое сопровожде-

ние учебного процесса в современной высшей школе: преподаватель-тьютор // Материалы международной научно-практической конференции.

SEMYONOVA G. ENGINEERING STUDENTS TRAINING BY MEANS OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES

The experience in training engineering students using distance learning technologies is described.

Keywords: distance learning technology, quality management system, engineering education, distributed audience, competence.

Перспективы

вм. латшкова, соискатель образовательного

ИПК работников ТВ и РВ жж ^

Интернет-телевидения

В работе дано обоснование перспектив развития системы образовательного телевидения на базе современных технологий Интернет-вещания. Рассматривается типология Интернет-телевидения, его современное состояние, особенности и формы представления образовательного контента. В работе затронуты проблемы специфики аудитории Интернет-телевидения, особенности потребительской активности, демографические характеристики.

Ключевые слова: образовательное телевидение, Интернет-телевидение, подкас-товое телевидение, видео по запросу, учебное телевидение.

Проблемы, которые ставит перед науч- туация с вещанием в Интернете традици-

ным сообществом и практиками традици- онных эфирных телевизионных каналов. В

онных средств массовой информации муль- этом отношении особые перспективы суще-

тимедийная среда Интернет, очень разно- ствуют у образовательного телевидения -

образны. Наиболее концептуально неопре- системы, вытесненной из телевизионного

деленной, по всей видимости, является си- эфира коммерческим вещанием в начале

90-х годов прошлого века. Между тем именно в условиях реформирования системы образования телевидение становится эффективным и востребованным средством,интегрированным в эту систему. Образовательное телевидение в сети Интернет имеет множество преимуществ, поскольку, с одной стороны, его методология вполне утилитарна и востребована наиболее радикальной в отношении Интернета аудиторией (студенческий возраст), а с другой - видеоподкастинг и иные его формы легко адаптируют именно образовательную информацию.

Прежде всего следует определиться в формах современного телевидения, транслируемого или размещаемого в глобальной сети.

Наиболее сложившейся в структуре традиционных телеканалов является система «телевидение в сочетании с Интернет-вещанием». Реализуя фактор интернетизации, выделяемый в теории как один из факторов развития СМИ, телеканалы прошли путь от создания сайтов, расширяющих аудиторию за счет новой формы репрезентации в информационном пространстве, до полноценного Интернет-вещания (прямопоточного, трансляционного) и создания объемных архивов программ.

Очевидно, что Интернет-СМИ (будь то газеты, которые во всем мире испытывают тиражный кризис и вынуждены переходить на электронную платформу, или радиоканалы, первыми нашедшие себя в подкастинге) получают за счет электронного носителя целый ряд коммерческих, но ни в коей мере не эстетических преференций. По сути дела, ставка при этом делается на зрительскую активность за счет расширения доступности, но не за счет вовлечения новых эстетических ресурсов. Трансляция в Интернете в определенной мере вовлекает в «телесмотрение » ту часть аудитории, которая, по наблюдениям социологов, все больше покидает традиционный эфирный прайм-тайм. Американская исследовательская компания Integrated Media Measure-

ment Inc. опубликовала данные, согласно которым до 20% всех просмотров сериалов и телешоу происходят сегодня в Интернете. «Это гораздо более значительная доля, чем процент потребителей, которые смотрят телепрограммы посредством записи на цифровой магнитофон. Т аким образом, отмечают в IMMI, значительная доля онлайновой аудитории сегодня смотрит телешоу не по телевизору» [1]. Образовательные каналы в этом смысле едва ли имеют особую специфику по отношению к иным, однако реализуют новые возможности в полной мере.

Весьма современной формой on-line-ве-щания является система видео по запросу (Video On Demand - VOD), технология которого не идентична, но весьма схожа с технологиями широкополосного Интернета. Возможность получения желаемого контента по подписке сегодня предоставляют сети кабельного телевидения как опцию к традиционному вещанию. Специфика оптоволоконных и проводных кабельных сетей заключается именно в комплексности предложения услуг. В связи с этим интеграция образовательного контента в технологии VOD - это проблема не самой технологии, а образовательной системы, которая предусматривает использование телевидения по запросу (то есть самопрограммирование потребителем процесса телесмотрения) как часть дидактических мероприятий.

Третьей перспективной формой существования телевидения в Интернете можно считать Интернет-телеканал, который реализует все перечисленные формы доставки контента аудитории: развитый архив телепрограмм, потоковое вещание (трансляцию), Интернет-магазин, позволяющий приобрести желаемое видео и подписку на контент. Растущая популярность именно такой формы Интернет-телевидения свидетельствует об одном обстоятельстве, которое можно счесть весьма существенным в перспективе. Онлайн-вещание снижает значимость, а то и вовсе устраняет из ин-

формационного поля устройства видеозаписи, которые, в силу специфики работы с удаленным сервером, становятся лишним звеном цепи «вещатель - аудитория». По сути дела, оно ставит точку в процессе «ви-деомагнитофонного бума» в любой его -магнитной, оптической или Flash - интерпретации. Очевидно, что именно это обстоятельство делает Интернет-канал особо востребованным именно в системе образования разного уровня, поскольку позволяет использовать всевозможные телевизионные ресурсы в процессе обучения, интегрируя их по желанию преподавателя в структуру занятия любого типа, на любом этапе и в оптимальном объеме без громоздкого видеозаписывающего оборудования или специально оборудованных мультимедиа-аудиторий.

Именно это преимущество во многом снимает с повестки дня проблему традиционного для российской высшей школы нерационального распределения капиталовложений. Как отмечает президент СГА профессор М.П. Карпенко, «капиталовложения в вуз в среднем распределены следующим образом: 98,2% - здания и сооружения, 1,8% - библиотека, лабораторное и информационное оборудование. При этом российские нормативы учебных площадей в 3-5 раз выше, чем в Западной Европе и США». Использование сетевых технологий минимизирует расходы в информационную систему. Особое место в российском сегменте занимает общероссийский образовательный телеканал Современной гуманитарной академии (www.sgutv.ru), который обладает и системностью, и востребованностью, и достаточным содержательно-образовательным ресурсом, а также реализует принцип электронного обучения (ЭО), который «предусматривает индивидуальное обучение каждого студента через Интернет с помощью учебных материалов и продуктов, выложенных на сайт (портал) базового вуза» [2, с. 94].

Достаточно эффективно работает недавно созданный (1 сентября 2009 г.) образова-

тельный портал UniverTV, который позиционируется как аналог популярных западных порталов, подобных сайтам Калифорнийского университета в Беркли (http:// webcast.berkeley.edu/courses.php), Массачусетского технологического института (http:/ /ocw.mit.edu/) и международного консорциума университетов OpenCourseWare (OCW), в который входит около 160 университетов из более чем 20 стран. Газета «Троицкий вариант» в майском номере текущего года сообщает и о структуре посещений этого сайта пользователями, анализ которой показывает немалую его востребованность. «Около 70% посетителей приходят из России (33% из которых - Москва, 13% - Петербург, остальные 54% - регионы), 10% посетителей - из Украины, по 2%

- из Белоруссии и Казахстана. Остальные 15% посещений составляют русскоязычные граждане за рубежом» [3, с. 11].

Однако, несмотря на преимущества названных форм телевидения в Интернете, наиболее популярным в молодежной среде сегодня является подкастинг, или под-кастовое вещание.

Подкастинг, или подкаст, - производное от названия популярного плеера фирмы Apple iPod и слова broadcasting - повсеместное широкоформатное вещание, выпуск в эфир. Оно введено в коммерческий оборот в 2005 г. американцем Адамом Кэрри, за что он был удостоен премии журнала Wired. Само подкастовое телевидение появилось в Интернете на год раньше, в 2004 г., но имело формат скорее экспериментальный, нежели коммерческий. Фирма Apple, оценив новинку Адама Керри, встроила в популярный медиаинтегратор iTunes, связанный с iPod по сети, функцию загрузки подкастов через RSS-ленту. Таким образом, в одном устройстве был реализован принцип мультимедийной интеграции, при которой потребитель сам выбирает не только содержание потребляемого медиапродукта, но и его формат. Основным достоинством подобной интеграции стала полная доступность контента

- как в получении, так и просмотре, а с учетом технических характеристик устройства (компактности и качества экрана) превратило это достоинство в новый формат отношений с аудиторией. Традиционно локализованное по просмотру телевидение приобрело свойства, онтологически характерные для радио - возможность просмотра в фоновом режиме. «Ненавязчивые короли навязчивого царства», как окрестил телегероев Перри Комо, перешли в персональное пользование на экран и в наушники удобного, носимого наладонника Apple. Так осуществляется концепция М. Маклюэна о возрождении визуальной структуры «абстрактного Индивидуального Человека» [4, с. 361], синестезии, объединяющей чувства и воображение в одном приватно потребляемом действе, что ранее, в досетевой период, казалось недостижимым.

Проведенный в 2007 г. IBM Institute for Business Value анализ, показывает, что потребительское отношение к видеоконтенту в сети идет по пути как роста количества обращений, так и разнообразия потребляемого содержания, которое спонтанно наращивается не только за счет профессиональных телекомпаний, но и самими пользователями. Здесь реализуется та самая Мак-люэновская синестезия, которой в полной мере обладает традиционное радио и блог. Как сообщает ресурс «Медиареволюция», «самые популярные видеосайты - те, которые поддерживают user-generated (то есть созданный самим пользователем) контент. YouTube и аналогичные ресурсы выбрали 39% опрошенных во всем мире. Существенную долю на этом рынке также занимают сайты телеканалов (33%), поисковые системы (32%) и социальные сети (28%)» [5] . Понятно, что эти данные говорят о возникновении в сети конкуренции подкастов с традиционным телевидением, что подтверждается и ростом средств, затрачиваемых на рекламу.

При этом исследователи четко отмечают рост популярности подкастового кон-

тента (профессионального или любительского), построенного по инструктивному типу (по сути дела, образовательного), в частности, в сфере IT-технологий, программного обеспечения, утилитарной сферы (“как сделать”, “как определить”, “как добиться” и т.д.). Стремление к телевизионной визуализации образовательного содержания является естественным следствием дидактических принципов, декларируемых со времен Яна Коменского, поскольку для обучения «необходимо наглядно представлять не только то, что дано для непосредственного восприятия чувствами,но и то, что выражается абстрактными законами и моделями” [6, с. 62].

В практическом смысле следует отметить и стремительно растущее число сугубо образовательных подкастов (видео «Спроси у астронома», Биология 2120 -лекции по анатомии и физиологии, подкаст «Английский как второй язык», Photoshop TV, Подкаст Мэтта «Сегодняшний день в истории», Химия 1A - введение в химию, Apple Podcasting Server, образовательные подкасты в iTunes и т.п.). Отечественные теоретики и практики высшего образования отмечают, что электронные образовательные технологии сегодня востребованы комплексно, в целом спектре образовательных программ. Как считает В.А. Болотов, вице-президент Российской академии образования, он-лайн-технологии применимы «не только для обучения студентов, но и в программах повышения квалификации, программах подготовки и переподготовки кадров... если учесть еще и масштабы России» [7, с. 52-53].

Следует полагать, что при увеличении комфортности и доступности потребления подкастов - в первую очередь на платформе смартфонов и портативных лэптопов (NetBook, планшетных компьютеров и т.п.)

- и с развитием мобильного Интернета по технологии 3G и 4G, уже доступной и в России, именно подкаст может стать очень востребованным в качестве системного образовательного носителя. Если учесть, что

Интернет-аудитория моложе аудитории телевидения (25-34 и 45-55 лет соответственно, по данным той же IMMI), то здесь еще срабатывает и фактор возрастной дифференциации потребителя. Практика «телесмотрения » в Интернете такова, что обращение к контенту не требует просмотра от начала до конца или поиска желательного эпизода путем перемотки на магнитном или оптическом носителе - содержание Интернет-ресурса, как правило, сегментировано 10-15-минутными фрагментами (такова, например специфика популярного подкаст-ресурса YouTube). Функциональность такого видеосерфинга дает потребителю значительно больше степеней свободы, обогащая его элементами интерактивности на стадии выбора содержания, избавляет его от потребности в программировании записывающего устройства, то есть вносит в просмотр элементы интуитивности, инсайтного ситуативного выбора.

Обладая именно этим недостижимым для эфирных каналов свойством, образовательное телевидение в Интернете создает особые предпосылки для будущего развития. Аудитория сталкивается в сети с особым типом потребления интерактивного видеоконтента. С точки зрения психологии потребления оно идентично посещению супермаркета, в котором есть не только то, что мы планируем приобрести, причем в большом ассортименте, но и многое из того, что мы приобретать не планировали, но кладем в корзину только благодаря удобной выкладке товара на стеллаже. При этом специалистам уже становятся понятны и направления будущего развития сетевых видеоресурсов. «По мере того, как широкополосный доступ в Сеть становится повсеместным и повышается доступность высококачественного контента, мы начинаем лучше понимать то, что именно аудитория ищет в Интернете и как она хочет смотреть этот контент, - считает эксперт Blinkx.

- Онлайновое телевидение не должно просто повторять эфирное телевидение» [8].

Таким образом, образовательные ресурсы имеют все основания стать востребованными по мере развития Интернет-вещания одними из первых. Дидактическая выстро-енность, визуальная доминанта «холодного» телевизионного сообщения имманентны как традиционному телевидению, так и сетевому - в этом отношении они изначально равноправны. «Цифровое телевидение, при условии интеграции с сетевыми технологиями, в этом отношении весьма перспективно, поскольку существующие образовательные и просветительские ресурсы легко впишутся в многоканальный контекст новой телевизионной системы», - пишет исследователь образовательного ТВ, по сути дела, фиксируя реально происходящие процессы [9, с. 81].

Добавим, что реализация этой функции началась достаточно активно. Уже сейчас существует множество специализированных образовательных и просветительских видеоресурсов, которые в потенции могут обеспечить за счет разнообразия контента самый широкий диапазон просветительских ожиданий.

Таким образом, если отвечать на вопрос о целях интеграции телевидения в глобальную сеть, то следует рассматривать как его возможности, так и функциональность. В этом отношении приведенные аргументы доказывают, что у самого процесса выхода образовательного телевидения в сеть есть множество оснований, поскольку традиционные взаимоотношения его с аудиторией неизбежно меняются под влиянием новой технологии, которая по своей природе потенциально намного более функциональна.

Литература

1. Онлайновое видео - замена телевидению.

URL: http:/ / mediarevolution.ru/ audience/

behavior/1511.html

2. Карпенко М. Новая парадигма XXI века //

Высшее образование в России. 2007. № 4.

С. 93-97.

3. Демина Н. UniverTV: научно-образователь-

ная интернет-видеотека // Троицкий вариант. 2010. 25 мая, № 54.

4. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние рас-

ширения человека. М.: Гиперборея, 2007.

5. «Соперник» телевидения URL: http://

mediarevolution.ru/ audienc e/beh avior/ 930.html

6. Шадриков В.Д., Шемет И.С. Информаци-

онные технологии в образовании - плюсы и минусы // Высшее образование в России. 2009. № 11.

7. Итоги конференции // Высшее образова-

ние в России. 2009. № 11.

8. Double Dipping, Typers vs. Talkers and Media

Multitasking Stand out as Common Activities. URL: http:// www.blinkx.com/ article/blinkx-survey-tv-online-video-habits-reveals-surprising~605

9. Самарцев О. Телевидение. Личность. Об-

разование. Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 1998.

LATENKOVA V. PERSPECTIVES OF EDUCATIONAL INTERNET-TELEVISION The work substantiates the perspectives for the development of a system of educational television using modern technologies of webcasting. The article considers the typology of the Internet-television, its current state, and the specifics and forms of presentation of its educational content. In this article the problems of the Internet-television audience’s specificities, the particularities of the consumer’s activity, and their demographic characteristics are viewed.

Keywords: educational television, Internet television, podcasting, video on demand, webcasting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.