Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / ООН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хатамов Ф.Ф.

В данной научной статье анализируются тенденции обеспечения прав и свобод человека в Узбекистане. Подчеркивается, что категория прав человека является не только общечеловеческой ценностью, но и имеет национальные и ментальные характеристики. Также изучена и анализирована Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR ENSURING HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN UZBEKISTAN

This scientific article analyzes the trends in ensuring human rights and freedoms in Uzbekistan. It is emphasized that the category of human rights is not only a universal human value, but also has national and mental characteristics. The National Strategy of the Republic of Uzbekistan on Human Rights has also been studied and analyzed.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В УЗБЕКИСТАНЕ»

ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В

УЗБЕКИСТАНЕ

Ф.Ф. Хатамов, доктор философии (PhD), подполковник МВД Республики Узбекистан (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-1-3-108-111

Аннотация. В данной научной статье анализируются тенденции обеспечения прав и свобод человека в Узбекистане. Подчеркивается, что категория прав человека является не только общечеловеческой ценностью, но и имеет национальные и ментальные характеристики. Также изучена и анализирована Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека.

Ключевые слова: права человека, Национальная стратегия, модернизация, демократия, ООН.

Как и в любой сфере, важно принятие четкого программного документа по защите прав и свобод человека в стране. В частности, основополагающим положением в этом отношении служит принятие Указа Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека» от 22 июня 2020 года.

Говоря об этом, в первую очередь следует отметить, что в последнее время под руководством главы нашего государства всем нашим народом проводятся кардинальные и комплексные реформы по построению нового Узбекистана, - отмечает А. Саидов -теперь на повестку дня вопрос дальнейшего совершенствования

механизма защиты прав и гражданских свобод человека [1]. Эта задача отражена в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы. В Послании Президента Олий Мажлису от 24 января 2020 года подчеркнута необходимость эффективной и своевременной реализации данной задачи.

За этот период проект Национальной Стратегии дважды выкладывался для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.uz, а также на официальном сайте Национального центра по правам человека, т.е. в первоначальной и улучшенной версиях с предложениями. В ходе обсуждений поступило много предложе-

ний от государственных органов и неправительственных организаций. Кроме того, была организована Национальная консультация по проекту. Активное участие в нем приняли представители институтов гражданского общества, СМИ, международных организаций и дипломатического корпуса. От этих участников также были получены ценные предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию проекта Стратегии.

В этом смысле Национальная стратегия «учитывает рекомендации международных организаций, в том числе уставных органов и договорных комитетов ООН, а также всестороннее изучение актуальных вопросов защиты прав человека, анализ действующего законодательства, правоприменительной практики и лучшие мировые практики, разработанные в результате широких общественных консультаций, международных и национальных консультаций» [2].

Сегодня наше общество системно работает над укреплением нормативно-правовой базы защиты прав человека, им-плементацией международных стандартов в национальное законодательство и выполнением международных обязательств, а также активизацией сотрудничества с международными организациями по правам человека. В результате признано, что Узбекистан как субъект международного права вышел на новый этап развития в сфере международного сотрудничества в

области прав человека. Это подтверждается тем, что страна как активный участник работы по созданию международных норм смело выходит на мировую арену в качестве инициатора новых международных соглашений.

Принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «Просвещение и религиозная толерантность» является наглядным практическим примером реализации инициативы, выдвинутой Президентом Республики Узбекистан на 73-й сессии этой международной организации. Это важное достижение дало большой импульс подъему авторитета Узбекистана в мировом сообществе. Инициативы Узбекистана поддерживаются на уровне ООН. Большое значение для нашей страны имели визиты Генерального секретаря ООН, Верховного комиссара по правам человека, Специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии и Специального докладчика Совета ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов.

В настоящее время Республика Узбекистан присоединилась более чем к 80 международным документам по правам человека, в том числе к 6 основным договорам Организации Объединенных Наций и 4 факультативным протоколам. Национальные доклады о выполнении этих международных документов регулярно представляются в Совет ООН по правам человека и договорные комитеты.

В стране сделан ряд позитивных шагов по имплементации норм прав и свобод человека, закрепленных в этих международных документах, в национальное законодательство, по развитию национальных правозащитных институтов. Также большое внимание уделяется усилению роли институтов гражданского общества в защите прав человека. Следует отметить, что Национальная стратегия Республики Узбекистан в области прав человека имеет особое символическое значение, когда она утверждается накануне исторического дня подписания Устава Организации Объединенных Наций. Здесь следует подчеркнуть несколько аспектов:

Во-первых, Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам прав

человека имеет большое историческое значение для нашего народа и общества, как и подписание 26 июня 1945 года Устава ООН имеет большое историческое значение для мирового сообщества.

Во-вторых, международные принципы и нормы, закрепленные в Уставе ООН, основаны на важности глобального сотрудничества для улучшения жизни людей на земле. Основываясь на своем мандате и своем уникальном международном характере, Организация Объединенных Наций защищает мир и безопасность, права и достоинство человека, изменение климата, устойчивое развитие, гражданские права, разоружение, терроризм, гуманитарные и чрезвычайные ситуации, гендерное равенство, управление и продовольственную безопасность и по многим вопросам, стоящим перед человечеством в 21 веке.

В-третьих, Устав ООН является первым получившим всеобщую поддержку документом в области защиты прав человека. Тот факт, что термин «права человека» семь раз упоминается в тексте Устава ООН, свидетельствует о том, что одним из приоритетов и основных принципов ООН является защита и поощрение прав человека. В 1948 году Всеобщая декларация прав человека ввела понятие прав человека в область международного права. С тех пор ООН защищает права человека в соответствии со своим Уставом с помощью соответствующих правовых инструментов и ряда конкретных мер.

Несомненно, что Национальная стратегия Республики Узбекистан в области прав человека станет действенным инструментом единой и скоординированной политики в области защиты прав и свобод человека, закрепленных в Конституции Республики Узбекистан и ратифицированных международных договорах. Целью Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека является определение основных задач и направлений реализации государственной политики по обеспечению прав и свобод человека в Узбеки-стане[3].

Говоря об основных задачах национальной стратегии, необходимо перечислить следующие:

- совершенствование законодательства с учетом приоритетов социально-экономического развития страны, общепризнанных международных стандартов и обязательств Узбекистана в области прав человека;

- повышение роли парламента и институтов гражданского общества в достижении Целей устойчивого развития Узбекистана к 2030 году, укрепление законности, гармонизация национального законодательства и правоприменительной практики с международными обязательствами в области прав человека;

- правоприменительная практика в сфере религии, свободы слова и выражения мнений, доступа к информации, недискриминации, гендерного равенства, равного доступа к качественному образованию и медицинскому обслуживанию, социальной интеграции пожилых людей, защиты прав детей, молодежи, женщин, лиц с ограниченными возможностями и мигрантов дальнейшего улучшения;

- повысить уровень правового, социально-экономического и иного обеспечения защиты института семьи, материнства, отцовства и детства, профилактики и противодействия бытовому насилию;

- обеспечение экономических прав человека, развитие частной собственности и государственно-частного партнерства;

- повышение качества и охвата образованием на всех уровнях, развитие системы непрерывного образования, обеспечение инклюзивности системы образования и ее доступности для всех;

- повышение качества и адресности информационно-просветительской деятельности в области прав человека;

- внедрить инновационные принципы в целях гармонизации межгосударственных отношений, сотрудничества с международными организациями, качества и своевременности рекомендаций международных договорных органов по правам человека;

- реализовать меры по обеспечению избрания Республики Узбекистан в Совет ООН по правам человека.

Помимо Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека,

указом утверждены еще два важных документа. Одним из них является "Дорожная карта" по реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, а другим - Положение о порядке взаимодействия государственных органов Республики Узбекистан по рассмотрению сообщений и решений уставных органов и договорных комитетов по правам человека Организации Объединенных Наций [4].

Мы также можем проанализировать перспективы дальнейшего совершенствования прав и свобод человека в нашей стране как политического приоритета государства на основе Стратегии развития Нового Узбекистана. В частности, во втором направлении этой стратегии, озаглавленном «Справедливость и верховенство права - самое основное и необходимое условие построения народного государства,

обеспечивающего человеческое

достоинство», нашли отражение следующие основные принципы:

- обеспечение подлинной независимости и открытости системы правосудия;

- дальнейшее укрепление института и профессии адвакатуры;

- создание системы, принуждающей исполнительную власть действовать в рамках закона, восстанавливая права граждан и предпринимателей под защитой частной собственности;

- совершенствование государственной политики по борьбе с коррупцией;

- повышение правосознания и культуры населения в построении демократического государства и гражданского общества;

- воспитывать у граждан чувство уважения и соблюдения закона.

Следует отметить, что человек изначально был создан свободным. Никто не имеет права дискриминировать его, нарушать его права в своих интересах, мучить его морально и физически. Поэтому различные государственные и негосударственные институты должны объединять всех преданных своему делу людей, должностных лиц в деле восстановления прав и свобод человека. Если мы будем работать вместе, мы обязательно добьемся своей цели.

В основе всего этого, прежде всего, защите и обеспечению прав и свобод главным критерием реформ в этой сфере человека. Хорошо известно, что останется безусловное выполнение требо- определение этого более высокого ваний Конституции и наших законов, пол- значения не обязательно означает ная реализация принципа приоритета «за остановку в каком-либо пункте достоинство человека». Как отметил Пре- назначения. Мы все понимаем, что зидент Ш. Мирзиёев: «В то же время мы защита прав человека - это непрерывный прекрасно понимаем, что перед нами процесс» [5]. стоит больше задач, чем мы сделали по

Библиографический список

1. О содержании и значении этого указа рассказала беседа корреспондента Национального информационного агентства Узбекистана с директором Национального центра по правам человека Республики Узбекистан Акмалем Саидовым. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.uza.uz

2. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека». 22 июня 2020 г., № ПФ-6012.

3. Инсон хукуклари буйича Миллий стратегия: мазмун-мох,ияти, ахдмияти, максади ва вазифалари. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uza.uz/uz/posts/inson-u-u-lari-b-yicha-milliy-strategiya-mazmun-mo-iyati-a-a-26-06-2020

4. Ойбарчин Абдуллаева, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции НДПУ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://parliament.gov.uz/uz/

5. Мирзиёев Ш.М. Мы будем решительно идти по пути демократических преобразований на основе новой стратегии развития Узбекистана. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uza.uz/uz/posts/yangi-ozbekiston-taraqqiyot-strategiyasi-asosida-demokratik-islohotlar-yolini-qatiy-davom-ettiramiz_318163

PROSPECTS FOR ENSURING HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN UZBEKISTAN

F.F. Khatamov, Doctor of Philosophy (PhD), Lieutenant Colonel Ministry of Internal Affairs of the Republic of Uzbekistan (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. This scientific article analyzes the trends in ensuring human rights and freedoms in Uzbekistan. It is emphasized that the category of human rights is not only a universal human value, but also has national and mental characteristics. The National Strategy of the Republic of Uzbekistan on Human Rights has also been studied and analyzed.

Keywords: human rights, National strategy, modernization, democracy, UN.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.